Флешмоб у костра

"Ах, что за прелесть эти сказки...!"
А. С. Пушкин
В этот тихий теплый сентябрьский день, когда школьники, наверное, уже закончили учить уроки, никто не обращал внимания на детей, которые во дворе в стороне от многоэтажных домов собирались разжечь костёр. Характерно, что ни местные жильцы, ни просто прохожие, очевидно, не видели в этом большой беды. Да, ветра не было, поэтому дети, тоже не видели в своем занятии ничего плохого. Место для костра они выбрали в этом, действительно, большом по городским меркам дворе, подальше от жилья под старой раскидистой ивой. Лишь рядом, в двух шагах, тянулась, аккуратно выложенная тротуарной светлой плиткой, дорожка, пересекающая по диагонали просторный двор. Судя по утоптанной вокруг дерева земле, детвора проводила время здесь не впервые. Около ямки по колено, где они собирались разводить костёр, была ещё пара ямок чуть помельче от прошлых кострищ. Среди десятка любителей живого огня самому старшему было около десяти лет. Под его руководством остальная мелочь, где самому младшему ямка для костра была по пояс, таскала сухие веточки для костра.
Вот такой, как выражаются сегодня, флешмоб, что в переводе с английского означает «мгновенная толпа», устроили дети в одном из дворов краевого центра. Извините, но нынче это иностранное словечко остроумных островитян уже без обиняков употребляют даже в официальных сообщениях в теле, и радиосети, рассказывая о каких-либо весьма «необычных и интересных» мероприятиях, к примеру, о, ставших традиционными, сборах молодёжи Северного Кавказа на горе Машук.
Появилось это выражение относительно недавно, но уже становится очень известным в кругу молодого поколения и других активных людей, которые, как сообщает интернет, интересуются мировыми тенденциями.   
Но разве, словечко «флешмоб», то есть, «мгновенная толпа» менее применительно к сбору детворы у дворового костра, чем к официальной акции у известной на Кавминводах горы? Впрочем, оставим этот дискуссионный хлеб на растерзание ученым филологам.
Короче говоря, можно было бы спокойно пройти по дорожке мимо «флешмоба» под ивой следом за уже прошедшими мимо прохожими и также, как сидящие на скамейке неподалеку дворовые жилички с младенцами, не обращать внимания, а, отмахнувшись от детских забав, переключиться на заботы, присущие взрослым в эпоху пандемии коронавируса. Но взгляд уже на прощанье вдруг зацепился за вещь в руках предводителя «мгновенной толпы» у незажённого пока костра. В руках у мальчишки была… нет, не рогатка, не лук со стрелами,  и даже не последней марки смартфон наконец, а представьте себе … КНИГА. Да, сегодня это выглядит необычно. Мы уже почти отвыкли от подобного: книга в руках подростка. Но здесь, к сожалению, он не возле библиотеки, а во время флешмоба у костра! 
Двумя-тремя поколениями раньше, в эпоху социализма, книга была у подростка, допустим, подмышкой, или заткнута за пояс, как это делало ещё более старшее поколение, слушавшее ещё рассказы героев гражданской войны. Но вожак дворовой детворы, собравшейся у костра времени пещерного российского капитализма, помахивал настоящей довольно увесистой книгой, растрёпанные листы которой, увы, уже трепыхались как перья недорезанной курицы! И намерения вожака ощипать её для костра не вызывали никакого сомнения.
Блиц-опрос детворы, начался, между прочим, с немалым трудом. Да и понятно: ведь им прервали игру, своего рода пляску у костра, который должен вот-вот вспыхнуть и озарив их, произвести древнее действие огня. Дети это любят и хорошо чувствуют, также, как и остро, реагируют на вмешательство в процесс игры. Надо сразу сказать, что, вообще, пытаться с кондачка учить огольцов «любить книгу – источник знания», это не просто глупо, но и может их так обозлить, что прохожему здорово не поздоровится. Ведь достаточно кому-то из них вдруг заорать: «Мама!», так те же мамаши с младенцами могут забить такую тревогу, что прохожему не так-то просто придётся объяснять, с какой целью он приставал к детям. А как может развиваться в данном случае ситуация, коль,  судя по иным сообщениям в печати, жизнь нынче кишит педофилами?
