Что-что ты сказала?

Будучи в гостях в одной семье, у меня состоялся такой вот диалог с хозяйским сыном.
Молодому человеку около тридцати лет.
Он уже оделся и обулся в уличную одежду, но что-то забыл и попросил меня это ему подать из кухни…

- Ступай на кухню и возьми что тебе надо, - ответила я ему, так как не знала, что и где лежит.

Он почему-то удивленно взглянул на меня и прошел в комнату.
Улыбнувшись, произнес, не то удивленно, не то с осуждением,

- Ну-у, у Вас и богатый же словарный запас…

Теперь я удивилась и спросила, что он имеет ввиду?

- Что это за слово такое «ступай»? – спросил молодой человек.

- Значит «иди», так у нас в деревне говорили, - ответила я.

Этот разговор натолкнул меня на мысль, что когда-то слово «идти» произошло от слова «ступать» от слова «ступня»…

Много лет назад, когда меня по распределению отправили трудиться на Волгу в Куйбышев в проектный институт, туда же приехали еще несколько девочек из разных регионов Союза.
Были девушки из Тулы, Калуги, Ульяновска, Свердловска.
Пару месяцев отдел работал с перебоями в своей деятельности…
В течение рабочего дня в институте устраивали плановые перерывы для отдыха: была производственная гимнастика или просто ничегонеделание: болтали о том – о сем.
Местные сотрудники с улыбкой слушали наше щебетание: «а -канье, га -канье» и быструю речь, это от тулячек, «о -канье» и певучесть речи от свердловчанок. Удивлялись и нашим, не совсем понятным словам и оборотам речи.

Когда у меня родился первенец, мне было всего двадцать лет. Жили мы в большой семье со свекровью.
Как-то я попросила свекровь помочь мне искупать малыша.
Пробую воду с помощью локтя – вода кажется горячее чем надо.

Прошу свекровь,

- Мама, растрасти воду, пожалуйста.

Женщина остановилась, смотрит на меня недоуменно и говорит,

- Ты что сейчас сказала?!

- Воду растрасти. Она горячая, - опять прошу.

- Это что за слово то такое ты говоришь? – недоумевает свекровь.

- Растрастить, значит разбавить горячую воду холодной водой, - догадалась я, что от меня хочет свекровь.

Вот так меня жизнь учила отвыкать от слов и оборотов речи, что слышала я с младенчества и использовала сама лет так до пятнадцати.

Огромные просторы страны имеют множество селений и местечек, где до сих пор народ говорит «своими словами», словами им понятными, и при разговоре не задают друг-другу вопросы: «А чтой-то ты мне сказала?»

17.09.2021 года.


Рецензии