15 лет курил и в один день бросил навсегда

       ЗАРОК ТРЕТИЙ
      
       Из словаря синонимов:
       Зарок – это  обещание, клятва, присяга, обет…


    Совсем недавно умер мой сосед по старому дому Григорий. Небольшого роста, с виду крепкий дед, хотя  курил много. «Добром  это пристрастие не кончится»,  – предупреждали  его. Но он не верил, считал, что его здоровья хватить надолго. Но когда заболело горло, он  пошел к  врачу, оказалось, что не простуда, а рак горла. Умер.Стержневой в семье  был он  человек. На нём держались дом и дача. От горя и тоски вскоре ушла на тот свет жена. Квартира опустела. Поселился в ней внук.  Не курит, кажется, это утешает.
    Типичная судьба курильщика. И я был на этом пути, когда в 12 лет начал курить в подвале, где мы играли с пацанами  в карты на деньги. Сам процесс курения и вкус табака  поначалу мне не нравился. А когда втянулся, одна пачка стала нормой.  И уже ни дня без сигарет или папирос. В игре в карты нам везло, поэтому могли  купить  «Джейбл»,«Приму»,  дешевые «Стрелу», «Север», Прибой», «Памир». И мама давала на кино, а мы тратили на курение.
    Курили и мы не только в подвале за картами, но и в школе в  туалете или за углом сначала школы № 8, а потом и школы № 7. Однажды грянул гром. Когда учились в 10-м классе,  директор школы  Николай Григорьевич Пастухов был строгих правил, фронтовик, поймал нас с братом  в туалете школы с поличным и отнял сигареты с фильтром «ТУ- 134». Вызвал он нашу маму. Поругал нас в своём кабинете: но под конец была неожиданная странность: отдал матери сигареты, а та – нам.
    Это было как-то непедагогично, непоследовательно для главного в школе человека. Это ведь практически легализация нашего курения!  При всей сознательности и уважения к директору мы с братом с удовольствием докурили пачку сигарет с фильтром. Но победителями себя не чувствовали. Думали, что тут какой-то подвох, потому что у нас с Николаем Григорьевичем были замысловатые отношения. Он самолично   дал нам рекомендации в комсомол и нас приняты в ряды 22 июня 1970 года. Он преподавал у нас историю. В последней четверти десятого класса  он за ответы на уроке поставил мне четыре пятерки, а за год вывел четверку. Может, это была месть за поведение, не знаю.  Но эта строгость все-таки принесла пользу. В годы учебы в МГУ  по всем видам истории у меня были только пять.

           ТУТ И ДО АСТМЫ НЕДАЛЕКО

     В армии втянулся в курение окончательно, потому что там есть   специальное время для перекура. На службе бросить курить это очень нереально, кругом курят. Не быть же белой вороной. За сигаретой в курилке обретаешь друзей, слышишь интересные истории. По крайнем мере так было в то время.
     Когда был   студентом  МГУ, тоже  по инерции курил на первых курсах. Здоровье позволяло. На занятиях по физкультуре установил личный рекорд в прыжках в высоту – 1 метр 57сантиметров, играл за курс  в волейбольной команде. Это утешало, что со мной все в порядке.
     Но сколько веревочке не виться, конец будет. На  4-м курсе стал покашливать по утрам.  Вспомнилась моя бабушка, которая страдала астмой и тоже  мучилась кашлем, иногда час и больше.
     – Как бы и мне не хворать как бабушка,-  думал я.
     Установка-то у меня была правильная, но желание бросить курить оставалось умозрительным, абстрактныи по своему характеру.

