О жизни, смерти и новогоднем празднике. 2 действие

В глубине сцены слева  на строительных лесах, выхваченные прожектором, Степан и Лариса Григорьевна.

Лариса Григорьевна: (глядя на себя внизу) Как странно, я – здесь и я –там!(вытирает глаза)
Степан: Ничего странного, здесь –Вы, а там- Ваше тело, как одежда. Вы же не плачете по старой одежде, когда она изнашивается.
Лариса Григорьевна: Иногда плачу! Плакала, когда любимая. А это тело я носила больше шестидесяти лет, привыкла!
Степан: Здесь Вы- безграничны! Свободны! У Вас ничего не болит! Вы можете летать!
Лариса Григорьевна: Как во сне в детстве?
Степан: Да!
Лариса Григорьевна: А как? ( машет руками) У меня не получается!
Степан: Силой мысли! Представьте себя в полёте и … взлетите!

В комнату входит Алексей.

Алексей: Лариса Григорьевна, я пришёл! Где Вы? ( Замечает её на диване) Лариса Григорьевна, Вы спите?

Подходит к неё, прикасается, понимает, что умерла, закрывает глаза руками.

Ещё тёплая, а пульса нет. Как же так? Полчаса назад говорил с ней и вот… Вызову скорую, вдруг жива?

Вызывает скорую и пытается сделать массаж сердца.

Лариса Григорьевна: Бедный мальчик! Зря старается!

Алексей, как будто услышав её слова, прекращает попытки и звонит в отделение.

Алексей: Алло! Дежурный? Да, Кравцов. У меня труп на участке. Женщина. 61. Нет, насильственных повреждений нет. Знаю. Скорее сердце, она от сердца лечилась. Скорую вызвал. Жду.
Надо бы и родственникам позвонить, где её телефон (оглядывается) А, вот он, (берёт телефон Ларисы Григорьевны, ищет номер) Алло! Фёдор Сергеевич? Я участковый Кравцов Алексей. Ваша мама Демичева Лариса Григорьевна скончалась. У себя в квартире. Сердце, видимо.
(снова набирает номер, волнуясь) Елена Сергеевна? Извините, что разбудил Вас! Тут такое дело, Ваша мама… Лариса Григорьевна… Скончалась. Видимо сердце. Я вызвал скорую, я массаж сердца делал. Пульса нет. Я с ней сорок минут назад говорил по телефону. Приедете? Приезжайте.

В комнату входит врач скорой.

Врач: Что тут у вас?(подходит к Ларисе Григорьевне, проверяет пульс, прослушивает сердце). Ясно, труп! Медицина бессильна. Чем дама страдала? ( смотрит что-то у себя в планшете) Перенесла ковид, аритмия, ИБС, гипертония. (садиться к столу и пишет заключение) Смерть в результате сердечного приступа вследствие ишемической болезни сердца, гипертонии второй степени и послековидного осложнения. Насильственных признаков не выявлено. Можете вызывать труповозку.(уходит)

Входят полицейские из отделения, с ними двое понятых – азиат-дворник и мужчина с собачкой.

Полицейский: Привет, Кравцов! Где труп? (стажёру) Пиши: « Осматривается труп гр. Демичевой Л.Г. 1959 г.р Труп расположен в квартире № 17 по адресу г. Москва, 2-й проезд Марьиной Рощи, д.17, кв.21. Труп Демичевой Л.Г. находится в комнате на диване в сидячем положении, рот закрыт, глаза закрыты. По словам сына Демичева Ф.С. гр. Демичева при жизни болела хроническими заболеваниями :аритмией, ИБС, гипертонией 2-й степени. При наружном визуальном осмотре трупа гр. Демичевой видимых телесных повреждений не обнаружено, следов насильственной смерти нет". Понятые – распишитесь! И ты, Кравцов! Всё, понятые свободны! Пошли, стажёр!

Уходят.

Вбегает Елена ухоженная молодая женщина. Сейчас она без макияжа, в спортивном костюме и курточке, растрёпана.

Елена: Мама, мамочка! Где она? (подбегает к дивану, падает на колени, плачет) Мама, мамочка, прости меня! Надо было приехать , знала бы, пешком пришла! Мамочка!

