Афганские хроники

Русские своих не бросают!
Ручка управления машиной слегка подрагивала в потной правой руке командира вертолёта, левая лежала на ручке «Шаг-Газ», перемещая её то вверх, то вниз, подбирая оптимальную траекторию снижения вертолёта, и оборотов двигателей и винта. Движки в разряженной атмосфере гор работали на пределе своих возможностей, обороты так же иногда выскакивали за пределы допустимых. Но это была война. И на такие «мелочи» мало кто обращал внимания. Главное- остаться живыми и сохранить людей, а технику жалеть- себе дороже будет. Но её –кормилицу, тоже жалели. Сколько жизней она уже спасла! Не подсчитать!
Штурман, на гражданке называвшийся вторым пилотом, вёл радиосвязь с землёй и ещё тремя вертолётами, обеспечивающими огневую поддержку, заходящему на «Пятачок земли», на котором отчаянно вела бой с лезущими со всех сторон «Духами» горстка советских разведчиков- десантников, только три дня назад высаженных на краю обрыва текущей внизу горной речки, которая перекатываясь по валунам так шумела, что даже в нескольких десятках метров вверху над ней, под шум вращающихся винтов вертолётов был слышен этот шум.
. Тогда два вертолёта высадили две группы десантников. Ми-8 привёз двадцать два человека, и Ми-24, ещё одиннадцать. Две группы по шестнадцать разведчиков со своими командирами. Затем разошедшиеся в разные стороны для выполнения своих боевых задач. И экипированы десантники были по всем правилам войны. В «Брониках», из-под которых из расстёгнутых воротничков гимнастёрок виднелись полосатые тельняшки- отличительная черта десантуры, в касках, и с огромными рюкзаками, содержащими всё необходимое для жизни в горах. От боезапасов и автоматов и пулемёта, до продуктов и тёплого белья и обуви. На ногах у всех были надеты матерчатые вьетнамские «Кеды»- самая популярная обувь среди воюющих в горах десантников и летающих над теми-же горами вертолётчиков. Высадка прошла спокойно. На прощание командиры групп пожали вертолётчикам руки. А те пожелали десантникам по традиции-«Не пуха! Не пера!». В ответ получив шутливое- «Идите к чёрту»..
И вот сегодня к вечеру, от одной из групп пришла срочная радиограмма с просьбой об огневой поддержке и спасательной операции по эвакуации личного состава. Группа после ликвидации каравана боевиков с «наркотой» и оружием, сама попала в засаду большого отряда душманов, и вела бой с ними в окружении на верхушке одной из горушек, на которой они и вступили в бой. Срочно потребовалась помощь вертолётов!
Звено из трёх ударников Ми-24, и транспортного Ми-8 срочно подняли в воздух!
Вёл звено командир восьмёрки.
В Паншерском ущелье поздно приходило светло из-за нависающих над нею гор, но быстро наступали сумерки, так же быстро превращающиеся в непроглядную тьму. Было как раз это время. Тени в уже сгущающемся тумане, ползущем от реки вверх по склону горы, мешали вертолётчикам ориентироваться на месте, превращая отдельные валуны в зловещие фигуры фантастических чудовищ. Они же скрывали притаившихся за этими валунами «Бородатых», страшно желающих сбить ненавистных для них винтокрылых птичек! Тем более, что за каждую сбитую «Вертушку» им выплачивалась огромная для них «Премия» в долларах США, которая сразу же превращала оборванного бедняка в богатого бая!
Все вертолётчики тоже старались высмотреть «Трубочистов» с гранатомётами, «Щелкунчиков» с крупнокалиберными пулемётами и «Стингеристов» и «Стрелочников» с переносными ЗРК.
От того, кто первым увидит своего врага зачастую зависела жизнь воюющих.
Вертолёты неслись на предельных скоростях и на самой минимально допустимой высоте, постоянно маневрируя, и время от времени выстреливая пиропатроны, защищающие их от тепловых головок самонаводящихся ракет. Стрелки радиокомпасов показывали направление на включённый десантниками аварийный маячок. Они вздрагивали то влево, то вправо, принимая отражённый от гор радиосигнал, но всё равно показывали осреднённое направление, на место где разведчики вели бой. Впереди за поворотом ущелья вверх поднялся густой дым, от зажжённого сигнального факела.
