Братан

                Отпуск закончился, и поездка в поезде в обратном направлении по маршруту Чита-Сочи не обещала ничего примечательного. Шесть суток, почти неделя. Кому-то покажется, что это ужас как долго. Да, долго, но и не особливо ужасно. Вагон был современный, то есть с кондиционером и биотуалетом. Запасы пищи телесной на неделю имелись. Это «хлеб»! А «зрелища»? Тут уж кто как себя развлекает! Конечно, если весь досуг у человека сосредоточен только в «умном» гаджете, именуемом смартфоном, то да, шесть суток будут очень утомительны. В силу ли отсутствия у меня смартфона, в силу ли каких-то других причин, у меня досуг в поезде более разнообразен и длительная поездка проходит без особой скуки.
                Пересекая необъятные просторы России, грех не смотреть в окно. Реки, горы, озера (в том числе Байкал), различные природные ландшафты - всё это не может не завораживать. Пейзажей, достойных пера, например, Левитана не счесть. Не менее интересны и урбанистические виды: сёла, города и веси. Можно видеть, как, например, очень похожи друг на друга сельские поселения Сибири. Да и сёла Урала, и европейской части России тоже мало отличаются друг от друга и сибирских. А вот южные сёла, хутора, станицы, например, на Дону, Кубани, несколько отличаются от вышеупомянутых. Наличием фруктовых деревьев, небольших садов, около домов, среди которых доля добротных кирпичных и каменных строений выше по сравнению с более северными и восточными регионами. Дома отличает и большая площадь. А какие причины такой разницы? Возможно, в среднем сельский южный житель живет в большем достатке, чем северовосточный, которому ведь еще и отапливать свой дом зимой более накладно. Тут не до хором. По этим же причинам, думается, и меньшая доля каменных строений. Деревянный дом теплее кирпичного. В общем, наблюдая в окно поезда, есть о чем поразмышлять.
                Также не менее интересно наблюдать за попутчиками и слушать их разговоры. Не ради праздного любопытства, а научного интереса для. Сколько людей, столько и характеров и, анализируя их поведение, пополняешь свой опыт, касаемый психологии людей. Начинаешь лучше понимать российский менталитет и его особенности в различных регионах. В общем такая долгая поездка позволяет познавать свою страну и людей ее населяющих. Например, когда поезд идет на восток и попадает на просторы Забайкалья, то пассажиры, садящиеся в вагон на его станциях, наполняют вагон громкоголосьем! Шибко оручи забайкальцы.
                Лазейками, позволяющими переносится сквозь пространство и время, скрасить времяпрепровождение являются книги. Чтение – это, конечно, отдельная история. Сейчас не об этом. В этой же поездке моё время скрашивал Борис Евсеевич Черток, увлекательно повествующий о становлении советской ракетно-космической отрасли в серии книг «Ракеты и люди». Исторический экскурс от заместителя Сергея Павловича Королева начинается с поисков немецких ракетных секретов на территории Германии в 1945 г. до межконтинентальных баллистических ракет, полета человека в космос и межпланетных программ СССР. Эта серия книг может увлечь не только людей просто интересующихся, но и более искушенным в истории ракетно-космической отрасли, и они подчерпнут из них много неожиданного и доселе им неизвестного.
                Опричь того, есть у меня волшебная записная книжка с выписанными мною вручную избранными стихотворениями любимых поэтов (Пушкин, Лермонтов, Есенин и др.). Перечитывать их и повторять заученные ранее – тоже большое удовольствие для меня. Этот небольшой личный сборник «поэзии живой и ясной, высоких дум и простоты» в поездках всегда со мной. Он при отсутствии других средств досуга мог бы один полноценно занимать ту часть моего внутреннего мира, которая отвечает за эстетические и интеллектуальные удовольствия.
                Кроме поэтического сборника с музыкой слов у меня имеется и сборник музыки звуков. Есть у меня еще один друг, скрашивающий мне время. Это мой старенький MP3-плеер Sony. Он ласкал мои слуховые рецепторы и наполнял эстетизмом при прослушивании, например, «Времен года» Вивальди и Чайковского! Бодрил при прослушивании Рамштайна и Металлики. Наполнял сентементализмом при звучании групп Пламя и Самоцветы. Да, под музыку время бежит быстрее и веселее!
                Ну и есть еще сборник кроссвордов. Тоже какая-никакая радость мозгам, требующим активности. Правда, к сожалению, в последнее время большинство кроссвордов являются легкими и не интересными. Видимо, делаются они теперь в большинстве своем с помощью специальных компьютерных программ. Без души они. Не сравнить с кроссвордами советских времен, печатаемых, например, в журнале «Крокодил».
            Конечно, также скрашивают поездку звонки родным и близким. А обильный сон позволяет хорошо отдохнуть и набраться сил. Таким образом, дальняя поездка на поезде для меня не сильно утомительна и уж точно не скучна.