         БРАТ НАРИСОВАЛ СТРАШНУЮ КАРТИНКУ

    Учился я в МГУ, жил в «высотке"  – главном здании на Ленинских горах (ныне Воробьевы горы) и ко мне приезжал младший брат, который учился в военной академии, что тогда была расположена  рядом с Кремлем. Его друзья-курсанты тоже курили. Однажды брат  рассказал, что  их, курсантов,  для профилактики курения сводили в какую-то клинику, в морг, и показали легкие курильщика.
    – В легких ужас какой-то, - делился брат впечатлением от увиденного. -  Черно-коричневая  масса жидкости  с противным запахом до тошноты.
    Я это представил перед глазами, да так что меня   передернуло.
    – У меня, наверное,  то же самое, - думал я, слушая брата.- Уже кашляю. Но гиря ещё не дошла до полу. Надо бы бросать курить.
    – Ну, и как после этой экскурсии курсанты?-спросил я.
    – Некоторые захотели бросить.
    – А сам-то как?
    - Я еще покурю. Если кирдык будет, хана наступит, то брошу,- уверенно ответил брат.
    – А я, наверное, этих крантов ждать не буду, - сказал я. – Затушу сигареты пораньше. Уже кашляю и в легких неприятные ощущения. Один день пробовал  выдержать без сигарет. Такая оказалась каторга. Только о затяжке, хоть одной, и думаешь. Как бросить, пока не знаю.
     - Старший брат у нас не курил и не курит, Присоединяйся к нему, - дал совет младший брат и добавил:-  А я на вас посмотрю.


       ПРИМЕР ВЗЯЛ С  ГАЙДАРА,
       НЕ РЕФОРМАТОРА 1990-х,
       А ЕГО ОТЦА, АРКАДИЯ – ПИСАТЕЛЯ
       

    В те времена не было смартфонов, интернета, чтобы полюбопытствовать, кто и как бросил курить. Основной источник информации – это радиоточка. И вот однажды слушал я радиопередачу об Аркадии Гайдаре – детском писателе,  рассказывали о его творчестве. Но один эпизод из его жизни я слушал так, будто мне бросили спасительный круг. Речь была о том, как он курил по-умному, системно, с оглядкой на медицинскую науку. Оказалось, что восемь месяцев он дымил, а потом перерыв –  тоже 8 месяцев. Где-то он вычитал, что за это время легкие очищаются от никотина.
    – Вот бы мне так, – подумал я.- Это же надо иметь такую силу воли, что овцы целы и  волки сыты.  А не повторить ли мне  «подвиг» писателя?
    Подумать-то легко, да исполнить  не просто трудно, а мучительно. Как на это решиться?
    Мысленно оглянулся назад на свою жизнь. Сила  воли у меня, если не на 100 процентов, то уж на 70-90 есть. Иначе как бы я бросил играть в карты на деньги  еще в 4 классе, хотя  в проигрыше мы с братом были редко, должниками не были.  Матери я пообещал в 9 классе не материться – исполнил, хотя в армии это почти невозможно. В этих случаях сила воли сработала, значит, она  при мне. Надо попробовать.  Начать надо с малого. Вечером перед сном я выкурил предпоследнюю  сигарету «Ту-134» и одну,последнюю, положил на тумбочку.
    – Если завтра смогу день не курить, то это сигарета будет моей премией. Если продержусь –  выкурю.
    Знал бы я какая это мука с утра не выкурить сигарету  Пятнадцать  лет курил без единого перерыва, без реальной попытки бросить. И тут такое! Уши опухли. Тяжко дышать. Голову спрятал я  под подушку. Чувствую, что при таком скверном самочувствии сил нет поехать  на факультет, что на Моховой (ранее проспект Карла Маркса).  В полуобморочном состоянии я пролежал в кровати до обеда.
    – Пора идти в столовую пообедать,- думал я.
    Но следующая мысль:" А вдруг по дороге захочу стрелоьнуть сигарету?" остановила меня.
    Эту коварную мысль я стал отгонять. Лучше уж тогда  не обедать. А слово надо сдержать, хоть один день-то.
    Вот эта мысль стала шлагбаумом для похода в столовую. Решил спать, чтобы легче пережить эти мучительные часы. Повезло – уснул.
    Просыпаюсь, смотрю время 9 вечера. Ура! День кончился. Теперь можно взять премию со стола и закурить! Но тут в голове мысль: чему радуюсь? День– это сутки. А сутки кончаются в  24 часа. И опять голову под подушку. После полуночи приз свой выкурю. Отсчитывал минуты и секунды. Мучился. Но так устал бороться с собой, что нечаянно уснул.
     Наутро  я  обнаружил, что сигарета лежит на месте. Теперь можно и закурить. Но вместо того, чтобы курнуть премиальную сигарету,появилась в голове  хитроумная, увертливая  мысль:
    - Сутки, продержался. А двое?
    Этого я от себя не ожидал. Обречь себя ещё на 24 часа терзаний и страданий. Это же бесчеловечно! К тому же опять не идти на занятия?
    - Ты же на отлично сдаешь последние сессии, - заявил внутренний голос.- Чего бояться, все наверстаешь.
    - Вообще-то справедливо,- соглашался я.-  В конце концов  университету и  Родине нужен здоровый студент.
     Эта мысль меня ободрила и я остался под подушкой. Вчерашняя маята и мыкание физического страдания продолжились. Я  терпел  и эти сутки, а сигарета все лежала на столе. О ней я не забывал ни минуты в течение вторых суток, которые прошли в каком-то тумане.
     Еще утро. Я был изможден от мучения без курева. Но в душе оказалась  даже какая-то гордость:
     - Все-таки смог не курить два дня. Какой я молодец!
      Хорохорился я  недолго. Пришла новая коварная мысль:
     - Бог любит троицу. Надо бы три дня продержаться.
     От такой мысли мне было себя жаль. Но три дня – это заманчиво. Значит, не иссякла сила воли.
    Опять с головой под подушку. Третьи сутки прошли полегче. Сигарета, по прежнему,   лежала на том же месте. Вот она  заслуженная награда. Рука хотела потянуться, но, оказывается,я  втянулся в борьбу с самим собой.
     - А что если неделю не курить?- уже вхожу в азарт.- Но на занятия я все-таки пойду. Курилку там обойду стороной.

