Краткая история развития г. Онеги

Онега – город у Белого моря в устье одноимённой реки, отметивший в 2020 году свой 240-летний Юбилей, был образован по Именному Указу Императрицы Екатерины II «Об учреждении Вологодской Губернии и о переименовании некоторых селений городами» 25 января (5 февраля) 1780 г.

Основой для вновь образованного города послужили четыре древние деревни: Даниловская, Кишутинская, Мининская и церковная деревня на Погосте. Первое известное документальное упоминание об этих деревнях имеется в Сотной на Турчасовский стан Каргопольского уезда 1556 года. Эти же четыре деревни, упоминаются в одном из самых ранних кратких описаний города – географическом словаре Афанасия Щекотова изд. 1805 года, где они называются «слободами». Там же указано, что город состоит из двух улиц Большой и Угорной.

В 1784 году на свет появился Генеральный план застройки города Онеги, на котором Екатерина II собственноручно написала: «Быть по сему. Генваря 16 дня 1784 года. В С. Петербурге». На этом плане хорошо видно компактное расположение построек, которые условно можно разделить на четыре отдельные части (деревни). Согласно этому плану город совпадал с протяжённостью существующих деревень, вытянувшихся вдоль берега реки Онеги. Следовательно, городу назначалось расти в ширину. Однако, крестьяне, ставшие горожанами, не торопились строиться на новых местах, и в начале XIX века, город продолжал оставаться в виде большой деревни, с хаотичным расположением построек. Однако, границу будущего города, новоиспечённые горожане соблюдали, и закрыв старое кладбище на Погосте, новое разместили уже за городской чертой.

По данному плану, в центре города была запроектирована площадь, на которой начали строить Свято-Троицкий собор. В окружающих кварталах, фасадами на площадь, были запроектированы каменные казённые, публичные и обывательские строения. Однако, кроме здания Онежского уездного казначейства, построенного в 1802 году (впоследствии дважды перестроенного) и двухэтажного дома торгующего крестьянина Ивана Павловича Воробьёва, построенного около 1889 года, никаких каменных строений вокруг площади построено не было.

К 1812 году Екатерининский план почему-то сочли неудобным, и составили новый. По данному варианту плана, город имел уже несколько иные очертания, увеличиваясь в северо-западном направлении. Через год, в 1813 году был составлен ещё один план Онеги, на котором так же были приведены продольные и поперечные профили некоторых участков городских земель, имеющих важную роль при градостроительстве. И, вскоре появился новый план Онеги, утверждённый Императором Александром I, на котором 9 апреля 1817 года, он так же, как и Екатерина написал «Быть по сему».

По этому плану, в отличие от плана 1784 года, количество кварталов увеличилось. Кладбище, прежде вынесенное за городскую черту, было указано уже в пределах города. На плане выявлялась явная зависимость строительства города от реки, повторяющего очертания её русла. Вытянувшийся вдоль речного берега, с трёх других сторон его предполагалось обнести валом и рвом. Сам город представлялся с выпрямленными проспектами и улицами и прямоугольной системой кварталов. Площадь его значительно увеличилась.

Как известно, для правильной городской застройки, необходимо чтобы город был разбит на кварталы. По всей вероятности, разбивка кварталов на местности, и межевание земель были произведены в период конца XVIII - нач. XIX вв. Косвенным предположением этому, является: «Геометрический специальный план Архангельской губернии города Онеги, выгонной земли, отмежёванной во владение того города мещанам определённого числа, в одну вёрстную пропорцию по Указу Правительствующего Сената Межевого департамента» датируемый 1788-1805 г. На данном плане указано: «Под поселением города Онеги со вновь разбитыми кварталами 155 десятин…». Однако, в описании города, сделанного в 1813 году Кузьмой Молчановым указано: «Город на части и квартала не разделён».

Так или иначе, но уже в первой половине XIX века, в городе стали появляться первые улицы, и то, что город был разбит на квартала уже летом 1817 года, подтверждается следующими данными: «1817 года июля 26, получен из Архангельского губернского правления к Г. Онежскому городничему Данилову, при указе, экземпляр высочайше конформированный Его Императорским Величеством апреля в 9 день сего года, вновь проектированного плана города Онега, по которому нарочно командированным от оного правления на счёт общества уездным землемером Коллежским асессором Вельяшевым, и разбиты здесь, в том же июле месяце кварталы».

