Психическая уравновешенность

ПСИХИЧЕСКАЯ УРАВНОВЕШЕННОСТЬ

Чувство равновесия очень важно для каждого – и потому люди прикладывают много усилий, чтобы этого достичь. Всем хочется, чтобы все в жизни было устойчиво – состояние внутреннего разлада тяготит и воспринимается как болезнь. Необходимо чувствовать себя уверенными, иметь надежную опору в жизни, стабильное материальное состояние, верных друзей, послушных детей, крепкое жилье, теплую ровную погоду за окном, быть защищенными и здоровыми. Но каждый день мы сталкиваемся со множеством раздражающих факторов, которые пытаются выбить нас из колеи. И как бы мы ни старались избегать стрессовых ситуаций – они будут происходить в нашей жизни.

Любой механизм перед выпуском в свет проверяют на прочность. Так машину обкатывают на самых сложных трассах, в различных температурных режимах, чтобы увидеть, как она будет себя вести. Этим выявляется диапазон ее прочности и устойчивости, чтобы потребители имели представление о том, чего ожидать от нее при эксплуатации. При такой обкатке выявляются все изъяны, чтобы вовремя можно было бы их исправить, избежав в будущем серьезных аварий. Также, чтобы получить сталь высшего качества – ее закаляют, проводя через высокий температурный режим, после быстро охлаждая. Было бы странно ожидать, что мы, придя на Землю, которая является школой совершенствования души и апробацией ее на прочность – будем жить в санаторных или парниковых условиях. Напротив того – мы сами просили:
«Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое» [Пс.25:2];
«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» [Пс.138:23-24].

Этот мир подобен сложной трассе, на которой душа испытывает свои силы. Не потому, что имеет такую прихоть, а потому что без этого ей не стать сильной, и потому что этот мир крайне нуждается в исцелении. Мы же, обретая правильное равновесие в себе – проецируем его и в этот мир.

Когда в электрической сети идет резкий перепад напряжения, то это может вывести из строя многие электрические приборы. Чтобы избежать такого негативного воздействия – ставится стабилизатор, который гасит скачки напряжения, удерживая его на одном уровне. Когда речь идет о таком сложном и важном существе как человек, то его состояние еще более нуждается в стабилизации, т.к. он, конечно же, дороже любого прибора.

Психическое равновесие – это состояние, при котором все начала, все сферы человека находятся в гармонии и равновесии, действуют в едином ключе. Это возможно только если все они подчинены одному Истоку и единой цели. Как в сёрфинге – какой силы ни была б волна, с какой стороны не ударила – сёрфингист находит равновесное состояние, держа свой сёрф всегда строго вертикально. Время, которое необходимо человеку, чтобы после внешнего воздействия вернуться в равновесное состояние определяет крепость и силу его духовного стержня, стабильность его духовного уровня, стойкость его души. Чтобы волны жизни не захлестнули нас с головой мы должны учиться держать равновесие, держа свое существо строго вертикально, направленным к Единому Истоку.

Нас очень многое выбивает из колеи. Неизвестность, непонимание того, что происходит – вводят в беспокойство и страх. Нежелание отпускать прошлое – мешает принять настоящее. Всевозможные зацикленности на себе, на каких-то проблемах, на обидах и случившихся несправедливостях. У каждого своя степень психической устойчивости. Кому-то достаточно того, что на него косо глянули и он уже теряет спокойствие и уверенность, и впадает в страдания или кидается на окружающих, отвоевывая свою «свободу». Повышенная мнительность весь внешний негатив относит к себе, а после барахтается в созданном самим завале. Резкий поворот, неожиданные препятствия выбивают из седла. Некоторые вообще не в состоянии восстановиться – после жизненного удара опускают руки, уходят в себя, теряют надежду. Кто-то обозляется на всё и на всех, и тратит свою дальнейшую жизнь на поиски виновных. Есть и такие случаи – когда человеку по силам пережить серьезную ситуацию в своей жизни, но он сознательно не хочет этого делать, превращая всю свою жизнь в протест против того, что произошло.

Нас с детства учили, что надо быть уравновешенным. Правда, во главу угла ставилось внешнее поведение. Общество с большим напряжением относится к неуравновешенным людям. Никогда не знаешь, что они могут «выкинуть». Легче иметь послушных граждан, которые не будут бунтовать против устоев общества.

