Пальна - усадьба Стаховичей

Пальна, Усадьба Стаховичей

Когда я описываю Пальну, я вижу старое русское дворянское гнездо... Это была талантливая, культурная семья, дружная и спаянная, дерево, крепко вросшее в родную землю. Я рад, что застал ещё время его цветения, прежде чем налетевшая буря не вырвала его с корнем.
                М.А. Стахович (младший)



Мир дворянских усадеб... Мир бесконечно красивый, богатый, разнообразный, со своими традициями, укладом, культурой... Именно здесь, вдали от городов, в тиши уединения и рождались лучшие произведения русской прозы, поэзии, живописи... "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья", как писал Пушкин. Мир, безжалостно стёртый кровавой волной XX века, давно уж канувший в лету. То, что дошло до наших дней, лишь жалкие крохи былого великолепия
   Среди других усадеб дворянское гнездо Стаховичей выделяется особо: оно в XIX и в начале ХХ века снискало славу, как культурная обитель, где бывали Пушкин, Толстой, художники Репин, Ге, режиссёр Станиславский...               
   Этой усадьбе относительно повезло: здесь сохранился главный усадебный дом, церковь, другие усадебные постройки
   Усадьба Стаховичей располагается в полутора десятках километров севернее города Ельца Орловской губернии, на высоком живописном берегу речки Пальны, притока Быстрой Сосны.

Первоначально усадьба принадлежала Михаилу Васильевичу Перваго - видному масону и другу известного русского просветителя Е.И. Новикова. М.В. Перваго был человеком редкого ума и замечательно широкого и разностороннего образования. Он очень любил декоративное искусство и сам распланировал большой парк и сад на 26 десятинах в Пальновской усадьбе. Ещё при его жизни здесь был построен (около 1820 года) большой в стиле русского ампира дом. Его проект составил знаменитый отечественный архитектор А.Л. Витберг
   Единственная дочь М.В. Перваго Надежда Михайловна вышла замуж за офицера гвардейской артиллерии Александра Ивановича Стаховича, и с этого времени пальновская усадьба перешла к этому роду

Как известно, А.С. Пушкин по дороге в Эрзерум, посетив в Орле А.П. Ермолова, повернул на Елец. "До Ельца дороги ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи, достойной грязи одесской", - писал он в своём дневнике. Существует пока документально недоказанная версия о посещении в это время великим поэтом пальновской усадьбы. Однако совершенно не вызывает сомнения факт нахождения в пальновском парке на берегу реки в предреволюционные годы памятника великому поэту, который, по мнению местных старожилов, был поставлен Стаховичами на том самом месте, где сидел, отдыхая, А.С. Пушкин
   Рос тут и большой дуб, якобы посаженный Пушкиным при посещении усадьбы. Известно доподлинно, что этот "Пушкинский дуб" очень оберегался Стаховичами, и когда в его вершину ударила молния и в стволе появилась трещина, то её замазали специальным раствором, а сам ствол скрепили в нескольких местах обручами

После революции крестьяне, ошибочно приняв скульптуру за "родственника Стаховичей" (невежество!), сбросили её в речку. Позже, в 30-е годы, хватились искать, да так и не нашли. Нынешний бюст - новодел.

Места очень живописные! В июне 1891 года побывал в Пальне художник Илья Ефимович Репин, написавший в усадьбе небольшую картину "Пальна. Вид с балкона". Он был знаком со Стаховичами и питал нежные чувства к Софье Александровне Стахович.

   В Пальновской усадьбе Репин провёл целую неделю. Гораздо позже, уже в 1924 году он писал Софье Александровне: "Да, я был счастлив в Пальне, я купался в ней, я ездил с Вами верхами, ездили на лодке и рассуждали теоретически о дружбе". К сожалению, не сохранилось письма И.Е. Репина к Софье Александровне, которое он послал ей сразу же после своего отъезда из Пальны.