                Комфортность длительной поездки в поезде также сильно зависит от соседей-попутчиков. От их уровня культуры и воспитания. Тут уж как повезет!
В эту поездку мне с ближайшими соседями «слегонца» не повезло. Вагон был плацкартный и я обитал на нижней полке (не «боковушка»). Место напротив занимала женщина, которая также, как и я, села в Чите и ехала до Краснодара, то есть практически те же шесть суток. Возраст трудно назвать точно, приблизительно шестьдесят лет, плюс-минус. Не знаю, как для остальных попутчиков, но для меня она стала тренером моей выдержки и воли. Выдержка и воля меня не подвели. А вот со своим раздражением я все-таки ничего поделать не мог. Она очень часто кашляла. Громко и практически никогда не прикрывая рот. Прикрывай она рот, например, полотенцем, громкость была бы гораздо меньше и в окружающее пространство распылялось бы гораздо меньше аэрозольного содержимого ее рта и окружающие меньше бы на это обращали внимания. Так ведь кашель-то был еще к тому же «непростой», он был с «отягощением». Это был не сухой, а влажный кашель, сопровождаемый, да простит меня мой читатель, «прихаркиваниями-отхаркиваниями». Было заметно, что это раздражает не только меня, но и других попутчиков. Но у всех оказались очень крепкие нервы и высокое чувство такта, никто за всю дорогу ей замечания не сделал. Я, по крайней мере, не слышал. Приступы кашля у нее начинались, как правило, после принятия пищи. А пищу она принимала часто, поэтому обладала несколько избыточным весом. Все это могло бы смягчаться скажем ее дружелюбностью по отношению к попутчикам. Но этого не было. За всю дорогу я слышал от нее не больше десятка слов, если не считать ее разговоров по телефону. Впечатление злого человека она не производила, но равнодушного и недружелюбного к остальным. Однажды увидел, как у соседки сверху (полка надо мной) что-то упало на пол. «Верхняя» соседка спала и падения не видела. «Кашляющая» соседка приподнялась и полюбопытствовала, что упало. Поглядела и спокойно продолжила чтение. Она, к слову, много читала (электронную книгу). Я тоже глянул, упало полотенце. Поднял его и положил на верхнюю полку, к спящей хозяйке.
                Верхняя соседка тоже была раздражителем. Конечно в меньшей степени, но все же. Она была курящая. Очевидно с очень сильной зависимостью. Она с нетерпением ждала каждой остановки, на которой можно было выходить на перрон. Ее уши пухли от недостатка никотина и поэтому она, вероятно, испытывала очень сильную тревожность и поэтому то и дело «скакала», то со своей полки, то на свою полку. А опорой, нетрудно догадаться, служила моя полка. Поэтому все эти «поскакушки» я очень даже ощущал. Ночью это было особенно неприятно, так как сон у меня достаточно чуткий и все скачки данной «сайгачки» нарушали моё пребывание у Морфея.
                В остальном все было неплохо. Еду себе, никого не трогаю, меня никто не трогает. Проводниками у нас в вагоне были мужчины, два штуки. Спокойные и доброжелательные. Один из них был нерусский, то ли кавказской, то ли среднеазиатской группы народов. Периодически подметали полы, делали влажную уборку. Туалеты тоже содержались в порядке. С различными товарами от РЖД по вагону не ходили, не донимали пассажиров. В общем, претензий к ним никаких лично у меня не было.
                Шесть суток пролетели, конечно, не как один день, но все же. Наконец-то поезд прибывает на станцию моего назначения. Пятый час утра, вокзал Сочи. Выхожу из вагона, говорю спасибо проводнику и желаю хорошего обратного пути. Неожиданно он спрашивает: «А у Вас в Чите родственников нет?», показывая свой бейджик, на котором «Sergey Kirillov». А я-то ведь – Andrey Kirillov.
- Да, есть. Но корни мои - шелопугинские.
- Так ведь и мои корни в Шелопугино. Родители давно уехали, связи потеряны. Возможно мы родственники какие-нибудь!?
- Вполне вероятно! Мы все Кирилловы там друг другу в какой-то степени родственники! Почему же Вы раньше-то меня не спросили, за шесть суток мы бы этот вопрос досконально изучили?
     Но оказывается, он только при высадке увидел, что пассажир, едущий на поезде «Чита-Адлер» от самой Читы, его однофамилец. Посадку же в Чите проводил его коллега.
               Мы с моим отцом этим летом как раз работали над нашим «кирилловским» генеалогическим древом. Поэтому, на всякий случай, решил спросить, как звали отца и деда Сергея, а вдруг окажется, что и родня. По батюшке он оказался Викторовичем, а его отец – Виктор Иннокентьевич. На память древо, я еще, к сожалению, не помню, поэтому решил дома глянуть. Распрощались с Сергеем и уже отойдя метров тридцать, я вернулся назад и спросил про отчество его деда. А вот отчество деда Сергей уже, увы, не вспомнил! Я ушел и потом, несколько опомнившись, сообразил, что номера телефона Сергея, на всякий пожарный, и не взял.