Алексей поднимает её, она рыдает у него на груди. Алексей робко обнимает её.

Алексей: Лариса Григорьевна очень Вас любила, гордилась Вами.


Новый взрыв рыданий. В комнату входит Фёдор. Он одет чистенько-опрятно, но бедно. Растерян.

Фёдор: Лена, здравствуй! Где мама?
Елена: (отпрянув от Алексея , высмаркиваясь, прерывающимся голосом) На.. на..диване.

Фёдор подходит к дивану, молча смотрит на мать. К нему подходит сестра. Вдруг Фёдор начинает рыдать. Брат и сестра обнимаются.

Елена: Она так ждала нас! Пирогов напекла! Борщ сварила!
Фёдор: А мы не приехали! Аааа!
Лариса Григорьевна: (растроганно) Дети, дети! Ну не убивайтесь вы так! Не смогли, всякое бывает.

Она спускается в свете « пистолета» по лесенке со строительных лесов, взмахивает руками, кажется, что неуклюже летит. Степан «слетает» по тросу. Лариса Григорьевна подходит к детям, обнимает их, целует. Они не видят и не слышат её.

Елена: Встречала Новый год одна, без нас! ( смотрит на диван)  с куклами! (ревёт с новой силой).
Лариса Григорьевна: (гладит дочь по голове) Не плачь, моя девочка, моя умница! Солнышко моё!

Елена затихает. Она отходит от Фёдора, и садиться к столу. Между ними сидит довольная Лариса Григорьевна.

Фёдор: Что будем делать, сестра?
Елена: Не знаю, я ещё никого не хоронила, опыта нет.
Фёдор: Опыта нет, денег тоже. Как ты думаешь, сколько стоят похороны? И когда откроются банки? Придётся брать кредит.
Елена: Мама говорила, что у неё отложено на похороны. Только не сказала где. Если в шкафу, то хорошо, а если на сберкнижке – труба, дадут только через шесть месяцев.
Алексей: Сорок тысяч сразу дадут по свидетельству о смерти. Если вам не хватит, я добавлю.
Лариса Григорьевна: Успокойтесь! Всё оплачено! Поешьте лучше! Лена, всё в холодильнике. Федя, наверное, ничего не ел, раз Зоя заболела, да и Алексей проголодался!

Елена открывает шкаф и роется в нём, Фёдор с беспокойством наблюдает за сестрой.

Фёдор: (с беспокойством) Там моя синяя папка! Мне мама оставила!
Елена: (достаёт её, открывает, смотрит на документы) Квартира, дача…Тебе? Одному?!! А мне? А Алисе?

Лариса Григорьевна: Лена, Фёдя же многодетный отец! У них квартирка маленькая! И дача им нужнее, детей надо же на лето вывозить! Потом фрукты-овощи, всё своё, экономия! У тебя и Алисы загородный дом на огромном участке. Феденьке на такой за всю жизнь не скопить!
Фёдор: Побойся Бога, сестра! В особняке живёшь с одиннадцатью спальнями! У тебя лужайка перед   домом как наша дача! Тебе мама семейные ценности оставила! И так в роскоши купаешься!
Елена: ( с горечью) В роскоши! (задирает штанину) Видишь, в каких колготках хожу? В штопаных! Сама штопаю! И маникюр сама делаю, и стрижку себе и Алисе. И стираю сама, и убираю свои одиннадцать спален тоже сама, и Алису одну бросила – на няню денег нет! И машину не на что из сервиса забрать! Я даже пиццу заказать не могу- не на что! Каждую копейку считаю! Если бы мама мне не перечислила деньги, я бы пешком сюда шла.
Фёдор: Тебе же Борис алименты платит и дом оставил.
Елена: Да, оставил! Да, платит! Только все деньги сжирает дом и садик. Я хотела пойти работать, разослала резюме, меня взяли, а на следующий день позвонили и отказали в месте. Это Борис постарался, у него везде свои люди! Я хотела особняк продать, купить по  квартире себе и Алисе, пока она маленькая, одну бы сдавали. Нашёлся покупатель, даже задаток оставил, а на следующий день ни ответа, ни привета. Он издевается надо мной! Понимаешь! Говорит: «Голод не тётка! Есть захочешь- на брюхе ко мне приползёшь!» А я лучше умру, чем снова этот ад терпеть!

