Наш крест

МОЙ КРЕСТ

                Иго моё - благо
                И ноша моя легка.

12.09.21. Воскресенье.  Однако, симметрия даты.

Богоданная моя,  прознав от Оли про намечающуюся экспедицию, хорошо по мне проехалась.
Мужик-то, под стары годы  совсем сдурел, в религию, типа, ударился.   
Супруга у меня строгая.  Когда-то мы с ней были активные партийные. 
Партия сгнила, государство, которому мы верно служили, валенком накрылось. 
Больше мы ни в какие партии-секты не вступали. Как бы однолюбы. 
К религии  она относится  «фиолетово»:  Бог един, а остальное – от лукавого.   
Я примерно так же. Но,  понимаю,  что культура без культа, ритуала  существовать не может. Ведь атеизм – это тоже не что иное, как религия. Только вместо священников – пропагандисты. 
Написал и доктора Геббельса вспомнил. Любая ложь, повторенная тысячекратно, становится правдой. Вот только правда,  она у каждого своя, и это далеко не всегда  истина.

Отступать  мне некуда.  Если не я, то кто же? 
Начиная с июля,  моего дня рождения,  сроки откладывались и откладывались, предел.
Так, что, как было условлено,  гружу в маленький прицеп трёхметровый  крест. Еле справился.  Тяжёлый  он  получился. Как-никак три шестиметровых половых доски- пятидесятки на него пошло.  Бензопилу, топор,  лопату,  ведро с защитной  пропиткой, молоток и гвозди туда же. Всё увязываю и накрываю тентом. Готово.
 
В девять утра подъезжает Оля с Еленкой, за ней супер вездеход Палыча.  Четырёхмесячную Елену, ей ещё рановато участвовать в афёрных проектах старого  деда, оставляем на Бабушку и трогаемся.

До Нестринского поворота перед Порховом  доехали в момент.  Сворачиваем на Остров. Дальше Красуха со «Скорбящей Псковитянкой» и одинокой печкой, Турищенка, мост через Веретеньку, за которым нас ждёт Витя на своём спортивном мотоцикле.  Байк по современному.
Он выехал заранее и уже успел проехать  насквозь от Заозерья  через урочище  Ситовичи на Веретени.

От Заозерья дорога короче, но она напрочь заросла. Не стоит и пытаться.
А вот от Веретени  вполне проходимо.  И свежая колея намята до самого урочища,  видно ездили и не раз.
Однако, в низине перед Ситовичами  умудрились мы всё-таки  сесть.
Сначала буксанули, потом "Вранглер" на брюхо сел. Хорошо, что не в чистом поле, а в молодом  ольховом чернолесье.  Лебёдка пригодилась.  За  ольшину у корня зацепились, выдержала.   В  два приема вытащил наш «проходимец» сам себя.   

Дальше старались пробиваться уже поаккуратнее. Впереди повышение,  высокие старые деревья.  Ивы и липы. Приехали. Сворачиваем направо, ещё немного и мы на Змиёвой горке.
 
Из заранее раскроенных мною досок сколачиваем  основание, пропитываем защитой и готовим площадку. Небольшое замешательство с ориентацией креста относительно стран света.  Насколько я помню, алтарь в церкви должен глядеть на восток. Но, обсудив ситуацию, решили, что наш крест – это не предмет культа, а как бы памятник, поэтому разворачиваем его, чтобы он хорошо смотрелся на подходе со стороны  аллеи  лип и последних развалин Ситовичей. Вековой дуб и остатки Гришиного сада совсем рядом справа.

Установили.  Я,  немного умаявшись, отхожу  в сад. Под одной из старых  яблонь всё усыпано крупными сладкими яблоками.  Вокруг меня  густой яблочный аромат и  недовольное гудение шершней.  Беру  четыре самых  крупных  и отступаю, от греха подальше.

Возвращаюсь. Ребята уже успели вокруг креста насыпать холмик – голгофу, а Оля найти несколько небольших валунчиков. Камушки тоже укладываем в холмик.Надеюсь, при следующих визитах камней в голгофе  добавится.

Пора и трогаться.  Обратно  до самого выезда на шоссе в Веретенях без приключений. За мелиоративной канавой, которая когда-то была речушкой Гусачкой пасутся кони. Три белых, немного поодаль два тёмных. "Пара гнедых", - я в названиях мастей не очень разбираюсь.  Да и поле вокруг Ситовичей, раньше была трава по пояс,  было основательно натоптано. Похоже, Азербайджанская семья, которая обосновалась в Веретенях, без дела не сидит.

Проезжая мимо усадьбы  новых азербайджанских фермеров, видим целый технопарк сельхозмашин. Время  поджимает, а так надо бы было познакомиться.  Ведь на этой территории теперь они фактические хозяева.

После Заозерья сворачиваем к кладбищу в Гостенях.  Навещаем могилки моих Бабушки, Дедушки и Тётушки Маруси.  Прибрано.  Видно,  Питерская  двоюродная  сестрёнка Наташа, у неё дача в Молочищах, всего пара-тройка километров от кладбища в Гостенях,  не забывает.  Несколько минут, но как они мне  дороги.
 
Время поджимает.  Назад  решили проехать через  Славковичи.  В Славковичах  не стали поворачивать на Подсевы.  Проехав по мосту через Черёху,  мы поехали по Быстрецовской  дороге. Я по ней до этого ни разу и не ездил.
К пятнадцати ноль-ноль наша короткая по времени  поездка завершилась в  Калиновщине.
Громыхнуло и ливануло. Вовремя мы обернулись.
Мы сделали это!


Через пару дней  связался в «ВК» с Натальей Викторовной Советной.   Узнал, что наша совместная «международная» экспедиция и в этом году  не состоится.   У Протоиерея  Отца Григория положительный ПЦР тест.  Да и в церкви в Юкках все болеют. Он,фактически один службу правит.   
КОВИДная эпидемия продолжается. Дай Бог всем здоровья.
Так что,  впереди теперь  только октябрьская конференция в Порхове.


             ***
Табличку на кресте мы установили
только на третий год.

"Поклонный крест в память о родине поэта и воина
Игоря Николаевича Григорьева (1923-1996)
– Гришином Хуторе и деревне Ситовичи ,
и его славных земляках.
Установлен благодарными потомками 12.10.2021г.

    …Нас в люди выводила Русь
    Всей строгостью земли и неба;
    Пусть хлеб её был чёрным, пусть,
    Но никогда он горьким не был.
    И.Григорьев. «Я в русской глухомани рос»"






"Дело памяти всегда впереди!"
Готовим следующую экспедицию.


Продолжение. http://proza.ru/2022/07/16/223


Рецензии
Здравствуйте, Василий.
Этот поступок говорит о Вашем благородстве и величии.
С уважением,

Лариса Малмыгина   17.04.2024 06:22     Заявить о нарушении
Лариса! Спасибо!
Не из благородных я.
И величия никакого.
Но благодарная память
о предках - это святое.

Василий Овчинников   17.04.2024 06:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.