О жизни, смерти и новогоднем празднике. Первое дей

-1-

 Действующие лица:
Лариса Григорьевна за 60.
Фёдор Сергеевич, её сын 37  лет.
Елена Сергеевна, её дочь, бывшая модель, бывшая Королева красоты Москвы, 35.
Участковый Алексей,  38, влюблён в Елену
Борис, бывший муж Елены, 45
Степан, проводник, он же Смерть.
Аглая, агентесса, молодая женщина без возраста.
Похоронные агенты-конкуренты, Он  и Она, лет 25-28.
Врач, санитары, полицейские, инферно.


  Старая московская квартира. В углу наряженная ёлка, в центре стол и стулья. За окнами сумерки, слышен грохот петард и видны их отблески. По стенам советская мебель, над диваном ковёр.
 В комнату входит хозяйка, моложавая женщина преклонных лет, критически осматривает комнату.


Лариса Григорьевна: Кажется, ничего не забыла! Убралась, салаты нарезала, шампанское в холодильник поставила, ёлку нарядила. Забыла! Скатерть постелить!


Подходит к шкафу, достаёт скатерть, расстилает на столе. Из буфета достаёт тарелки, бокалы, приборы. Грустно вздыхает.

 Может сын заскочит перед Новым годом? Вдруг с внуками? Поставлю- ка я ещё одну тарелку!
А может дочь приедет с внучкой? Поди, им одиноко в огромном доме, встретили бы Новый год вместе, я приглашала, всего наготовила и пирогов напекла!


В дверь звонят. Лариса Григорьевна торопиться открыть.

Бегу! Бегу!

Через несколько минут в комнату возвращается Лариса Григорьевна и полицейский.
Проходите, проходите, Алексей! С наступающим Вас!
Алексей: И Вас, Лариса Григорьевна! Это Вам!


Протягивает ей скатанные в трубочку календари и флешку. Лариса Григорьевна с нетерпеньем разворачивает и рассматривает.


Лариса Григорьевна: Спасибо, Алексей! Теперь мои дети весь год со мной будут. Как хорошо подобраны фотографии! Прямо с первых дней! И вместе со мной.
Алексей: Так я пойду.
Лариса Григорьевна: Стойте, стойте! Вы сегодня дежурите? Наверное, и не обедали, и не ужинали? Пока не накормлю Вас, не отпущу! Раздевайтесь, мойте руки и к столу! Я сейчас!

Скрывается на кухне. Алексей, чуть помявшись, идёт в прихожую, возвращается и садиться к столу. Лариса Григорьевна выносит тарелки с салатами, с борщом, пирожки, хлеб.


Алексей: (втянув воздух) Как Ваш борщ пахнет! Самый вкусный борщ, какой я ел!

Он ест, а Лариса Григорьевна сидит напротив, подперев голову рукой, и смотрит на него по-матерински.

Лариса Григорьевна: Алексей, а как Вы будете встречать Новый год?
Алексей: Не знаю. В лучшем случае- в отделении, в худшем – на вызове. Праздник, значит, будут драки и, не дай Бог, трупы.
А Вы? Приедут дети к Вам?
Лариса Григорьевна: Не знаю. Всех пригласила, но невестка приболела,  значит, сын и внуки останутся с ней. Насчёт дочери и внучки не знаю, жду. Так хочется их увидеть на праздник!
А Вы, Алексей, если будете свободны, заходите к нам. Я Вас с дочкой и внучкой познакомлю.
Алексей: (повеселев) Обязательно зайду!


Уходит. Лариса Григорьевна провожает его. Возвращается в комнату.

Лариса Григорьевна: Хороший молодой человек! Вот бы Лене такого мужа,  Алисе- отца, а мне-зятя! Вежливый, внимательный, заботливый! Не то, что Борис. Как он моим девочкам жизнь испортил, и даже после развода  житья им не даёт. Что за человек! Бедная моя доченька, как она ошиблась и как поплатилась. Чем ей помочь?
Звонит телефон, Лариса Григорьевна снимает трубку.
 Алло! Алло! Здравствуй, Феденька! Как Зоя? Спала температура? А ты как? А ребята? Ты только с работы пришёл? А у вас есть еда? Хочешь, я привезу и уеду? Поцелую вас всех, подарки и еду оставлю и уеду! А то Лена с Алисой приедут! Я успею, в крайнем случае, такси возьму. Не надо? Всё есть? А я пирогов напекла. Твоих любимых! Да, и с капустой, и с калиной, она у меня в холодильнике стоит и не портиться. Завтра приедете? Конечно, буду ждать. Ребят позови, хочу их
с наступающим поздравить и Зое привет передай, пусть выздоравливает! Алло! Кто это? Петя? Паша? Вы оба? Милые мои, поздравляю вас с наступающим Новым годом! Пусть всё у вас будет хорошо, и отметки, и здоровье, и друзья, и учителя! И всяческих вам успехов : в учёбе, в соревнованиях, в контрольных, в ОГЭ и ГИА! Это одно и то же? Ну, я в этом не разбираюсь. Подарки от Деда Мороза? Конечно, будут! Да, под ёлочкой. А у вас ёлка есть? Искусственная? А у меня живая, и с огоньками, а на макушке красная звезда. Дайте малышам трубочку! Алло! Ванечка и Санечка! Маленькие мои, здравствуйте! Поздравляю вас с наступающим Новым годом!
Не болейте, растите сильными, умными, здоровыми, слушайтесь папу и маму и старших братиков, а Дед Мороз приготовил вам подарки. Он их сегодня принесёт и у меня под ёлочку положит, а вы завтра с папой приедете и заберёте. Да, целую вас тысячу раз, милые мои, родные и очень жду!