Многие люди, даже будучи и верующими, сильно зависят от законов мира сего, и потому для них важно то, как они будут выглядеть в глазах окружающих. Часто для них это более важно, чем то, как они выглядят в Божьих глазах. И потому они стараются прятать, подавлять свои эмоции. Особенно, находясь в обществе таких же верующих. Понимая, что требования Божьего Закона велики, люди часто вместо работы над причинами своих проблем – стараются внешне соответствовать тому, как они представляют себе должен выглядеть верующий. Наносное смирение, искусственная набожность, благостное выражение лица. И при том постоянный страх, что что-то сделаешь не так. Будто бы именно этого хочет Бог от тех, кто поклоняется Ему.

Из-за страха выйти за границы общепринятого поведения, люди стараются максимально спрятать эмоции, т.к. именно эмоциональные люди выглядят неуравновешенными. Мысли, как кажется большинству, наружу не видны, а вот эмоции выдают с головой. Кроме того, чувства часто заводят в различные дебри. Потому лучше их связать, не разбираясь, куда они ведут. Обычно включается ментальный контроль, и все «неудобные» чувства, эмоции и другие проявления прячутся поглубже. Т.е. подавляется то, что относится к телу желаний. Если на лице ребенка можно увидеть все, что он чувствует, то лица большинства взрослых закрыты масками дозволенных в обществе проявлений. Люди прячут страх, возмущение, любовь, зависть и прочее. Но непонятые, зажатые чувства грозят найти подходящий момент и вырваться наружу. Если не аномальными поступками или истерикой, то всевозможными болезнями. Так происходит и с отдельными людьми, и с обществом в целом, если оно вместо того, чтобы решать реальные проблемы, старается их надежнее спрятать. Когда для человека внешний мир является богом – то в жертву ему он отдает свою душу. Желая достичь внешних благ, быть принятым людьми, в ущерб высшим вибрациям и целям своего высшего начала, человек становится рабом внешних событий, в душе же наступает опустошение и страдания.

В книге «Аксиомы религиозного опыта» православный богослов Иван Ильин говорит о том, как правильно решать проблемы своей души:

«Преодоление страстей должно состоять не в насильственном подавлении их, а в переуклонении их на путь духовного созерцания. Страсть должна не угаснуть, не исчезнуть, не подвергнуться узилищу наподобие заключенного в тюрьме каторжного злодея или наподобие посаженного в клетку дикого зверя, ибо заключенная в подземелье бессознательного, она будет жить крадучись, глядеть из глаз и прорываться в словах или оттенках словесных, в поступках или в способах их совершения; а запертая в клетку, она будет ждать того мига, когда сторож забудет запереть дверь и она сможет вырваться на волю. (…) Очищение требует, прежде всего, чтобы сердце человека разлюбило ничтожное, пошлое, грех и зло: «отлепилось» от него, охладело к нему, не мечтало о нем, не «вожделело» его; угасло бы для него. (…) Вторая, высшая, заключительная стадия состоит в обращении души к божественным, духовным, священным содержаниям жизни и в выработке соответственных этому актов. Духовное око человека должно раскрыться и увидеть; оно должно изведать свет и радость божественного; воля должна свободно, и сильно захотеть этой радости; сердце должно прилепиться к этим священным содержаниям; а душа – выработать и усвоить акты духовного строения».

Есть и другая модель поведения – когда человек весь эмоциональный мусор немедленно сбрасывает на тех, кто рядом, распуская себя и позволяя своему телу желаний вести себя так, как ему хочется. Если в первом случае подавление эмоционального проявления выглядит – как если у кого-то была собака, наличие которой не приветствовалось соседями. И хозяин выходил гулять на улицу, пряча ее за пазухой, не давая ей побегать и справить нужду. И пусть та собака скулит себе – хозяин ее не будет выпускать. Зато потом, когда он не заметит, она выскочит и все свои нужды выложит на лестничной площадке. В случае распущенности тела желаний картинка выглядит так –  как если бы кто-то гулял по улицам с огромным ротвейлером без поводка и намордника. И этот пес имел привычку в случае плохого настроения бросаться на прохожих. А хозяин, идя рядом, безо всяких переживаний все это наблюдал, не пытаясь даже остановить своего пса. Находиться рядом с такими людьми то же, что рядом с искрящимися оголенными проводами. Чуть заденешь их, и во все стороны летят искры.