Фёдор и Алексей потрясённо молчат.

Лариса Григорьевна:(целует дочь) Бедная моя девочка! Хорошо, что ты ушла от этого изверга!
Алексей: Если хотите, у нас в отделение секретарь требуется. Зарплата ,правда, невысокая, но Вас точно примут.
Елена:(беря себя в руки, с иронией) Спасибо, я подумаю! Сейчас нужно похоронами заниматься.

Роется в шкафу.

Странно! У мамы был похоронный узелок , она мне показывала, а сейчас его нет!
Фёдор: ( с беспокойством) Что, пропал? С деньгами?

Входят санитары.

Санитар: Труповозку заказывали? Где труп?

Алексей молча указывает на диван. Елена бросается к матери с плачем.

Елена: Мама, мамочка моя! Больше никогда тебя не увижу!
Санитар: Женщина, освободите труп! Нам ещё семерых собрать нужно!

Фёдор и Алексей поднимают Елен, и Фёдор  насильно уводит её в кухню.
Санитары хватают тело и бросают на носилки.

Алексей: В какой морг повезёте?
Санитар: При Боткинской!
Алексей: Царствие Вам небесное, Лариса Григорьевна! Прощайте!

Лариса Григорьевна целует его.

Санитары с телом удаляются.

Елена и Фёдор возвращаются с кухни. Елена обессилино падает на стул, Фёдор и Алексей садятся рядом, по бокам садятся Лариса Григорьевна и Степан.

Елена: Нет мамы! Увезли! Я даже не спросила куда?
Алексей: Я спросил, в морг Боткинской.
Степан: (набирает номер) Алло! Аглая, да, я. Тело увезли в Боткинскую. Да, дети здесь. Приедешь? Жду!

Елена сидит локти на столе, лицо в ладонях, покачивается. Лариса Григорьевна гладит её по плечу.
Фёдор принюхивается.

Фёдор: Странно! Пахнет как в детстве! Помнишь, как мы всегда встречали Новый год? Мама пироги пекла!
Алексей: Лариса Григорьевна и сейчас напекла, и борщ сварила.
Фёдор: Я целый день не ел, Зоя заболела, ничего не приготовила. Одна шаурма за день!

Фёдор уходит на кухню, возвращается с пирогом и тарелкой борща.

Елена: ( с раздражением) Тебе только бы пожрать, мать умерла, а он проголодался! Как кусок в горло идёт!

Фёдор давится, закашливается. Лариса Григорьевна стучит ему по спине.

Лариса Григорьевна: (дочери) Не оговаривай брата! (сыну) Ешь, Феденька, ешь! Целый день голодный! Заехал бы ко мне, я бы и тебя накормила, и с собой бы вам поесть собрала.

Подходит к дочери.

Ты бы тоже поела, Лена! Чем вы там с Алисой питаетесь? А я вам борща наварила и твой любимый салат сделала! И Алексея накорми, смотри, какой хороший парень!
Елена: (как будто услышав мать) А ведь действительно вкусно пахнет!
 
Достаёт из буфета посуду, приборы, накрывает на стол, с кухни приносит салаты, борщ, пирожки и бутылку водки.
Фёдор разливает по стопкам, все встают.

Елена: За тебя, мамочка! Царствие тебе небесное  и вечный покой!

Выпивают, садятся.

В это время перед дверью их квартиры идёт борьба между двумя похоронными агентами – мужчиной и женщиной.

Женщина:(отпихивая руку мужчины от звонка) Это мой покойник, я первая!

Мужчина сопит, отпихивает женщину, прорываясь к звонку. Она бьёт его по ногам, он отвечает.
Из лифта выходит Аглая со своей папочкой, направляется к двери. Агенты расступаются перед ней, женщина хватает её за руку.

Женщина: Вы родственница покойной? Заключите договор со мной (понижая голос) я дам Вам пятьдесят тысяч1
Мужчина: ( с другой стороны) Даю семьдесят и покойник мой!
Аглая: ( молча, с улыбкой, отстраняет их от двери) Договор уже заключён! Вы опоздали, господа!