«Всем приготовиться! Контроль земли и воздуха! Двенадцатый и пятнадцатый зачистить территорию перед « десантурой». Я захожу первым! За мной четырнадцатый после моего взлёта! Если потребуется! Остальным обеспечить наше прикрытие! А дальше по обстоятельствам!»- подал команду командир звена.
Два «Крокодила» устремились вперёд, заходя с разворота и поливая землю «Нурсами» и огнём из пушек и пулемётов.
Восьмёрка так же вынырнула из-за поворота, тут же вступив в бой с зенитчиками душманов, поливающими вырвавшиеся вперёд «Вертушки» огнём из крупнокалиберных пулемётов. «Вижу цель!»- прокричал по СПУ штурман. «Беру управление на себя! Сейчас я их причешу» в возбуждении прокричал он ещё раз. «Пуск левыми! Пошли родимые» прямо по курсу вычерчивая дымный след ушли ракеты. «Есть попадание!»-«Отдал управление!». Довольно добавил он-«Взял! Уходим правым разворотом! Стрелок давай! Только наших не зацепи!»-отдавал экипажу команды командир вертолёта. Сзади забухал пулемёт, выставленный в заранее открытую дверь бортовым техником-стрелком! За восьмёркой заходила на цель, первым вступившая в бой двадцать четвёрка. «Командир! Уходи вниз! Под тобой «Стингер» он у меня на прицеле, а ты мне мешаешь! Сейчас я его вторым комплектом накрою, а заодно и десятка полтора бородатых прихвачу!»- прокричал в эфир командир этой вертушки. «Понял! Ухожу»- ответил командир восьмёрки.
«Пока вроде чисто! «Духи» залегли. Давай первый заходи за нашими! А мы покрутимся!»- услышал командир транспортника знакомый голос своего заместителя.
«Ну я пошёл!»-передал в эфир он. «Штурман и стрелок будьте внимательнее и подсказывайте нашей крыше, где что увидите!»-передал КВС по СПУ, нацеливаясь на пятачок на вершине горы
Ужасно от волнения хотелось курить. Руки и лоб под шлемофоном покрылись холодным потом. Глянув вправо на штурмана, он понял, что и тому не сладко! «Страшно! А надо! Надо ребят вытаскивать!»- успокаивал себя командир вертолёта, зигзагами снижаясь вниз.  «Двадцать метров, десять метров, пять метров! Площадка под нами! Зависай командир!!!»- по СПУ слышал командир вертушки и звена, удивительно спокойный голос штурмана, отсчитывавшего высоту полёта.
Приткнувшись передним колесом на край площадки над пропастью, чтобы легче было уходить с разгоном вниз, КВС отдал команду бортовому технику-стрелку-«Приступить к погрузке»-«Есть приступить к погрузке!»- ответил тот.
По гальке, перепрыгивая через маленькие валунчики и обломки скал, неся на брезенте раненого, бежали два десантника. За ними, перебежками, неся под мышки раненых и убитых бежали остальные разведчики. «У меня два двухсотых и семь трёхсотых. Из них один тяжёлый» пробравшись в кабину, сквозь шум от работающих двигателей, прокричал в ухо командиру молоденький чернявый и загоревший под горячим афганским небом старлей. «Грузи всех! Мы этим зверям своих на растерзание не оставляем»- был ответ. «Кто кроме нас! Русские своих не бросают!»- девизом ВДВ ответил старший лейтенант, явно не славянской внешности. 
 Вдруг по вертолёту застучали пули! Техник-стрелок застрочил из своего пулемёта, отгоняя высовывавшихся из-за валунов бандитов. Запрыгивая в вертолёт, десантники в открытые блистера тоже строчили из автоматов. Оглядываясь и на ходу стреляя бежали к вертолёту прикрывавшие отход и погрузку два десантника. «Всем лечь на пол!»- Стреляя из пулемёта короткими очередями кричал техник-стрелок. А пули всё сильнее барабанили по вздрагивающему при попадании вертолёту.