Но, когда вожак всё же с явной неохотой согласился дать хотя бы посмотреть книгу, а вернее её остатки уже без обложки и многих страниц, как перед ним вперёд из толпы вылез тот, которому ямка для костра была по пояс. Этот  смуглый и темпераментный пацан, вдруг угрожающе произнёс: «Отдайте книгу и уходите отсюда, это наша территория!»
   Выяснять, какую территорию: вокруг костра, двора или может ещё большего пространства, - имел ввиду этот далёкий от книжного воспитания, явно не местного разлива, малец выяснять не стоило. Себе дороже потому, что даже этой смешной угрозы на самом деле могло оказаться достаточно, чтобы нарваться на конфликт с разъярёнными дворовыми фуриями.
И конечно, если спокойно и логично, как на диване или за письменным столом, рассуждать, то следовало сразу оставить все надежды с наскока втемяшить в голову этой малышве то, что должно войти в детское сознание когда ребенок пока ещё лежал не вдоль, а поперёк лавки. А ещё лучше, если бы ему, на ночь в тёплой постельке, прочитали хотя бы сотую долю того, что содержала книга, которую всё же дал посмотреть парнишка. Но даже одного взгляда на то, что осталось, простите, от «ощипанной» книги, можно было понять, чего лишились дети, не понимающие, что они приготовили для костра. А хотелось бы хоть в двух словах объяснить детям кощунство уничтожения конкретно данной книги! Но разве в данной ситуации это было возможно? Да, кстати, раньше у костра пионерам вожатый мог бы рассказать, как надо относиться вообще и конкретно к этой книге.
Да, это была не та макулатура, от которой, наконец-то, действительно, стали избавляться после перестройки (какое бы она – перестройка - безобразие не принесла), не та макулатура, от переизбытка которой вместо радости познания, общество страдало, наверное, больше нежели от уничтожения лесов для производства бумаги. Но это совсем другая тема…
Так что же за книга попала ребятам для розжига костра, новенькие цветные обложки которой уже валялись на земле? И где они её взяли такую свеженькую, не замусоленную от чтения? Где-то же она так долго была на бессмысленном хранении? Явно не на мусорной свалке. В ответ на этот вопрос «мгновенная толпа» лишь насуплено промолчала. Впрочем, гадать не стоит. Поздно.
Хотя, стойте, ведь один из малышей, стоявший чуть в сторонке, робко сдавленным голоском произнёс:
- Мне мама дала.
- А где ты живёшь?
- Вон там, - и ребёнок показал рукой на одну из многоэтажек.
Хотелось ещё что-то спросить у него, как и у других, (хотя больше всего у мамы этого ребенка) почему же, к примеру, они даже не взглянули на обложку книги, которую приговорил на заклание дворовый флешмоб: ведь это был сборник «Сказки русских писателей» выпущенный в Москве издательством «Правда» в 1985 году полумиллионным тиражом.
Да, целое поколение сменилось с той поры, когда всего за 3 рубля 20 копеек можно было приобрести целое сокровище на 670 страницах, где усилиями добрых и умных людей разместили творения русских писателей конца ХIХ - начала ХХ века… Только для содержания при перечислении всех названий произведений для детей понадобилось четыре страницы…   
А новое поколение неужели по каким-то странным, а скорее чужестранным и всем известным причинам будет лишено этого богатства: «Сказка о царе Салтане», «Аленький цветочек», «Конек-Горбунок», «Серая Шейка» – эти знакомые и любимые всеми сказки написаны русскими писателями. Пушкин и Аксаков, Ершов и Мамин-Сибиряк, и ещё около трёх десятков фамилий известных русских мастеров пера, сказочное творчество которых основанное на лучших народных традициях, заключено под обложкой «Сказки русских писателей».  На эту тему, разумеется, можно много сказать, как глубоко вошли в духовный мир как детей, так и взрослых, эти творения, с которыми познакомились и жили современники в своё время. Но это уже другой разговор.
Между прочим, в интернете, предлагают читать, скачать или купить этот сборник, то реально лишь третье: купить.
Да, можно найти и конкретное сообщение, что этот сборник можно прибрести за полтораста рубликов, к примеру, в г. Севастополе. «Состояние товара Б/У. В наличии 1 шт.» В интернете также можно узнать, что этот сборник уже давно стал библиографической редкостью.
Да, сегодня у нас такое уже не делают.
Александр Береснев


Рецензии