В моторах ли дело?

Сегодня 2 сентября 2021 года. И может быть в
этом месяце не случится того кошмара с
гибелью самолетов, а главное - людей, да каких
людей! Куча экспертов кинулась выяснять
причины катастроф, и что бы что не говорил,
главная - моторы! Из-за них погибли люди и
страна потеряла сотни миллионов руб.
Я инженер -механик и знаю практически все
конструкции поршневых моторов, изучал их
надежность и всегда мучился одним вопросом
«почему наши моторы такие ненадежные?».
В своё время у меня в руках была статистика,
по которой можно было выстроить ранги
тракторных заводов и эта картина выглядела
так.
Самые надежные машины Харьковские, на
втором месте Волгоградские, потом
Павлодарские и на последнем месте
Рубцовские. При этом все они выпускали
знаменитый ДТ-54. Одна конструкция, одна
технология- результат разный. Особняком по
высокой .надежности стояли колесные трактора
Минского завода.
Одну из причин плохого качества мне наглядно
представили в Рубцовке. Я попал на практику
на этот завод и оказался на участке чистовой
обработки коленвалов. Отверстия во фланце
вала я сверлил на станке 1911 года выпуска в
Германии. Каждый пятый вал шёл с
просевшими отверстиями, но удар с боку
кувалдой через медную пластину и ОТК не
обнаружит брака.
-Так маховик же может сорвать и убить или
искалечить механизатора!- обратился я к
мастеру, который «химичил» с кувалдой.
-Если ты такой умный, то пошёл на хер
отсюда,- ответил он мне.
Прошло много лет с того дня, а я каждый раз
занимаюсь самобичеванием- почему тогда не
разоблачил прохвоста. Парень с соседнего
станка рассказал, что я заменил передовика
производства, который уехал на Всемирный
фестиваль молодежи в Москве.
-Ему мастер не помогал как тебе,- улыбаясь
поведал он.
Может быть показуха и безнаказанность
исчезли из нашей жизни? Ничуть! Они
поглотили все и везде.
У своего одноклассника Валеры Садковского,
который всю жизнь занимался авиационными
моторами, при встречах всегда спрашивал.
-Почему наши моторы такие неэкономичные?
Вот ТУ-104 сжигает от Новосибирска до Москвы
40 тонн керосина!
-Наши моторы хорошие и ничуть не хуже
эарубежных! А расход зависит от
температурного режима, наши турбины пока
этот режим не могут долго держать.
-Почему?
- Этот вопрос не ко мне.
С момента этой беседы прошло почти тридцать
лет, а воз с надежностью и экономичностью
наших моторов в сравнении с зарубежьем все
там же - в конце забега за техническим
прогрессом.
За редким исключением любой аппарат,
который производился у нас, имел зарубежный
аналог, но по качеству разительно отличался в
худшую сторону. Почему? Можно сослаться на
такой пример. В советские времена конвейеры
на заводах.имели право остановить директор и
главный инженер, а на заводах «BMW” любой
рабочий, заметивший брак. Теперь ситуация
иная, а качество продукции остаётся низким. И
как мне кажется причина все та же. Враньё и
показуха на всех этапах- от НИОКР до
производства. А в последние годы ещё
прибавилась проблема кадров как инженерного
так и рабочего профиля.
Попробуем пройти по пути создания сложной
машины- автомобиля или трактора. В
металлургии наша страна никогда не была в
отстающих и любой металл могла произвести,
но качественный доставался военным.
Обработка металла- это ахиллесова пята.
Точность и чистота, что особенно важно для
топливной аппаратуры, зависит от качества
станков и инструмента. Страна наша добывала
и добывает алмазы, но массово их не
применяет в промышленности, предпочитая
продавать технические алмазы за рубеж. Их
моторы на машинах позволяют проехать
миллион км, а наши и половины не дотягивают.
Исправить положение можно, если не на
словах, а на деле заняться качеством
продукции. Исключить из процесса создания
машин все негативы, приобретённые в период
т.н. Индустриализации и последующих приемов
выдать желаемое за действительное.
В этой связи тревожит и тот факт, что в
общество внедряются мифы, которыми
подменяют факты. Трагедия войны 1941-45гг.
Честно не оценена и многие причины ее до сих
пор замалчиваются или ещё хуже искажаются.
Кто- нибудь посчитал сколько наших танкистов
погибло из- за отказа моторов или ходовой?
Мой земляк Кийков А.Я. (Министр лесной
промышленности БССР) будучи стрелком -
радистом танка «КВ» рассказывал, как они из
капонира расстреливали немецкие танки и
мотопехоту а когда надо было выехать из
засады, двигатель не завёлся и их тут же
подбили. Из экипажа спасся только он и сильно
обгоревший механик. А ведь на танке стоял
знаменитый двигатель В-2к, который танку Т-34
позволил быть самым быстроходным и
маневренным. Но моторесурс этого
знаменитого двигателя Харьковских
конструкторов(первый конструктор был
репрессирован) был небольшой, что стало
причиной потери множества танков в первые
дни войны.
Пётр Иванович Новосёлов, герой Холкин-Гола,
в начале войны переучился с «ишака»(так он
говорил об истребителе «И-16» на котором
шансов сражаться с «Мессерами» и сбивать их,
не было никакого, на штурмовик «ИЛ-2». Пётр
Иванович по секрету в подпитии говорил так.
-Прибывает пополнение, садятся на новые
машины и из первого боевого вылета
возвращается половина. После второго не
возвращается треть. После третьего он уже
опытный лётчик. На взлёте из-за отказа
двигателя гробился или аварийно садился
каждый пятидесятый. Правда, когда
американцы стали поставлять свой бензин,
аварий стало гораздо меньше, но все равно
были.
Закончил войну Пётр Иванович штурманом
полка в звании подполковника с двумя
орденами «Красного знамени» и кучей других
орденов и медалей. Его друзья по
истребителям не дожили до Победы и он их
часто вспоминал.
-А сколько вам не хватило до звания
Героя?-спросил однажды я.
-Хватило и ещё осталось! Подхалимом никогда
не был и правду резал где надо и не надо! Но я
тебе это не говорил!
И с этой прекрасной машиной ИЛ-2 та же история- ей
нужен был более мощный и надежный мотор, а
его не было.
Хождение по кругу, запинаясь за множество
проблем технических и организационных,
следует признать, что они все же вторичны.
Главные наши беды в другом-в нежелании и в
неумении честно анализировать и делать
выводы. Мы начали с моторов и пока не
осознаём, что они сгусток прогресса, который
срочно надо осваивать, а не хвастаться
мнимыми успехами, до тех пор не исчезнет
опасение возникновения уже не частной
трагедии, а национальной.  И моторы тут ни при чем!   Государство исповедующее приверженность к  мифам вместо фактов,ко  лжи вместо правды, не может создать качественнукю продукцию и достойную жизнь для людей! Скоро выборы Думы и пусть, наконец, она примет законы, которые бы стимулировали прогресс, а не мифы о нем. Когда каждый из напс от Президента до сторожабудет нести персональную ответственность за свои поступки, тогда и моторы хорошие появятся.
-__


Рецензии
Вспоминаю ТДТ -40М с фанерной кабиной - русфанер. Работал при нём чокеровщиком класс!! Люблю кино Девчата, там этот трактор показывают и пилу Дружба.. как всё это далеко....

Василий Бабушкин-Сибиряк   12.02.2022 07:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.