Под ликами

Пригласили меня как-то в общество «кому за шестьдесят». Посидеть –поговорить, обменяться тем, что на сердце накопилось. Собралось человек двадцать. Обмениваемся.  Примечаю одного мужчину, немного необычного вида для его лет. Седобородый, с косичкой и серьгой в ухе. Случилось разговориться с ним. Оказалось, художник. Самоучка.  А художнику без диплома, без связей, нужно смотреть на свое творчество не как на солнечную прямую дорогу к вершинам славы, а как на перебежки от подворотни к подворотне во время дождя. Каждая подворотня –  случайный заработок. То для кинотеатра рекламы малюешь, то что-нибудь где-нибудь оформляешь.  И этот с косичкой тоже так всю жизнь протрубил.


-Я, - говорит, -  Где только ни работал. Художником оформителем.  Некоторое время, даже достаточно стабильно работал в обществе слепых.
-  а зачем обществу слепых художник? – удивился я, - Что же вы там делали?
- Стенгазеты оформлял. Наглядную агитацию.  Во-первых, так просто положено. Вы ведь понимаете, спускались циркуляры. Во-вторых, там далеко не все слепые. Обслуга, руководство зрячее. Для них старался. А в-третьих, они меня выбрали потому что я мог делать и чеканку. Вот я и делал так, чтобы слепые могли прощупать и понять.
 - Интересно, что же они прощупывали?
- Еще как прощупывали. Зрячие просто не представляют себе способностей слепых.  Они могут многое представить только по ощущениям кончиков пальцев.
- Ну хорошо, - не понял я, -  Вот, к примеру, очень модна была чеканка парусников. Или девушка. Ну хорошо, с девушкой слепой не ошибется.  Он руки-ноги различает. А с парусником? Если он ослеп в зрелом возрасте и этот парусник видел хотя бы на картинках, я понимаю. может представить.  А если он его вообще не видел? Что он может себе представить?
-  Мне в их голову трудно залезть, я не вдавался.  У меня другие заказы были. Из чеканки выполнил Маркса и Ленина. Висели у нас на входе рядом со стенгазетой. И слепые прекрасно разбирались. И одна пожилая женщина даже себе лично заказала.
- Маркса или Ленина?
 - Нет свою собаку-поводыря.
- Ни фига себе. Вы сделали?
- Раз плюнуть. Бутылку коньяка дала.
 
  Конечно, мне была интересна эта удивительная стезя в творчестве моего нового знакомого. Но разговор на эту тему я опрометчиво оставил на потом. А потом налетела «корона» и нашу группу расформировали.
 

  Но не стоит об этом тужить.  Тут другое удивительно – сила агитационного искусства.  зачем в церквях стоят портреты святых?    Зачем на деньгах, газетах и где угодно   можно было увидеть профиль Ленина.  Зачем одновременно с Лениным красовались изображения, по очереди Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Горбачева, Ельцина, Путина?  А что без них нельзя? Человек без идола одичает?  Может быть, наоборот, человек постоянно видя портреты как раз и дичает? Может быть, со слепыми наглядный пример такой дикости?   Подумал, что не прав, вот в мечетях нет изображений.  И снова не прав. Вижу репортажи из разных стран, куда приезжают российское руководство.  Могу перечислить навскидку страны, где, начиная с аэропорта вы увидите растяжку с портретом главного лица: КНДР, Иран, Сирия, Египет. Это я на экранах видел собственными глазами.  И отсюда могу все-таки заключить, что человек под портретом дичает. Можете себе представить, что в Нью-Йорке в аэропорту вы увидите растяжку с портретом Байдена? Или в аэропорту Франкфурта растяжку с портретом Меркель?   


Рецензии