В 1822 году в Онежском Городническом Правлении рассматривался указ Архангельского Губернского Правления о выдаче разрешений на строительство частных домов. В 1823 году, с 16 августа по 9 октября в правление поступило девять заявлений о желании построить дома на плановых местах. Таким образом, началась плановая застройка Онеги, и начало формирования улиц.

В 1861-1862 годах Губернским землемером Манаковым был составлен новый проектный план. Однако при этом квартальные межевые столбы поставлены не были. После обращения городского правления в Архангельский Губернский Строительный Комитет, в 1866 году Архангельским уездным землемером Крыжевским квартальные столбы были восстановлены согласно проекта 1862 г., а сам проектный план был обновлён.

Если по плану 1817 года, в городе было запроектировано 46 кварталов, то по плану 1862 года их было 20. Из этого количества полностью или частично были застроены всего 11 кварталов. Квартала разделялись набережной, тремя проспектами, располагавшимися параллельно реке Онеге и перпендикулярными им девятью улицами.

Обновлённый план утвердили не сразу. Некоторое время велась переписка онежских властей с губернским строительным отделением об увеличении некоторых кварталов и выделения мест под городские площади. Так же указывалось, что для «правильности и красы, требуемой городом», необходимо было сосредотачивать городские строения в средних кварталах, так как они составляют главную часть города, и из-за того, что крайние квартала застраивались медленно, участки огораживались плохо, и своим внешним видом оставались быть похожими на деревню.

Городские улицы в начале 1860-х годов оставались точно такими же, как их пописывал писатель-этнограф С.В. Максимов, посетивший Онегу в 1856 году: «Единственная улица города, по которой можно ещё ездить на лошадях (все другие, три или четыре, заросли травой и затянулись кочками, представляя вид недавно высушенного болота), была когда-то выстлана досками, но теперь представляла ужасный вид гнили...».

В 1864-1865 гг. Архангельской губернской строительной и дорожной комиссией было принято решение «о лучшем устройстве и утрамбовании улиц в г. Онеге». Таким образом, было решено отремонтировать: Средний проспект, Кладбищенскую, Седуновскую и Погощенскую улицы.

В 1870 году была произведена очередная топографическая съёмка города, по результатам которой, 7 мая был составлен акт. В этом акте указано, что Нижний проспект к этому времени уже был открыт, и простирался от Успенской площади до верхнего конца города. Его предполагалось ограничить Концевой и Загородной улицами. Вдоль последней предполагалось выкопать ограничительный ров шириной в 2 сажени. Точно таким же образом предполагалось открыть Соборный и Загородный проспекты по направлению существующих квартальных столбов. Поперечные улиц, сохраняли существующие направления и размеры. В последнем пункте это акта было указано, что наименование улиц то же самое, так как они названы по живым урочищам.

На плане города 1871-1873 г., составленном по этой съёмке, видно, что новая проектная квартальная сетка, значительно отличалась от плана 1784 года, утверждённого Екатериной II. По этому плану, город проектировался к разбивке на 25 кварталов, и внешне повторял план 1817 г., утверждённый Александром I. Именно по этому плану происходило развитие города вплоть до начала XX века. Нумерация кварталов указанных на плане 1871-1873 г., сохранилась до настоящего времени. Ограничительный ров вдоль Загородного проспекта так и не был вырыт, и постепенно город стал расти вширь. К началу 1930-х годов, появились очертания ещё двух проспектов, расположенных за проспектом Урицкого (быв. Загородный). Они были примерно такой же ширины, как и первые городские проспекты. Но, впоследствии, они стали именоваться улицами.

Деревянный город неоднократно подвергался малым и большим пожарам, но отстраивался вновь. После большого пожара 1886 года, онежские купцы Дикин и Корчажинский, а так же торгующий крестьянин Воробьёв решили построить каменные дома, которые сохранились до настоящего времени. В период Гражданской войны, в результате артиллерийского обстрела с английских канонерок 1 августа 1919 года, нижняя часть значительно пострадала от возникшего пожара, но со временем вновь отстроилась. Статус Онеги как города был подтверждён Декретом ВЦИК в 1925 году.