               Приехав домой, приведя себя в порядок после почти недельной поездки в поезде и отдохнув, решил посмотреть свою тетрадочку с генеалогией. И что я вижу?!! Есть Виктор, есть Иннокентий – его отец. А Иннокентий – Егорович, брат моего деда – Андрея Егоровича! Вот это да! Появилась почти полная уверенность, что проводник, с которым я познакомился уже в конце своего пути, Кириллов Сергей Викторович, мой троюродный брат! Тут я в очередной раз пожалел, что не взял его номера телефона.
                Однако ж надо было все-таки было удостовериться, что Сергей мой братан, на сто процентов. Решил позвонить родителям, так как папа, являясь двоюродным братом Виктора, общается с его сестрами, которые папе, соответственно, сестры двоюродные. Позвонив, попросил папу связаться с кем-нибудь из них и узнать есть ли у них племянник Сергей, работающий проводником. Ежели да, то узнать его номер телефона. Не прошло и получаса, как я получил положительный ответ и номер своего троюродного брата (братана) Сергея.
                Не откладывая в долгий ящик, я начал незамедлительно набирать Сергею. Однако, безуспешно. Оно и понятно. Номер – незнакомый. Кроме того, у проводников, по прибытию поезда на конечную станцию, работы невпроворот. Надо готовить вагон в обратную дорогу. Но независимо от того дозвонюсь я или не дозвонюсь, я решил съездить на вокзал Сочи, когда поезд «Чита-Адлер» пойдет в обратном направлении, чтобы лично пообщаться с Сергеем. Ждать было недолго, в обед поезд уже шел в обратном направлении и в Сочи имел получасовую стоянку. Будет немного времени пообщаться с обретенным братом.
               Каково же было удивление Сергея, когда он меня снова увидел на вокзале! А моя реплика: «Ну еще раз здравствуй, братан!» повергла его в околошоковое состояние. Посадка была большая, пассажиров было много и минут десять Сергей с напарником производили посадку. Когда он освободился, с помощью нарисованного мною от руки фрагмента генеалогического древа, на котором была видна наша родственная связь, я рассказал Сергею о нашем родстве. Близком родстве, наши деды – братья. Немного рассказали друг другу о себе. Сфотографировались. Я вручил Сергею свои контакты и тот самый фрагмент древа. Договорились, что, когда его поезд снова будет в Сочи, созвониться и встретиться.
                Вот такая удивительная, на мой взгляд, история! Ведь это сколько случайностей и совпадений! Мне нужно было поехать в этот день, в том вагоне, в котором проводником был Сергей. А он? Ведь он мог, когда я выходил на своей станции и не спросить меня ничего, он вообще в этот момент мог отдыхать, а высадку-посадку делать его коллега. Хорошо, что мы с отцом составили древо. Без него, вероятно, и не удалось бы определить родство. А ведь с тетками Сергея, своими двоюродными сестрами, отец «нашлись» также недавно. Это отдельная история с письмом, подписанным «Кирилловым» без конкретного адреса. Это же почти как чеховский Ванька Жуков – «на деревню дедушке». Их семья давно уже, когда Виктор и сестры Вера и Нина были еще практически детьми, уехала с исторической родины и связи постепенно были потеряны. Письмо все-таки попало к кому-надо и утерянные родственные связи были восстановлены.
                А не далее, как год назад был такой случай. На сайте шелопугинской районной библиотеки увидел пост о встрече с писателем-земляком, Владимиром Казанцевым. Он жил и работал учителем истории в школе в Вершино-Шахтаме Шелопугинского района. Теперь переехал на жительство в краевой центр, Читу. Я заинтересовался, нашел его контакты и списался с ним. Взаимно выясняя друг у друга подноготную, мы установили, что являемся троюродными братьями! По линии моей бабушки (мамы отца), Улиты Андреевны (Воложаниной в девичестве). Так вот дед Владимира Казанцева, Воложанин Сергей Андреевич – родной брат моей бабушки.
                Вот ведь как получается: второй слой родни (двоюродных) мы еще хорошо знаем, а вот третий слой (троюродных) уже не очень! А что уж говорить о четвертом и последующих коленах?!
                Да… Земля круглая и тесная, а пути господни неисповедимы! Пусть же нити родственных связей не рвутся! В наших силах их сохранять! А если уж это произошло, то пусть они восстанавливаются! Большие и дружные семьи – сильная Россия!


Рецензии
Сейчас и двоюродных не всех знают. Недаром бродит по народу такая пословица:лучше близкие соседи, чем дальняя родня.

Владимир Казанцев 5   21.09.2021 14:47     Заявить о нарушении
Добрые соседи это хорошо! Но и родственников не след забывать )

Андрей Кириллов 72   21.09.2021 19:36   Заявить о нарушении
Я, только за!

Владимир Казанцев 5   22.09.2021 13:36   Заявить о нарушении