Глава 8. Размолвка

Глава 8. Размолвка
               В Кашине стояло бабье лето. Неказистый, в сущности, городок, расцвеченный жёлто-красной листвой, похорошел и , казалось, помолодел. Кашинка, река-сердце, ярко синела под сентябрьским небом в золотой раме деревьев и кустарников. Ласковое солнце осени дарило тёплые дни, и даже думать не хотелось о том, что это – прощальный подарок, скоро серые тучи затянут небо и оно заплачет холодными тяжёлыми дождями.
               Густав быстро поправлялся, и доктор, зашедший по просьбе Иды осмотреть его, разрешил и даже рекомендовал больше бывать на воздухе, однако настоятельно советовал не переутомляться и избегать любых нагрузок. Но разве можно назвать нагрузкой долгую неторопливую прогулку по осенним улицам, где в садах буйно цветут астры и георгины, и запах флоксов приносит едва уловимую нотку грусти в радость погожего дня?
               Они исходили этот городок вдоль и поперёк, переходя по мостикам-лавам с берега на берег, плутая по его улочкам, больше напоминающим деревенские, любуясь куполами церквей в осеннем небе, подолгу останавливаясь на высоких берегах Кашинки. Они почти не разговаривали, слишком хороши были эти солнечные дни, чтобы наполнять их пустыми разговорами, а былая вражда забылась, как дурной сон. Как-то незаметно они перешли на ты и это обращение сблизило их, как если бы они были старыми друзьями, вновь встретившимися после долгой разлуки. В этих бесконечных бесцельных блужданиях по городу было, однако, одно место, которого оба бессознательно избегали – развалины Дмитровского монастыря, где в берёзовой роще, сбегающей к реке, прятался в пожелтевшей траве большой серый камень – кенотаф, надгробье над символической могилой шведского принца-изгнанника, заброшенного судьбой в этот город и умершего здесь через два года по неизвестной  причине.
               Однажды, после продолжительной прогулки, когда Ида решила, что ему пора отдохнуть и они присели на скамейку в городском саду над обрывом, Густав сказал, глядя куда-то за реку:
               – Ещё недавно я был ужасно зол на тебя, за то что ты расстроила все мои планы, но в конце концов всё получилось к лучшему. Потеряв чужое обличье, я вернул своё собственное. Мне гораздо приятнее быть самим собой, а не каким-то Николаем-Латифундистом…
               – Ну это понятно, – засмеялась Ида. – Кстати, знаешь, что самое забавное в этой истории? Николай вообразил себя моим спасителем и сделал мне предложение.
               – Ты ему отказала?
               – Ну сам подумай, зачем мне такой муж? Я же ведьма! А он просто какой-то бизнесмен...
               – Мне когда-то цыганка предсказала любовь ведьмы…
               – Могу тебя успокоить, если уж принимать во внимание цыганские предсказания, то это не про меня. Потому что мне цыгане пообещали – только не смейся! – заморского принца.
               – Но я и есть заморский принц, – засмеялся Густав.
               – В десятом колене? Это не считается!.. Подожди… – Ида перестала улыбаться. – Мне снились странные сны… Мрачный замок, женщина в старинном наряде, иезуиты… Это были твои сны? Ты на самом деле и есть Густав, сын Эрика? Но как тебе удалось?..
               – Я и сам не знаю, но моё возвращение тоже было предсказано.
               – И что ты собираешься делать дальше, принц Густав?
               – Для начала я хотел бы найти свои книги. Они были спрятаны в том подвале, но кто-то украл их из моего тайника. Эти книги бесценны. А для меня они ещё и единственная, кроме воспоминаний, связь с моей прошлой жизнью. Их потеря для меня невыносима!
               – Так это из-за книг ты рисковал жизнью? Что же, это достойно Нового Парацельса...
               … Вечером Ида по обыкновению раскладывала пасьянс, а Густав валялся на диване с книжкой, хотя от чтения у него – последствие сотрясения – быстро начинали болеть глаза. Вот и сейчас он бросил книгу в угол дивана и сел.
               – Где ты взяла эту макулатуру? Такого бреда мне ещё не приходилось читать!