Аглая звонит в дверь, Фёдор открывает ей. Рядом с ним Степан. Аглая ослепительно улыбается.

 Фёдор: ( в смущении) Простите, а вы кто?
Аглая: Я похоронный агент.

Проходит в комнату к столу, Фёдор отодвигает ей стул, при этом старается втянуть живот и стать стройнее. Елена в недоумении смотрит на Аглаю. Степан ластиться к ней. Аглая открывает свою папку,

Аглая: Я похоронный агент. Ваша матушка Лариса Григорьевна заключила со мной договор и оставила распоряжения о своих похоронах. Мне нужна справка от врача и её паспорт, чтобы получить  свидетельство о смерти.
Елена: (внимательно осматривая Аглаю) И сколько же стоят Ваши услуги?
Аглая: Лариса Григорьевна оплатила всю процедуру и поминки, я уже заказала гроб, катафалк и  кафе. Вам не о чем беспокоиться!
Елена: Как? Мама всё оплатила заранее? Когда же она это сделала?
Аглая: (смешавшись, тут же берёт себя в руки) Старые люди заранее думают о своём уходе и стараются подготовиться. Наша фирма берёт на себя роль душеприказчика. Мы действуем в интересах наших клиентов сообразно их пожеланиям. Позвольте, я ознакомлю Вас с церемонией!
На третий день, третьего числа состоиться кремация в Николо- Архангельском в зале № 7 в 11.30. Куда подать катафалк? Сюда или прямо к моргу?
Фёдор: Сюда!
Аглая: Тогда Вам нужно быть готовыми к восьми тридцати. Сейчас праздники, пробок нет, за тридцать минут подъедем к моргу, там минут сорок – час. В десять выезжаем. Отпевать будете?
Фёдор: Надо бы! Мы всё-таки православные!
Елена: Не уверена, что мама была так религиозна.
Фёдор: А сколько это стоит?
Елена: Сколько займёт по времени?
Аглая: Недорого. По времени где-то час. Тогда нужно переносить всё минут на сорок раньше.
Фёдор: Это во сколько же нам вставать, чтобы сюда к семи тридцати приехать?
Алексей: Можно заочно отпеть накануне в храме, я так делал, когда маму хоронил. Я могу организовать.
Елена: Вот и хорошо! Спасибо Вам, Алексей!
Аглая: После кремации Вас отвезут в кафе. Ваша мама выбрала и утвердила меню. На девятый день Вам выдадут прах, и на Кузьминском кладбище будет произведено погребение в родственную могилу. Услуги на кладбище уже оплачены.
Фёдор: Простите, а как же прах попадёт на кладбище?
Елена: Тебе же объяснили, мы с тобой поедем, получим мамин прах и отвезём её на кладбище.
Фёдор: Как отвезём? На метро?
Елена: (сердито) Как? Как? Такси возьмём.
Алексей: Я могу Вас отвезти,  я как раз выходной, у меня машина, старенькая, но на ходу.
Елена: Вот и хорошо! Спасибо!

Аглая уходит, Степан её провожает. Елена, Фёдор и Алексей остаются в комнате и замирают как статуи. Между ними ходит Лариса Григорьевна, заглядывая каждому в лицо.

Лариса Григорьевна: Милые мои детки, поверьте, я не хотела вас расстраивать! Огорчать! Обременять! Портить вам праздник! Я хотела уйти позже, но за мной пришли сейчас. Я так рада, что вы наконец-то помирились и вместе! Ради этого стоило умереть!

В комнату входит Борис. Он одет, в руках у него чемоданчик. Елена видит его, вздрагивает, пытается спрятаться за братом.

Борис: Вот ты где! Бросила ребёнка одного и кутишь с мужиками!
Лариса Григорьевна: Не смей оскорблять мою дочь!

Встаёт перед  ним, закрывая Елену, но её никто не видит.