Есть и такой вариант – когда человек, чтобы не чувствовать дискомфорта от внешних событий, искусственно притупляет восприятие, т.е. становится безразличным ко всему. Он будто одевает броню на свои чувства. Безо всякой жалости он может смотреть как кто-то страдает, его совесть притупляется, и он не будет особо переживать от того, что сделал кому-то больно. Это делает его жестоким и холодным. Его собака одета в намордник, из-за чего не может есть, и штаны на ней, чтоб никаких следов не было, и лапы замотаны, чтобы не бегала. Конечно, это никак нельзя назвать психической уравновешенностью. Ведь проблемы не решаются с помощью их игнорирования. Если в саду завелись вредители, а ты закроешь окна, чтобы не знать этого и не нервничать – то этим никак не спасешь сад от гибели. Перекрывая какую-либо из сфер своего существа, человек не в состоянии адекватно и полноценно воспринимать действительность и решать задачи своей жизни. Так, нервная система служит для восприятия и защиты организма. Боль является сигналом опасности. Если, чтобы не ощущать боли, сделать себе анестезию – это, конечно расслабит человека, но он перестанет ориентироваться в пространстве, может повредить себе любую часть тела и этого не заметит.

Конечно, чем больше в человеке различных греховных накоплений, тем менее он пластичен в прохождении ситуаций. Любой неожиданный и нежеланный поворот событий может вывести его из себя. Это сразу показывает тщетность опор, которые он использует. Нестыковка представлений о реальности и самой реальности многих вводит в ступор. Согласно определению, уравновешенность нервных процессов – это свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Образно говоря, при плохом психическом равновесии, машинка нашей жизни то разгоняется до скорости, несоответственной на данном участке дороге, игнорируя все знаки, потому что водитель представляет, что едет по неограниченному автодрому. Потом, когда совершенно неожиданно для автодрома навстречу машине «летит» дерево, забор или бордюр – начинается паника и происходит резкое торможение. Конечно, рядом с таким человеком ехать некомфортно, он в любую минуту может создать аварийную ситуацию. Человек не имеющий должного уровня равновесия душевных и психических процессов вносит разлад в окружающий мир.

Когда человек уравновешен – он нажимает на газ и тормоз адекватно ситуациям, которые проходит. Где горит зеленый свет – можно и нужно идти и действовать, включать инициативу, дерзновение, все усилия. Где горит желтый – терпеливо ждать, сохраняя спокойствие. Где горит красный – ни в коем случае не ехать, остановить свои намерения в этом направлении. А также и наблюдать знаки на дороге – где крутой поворот, где ухабы, подъем, спуск, река. Всему этому учит Божий Закон. Сначала человека учат правильно ездить на специальной подготовленной для этого площадке. После получения необходимых навыков он начинает ездить по трассе, вместе с общим движением. При повышении мастерства дорога становится более сложной, серпантином понимаясь вверх. Человек должен спокойно и уверенно вести машину в любых жизненных условиях.

Благодаря Божьей Милости и тем сосудам, которые на Земле стяжают Божью Благодать – мир пронизан несущими линиями гармонии и равновесия. Это пути Премудрости, пути Истины. Также в мире присутствуют и линии дисгармонии и хаоса – также через носителей таковых. Если антенка сознания человека настроена на страх Божий – он будет резонировать с каналами гармонии и проходить безболезненно сквозь деструктивные воздействия темных сил. Если настроена на внешний мир, то будет втягиваться в его водовороты, которые искажают все структуры человека, истощая его душевные и психические силы.

«Греховность – это возникшее при совершении первородного греха нашими прародителями и ставшее привычным обращение внимания и желания к внешнему... Человек, для которого нравственные ценности являются первостепенными, разумеется, тоже обращает внимание на внешнее, но только как на средство выполнения им заповедей. Он не устремляется к внешнему с вожделением и протестом, а с терпением принимает окружающее. Для всех остальных внешнее, или какая-то его часть, является самостоятельной и окончательной целью» (из книги «грехи и их воплощение в болезнях»).

Итак, мы понимаем, что поддержание только внешнего равновесия чревато множеством проблем. Бог не требует от человека, чтобы тот соблюдал правила и каноны – Он смотрит на сердце человека, а не на то, как он выглядит внешне.

«Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» [1 Цар.16:7].

А вот сердце – как раз и является мерилом истинного равновесия в человеческом существе.

«Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его» [Пс.36:31].

Только через сердце возможна гармонизация начал в человеке. Гармония сердца, разума и воли, мужского и женского начала, духа, души и тела – всё выравнивается через сердце. Сердце – это тот индикатор и одновременно стабилизатор, через который возможно удержать равновесие в человеке.

Толкнули события человека, ввели его в смущение, пытаются выбить из колеи – его задача не потерять внутреннего спокойствия и равновесия, а если произошел сбой – как можно быстрее вернутся в нормальное состояние. Чем больше опора на Бога, чем чище сердце, и чем больше человек находится в центре, сердцевине своего существа, протягивая все нити своей жизни через духовное сердце – тем он устойчивее. Это возможно, если сердце принадлежит только Богу:

«Итак отвергните чужих богов, которые у вас, и обратите сердце свое к Господу Богу Израилеву» [Нав.24:23].

