Спасатели и спасённые. 5

Сурова жизнь на Севере.  Трудна она для северян даже в повседневных условиях.

Не дай Бог оказаться в глухом лесу человеку одному. А уж тем более ребёнку или пожилой женщине. О двух таких случаях я рассказала в предыдущих частях.

А представить человека в ледяной воде в море, да ещё в шторм, просто невозможно.

Предпринять решение о спасении надо мгновенно. И мгновенно надо его исполнить.

Нет времени вызывать спасателей. Нет времени и ждать чьей-то помощи и требовать её от кого-то.

И на такой поступок готов не каждый, а только тот, кто уверен в себе, что он готов к такому поступку.

Это произошло  в 1965 году.  СРТ – 4131 (средний рыболовный траулер), находясь в открытом Баренцевом  море,  с полным трюмом трески, возвращался в порт Териберка.

Возвращение было в непростых условиях – был сильный шторм.

Во время шторма смыло за борт матроса.  Спускать шлюпку не имело смысла.  Даже брошенными за борт спасательными средствами матрос не смог воспользоваться.  Во время падения он сильно ударился о борт. И просто чудом держался на воде.


Молодой старпом Виктор Андреевич Кичигин, мгновенно оценив обстановку, принимает решение. То единственное, которое на данный момент можно принять.

Обвязав себя тросом и закрепив его вторым концом на палубе, он прыгнул в бушующее море.
Действовал он решительно и быстро.

Написать более подробно я не смогу, так как никогда не была в подобной ситуации.
Однако была мурманская газета, рассказывающая об этом.  Статья была с портретом Виктора, на груди которого была Медаль за спасение.  Я эту газету читала.

Сейчас, связавшись с его женой, а ныне уже и вдовой Ниной Алексеевной Кичигиной, я узнала, что газета не сохранилась. Возможно, кто-то из детей увезли её в свою семью.

О поступке Виктора Кичигина написал мне бывший моряк, в своё время окончивший МГТУ и хорошо знавший спасателя, следующее:
«Матрос без помощи – утонул бы. Он чудом ещё держался на воде. И Виктор его «сплавлял» по воде уже бесчувственного».

Дальше он пишет:
«В Атлантике вода всегда +8, +9 градусов, а в Баренцевом море +4,+5. Человек может продержаться в такой воде не более получаса, а в условиях шторма и того меньше.
И наш Виктор Кичигин просто совершил подвиг!»


И, наконец, самое главное ради чего я стала писать.

Старпом Виктор Андреевич Кичигин – мой двоюродный брат и родной брат Василия Андреевича Кичигина, о котором я писала в серии «Поморская говоря. 3»

Два брата, родившиеся в старинном поморском селе Нюхча.
 
Василий стал геологом, а Виктор – моряком. Капитаном.

Василия и Виктора всегда считала не только родными по крови, но и добрыми, верными друзьями.

Хочу сделать пояснения по фото.

Оба фото прислал мне Владимир Кичангин. Поэтому пояснения пишу с его слов.

1. Фото сверху.   «Это сложный момент в море – переброска трала с одного судна на другое.
  Хотя море спокойное и судов рядом нет, но операция очень опасная.
В море судам очень сложно пройти борт к борту из-за качки. Можно крепко удариться…
На сетках сидит моряк, член экипажа Попов Леонид Константинович.»
Дальше он пишет:» У меня такая операция оторопь вызывает. Я знаю, что такое оказаться за бортом, когда вода +5, а до судна полкилометра.»

2. Второе фото снизу, тоже любительское.
Команда СРТ-3170.  Виктор Кичигин 6-й слева, он как бы во втором ряду, видны голова и плечи.

Владимир, спасибо за помощь в написании очерка.


Продолжение следует.


Рецензии
Молодец Виктор. Не каждый решится прыгнуть в почти ледяную воду. Спас товарища. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   03.05.2023 16:33     Заявить о нарушении
Нина, Спасибо!
Я непростительно забыла поблагодарить.
Да, наш Виктор был смелым человеком.

Анна Алексеевна Золотовская   05.05.2023 15:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.