Фёдор: (устало) Не ори! У нас мама умерла.
Борис: Лариса Григорьевна? Когда?
Фёдор: Сегодня. Уже увезли.
Борис: (кивая на Алексея с сарказмом) А это кто? Похоронный агент?
Фёдор: Это наш участковый.
Борис: Федя, выйди с участковым. Мне нужно поговорить с моей женой.
Лариса Григорьевна: Она не твоя жена, вас развели! Отстань от неё!
Фёдор: Если Лена согласна… (смотрит на сестру)
Елена: Останься, Федя! И Алексей пусть останется. У меня нет от родственников секретов.
Борис: (вспыхивая и кивая на Алексея) И этот тоже твой родственник? Кем он тебе приходиться? Гражданский муж? Любовник?
Елена: (выступая из-за Фёдора) Моя личная жизнь тебя не касается, для тебя она табу!

Борис подлетает к Елене и отвешивает ей пощёчину, Лариса Григорьевна успевает закрыть дочь и Борис бьёт по её щеке. От удара она отлетает к дивану. Елена стоит не шелохнувшись и презрительно смотрит на мужа. Фёдор встаёт около сестры, Алексей подходит к Борису сзади.

Елена: Ты совсем больной! Тебе лечиться надо!
Борис: (отступая от неё) Это тебя лечить надо, бросила ребёнка одного! Алиса плакала, ей было страшно. Я вызвал ей няню из агентства, пятьдесят долларов в час.

Елена при его словах напряглась.

(с усмешкой продолжает) Расслабься, я оплатил до восьми утра. Надеюсь, к этому времени ты будешь дома? Если хочешь, могу подвезти.
Елена: Не хочу! И Алиса плакала, когда ТЫ её разбудил. Она всегда при виде тебя плачет Дай телефон няни!

Борис протягивает ей листок с номером.

Елена: Алло! Доброй ночи! Я мама Алисы, как девочка? Успокоилась и спит? Да, я приеду. Спасибо! (Борису) Благодарю, что позаботился о дочери.
Борис: Лена, я хотел с тобой поговорить! Серьёзно! Выслушай меня! Я очень тебя люблю, я не могу без тебя, без Алисы! Я с ума схожу без тебя, как подумаю, что у тебя кто-то есть…
Елена: (кричит) Да нет у меня никого, и не было! Я из-за тебя боюсь, когда у меня за спиной кто-то стоит или случайно прикоснётся.  Я вся сжимаюсь, ожидая побоев. Я не могу слышать мужские голоса, даже брата! В голове тут же звучат твои оскорбления! Я не-на-ви=жу тебя и мужчин! Всех,вместе с тобой! Я больше не буду ничьей рабыней и жертвой! Я буду свободной, я буду работать и жить полной жизнью! Без тебя!
Борис: Прости, меня, Лена! Дай мне ещё один шанс! Помоги мне! Я разорён, я всё потерял, у меня ничего нет, кроме тебя и Алисы. Давай уедем за границу, в Испанию, начнём всё с начала? Ты ведь хотела в Испанию? И Алисе будет лучше. Я поднимусь, у тебя будет всё, вилла, яхта, драгоценности! Поедем! Я куплю тебе модельное агентство, ты станешь богатой и независимой женщиной со мной.
Елена: С тобой? Независимой и богатой, самостоятельной? Да ты этого боишься! Всех  хочешь держать под контролем, всем навязывать своё видение мира, а кто не подчиняется, ты гнобишь физически и морально, нет, я с тобой не поеду. Я здесь стану богатой независимой от тебя женщиной. Какое счастье, что ты разорился! У тебя больше не будет твоих влиятельных друзей, и ты не сможешь мешать мне строить карьеру и бизнес. Прощай!

Борис в ярости делает к ней шаг, но Фёдор и Алексей закрывают Елену, стоят плечом к плечу.

Борис: (ставя чемоданчик на стол и открывая его) Здесь миллион долларов, всё, что удалось спасти! Я хотел начать с тобой всё с начала, я предлагал тебе свою любовь, но ты всё отвергла! Не доставайся же никому! (обращается к Фёдору и Алексею)Ребята, возьмите миллион и выйдите из комнаты! Оставьте меня с женой на минуту!
Лариса Григорьевна: (подбегает к Фёдору) Федя, не ведись! Не оставляй сестру! Федя, он её убьёт! (обращаясь к Алексею) Алёша, спаси мою девочку!
Фёдор: (косясь на чемоданчик) Уходи, Борис! Оставь мою сестру! Я родственниками не торгую!
Борис: А ты, участковый? Хочешь, забирай весь миллион! Ты за всю свою жизнь столько не заработаешь! Уведи Фёдора, пока я с этой сучкой поговорю!