Слушает гудки, вешает трубку.

Завтра приедут! Без Зои, Зоя не хочет, всё обижается из-за квартиры. Ей хотелось жить здесь, ближе к Центру, а я чтобы переехала  в её малогабаритку на окраину. Со мной ей жить не хотелось никак! Хотя вначале, когда родились первые близнецы, мы жили вместе. И хорошо жили! Тесно, но весело! Я тогда ещё работала, но всё равно помогала им, по ночам вставала, и стирала, и гладила, и готовила, и продукты покупала. Да я бы на кухне жила, комнату им освободила! Нет, захотелось Зое быть владычицей морской, и нашла у нас коса на камень! Так с обидой и уехала! На всех наплевала: на меня, на Федю, каково ему было оттуда на работу по пробкам ездить, пока у них метро не построили? На детей: здесь и садик, и школа лучше, и поликлиники. Федя до сих пор сюда лечиться ездит. Ладно, не буду о грустном! Что-то дочка задерживается. Позвонить ей что ли? Да, нет, не буду. Она за рулём, отвлечётся, скользко, опасно. Буду ждать и надеяться, скоро они приедут, девочки мои! Жаль, Алексей только два календаря сделал, надо бы –три! Каждому по календарю, хотя Зоя не возьмёт, как в прошлый раз. Она мои подарки не берёт и Феде запрещает. А ведь сама мать! Не хочу ей желать таких отношений с невесткой.
Опять телефонный звонок. Лариса Григорьевна снимает трубку.

Алло! Да, Лена! Нет, Федя не приедет, Зоя заболела. А вы где? Как на Рижском? Вы в пробке? Никого нет? Машина сломалась! Ждёшь техпомощь? Может, мне приехать? А деньги у тебя есть? Сколько надо? Десять тысяч? Сейчас спущусь, переведу.
 Надо же, как не вовремя машина сломалась! Хоть бы техпомощь скорей пришла, и девочки успели до Нового года домой вернуться. И сколько за ремонт возьмут? Сейчас праздники, всё дорого. Какой же ты гад, Борис! Не даешь Лене работать, держишь её в полной зависимости, не выпускаешь из золотой клетки.
 
Уходит. Возвращается, одетая входит в комнату, устало садиться на стул.

Хорошо у нас Сбербанк в доме и сегодня у банкоматов пусто, перевела им двенадцать тысяч, десять на техпомощь, две на такси, надо же им как-то домой добираться в свой дворец.
Да, не задался у нас этот Новый год!

Телефонный звонок. Лариса Григорьевна снимает трубку.

Да, Лена! Вы уже дома? А машина? Увезли в автосервис? Заберёшь после праздников? Ну и хорошо! У тебя есть что-нибудь покушать? Пиццу закажешь? Ты же её не ешь, тебе мучное вредно! Да, конечно, один раз в год можно. А Алиса как? Спит? Хочешь, приеду, еды привезу? Не нужно? Завтра приедете? Вот хорошо , и Федя с ребятками будет. Все вместе посидим, потом погуляем. Оставайтесь у меня на каникулы, сходим на выставку, в театр, да хоть в цирк! Билетов не достать? А у меня есть бронь! Приезжайте! С наступающим вас! И чтоб всё было хорошо….

В трубке гудки. За окном взрывы и россыпи фейерверков.

Народ гуляет. Грустно, конечно, что опять одной встречать Новый год, да что поделаешь! Быстренько встречу, пораньше лягу, а завтра с утра мои приедут, всех увижу, обниму. Хватит киснуть! Алексею хуже чем мне, дежурство в Новый год, а я и не одна, со мной мой кот, Степан, Стёпушка! Где ты , кис-кис-кис!

Ищет кота, уходит на кухню, оттуда слышно её голос.

Ах ты, разбойник! Кто тебе разрешил по столам лазить? Я тебя накормила, а ты в миску полез? Сейчас тебя тапком!

 Входит в комнату. Накрывает на стол. Видно, что ей грустно.