Но зато сохранилось её ответное письмо художнику:

"Ещё раз спасибо за ласковые слова, которые я очень скоро передала Пальне; мне подали Ваше письмо в саду и я прочла его в купальне. Но речка наша благоразумная и поняла, что Вы очень любезны и поверить в свои достоинства по Вашим словам ей не следует... Всё же я рада, что о Пальне Вы сохранили недурное впечатление, хотя Вы и не нашли её красивою. Но, во-первых, Вы много видали и поэтому требовательнее, а во-вторых, и главное, я люблю её и поэтому сужу пристрастно. И так пристрастно, что ничего лучшего мне не нужно"

Репин позже ещё раз приезжал в Пальну, а Софья Александровна бывала в Пенатах... Переписывались они и после революции.

Аллеи этой и скульптур давно уж нет, всё заросло.

"По другую сторону дома высокий балкон-терраса вел в сад. Обширный и тенистый, с огромными вековыми деревьями, белыми статуями греческих богов и богинь, каменными беседками и памятником Пушкину, он спускался к нашей веселой, извивающейся среди плакучих ив речке Пальне; слева, постепенно переходя в парк, выходил на нагорную лужайку Симакино с чудесным видом на Алексеевскую сторону, а справа замыкался плодовым садом с оранжереями и фунтовыми сараями. С той стороны реки, за небольшой лужайкой, симметрично подымался склон нашего старого сада, с такими же вековыми пихтами, дубами и липами, и оба дома, старый дедушкин и наш, молодой, переглядывались через речку и море зелени. И это не просто банальное выражение. Когда, стоя на балконе своей комнаты, я глядел на «ту сторону», эта кудрявая, живая и веселая, с бесконечным разнообразием оттенков зеленая ширь всегда напоминала мне волнующееся море".

Изначально тут стоял деревянный дом, выстроенный М.В. Перваго по проекту А.Л. Витберга. Сгорел он в 1907 году. Вот как описывает его М.А. Стахович (младший) в книге воспоминаний "Ушедшее":

"Большой серый деревянный дом с белыми колоннами и зеленой крышей состоял из двух домов: двухэтажного главного здания и другого поменьше, соединенных длинной залой. Постройка была XVIII столетия, какого-то довольно сложного, полумавританского стиля, с куполами, полукруглыми окнами. Но старина ли сгладила углы, или постиг архитектор какой-то секрет, несмотря на причудливый стиль, это было очень гармоничное и очень русское целое, типичный до мельчайших подробностей старый барский дом. Комнаты были низкие, не очень светлые и носили еще названия ушедшей эпохи: девичья, сени, диванная. В столовой висели почерневшие фамильные портреты, писанные крепостными. Двери красного дерева с накладными бронзовыми гениями и венками вели в залу. В этой единственной светлой комнате в четырнадцать окон, с гравюрами в тоненьких рамах и большими бюстами Щепкина и Садовского, со странным диванчиком в виде латинской буквы S для двух собеседников, сидевших вполоборота друг к другу, носившим какое-то сентиментальное французское наименование позапрошлого века, со старинным роялем и диваном и креслами по углам, сосредоточивалась общественная жизнь дома. В биллиардной, куда уединялась мужская молодежь, биллиарду было, верно, за сто лет, и сработан он был крепостным столяром. Мне думается, что обстановка дома сохранилась в главных чертах с первовских времен".

Нынешний дом построен в 1910 году на месте сгоревшего двумя  годами  ранее  деревянного  дома, сооруженного 1820 году по проекту архитектора А.Л.  Витберга.  Каменный  дом полностью  воспроизводит  планировку  и архитектурное  оформление  своего  утраченного  предшественника. Здание  построено  в стилевых формах позднего классицизма.

Здание выстроено в плане в форме буквы П... Южный  фасад акцентирован двумя ризалитами,  фланкированными  двумя четырехколонными  портиками  тосканского ордера,  увенчанными  треугольными  фронтонами.

Композиция северного  фасада  включает  в  себя  полуциркульный  в  плане  объем  двухъярусной колоннады  открытого  эркера-лоджии,  к которому  примыкают  на  уровне  первого этажа  два  четырёхколонных  портика тосканского  ордера на  высоких  цокольных подиумах. К главному входу ведет полукруглая в  плане  лестница
На уровне второго этажа боковые участки  северного  фасада  прорезаны полуциркульными окнами-люнетами, обработанными  веерным  рустом  (левое  окно заложено). Аналогично обработаны полуциркульные  арочные  проемы  второго  яруса портика-лоджии, перекрытого низким полусферическим куполом.

(Материал из Интернет-сайта).


Рецензии