Между сушняком и оживляжем

Эля! Вы когда-нибудь слышали слова "сушняк", "газетчина", "оживляж"? Сдаётся мне -нет. Без вашего дозволения(извините уж -они в открытом эфире) я просмотрел два -три десятка ваших "рец" авторам-прозорянам. Эти вполне искренние отклики опять-  таки невольно дорисовывают ваш словесный автопортрет убеждённой сторонницы простоты и лёгкости стиля необыкновенных.Ваша фирменная похвала -"легко читается".Что за ней? Какие подводные течения и камнепады тотальной разрухи в пропаганде и литературе? Вот что интересно. Просмотрев отмеченные вашим вниманием тексты, нельзя не заметить , что все они написаны по сути дела одним и тем же "сушняком". То есть бесцветно, плоско, безметафорично, способом "прямого говорения". И даже там где вы отмечаете как бы изыски стиля, ваши комплименты адресованы заведомому упрощению, облегчению, и даже примитивизации лексики, образного ряда, синтаксиса.(Синтаксически все эти тексты, будь то мемуарные зарисовки, исторические экскурсы или попытки написать рассказ или даже роман, выглядят особенно уныло. Подлежащее, сказуемое в лучшем случае односложно сочинённое или односложноподчинённое предложение - и тут же спотыкаешься о точку. НИКАКИХ ПОТОКОВ СОЗНИНИЯ, МЕТАФОР, образных контрапунктов, мифологем! Здесь красная черта.)И разве что один текст, стилизованный под античность  немного выламывается из общего унылого ряда древнегреческой раскраской. Но основа под этим псевдо-Вермейером та же -"сушнячок". Ваша выборка- зеркало ваших представлений о благе под прессом острой фазы блогерита.На сайте ведь есть и вполне "оживляжные" авторы. Не так много, но есть.

Вы произвели примечательную выборку, ярко иллюстрирующую произошедшую в нашем языке селекцию.Она начиналась ещё во времена, когда газеты писались на тарабарском языке отчётных докладов, а литература начала делиться на лексический дистиллят фантастики и "городских писателей" - с одной стороны и густопсовый замес "писателей деревенщиков" - с другой. Спрос на "оживляж" в газетах появился в годы перестройки, когда начали вырываться наружу протуберанцы раскрепощения и правды. Тогда журналисты начали опять писать , как их предтечи -газетчики Ильф и Петров, Кольцов, Булгаков и Платонов...Густо, образно, длинно...И не вина потребителей тогдашней пропаганды, что "сушняк" уже засел в головах.Потом начал наступать "деловой стиль", попёрла деловая и научно-популяризаторская литература, где опять произошла реанимация "сушняка".

 Потом из чисто коммерческих соображений книжный рынок обрушил на головы обывателя китчи массовой культуры  ("легко читается"), переводные книжки, переводчики которых , бывало, и руки на себя налагали, а вовлеченные в издательский процесс редакторы испытывали лёгкое чувство тошноты...Какие там художества! Главное , чтобы пипл хавал. Мат. Эзотерический ёрш.Криминал...

И вот потребившее всё это население(ну пусть не всё, а какая-то немалая его часть) взялось сочинять.Шлеп-шлеп по клавишам. И наружу выперло то, что потреблялось...Ну хотя бы вот это."Счастье – это восприятие твоей гармонии с Вселенной, которая всегда несет радость и умиротворение."
"Бесценный дар Высших Сил человеку: желание быть и чувствовать себя счастливым…" И он чувствует себя счастливым. Он испытывает радость и умиротворение. Ему теперь не мешают -ни перегруженные словами предложения Толстого, Лескова, Пруста, Платонова,Пастернака ни "замифологизированные" Гоголь, Достоевский, Амираджиби, Маркес, Кобэ Абэ...Творя новый фольклор из "сушняка" на его костерке он готов сжечь не только всю "художку"(слово из издательского сленга), но и остатки боле или -менее разноцветного восприятия окружающего мира...


Рецензии
Здравствуйте, Юрий Николаевич!
"Краткость - сестра таланта. Упрощай предложения, не перегружай их метафорами!" - вбивала в меня учительница русского языка и литературы. - "В классе двадцать пять голов, ты думаешь, я только твое сочинение читать буду?!" Может, эта Эля тоже учительница, которой важно легко и быстро прочитать много текста. Сушнячок достаточно пробежать глазами, чтобы вникнуть, в чем суть. Не обязательно читать по-настоящему, как Толстого, включая мозг на мощность выше средней. Такие дела.

Нина Алешагина   20.09.2021 22:33     Заявить о нарушении
Тяжёлое наследие прошлого. Высказывавшиеся одобрительно по поводу краткости -сестры, цитируемые напропалую училками и жертвами их пед. деятельности сайтовиками Чехов и Пушкин, произносили свои летучие фразы применительно к собственному творчеству да и то в пылу полемик со своими литературными оппонентами. Чехову надо было переплюнуть и Толстого с Достоевским, Пушкину - Лажечникова с Загоскиным и Булгариным, не говоря уж о Бестужеве-Марлинском или не стеснявшегося объёмов Метьюрине.Симтоматично, что ни дуэлянт , ни чахоточник так и не написали ни одного романа,хотя нередко не стеснялись на длинноты ("Степь", "Евгений Онегин"-роман, но в стихах.) Художественность текста убывает почти что пропорционально уменьшению его объёма, укорочению предложений и натыкиванию точек-что ни шаг. Тут уж ничего не попишешь. Даже гуру "телеграфного стиля" Хемингуэй отступил от своего генерального принципа, написав "Старика и море", где тебе -и длинноты, и библейские реминисценции.Тем и прославился в веках...А по поводу училок, так , скажем, мои однокашницы-филологини , всю жизнь проработавшие в школе, воспитаны на Фолкнере и Джойсе, как ни странно, а не на разноцветно-обложечных бестселлерочках.


Юрий Николаевич Горбачев 2   20.09.2021 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.