               – Какой конкретно бред ты имеешь ввиду? – спросила Ида, отрываясь от карт и оглядываясь. – А, это хозяйские книжки. Там в основном какие-то сентиментальные женские романы, терпеть их не могу, а эти три – издание местного краеведческого музея по истории города. Думала узнаю что-нибудь новенькое. Про твоего… про тебя там читала, когда портрет увидела… А что?
               – Да ерунду всякую пишут. Не знаю откуда эти писаки берут свои материалы, но только было всё не так!
               – Тебе, конечно, виднее, но я всегда считала, что историки опираются на какие-нибудь документы…
               – На сплетни они опираются! Если кто-то в своих мемуарах насобирал слухов, то потом историки считают этот досужий вымысел историческим документом, а на самом деле это просто-напросто болтовня скучающих обывателей!
               – Чем тебе историки не угодили? Что такого крамольного ты там прочитал?
               – У них получается, причина всех моих злоключений в этой стране в том, что собираясь жениться на царской дочери, я имел любовницу! Что за глупость! Годунову хотелось завоевать Ливонию и чтобы обеспечить себя верным союзником, он  решил посадить на ее трон своего будущего зятя. На эту роль он выбрал меня  и пригласил приехать в Россию, обещая помочь в завоевании будущего королевства. Когда я приехал, мне даже показали войско, с которым мне предстояло отвоёвывать прибалтийские земли. Если бы мне удалось завоевать для себя трон, русское государство обрело бы надёжного союзника. Я помог бы Годунову против любых поползновений внешних врагов, Самозванец никогда не только не вступил бы в Москву, но даже не пересёк бы русской границы. Но вся беда была в том, что по своему характеру Годунов не мог действовать решительно, он боялся войны и не доверял своим воеводам. Он пытался привлечь жителей Ливонии на свою сторону интригами и всячески оттягивал начало моего похода. Видя, что царь не собирается исполнять обещанное, я просил его хотя бы отпустить меня из России, но получил решительный отказ. Мало того, я впал в немилость у царя и он сослал меня в Углич.
               В этих книгах написано, что причиной царского гнева было то, что я вёл себя неподобающим образом и выписал из Германии свою давнюю любовницу. Ну при чём тут любовница?! А неподобающим было то, что я выражал недовольство нерешительностью царя и ругал двуличные московские порядки. Да, однажды я сказал что-то вроде «если ваш царь не отпустит меня, мне останется только поджечь Москву и бежать, воспользовавшись суматохой». А царю донесли, что я угрожаю сжечь Москву! Ну подумай сама, разве это не бред?
               – Да, мне тоже показалось несколько нелогичным то, что там написано… Но сейчас немного поздно доказывать свою правоту, ты не находишь? Четыреста лет прошло…
               – Я просто хотел, чтобы ты поняла, как было на самом деле.
               Ида смешала карты на столе, собрала их в стопку, сунула в ящик и встала.
               – Засиделись мы сегодня. Доктор велел тебе больше спать. Как твоя бессонница? Может, дать снотворного?
               – У меня есть другое предложение, – сказал Густав, поднимаясь и подходя к Иде,– Почему бы тебе не составить мне компанию?
               – В смысле? – не поняла Ида.
               – Я хочу сказать, что если мне нагадали ведьму, а тебе заморского принца, то, очевидно, это судьба. Зачем нам в таком случае разные комнаты?
               – Ты в своём уме? – спросила Ида – Кажется я не давала тебе повода…
               – Разве обязательно нужен повод? Пойдём, – Густав обнял её за плечи.
               Но Ида сбросила его руку и отстранилась.
               – Вы перепутали меня с Анькой, – резко сказала она, вышла из комнаты и закрыла за собой дверь.
               Густав постоял, потом пожал плечами и пошёл к себе.

(фотографии: 1 -из интернета, 2 -фото автора.
Продолжение http://proza.ru/2021/09/18/1540


Рецензии