После Великой Отечественной войны город начал расти в северо-западном направлении. Массовое строительство индивидуальных жилых домов началось в 1950-е годы. В это же время в микрорайоне «Рочево» началось строительство двухэтажных деревянных домов. Такими же домами застраивался рабочий посёлок лесозавода № 32-32. Недалеко от него, на горе «Шалга» так же началось строительство частных домов.

До начала 1960-х годов город был застроен только деревянными домами, исключая административные каменные здания. В 1962 году Ленинградский институт начал работу над проектом застройки Онеги. В конце 1963 года генеральный план был принят к осуществлению. Онежский городской архитектор Виктор Иванович Михайлов принимал активное участие в разработке этого проекта, рисовал эскизы расположения многоэтажных зданий и зелёных насаждений. При нём было построено множество 4-5 этажных кирпичных жилых домов, которые со временем занимали целые квартала.

В конце 1990-х годов строительство многоэтажных каменных домов приостановилось. Последний 5-ти этажный дом (панельный), который начали строить в эти годы, был сдан в эксплуатацию лишь в 2010 году. Одновременно с его достройкой, к нему стали пристраивать кирпичную часть такой же этажности, окончательно сданную в 2012 году. На этом строительство многоэтажных домов полностью прекратилось.

В эти же годы, было разбито несколько новых городских кварталов для индивидуальной застройки, и в настоящее время город понемногу расширяется за счёт строительства частных жилых домов.

Правобережная часть города в настоящее время (2020) имеет более 50-ти кварталов, которые разделяют более 100 проспектов, улиц и переулков. Левобережную часть составляют посёлки Поньга и Легашевская, так же разделённые на квартала.

Решением МО «Онежское» № 53 от 29.12.2009 г. был утверждён генеральный план города Онеги. В 2014 году, ООО «Институт строительных проектов» подготовил новый генеральный план развития города, но, вероятно, данный план так и не был утверждён.

В 2019 году, ООО «Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства» разработал новый проект генерального плана МО «Онежское» (г. Онега) с перспективой развития до 2030-2035 г. Вероятно, этот план и был утверждён постановлением Министерства строительства и архитектуры Архангельской области № 24-п от 24.12.2019 г. Этим же министерством 20.08.2020 г. было издано распоряжение за № 248-р о подготовке проекта внесения изменений в выше названный генеральный план. Этим же распоряжением было рекомендовано провести утверждение данного проекта до 2 декабря 2020 года. Как Онега будет развиваться дальше, покажет время…

На фото: Вид на Погост, рис. 1797 г. (сверху), план г. Онеги, 1784 г. (снизу).

Используемые источники и литература

1. ГААО. Ф.14. Оп.1. Д.1565.
2. Там же. Д.1681. ЛЛ.2-6об.
3. Там же. Ф.1410. Оп.1. Д.1. Л.1.
4. Там же. Д.2. ЛЛ.1-9.
5. Там же. Ф.75. Оп.1. Д.495. ЛЛ.19-22об.; 24об.; 27об.-28; 58-58об.; 66-69об.
6. Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск, 1984. С.79.
7. МБУК «ОИММ». (фотография кп-4575).
8. Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест со многими древними историческими известиями и замечаниями, к дополнению Российской истории служащими из разных рукописных и печатных книг, монастырских церковных архивов, из достоверных словесных преданий и других несомнительных источников, с приобщением Архангельской губернии карты, плана и вида города Архангельска, собранное в Архангельске С. Козьмою Молчановым, и изданное Главным Правлением училищ, при Императорской Академии наук. Спб., Акад. наук, 1813. С. 254.
9. Полное собрание Законов Российской Империи, (собрание первое). Книга чертежей и рисунков (планы городов). Санкт-Петербург, 1839. С.26; 56.
10. Полное собрание Законов Российской Империи. Том XX. С 1775 по 1780.Санкт-Петербург, 1830. С.911.
11. Поморская энциклопедия. Том I. Архангельск, 2001. С.283.
12. РГАДА. Ф.1356. Оп.1. Д.66.
13. Там же. Ф.1293. Оп.168. Д.14. Л.1 (план Онеги 1780 г.).
14. РГИА. Ф.1350. Оп.312. Д.5. Л.19об. (рисунок 1797 г.).
15. Словарь географический Российского государства. Собранный Афанасьем Щекатовым. Часть четвертая. Отделение I. Москва, 1805. С.855-856.
16. СПбИИ РАН. К.11. Оп.1. Д.32ч1. Л.33об.


Рецензии