Тогда человек, как неваляшка быстро возвращается в состояние равновесия. Когда центр тяжести его находится в точке смирения – он не упадет. Если же чувство значимости завышено – падение неизбежно. Если внимание и цели человека больше направлены к внешнему, то идет смещение центра тяжести и равновесие нарушается.

Как уже говорилось, сердце – центральный индикатор и регулятор гармонии в человеке. Каждый духовный центр также является гармонизатором в своей сфере. Так центр корона – связан с гармонией с нашим высшим «Я», третий глаз – гармонией высшего сознания и земного, горловой центр – гармонией между принятием и реализацией воли высшего «Я», насколько идет соответствие поведения человека с замыслом духа, насколько он дает проявиться высшему началу через все земные проявления. Солнечное сплетение –  соответствие волевого проявления человека земным ситуациям. Сексуальный – гармония мужского и женского начал, а также гармоничность человека, его творческого включения в земном проявлении. Корневой – соответствие импульса жизни с его принятием. Сердце же – это гармония небесного и земного, правого и левого, внутреннего и внешнего, гармония между всеми центрами. Когда человек в какой-то из сфер действует не гармонично – он этим искажает работу определенных центров, связанных с ними органов, и, в результате – искажает состояние духовного сердца.

Истинное равновесие происходит, когда внешнее соответствует внутреннему, нижнее – верхнему, а не тогда, когда жертвуют внутренним ради внешнего, высшим ради земного.

«Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои» [Пс.16:3].

Сёрфингист не сопротивляется бегущей волне, он старается принять ее, чтобы правильно на нее среагировать. Зачастую проблема в том, что мы воспринимаем события нашей жизни враждебно, сражаемся с ними, сжимаемся, выбрасываем на это множество сил, внимания, времени. Нам хочется сохранить свое спокойствие, уверенность и многое другое, и нам кажется, что у нас это пытаются отнять. Но реагируя таким образом мы как раз и теряем то, чего боимся.

При эмоциональной незрелости в человеке первым на ситуацию реагирует тело желаний – оно будто выскакивает вперед, уходя из-под воздействия высших структур. При том совершается множество ошибок, эмоционально человек остается незащищенным, равновесие теряется. Человек духовно и эмоционально зрелый действует целостно – импульс от высших тел проходит и включает низшие структуры в правильном реагировании. Потому нам часто говорят: «Не спеши! Поспешишь – людей насмешишь», «Не беги поперед батько в пекло», «Не беги впереди паровоза». Эмоциональная реакция подобна вспышке огня. Когда этот огонь горит в светильнике – это хорошо, а когда он вспыхивает стихийно где попало – это может привести к пожару. Эмоционально незрелый человек подобен молодому вину – которое бурлит, показывая свое воздействие. Если его выпить – оно буквально сбивает с ног и туманит разум. Зрелое вино имеет силу в самом себе, хоть внешне этого и не видно. Оно подкрепляет и исцеляет, если пьется в мере. Так и духовно зрелый человек – он не спешит реагировать, он ждет созревания правильного виденья и полноценной реакции внутри себя. И если взять пример с собакой, то его собака не бежит впереди него и не гавкает на всех подряд, чтобы не ошибиться и не пропустить опасность. Она также и не облизывает тех, кто кинул ей кусочек еды. Она и не берет еду у чужих. Она полностью подчиняется воле хозяина, послушна ему, и потому адекватно среагирует в случае опасности, защитив хозяина, доброжелательно примет тех, кого он принимает.

Достичь психической уравновешенности возможно только через настоящую жертвенную любовь – потому что это она носитель гармонии всех начал, она всегда направлена к Богу, она выравнивает все пути, все покрывает и все переносит. Прежде всего – это искренняя любовь к Богу, устремленность к Нему. Тогда человек обретает истинную опору, обретает смирение – способность с миром в душе принимать все, что бы ни происходило с ним в жизни. Он чувствует где надо действовать, где отстаивать свои действия, а где смириться. Он не втягивается в ситуации всем существом, а остается вне их, имея возможность правильно среагировать. Туман неизвестности не выбивает из колеи, ибо в сердце всегда горит путеводный огонь. Даже если ничего не ясно – сердце как верный компас знает дорогу. В гармонии сердца, разума и воли рождается объем и полнота восприятия и действий.

Тогда в существо человека входит настоящая уверенность, выстраивается настоящая опора.

«Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня» [Пс.117:13];
«Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои» [Пс.17:37];
«извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» [Пс.39:3].

Тогда человека заполняют спокойствие и радость, никакие события не в силах выбить его из колеи.
2016 г.


Рецензии