   Чтобы не утомлять подробностями, скажу, что потом я назначил себе три недели,  три месяца. Позже замахнулся повторить "подвиг"  Аркадия Гайдара – не курить 8 месяцев подряд. На протяжении этих месяцев думал, что вот легкие очистятся, вот тогда уж покурю всласть. Когда цель была  достигнута, я уже не кашлял по утрам. Спортивные результаты еще лучше.  А что дальше? Я оказался в тупике. Снова начинать курить? На каникулах я сказал маме:
     - Больше не курю. Ни одной сигареты. Я так решил.
     - И не начинай снова,- сказала она.-  Стоило ли так мучиться, чтобы все начать сначала?
     - Ты права, мама. Не стоит. Я уже привык без сигарет. Если через 8 месяцев опять начну курить, опять будет кашель. Нет уж, хватит с меня.
      Это обещание матери я исполнил. И его ни разу не нарушил, а прошли десятилетия.
      Эта твердость стала еще одним ориентиром, когда нужны были усилия воли,
 чтобы одержать очередную победу над собой.


      P.S. РАССКАЗАЛ Я НЕ ВСЕ.

      Что с той сигаретой на тумбочке?
На той неделе, когда я ставил над собой эксперимент, кто-то из моих однокурсников молча забрал её. А я почему-то не сильно переживал по этому поводу.
      «Глаз не видит, сердце не болит» - подумал я.-  Нет соблазна, искушения, значит, легче будет продержаться. Поступок стремится к повторению,- говорила моя бабушка.- Раз решил что-то, не единожды не позволь нарушить слово. Иначе все пойдет-покатится по прежней колее.

        А что брат, который напугал меня страшной картинкой в морге  с легкими курильщика?
        И он сдержал слово. В зрелые годы, когда прозвенел звоночек, что с легкими не все ладно, тоже бросил курить.
      
       Остается добавить, что пример отца заразителен: ни один из двух сыновей не пробовал курить и не курят.
       Оказываются победы над собой нужны не только нам лично, но и для новых поколений.


Рецензии