Зачем я так много еды ставлю? Разве я это съем? Привычка! Мама всегда изобильно накрывала новогодний стол, и я привыкла. Пусть хоть раз в год будет всего много и всем хватит досыта! За столом у нас собиралось много народа, обязательно дедушка и бабушка, их сажали во главе стола, напротив них – папа, мама сбоку, чтоб убежать, подать, принести. По бокам мамины и папины братья и сёстры с мужьями и жёнами, а нам, детям, накрывали детский стол, но там было то же самое, только вместо шампанского лимонад. И всегда наряжали ёлку. Живую. С огоньками и красной звездой на макушке. Помимо игрушек мы вешали на ёлку сушки с маком, конфеты, мандарины. Наша ёлка так пахла: хвоей, мандаринами и шоколадом! Сколько лет прошло, а я помню этот запах, и радость от встречи нашей большой семьи, бабушка, дедушка, папа, мама! Как же я вас всех люблю и я вам благодарна, за всё-всё! И моим деткам, и внукам! Боже, какая я счастливая! Двое детей, пятеро внуков!
Берёт с буфета общую фотографию в рамке, ставит на стол.
Вот они мои все любимые! Закрываем сезон на даче. На крыльце все, даже Зоя. Улыбаемся!
Какое было лето чудесное! Лена делала ремонт в особняке и привезла Алису, Федя привёз младших близнецов, а старшие приехали сами. Как же замечательно мы жили, хоть и в тесноте! Даже Федя приезжал на выходные, забор поправил, крышу перекрыл, а Зоя с Леной пропололи весь сад, Паша с Сашей накопали мне грядок, и сухие ветки отпилили. Мы их жгли каждый день и пекли картошку в углях. До чего же вкусно!

На диване сидят большой плюшевый медведь и кукла в кружевном платье и чепчике. Лариса Григорьевна берёт игрушки и сажает их к столу.

   Вот Федин медведь, его очень любила Лена, а Федя ей его не давал. А эту куклу я подарила ей на три года, она брала её в руки и падала, кукла была большая, перевешивала. У Феди уже тогда   чадолюбие проснулось, он отнимал куклу и ходил, баюкал её, пел  колыбельные. Лена тоже любит детей. Был бы хороший муж, она ещё бы родила. Она ко всему очень серьёзно относится, чтобы у ребёнка было всё самое лучшее и воспитание, и образование, и жизнь.
Включает телевизор и ёлку, садиться к столу. Слушает обращение Президента. Начинают бить куранты, Лариса Григорьевна наливает себе сок в бокал, встаёт, поднимает бокал перед фотографией.
За вас, дорогие мои! За ваши успехи, за ваше счастье! С Новым годом!

Выпивает, садиться, ест салат. На экране Голубой огонёк, выключает телевизор.

Одни и те же лица, плоские шуточки, безголосица и безвкусица. Посижу в тишине.

Чистит мандарин. Звонок в дверь. Бросает мандарин, бежит открывать.

Кто там?
За дверью: Сюрприз!

Лариса Григорьевна открывает дверь и в коридор вкатывается колесом некто в чёрном трико с фиолетовыми треугольниками. На голове у него чёрный котелок. Сделав последнее сальто, он оказывается на пороге комнаты и делает комплимент, раскланивается.

Лариса Григорьевна: ( В изумление) Вы кто? Вы не ошиблись?
Незнакомец: Я- Степан! Проводник. Вы Лариса Григорьевна Демичева?
Лариса Григорьевна: Да, это я.
Степан: Я за Вами, собирайтесь!
Лариса Григорьевна: Куда? Кто Вас послал? По какому праву?
Степан: Я- Ваша смерть! Вот, пришёл за Вами, собирайтесь!
Лариса Григорьевна падает от его слов на стул, хватается за сердце.
Лариса Григорьевна: Молодой человек, не шутите! У меня после ковида сердце болит, вот опять сжалось, аритмия. Дайте мне стакан воды и таблетку, там на буфете!

Степан подаёт ей таблетки и воду.

Степан: (с сожалением) Не помогут Вам таблетки! Всё! Ваше время истекло! Финита ля комедия!
Лариса Григорьевна: Да как же так! Я всего наготовила, пирогов напекла, детей и внуков жду, а Вы неожиданно вломились и угрожаете! Я сейчас Алексею позвоню, участковому! Он Вас за хулиганство оштрафует! Как Вы можете так шутить с пожилым человеком? Как Вам не совестно!
Степан: Я не шучу! Вот моё командировочное удостоверение, вот наряд на Вас. Всё чётко!

Протягивает ей бумаги, она, надев очки, изучает их.

Лариса Григорьевна: Если это чья-то злая шутка, то чья? Скажите, Вас не мой бывший зять Борис нанял? Он любит всем смертью угрожать! Бумаги! Наряд! Неужели и ТАМ всё забюрократизировано?
Степан: Ну чем мне Вам доказать, что не шутка, не розыгрыш, а самая настоящая правда? А бумаги, и в нашем деле должен быть порядок и учёт. Я, между прочим, после должен сдать годовой отчёт, сколько принял, сколько проводил, сколько доставил до места назначения.
Лариса Григорьевна: Бред какой-то! Я, наверное, сплю? Ущипните меня!
Ай-яй, больно!
Степан: Сами же просили!  Вы не бредите, не спите, Вы скоро умрёте.
Лариса Григорьевна: Почему так рано? Когда Вы говорите о смерти, у меня сжимается сердце и холодеют руки. Я так хотела увидеть детей, внуков! Обнять их, поцеловать! Попрощаться! Сказать им, что я люблю их!

