Трижды Иваныч

      Мы вернулись в эти места осенью. Уходящее уже за горизонт, лето было аномально жарким. Мелкие болотца отступили, высохли. Обнажились шрамы окопов, стрелковых ячеек, блиндажей и воронок. Линию обороны можно было угадать с большой вероятностью - заросший камышом и какой - то удивительной крепости и живучести, травой - осокой, бывший окоп, а теперь овражек, начинался здесь, у наших ног и уползал в лес, как огромная зелёная змея.

      Не сговариваясь, не глядя друг на друга, мы пробрались вдоль овражка с десяток метров и так же, повинуясь шестому чувству, враз остановились. Поисковики знают и уже привыкли к этому чувству - павшие сами " хотят быть найденными" и " зовут" к себе.

      Металлоискатель зудел в ушах назойливым насекомым.

     - Здесь, - сказал мой товарищ и мы стали копать.
Гильзы и целые патроны, грязные, ядовито - зелёные, сохранившиеся и рассыпающиеся в пальцах, куски резины, ткани, дерева и кожи - ветхие, полуистлевшие свидетельства давних боёв. Пряжка ремня, пуговицы и ложка. Трёхлинейка Мосина без приклада и ложа - дерево не выдержало испытания временем, истлело.

      Металл оказался упорнее. На пряжке и пуговицах, тусклых, изъеденных окислением - две лапы якоря. Моряки, морская пехота держали здесь оборону и гибли, падали на дно окопа и уходили в беспамятье, забытость и неупокоенность.

      Ложка алюминиевая, потемневшая от времени и воды. На черенке хорошо видны выбитые точками три буквы " И". Инициалы ? Имя, отчество, фамилия ? Фамилия, имя, отчество ? Да, какая разница. Иванов ? Иван Иванович ?

      Стали копать осторожнее - лопата вывернула кость. Человеческую. Ясное дело, не курей же и говядину здесь ели.

      Через два часа кропотливой, по щепотке работы, открылся весь боец. Череп, кости рук, таза, ног, малые и большие берцовые. Вот уж, воистину большие - рослые были моряки, здоровые, высокие парни. Целых патронов мало, стреляных - без счёта. Ни одной гранаты, " мосинка" без штыка - близко подошли фрицы, не целясь, навскидку, как куропаток бил их морпех " И.И.И.".

      Гильзы складывали в найденную каску. Доверху, с горкой набралось. Выставили каску из окопа наверх, на отрытую, подсохшую землю. Товарищ принёс полевых цветов, поздних, осенних. Положили поверх гильз. Традиция.

      Историческая справка : " За 20 дней боёв в этом районе полегло около 73,5 тысяч воинов. В сутки примерно 3683 человека".

      Около. Примерно. Сколько в этих " примерно" ? Три ? Пятнадцать ? Статистика, мать её. А у человека жизнь одна, самая - самая, бесценная, родная.

      Ложка с инициалами. Ручаюсь, самый обычный русский Иван Иванов, трижды Иваныч погиб здесь в далёком и близком сорок втором. Посидели на краю ямы, покурили.

      Поздней осенью, к зиме уже поисковые работы прекращаются. До следующего " сезона". Каждый раз обещаю себе : " Не пойду на следующий год". А весной, только солнце прогреет землю, напрочь забываю обещанное. И из года в год это повторяется. И так будет, наверное. Зовут...


Рецензии
Печально, когда не удаётся идентифицировать останки героя. Мой дед Евстигней Дмитриевич вот так же сгинул где-то под Москвой. Последнее письмо от него получено родными в ноябре 1941 года. Судя по номеру полевой почты, он служил в отдельном противотанковом дивизионе. Официально дед пропал без ввести. Его супруга Мария Фёдоровна осталась одна с тремя малолетними детьми, двое из которых неродные, от первого брака мужа (моя бабушка умерла, когда маме было чуть больше года). Статус без вести пропавшего не позволял Марии Фёдоровне рассчитывать на пенсию по потере кормильца. Она вполне могла бы сдать неродных детей в детский дом, но не сделала этого. Вырастила и воспитала в тяжелейших условиях всех троих.
Вы занимаетесь очень нужным делом. Дай Бог Вам удачи в этом нелёгком труде!

Юрий Глухих   03.01.2022 17:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.