«Лишь бы не в редуктор или расходник!»- в мыслях пронеслось у командира вертолёта- «Тогда хана! С повреждённым редуктором далеко не улетишь! А если в расходный бак горячая пуля попадёт, тогда вертолёт вспыхнет БОЛЬШИМ ФАКЕЛОМ и от всех находящихся в нём останутся одни обугленные головёжки! Это мы уже видели на прошлой неделе, когда разведчики принесли на аэродром останки экипажа сбитой двадцать четверки, подобранные ими при выходе из ущелья. Тогда ребят подобрать не смогли. Был сильный бой! И вертолёт взорвавшись в воздухе от попадания «Стингера», вращаясь и дымя упал прямо на гальку горной речки. И всё равно все надеялись, что ребята выжили…Этой группе разведчиков был дан дополнительный приказ-«Найти экипаж!». Они их достали из обгоревшего вертолёта. Приказ был выполнен! «Мы своих не бросаем!-пусть их хоть похоронят по человечески. В родной земле-тогда сказал капитан, командовавший разведчиками»-опять подумал он.
«Мои все! можно взлетать!»- прокричал старлей.
«Экипаж! Взлетаем!»-раздалось у всех в наушниках. И не прекращая стрелять из пулемёта, вертолёт оторвавшись от площадки стремительно набирая скорость понёсся вниз- ближе к спасительной реке, где в случае необходимости можно было приземлиться.
Сзади раздался грохот от взрывов! На взрывной волне даже тряхнуло восьмёрку. Это оставшиеся вертолёты освобождались по «Духам» от не израсходованных боекомплектов.
«Все целы?»- спросил по радио командир звена. «Не волнуйся первый, всё в порядке! Топай спокойно домой! Мы тебя прикрываем»-услышал он знакомый голос зама.
Уже в полной темноте, включив лишь проблестковые маяки, чтобы не столкнуться в воздухе, вертолёты по приводным радиостанциям приземлились на родном аэродроме.
Выйдя из вертолёта. В свете прожекторов и фар от подъехавших машин «Скорой помощи», и спец машин обслуги. Командир звена, приняв доклады о выполненном боевом задании от командиров других вертолётов, вместе со своим экипажем осмотрел  восьмёрку.
«Ничего себе! Да тут больше сотни дырок можно насчитать! Будет работа технарям! И как же мы на таком друшлаге долетели?»-озвучил всех мучающий вопрос бортовой техник-стрелок.
«А как в той песенке! На честном слове! И на одном крыле! Спасибо тебе Родимая! Не подвела!»-отозвался КВС, похлопывая восьмерку по дырявому борту.  «Да уж! Крепкая нам досталась лошадка!»- поддакнул штурман.
К экипажу подошёл командир разведгруппы, тоже осматривая восьмёрку привёзшую их домой.
«Ни хрена себе!!! Ребята спасибо ВАМ от нас всех! УВАЖАЕМ! Если бы не Вы, не было бы уже нас живыми! Вы же знаете, что десантники не сдаются!» произнёс он. «А Русские своих не бросают!»-добавил командир вертолёта. «Мы Вас тоже уважаем, и никогда не бросим!»
«Всем спать!»-отдал он команду экипажу. И они направились к большой палатке, для приема пищи и сна.
На этом я заканчиваю свой рассказ об одном эпизоде Афганской войны. А в Афгане было ещё много чего, обо всём не расскажешь.
Самое главное, что все побывавшие там, и военные и гражданские специалисты, твёрдо верили в то, что они помогают Афганистану, идущему за СССР к Социализму и миру. И никто тогда не называл их оккупантами, а наоборот! Местное мирное население старалось пожать руку, затем прикладывали ее к сердцу в знак дружбы! И ласково называли их «ШУРАВИ!»…
ВСЕМ, КТО ПРОЧИТАЛ ДО КОНЦА МОЙ РАССКАЗ. БОЛЬШОЕ ВАМ ОТ МЕНЯ СПАСИБО!


Рецензии
Достойный рассказ. Держит в напряжении.
Творческих удач и мирного неба.
С уважением, Валерий.

Валерий Диковский   08.08.2023 15:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.