Степан сидит свесив голову и качая ею из стороны в сторону.

Степан: Каждый раз одно и то же! Зачем Вы рвёте мне сердце? Зачем давите на жалость? Почему Вы не говорили им о любви раньше? Ведь у Вас была целая жизнь! Почему тянули до последнего?
Лариса Григорьевна: Степан, а не могли бы Вы задержаться ? До завтрашнего утра? Я Вас накормлю, напою, уложу спать. Вы отдохнёте, а я приведу свои дела в порядок, встречусь с детьми и мы отправимся с Вами.
Степан: Не положено!
Лариса Григорьевна: Ну, Стёпушка, ну, пожалуйста! У меня была трудная жизнь и такая, как оказалось, короткая! Пойдите навстречу, голубчик! В конце-концов, мне положено последнее желание?
Степан: ( вздыхая, достаёт из кармана часы с цепочкой, смотрит на циферблат) Хорошо! Я даю Вам время до трёх.
Лариса Григорьевна: (бросается ему на шею и целует его) Спасибо, друг мой! Хотите шампанского?
Степан: Я бы съел чего-нибудь, со вчерашнего дня маковой росинки во рту не было.
Лариса Григорьевна бросается на кухню, возвращается с борщом.
Лариса Григорьевна: Вот сметана, свежая. Я её сегодня покупала, вот пирожки, хлеб. Кушайте, всё, что хотите.
Степан :(жадно набрасываясь на борщ) Ах, хорош Ваш борщ, лучше и не ел! Под него бы рюмочку водочки!
Лариса Григорьевна: (бросаясь в кухню) Сейчас принесу!
Возвращается с запотевшей бутылкой.
Степан встаёт, разливает по рюмкам водку, поднимает её.
Степан: За Вас! За Вашу новую жизнь!
Лариса Григорьевна: ( залпом выпивает, хватает солёный огурец, хрустит им) А она есть эта новая жизнь? Как жить, если ты умер?
Степан: ( С некоторой обидой) Конечно, есть! Я, что по-Вашему, не живой?
Лариса Григорьевна: Живой-живой! Вон, как Газманов кувыркаетесь! Опять же едите и пьёте, всё как мы. В чём отличие Вашей жизни от нашей?
Степан: В принципе ни в чём, просто материи поменьше, энергии побольше, и живём в другом измерении.
Лариса Григорьевна: А там…страшно? Жарко? Холодно?
Степан: ( доедая салат) Там хорошо, тихо, благостно. Всегда хорошая погода, её, кстати, можно по своему желанию заказывать. Люди хорошие, добрые, никто никого не обижает.
Лариса Григорьевна: А животные там есть?
Степан: Конечно! Те, которых любили Вы и которые любили Вас.
Лариса Григорьевна: А родственники?
Степан: Да, в основном там же, где и Вы, будут и Ваши родные. Там у нас семь уровней. Седьмой, шестой и пятый, практически не заселены и пустынны. В основном все на третьем- четвёртом, ну а первый- второй там есть народ, конечно, но туда из обычных жителей никто не ходит, одного раза хватает.
Лариса Григорьевна: Степан, а я, по Вашему мнению, на какой уровень попаду?
Степан: Не знаю. Вы сами определите, где Вам комфортнее. Там у нас разные энергии, каждый по себе выбирает. Сможете везде бывать, но не долго, устанете, плохо будет. Со временем, если человек начинает звучать выше, он туда и поднимается.
Лариса Григорьевна: А потом? Когда совсем высоко-высоко7 Куда?
Степан: Там всё поймёте, я и так много Вам сказал.
Лариса Григорьевна: Спасибо, Степан! Извините за моё любопытство, я волнуюсь. Не каждый день за тобой приходят! Начну-ка я собираться! Вы наелись?
Степан: ( бьёт себя по животу) Насытился! Спасибо! Давно так вкусно не ел!
Лариса Григорьевна: Хотите отдохнуть? Я постелю Вам на диване.
Степан: Нет, спасибо! Я лучше телевизор посмотрю, а Вы собирайтесь пока в дорогу.
Лариса Григорьевна: (набирает номер) Алло! Лена, я хотела поздравить тебя, доченька с наступившим Новым годом! Пусть он принесёт тебе свободу и счастье, и здоровье! Пусть исполнятся все твои мечты, и желаю тебе встречи с хорошим добрым человеком! Чтобы у тебя был муж, а у Алисы отец! Я очень желаю тебе счастья и очень тебя люблю! Прости меня, если чем-то тебя обидела! (Понизив голос) Там, в шкафу, помнишь, я тебе показывала, возьми коробочку с колечками и ложки серебряные. На память о бабушке, обо мне. Алисе колечко с синим камушком, тебе с зелёным. Я себя чувствую хорошо, у меня вообще всё хорошо! Лена, а покажи мне Алису. Ну и что, что спит, я посмотрю на неё ( в сторону) в последний раз.

Смотрит на экран, вытирает глаза.

Ты береги её! И себя береги! Что делать буду? Новый год встретила, спать лягу и буду вас во сне видеть. Спокойной ночи!

