Точка возврата

Журналисты и политики в своих речах очень любят использовать технические и профессиональные термины. Давно уже вошел в бытовой словарь всех категорий граждан чисто авиационный термин «Разбор полетов». Теперь потихоньку входит авиационный термин «Точка невозврата», хотя такого термина в реальности не существует. Есть «Точка (рубеж) возврата».
Это максимально удаленная от аэродрома взлета точка на маршруте полета, с которой можно вернуться на аэродром вылета, сохранив навигационный запас топлива. Навигационный запас, это, по-простому, небольшое количество топлива про запас для непредвиденных ситуаций. Сейчас про происхождение этой точки.
В авиации есть всякие разные правила, в том числе правила по подготовке и выполнению полета. Одно из них - без запасных аэродромов не летают.
Предстоит полет с аэродрома А на аэродром Б. Надо посчитать, сколько топлива нужно. Считают так. Нужно посчитать топливо от и до аэродрома назначения плюс топливо на полет до запасного З. Но по погодным условиям аэродром З не может быть выбран запасным. Что делать? На аэродроме вылета погода хорошая, на аэродроме назначения еще лучше, а запасного нет. Лететь нельзя, но очень хочется. То можно. И придумали точку или рубеж возврата. Можно лететь до этого рубежа, там еще раз подумать, принять командирское решение вернуться или лететь дальше.
Если вернуться, то получается всё по правилам, но не красиво в глазах товарищей и особенно начальников.
Если лететь дальше, а это фактически полет без запасного аэродрома- серьезнейшее нарушение правил, то может получиться очень нехорошо.  Если на аэродроме назначения погода ухудшится или аэродром закроется по иным причинам, будет еще хуже, чем недовольство начальства. Сначала предстоит душевный разговор с инспектором по безопасности полетов, а то и с прокурором. С первоначальным вопросом вы о чем думали, и с заключительным во всех случаях выводом - вы неправильно думали.
Короче, точка возврата – это махровый формализм с элементами подставы. И пользоваться ей могут только действительно опытные люди. А точки невозврата в авиации нет, точнее, точками невозврата являются все точки, дальше точки возврата. Если над точкой возврата быстро принимается решение лететь дальше, то пролетев точку возврата, возврат в нормальном виде невозможен. Если без аварии, то обязательно со скандалом. 
А теперь совет. Старайтесь не использовать термины, значение которых вам точно не известно.


Рецензии