Алексей смотрит на часы.

Алексей: Моё дежурство закончилось!

Бьёт Бориса в челюсть, тот отлетает к двери.

Лариса Григорьевна: Молодец!
Борис: Так, значит? Нашёлся защитник? Стерва, ты, Ленка! Змея подколодная! Всю жизнь мне отравила, но и без тебя мне не жизнь! Миллион оставляю дочери, Алисе. Прощай!

Стремительно выходит за дверь. За дверью слышится выстрел. Фёдор, Алексей, Елена открывают дверь, на площадке лежит Борис около головы лужица крови, рядом  пистолет.

Алексей: Всем оставаться на своих местах! Я вызываю полицию.

На заднем плане двое мужчин в чёрной военизированной форме и беретах тащат согнутого Бориса с заломанными сзади руками.

Занавес.

   Полицейский: (покидая квартиру с папкой под мышкой) Ну, Кравцов, ты даёшь! Новый год только начался, а у тебя уже два трупа, да один с огнестрелом! Такими темпами ты нам все показатели снизишь! Работай! Только без трупов!

Уходит.

Фёдор: Я, пожалуй, поеду! Зоя там больная. Лен, я возьму салатиков? И борщ?
Елена: Конечно, возьми. Пойдём я тебе соберу!

Возвращается, садиться на диван. Лариса Григорьевна обнимает её, гладит по голове.

Елена: Уехал Федя, а еды осталось много. Мама на всех наготовила. (плачет)

Алексей садиться на диван рядом, нежно гладит её по плечу. Елена замирает и разворачивается к нему, утыкается в него, обнимает.

Алексей: Сегодня у Вас был тяжелый день! Я отвезу Вас домой к дочке. Не стоит Вам с такими деньгами на такси ехать.
Елена: А где чемоданчик? Я думала, он пропал.
Алексей: Он в шкафу.
Елена: Вы опечатаете квартиру? Здесь где-то мамин кот, он пугливый, спрятался, наверное.
(зовёт) Степан, Степан, кис-кис-кис.

Входит довольный Степан.

Степан: Я здесь!

Лариса Григорьевна машет ему рукой и делает знак, что им нужно удалиться. Они снова поднимаются на леса.

Алексей и Елена ищут кота по углам и закоулкам. Около шкафа они сталкиваются лбами, столкновение переходит в поцелуй.

Елена: Кота нигде нет! И переноска пропала.

Опять целуются.

Алексей: Он был, я его видел. В коридоре.

Встают, уходят в коридор, снова целуются. Лариса Григорьевна и Степан деликатно отворачиваются. Алексей и Елена возвращаются в комнату.


Елена: Нужно ехать, няня скоро уйдёт. Кот потом найдётся!
Алексей: Я завтра зайду, посмотрю. Только ключи оставьте.

Они уходят.

Лариса Григорьевна: Никогда я не была такой счастливой! Мои дети помирились! Они все соберутся вместе, и, дай Бог, будут дружить  семьями. Наконец-то моя девочка освободилась от этого тирана и, хочу  верить, встретила свою любовь! Теперь она сможет работать и нормально жить. Степан, а их билеты точно выиграют?
Степан: Не знаю, тираж ровно в десять.

Занавес.


Рецензии
Только в короткий промежуток времени перед уходом в мир иной, ЛГ находит нужные слова для того, чтобы помирить своих детей, сделать необходимые важные поступки и приготовления. Её христианская любовь, материнская забота сближает брата и сестру, И только жестокосердие зятя остаётся непрощенным. В пьесе две смерти, между которыми непреодолимая пропасть.
Эм, Вам удаётся этот жанр, уверена, что ваши пьесы предназначены для сценичного искусства. Браво автору! Удачи!
Ли

Лидия Мнацаканова   14.06.2023 17:57     Заявить о нарушении
Ли, огромное спасибо! Вы дарите мне надежду, что найдётся театр и для моей пьесы. Наверное это удивит меня больше, чем явление инопланетян.

Эм Филатова   14.06.2023 15:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.