Снова набирает номер.

Алло, Феденька! Здравствуй, с Новым годом! И вас тоже поздравляю! Феденька, ты береги себя, следи за здоровьем. Побольше отдыхай. Я хотела тебе сказать, сынок, у меня в шкафу, там, где шерстяные вещи, лежит папка. В ней документы на дачу и квартиру, и моё завещание. Ты возьми её потом. Просто, чтобы ты знал. Мальчишки спят? Покажи мне их! Спасибо! Я Вас всех очень люблю! И Зою! Ты ей передай, что я прошу  у неё прощения, пусть простит и не обижается. Будь счастлив! И помиритесь вы с Леной! Ну что вам делить? Вы же брат и сестра! Вы одна семья! Ты помоги ей, если что. Всё же она девочка и одна. Ей тяжело, ещё и Борис гадит. Не обижайся, прости меня , что не купила тебе  машину. Ну, помнишь, ту, что ты хотел? Красную. Не было денег тогда. И что котёнка отдала, у Лены была сильная аллергия. Нет, не выбросила, отдала. На работе. Он 18 лет прожил у моей коллеги, отличный мышелов был. У неё собственный дом. Прости меня, за всё прости! Всё у меня в порядке! Да, завтра встретимся! Целую вас всех!
  Вот и попрощалась! Неужели  я их больше не увижу? ( плачет)

Степан подходит и утешает её.

Степан: Будет Вам плакать, я сейчас сам заплачу! Ну, хотите, я уйду?
Лариса Григорьевна: (всхлипывая) Хочу! А Вам попадёт?
Степан: ( машет рукой) Мне-то что! Вот Вам!
Лариса Григорьевна: А что мне?
Степан: Вам инфаркт или инсульт. Вы выживите, но либо будете лежать в беспомощном состоянии,  мучиться сами и мучить детей: им придётся нанимать сиделку, а это очень большие деньги, убегать с работы, покупать лекарства, либо будете ходить по врачам и питаться таблетками по расписанию. Каждые два часа измерять давление, сатурацию, ходить в поликлинику, как на работу. Делать записи, что Вы приняли и что осталось принять, сдавать анализы и снимать ЭКГ. Нравиться Вам такая жизнь?
Лариса Григорьевна: Нет, это не жизнь! Не хочу так!

Степан обнимая её одной рукой, вторую отводит, как-бы рисуя прекрасное будущее.

Степан: Я предлагаю уйти Вам красиво! По-английски! Без боли и мучений. Ваши родные, конечно, всплакнут, но Вы останетесь в их памяти живой, любящей и заботливой.
Лариса Григорьевна: Да, я хочу уйти именно так! Красиво! Никого не стесняя, не требуя повышенного внимания и материальных затрат. Просто лечь, уснуть и не проснуться.
(опять плачет, уткнувшись в плечо Степана), жаль, больше не увижу их!
Степан: (обнимая её) Вы их увидите! У Вас будет сорок дней, Вы забыли? Вы увидите их, обнимите, поцелуете. Они Вас не увидят, но почувствуют. А потом Вы сможете приходить к ним во сне, предупреждать, ободрять, поддерживать!
Лариса Григорьевна: (перестаёт плакать, смотрит на часы) Время идёт, мне нужно поторопиться!

Убирает со стола, из кухни слышен шум воды, моет посуду. Возвращается с пылесосом, пылесосит.

Лариса Григорьевна: Оставлю всё чистым! Нужно мусор выбросить!
Степан: Я выброшу !

Уходит с ведром.

Лариса Григорьевна: (критически оглядывает комнату, поправляет что-то на диване) Всё в порядке! Надо приготовить мой узелок и кладбищенское удостоверение. И деньги! У детей нет денег! Хорошо, я накопила на новогодние праздники, думала, сходим куда-нибудь все вместе, посидим в кафе, пригодились! Подарки под ёлкой, каждому написала открыточку,  и календари туда же положу.

Степан возвращается.

Степан: Всё! Выбросил!
Лариса Григорьевна: Степан, я хотела Вас спросить, вы не в курсе, сколько сейчас стоят похороны?
Степан: Не в курсе! Никого не хоронил! Но у меня есть знакомая агентесса Аглая, она в курсе. Сейчас позвоню ей!
(набирает номер) Алло! Привет, Аглая! Да, это я, Степан. В Москве. В командировке. Встретится? Давай1 Пиши адрес: Второй проезд Марьиной Рощи, дом 17, квартира 21.Третий этаж. Код… Знаешь? Отлично ждём!  ( Ларисе Григорьевне) Сейчас приедет!

Звонок в дверь. Степан идёт открывать. Возвращается с молодой  стройной дамой. На ней чёрный брючный костюм, выгодно подчёркивающий её соблазнительные формы, ослепительно белоснежная рубашка, чёрный галстук, чёрные туфельки на каблучке. Руки в чёрных перчатках, в руках кожаная чёрная папка, на голове чёрный котелок. Короткое каре чёрных волос. На бледном лице выделяются  огромные глаза, подчёркнутые чёрной обводкой и крупные ярко-красные губы.

Степан: Знакомьтесь!  Лариса Григорьевна – Аглая!

Аглая кивает, Степан отодвигает ей стул и она с царственным видом садиться на краешек. Сидит с прямой спиной, улыбается.

Лариса Григорьевна: Очень приятно! Не желаете ли чаю? Или шампанского?
Аглая: Я на службе! Чаю, пожалуйста! Покрепче и без сахара.

Лариса Григорьевна приносит на подносе чай в фарфоровой чашке на блюдце , тарелку с пирожками и две вазочки с вареньем и конфетами.

Аглая: Благодарю! Я не ем сладкого. А какое у Вас варенье?
Лариса Григорьевна: Яблочное! Из своих яблок, коричных.

Аглая из дамы превращается в маленькую девочку, радостно хлопает в ладоши, садиться свободно, поджимает под себя ногу, сдирает перчатки, хватает вазочку и ест прямо из неё.

Аглая: (с набитым ртом) Как у моей бабушки! Вкусно!

Лариса Григорьевна с улыбкой наблюдает за ней. Аглая выпивает чай., хватает пирожок.

С калиной! Моя бабушка тоже с калиной пироги пекла!
Лариса Григорьевна: Хотите, я Вам баночку варенья и пирожков с собой соберу?
Аглая: Спасибо, хочу!

Лариса Григорьевна уходит на кухню. В её отсутствие Степан обнимает Аглаю, и они страстно целуются.

 Степан: Как я тебя давно не видел! Соскучился!
Аглая: (обнимая его) Я тоже!

Лариса Григорьевна входя, замечает парочку и хочет удалиться, но они расходятся и садятся по местам.

Лариса Григорьевна: Вот баночка варенья, вот пирожки и калина.

Протягивает Аглае пакет.

Аглая: Спасибо, Лариса Григорьевна! Давайте приступим!
Лариса Григорьевна: ( вздыхая) Дело в том, что сегодня я ум…уйду и я хотела бы приготовить всё заранее, чтобы детям не пришлось переживать и тратиться. Аглая, сколько сейчас стоят похороны? И вообще как всё происходит? Как это организовать?

Аглая как заправский коммивояжер или работник турагентства открывает папку и раскладывает яркие рекламные проспекты.

Аглая: Вы хотите кремацию или захоронение?

Лариса Григорьевна: Даже и не знаю… А что дешевле?
Аглая: В принципе одинаково по стоимости, у Вас есть место на кладбище?
Лариса Григорьевна: Да, в Кузьминках. Там у меня бабушка с дедушкой, мама и папа.
Аглая: Памятник есть?
Лариса Григорьевна: ( с гордостью) Да! Из гранита! Там и для меня место есть, а детям уже не останется.
Аглая: Тогда рытьё могилы дорого обойдётся, снять памятник, вырыть, потом через год установить. А урну с прахом можно хоть самим закопать, не трогая памятник.
Лариса Григорьевна: Тогда кремация!
Аглая: Какой гроб хотите? Вот наши модели, вот зарубежные, вот экологичные, из переработанной макулатуры.
Лариса Григорьевна: Покажите-ка! Симпатичные, весёленькие такие, вот этот в горошек мне очень нравиться! А он меня выдержит? Не порвётся?
Аглая: Выдерживает нагрузку до 130 кг, если свыше, нужно укреплять. Дополнительные расходы.
Лариса Григорьевна: Я слежу за фигурой! Во мне и восьмидесяти нет! Сколько стоит этот гроб?
( смотрит на ценник, качает головой) Не дешев! Но он мне понравился! А он не размокнет? От дождя? От снега? В Москве такие зимы, всего можно ожидать, даже грозы.
Аглая: Нет, фирма даёт пожизненную гарантию. Я Вам скидку сделаю, как себе.
Лариса Григорьевна: (радуясь выгодной покупке, потирает руки) Тогда беру!
Аглая: Вот каталог саванов, вот классические,  вот самые модные. Их разработал дизайнер из Италии специально по нашему заказу.

Женщины погружаются в изучение моделей, но, взглянув на цены, Лариса Григорьевна, захлопывает каталог.

Лариса Григорьевна: Нет, очень дорого! Я себе всё приготовила, по-нашему, по-православному (показывает на узелок). Даже тапочки себе связала! И покрывало с крестиком.
Аглая: Хорошо! Теперь транспорт. Много будет народа?
Лариса Григорьевна: Уж и не знаю: дети, внуки – восемь человек, Алексей, участковый наш, соседи – человек пять, с  бывшей работы может кто, хотя, вряд ли.  Мои коллеги все на пенсии, как их соберешь? Одноклассники? Не знаю, потерялись мы все, поразъехались, связи потеряны. Две подруги мои, одна в больнице лежит- язву лечит, вторая после инсульта. Им и говорить не надо, что я уехала, а то поедут вдогонку.

Аглая: Тогда обойдёмся одним катафалком. Гроб в центре, по бокам родные и близкие. К катафалку прилагаются рабочие, не придётся родственников травмировать. Ну и цветы, и венки, и ленты к венкам от детей, от родных и близких, от коллег.
Лариса Григорьевна: (выбирает) Вот эти два венка мне нравятся и алую ленту, как алые паруса. Вот какую надпись выбрать? Хочется что-то лаконичное, но душевное! Может, Вы подскажете?
Степан: (проникновенно) Той, которая была! Нравиться?
Лариса Григорьевна: Не очень.
Аглая:  Может, Любимой маме и бабушке?
Лариса Григорьевна: ( с некоторой обидой) Зачем подчёркивать мой возраст?
Степан: Тогда, От детей и близких!
Лариса Григорьевна: От любимых и любящих! И второй- От Серёжи.

Аглая записывает цвет и слова и артикулы венков.

Аглая: Живые цветы? Какие Вы любите? Только их закажем попозже, на погребение, когда выдадут прах.
Лариса Григорьевна: (вздрагивает) Как тленна наша жизнь! И всегда идёт прахом!
Степан: Не бойтесь, это всё слова! Прахом идут обиды, непонимание, болезни, озлобленность, зависть. Любовь, доброта, благородство – бессмертны!
Аглая: (подсчитывая на калькуляторе)  Итого на похороны – вот! (протягивает Ларисе Григорьевне счёт).
Лариса Григорьевна: (надевает очки и изучает) Вполне по-божески! Вам как оплатить? Налом или переводом?
Аглая: Как Вам удобнее!
Лариса Григорьевна: А поминки? Я бы хотела и поминки в том кафе в парке, где мы всегда бывали с внуками. Там чисто и повар хороший.
Аглая: На сколько человек заказать? Давайте я закажу на девять персон с возможностью дозаказа.
Лариса Григорьевна: Спасибо! Было бы отлично! И чтобы обязательно в меню был борщ и пирожки с калиной. Калина у меня в холодильнике, там же и яблоки. Банки с огурцами и помидорами под колонкой, варенье -  в колонке.
Аглая: Я договорюсь. Остальное – фотография в рамке и таблички – подарок от нашей фирмы!

Лариса Григорьевна передаёт ей деньги, узелок, удостоверение на могилу.
Аглая забирает свой пакет, папку, узелок и уходит. Степан идёт её провожать и задерживается.

Лариса Григорьевна: как странно, организовывать и оплачивать собственные похороны! Прямо, как в анекдоте, только Кремлёвской стены нет и зятя, чтоб его черти унесли!

Возвращается Степан. Он в приподнятом настроении.

Степан: ( смотрит на часы) Ну что, Вы довольны? Всё, как хотели! Аглая сделает как по нотам и уложиться в заданную смету!
Лариса Григорьевна: Да, она- чудесная девушка! Вы любите её?
Степан: Люблю! Ещё при жизни влюбился. Мы хотели пожениться, но я погиб. Она осталась одна, очень переживала, хотела даже на себя руки наложить. Я не дал. Вот, встречаемся изредка, снюсь я ей. К несчастью, у неё долгий век, но я её жду, буду ждать хоть сто лет, другой мне не надо!
Лариса Григорьевна: Степан, но она же постареет!
Степан: Стареет то, что обращается в прах, душа всегда молода! Вот Вы, если бы не немощь, гоняли бы на самокате? На роликах? Танцевали бы всю ночь напролёт? По деревьям бы лазили?
Лариса Григорьевна: Гоняла бы! (вспомнив) Степан, а как быть со Степаном? Моим котом? Он уже старый, больной. Не хочу, чтобы его усыпляли. А вдруг он  сбежит? И будет скитаться, голодный, Стёпушка мой! Детям оставлять обузу не хочу. Можно его взять с собой?
Степан: Можно! Давайте кота!
Лариса Григорьевна: Стёпа, Стёпа, кис-кис-кис! Иди сюда мой мальчик, мой хороший! Я тебя не брошу, уйдём вместе! Уйдём красиво!

Лариса Григорьевна ловит кота и запихивает его в переноску, Степан ей помогает, кот недовольно орёт.

Спасибо, Степан! Я бы одна не справилась! ( устало обращаясь к коту) Ну, будет тебе, Стёпушка, будет! Не кричи, не бойся, я сама… боюсь.

Ставит переноску с котом около стула.

Степан: Вы всё успели? Ничего не забыли?
Лариса Григорьевна: Салаты и борщ в холодильнике, посуду вымыла, мусор Вы выбросили, подарки всем приготовила, кота поймала, похороны и поминки заказала (оглядывает комнату)
Ёлку выключить! (выключает ёлку).
Степан, а Вы можете записать меня на мой мобильник? Хочу детям оставить несколько слов.
Степан: Давайте! Садитесь к ёлочке! (снова включает огоньки, наводит камеру на Ларису Григорьевну). Внимание! Мотор!
Лариса Григорьевна: (улыбаясь) Дорогие мои детки! Мои самые дорогие и любимые! Я сегодня много раз поздравляла вас с Новым годом, этот год, он особый. Я уезжаю от вас. Простите, но так будет лучше. Вы помните меня, а вы всегда в моём сердце! Я желаю вам самого доброго и счастья, чтобы каждый день вы встречали с улыбкой, чтобы любили своих детей и чтобы они любили вас, чтобы Лена избавилась от происков Бориса и смогла жить и работать, как ей нравиться, чтобы она встретила хорошего человека и была счастлива с ним. Она и Алиса. Я очень прошу вас, детки, помиритесь! И поддерживайте друг-друга! Жизнь долгая, а вы-самые родные и близкие люди! Ваша мама. Всё!

Степан кладёт телефон на стол и вытирает глаза. Он расчувствовался.

Степан: Как Вы сказали, проникновенно!
Лариса Григорьевна: Полноте, Степан! Уйдём красиво! Уйдём весело!
Степан: Вы готовы?
Лариса Григорьевна: ( помедлив) Не совсем. Кто меня найдёт? Потом. Не хочется расстраивать и пугать детей. Как-то не вяжется это с моим обращением. Надо что-то придумать!
Пусть меня найдёт Алексей, наш участковый. Он человек знающий, вызовет службы, детям позвонит, с Леной моей познакомиться.

Набирает номер.

(весело) Здравствуйте, Алексей! С Новым годом Вас! С наступившим! Вы хорошо его встретили? А дежурство до скольки у Вас? А ко мне зайти сможете? Через полчасика? Хорошо, буду ждать! Алексей, я дверь оставлю открытой, вы входите, а то вдруг не расслышу звонок, он у меня что-то барахлить стал. Да, спасибо. Жду!
Вот теперь всё! Я готова! Можем уходить!
Степан: Лариса Григорьевна, а Вы в столото играете?
Лариса Григорьевна: Да, у меня даже личный кабинет там есть, я покупаю электронные билеты. Только больше проигрываю, не угадываю, но мне нравиться сам процесс, предвкушение, а вдруг угадаю? Тогда помогла бы детям, мне-то уже ничего не нужно, всего хватает.
Степан: Ваша любимая лотерея 4 из 20? И как раз сегодня первый тираж в 10 утра! Заходите в Ваш кабинет, открывайте  билеты,  отмечайте: первое поле 4, 5, 9,2, второе – 9,2,12, 13. А теперь ещё раз и отправьте детям в подарок.
Лариса Григорьевна отмечает три билета и рассылает их в подарок.
Лариса Григорьевна: А вы уверены, Степан, что такие числа выпадут? Как-то не вериться.
Степан: Выпадут! Обязательно! Слово даю! А кому третий билет?
Лариса Григорьевна: Алексею, нашему участковому. Он в мою Лену влюблён, но он беден, она на него внимания не обратит, а так поделят шестьсот миллионов, по двести на каждого. Он очень хороший! С ним она и Алиса будут счастливы.


Затемнение.  Луч прожектора освещает Ларису Григорьевну на авансцене, в её руке
переноска с котом. Она выпрямилась, смотрит вперёд. Голова гордо поднята.

Лариса Григорьевна: Я готова!

Из темноты выходит Степан, у него на плечах чёрный плащ. Встаёт сбоку от Ларисы Григорьевны.

Степан: (начинает отсчёт) Пять, четыре, три, два, один. Поехали!
Он полой плаща закрывает себя и Ларису Григорьевну как крылом.

Занавес.


Рецензии
Эм, очередное прочитанное мною произведение убедило в вашем незаурядном творческом таланте. Вы поднимаете одну из самых важных и трудных - семейную тему. Не случайно действие происходит в новогоднюю ночь - семейный праздник, который ЛГ встречает в одиночестве. Через диалоги, размышления Ларисы Григорьевны, на фоне ее подготовки к празднику, раскрываются характеры героев. Какие же это непростые отношения между, казалось бы, близкими людьми. И как много человек не успевает сделать самого необходимого, найти нужные слова, помочь, поддержать... Я впервые остро почувствовала это во время пандемии, пришло осознание, что человек может уйти из жизни в любое время, будучи не готовым...
Спасибо, Эм, за великолепную пьесу, за вкусный борщ и пироги... Как без них?
Читаю продолжение!

Ли

В тему: http://proza.ru/2020/12/29/118

Лидия Мнацаканова   10.06.2023 17:24     Заявить о нарушении
Спасибо за такую оценку, Ли! Смерть, как в анекдоте, всегда неожиданна. "я-твоя Смерть. Ну и что? Ну и всё." Не успеваем доделать дела, досказать слова, отпустить обиды.Ещё Смерть - хороший бизнес.Трудно привыкать к уходу близкого человека, но "и это пройдёт", жизнь продолжается, опять заняты, опять спешим, опять нам некогда, опять нет времени, а потом наступает вечность и "Дальше - тишина"

Эм Филатова   10.06.2023 23:52   Заявить о нарушении
Эм, наши мысли, представления о жизни, о семейных ценностях во многом созвучноы. Читая ваши произведения, нередко ловлю себя на узнавании. Даже "Дальше -тишина" любимый спектакль.
Рада общению!

Ли

Лидия Мнацаканова   12.06.2023 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.