Емельян Пугачев...

               
                А. Староторжский


                Емельян  Пугачев...

     …Я зашёл на кухню и увидел, невысокого, но очень широкоплечего, кудрявого мужчину, в казацкой одежде. Он держал в руках одну из моих чашек, старую, и плохо промытую, и с грустной улыбкой рассматривал ее.
Мужчина. Эх, Саша! Какие у тебя чашки старенькие, бедненькие! А помнишь, из каких чашек ты пил какао, сваренное твоей бабушкой? Чудо просто, а не чашки! Красоты удивительной!  Правда,  было это давно! В советское время! И чашки были советские! Но к делу! Зовут меня, Емельян Пугачев. Такие люди, как я заходят к тебе довольно часто, поэтому, я вижу, ты спокоен. Так ведь?
Я. Да! Вы правы!
Пугачев. Тогда пойдем в столовую и там поговорим!  Там удобнее. Ты не  против?
Я согласился, и мы переместились в комнату, в которой  был компьютер, и лежали бумаги.  Мы сели в кресла, друг против друга, Пугачев огляделся и сказал:
- Живешь бедновато!  Пьесы идут по всей России, в США, в Канаде, во всех странах бывшего Союза, в обстановка убогая удивительно…В Союзе ты бы проблем с деньгами не знал…Но великий Союз погиб, и положение драматургов,  поэтов, писателей, и многих других людей искусства стало ужасным! Впрочем, иначе и быть не могло! Страной управляют люди, влюбленные в нефть, газ, и в самих себя!  Ну, слушай, Саша! Я появился у тебя по просьбе твоего Учителя  по дирижированию,  в прошлом, профессора Московской консерватории, Юлия Борисовича Снегирева, одного из самых знаменитых музыкантов своего времени!  Мы с ним дружим. Кстати, ты помнишь его?
Я. Конечно! Он был великий педагог! И я очень скучаю по нему!
Пугачев. Ну,  это понятно…Больше ты такого удивительного, разносторонне  талантливого  человека, не встретил. Так вот! Однажды ты оказал ему дружескую услугу! И он не забыл о ней! Ты понимаешь, о чем идет речь?
Я. Понимаю…В 1979 году, его назначили  Председателем Государственной Экзаменационной Комиссии,  в Ленинградскую консерваторию. Ему тогда  было уже  69 лет. Он часто прихварывал. И я, зная об этом, и боясь за него, проводил его на вокзал. То есть донес до вагона, его маленький, и совсем не тяжелый чемодан. Вот и все!
Пугачев. А что дальше было, в Ленинграде, ты знаешь?
Я. Конечно,  знаю. Его с почетом  встретили, и поместили в один из  лучших номеров  гостиницы  «Астория». Эта гостиница была тогда  очень известна  и уважаема в Ленинграде. Только он устроился, разложил по полочкам то, что обычно люди берут с собой в дорогу,  как к нему в номер постучался и вошел директор гостиницы. Очень извиняясь, и краснея, он попросил  Юлия Борисовича перебраться в другой номер, хороший, но одноместный. Юлий Борисович естественно удивился, и попросил объяснить, с чем это связано. Выяснилось, что неожиданно прилетел американский миллиардер, и потребовал лучший номер, в лучшей гостинице. Директор стал объяснять, что отказать ему невозможно, что это международное дело, что речь идет об очень крупном валютном договоре между СССР и США… Хотел еще что – то сказать, но Юлий Борисович, улыбнувшись, перебил его, и  сказал что просьбу его   удовлетворит  с величайшим удовольствием.  Директор   кланялся, благодарил,  и велел аккуратнейшим образом  перенести вещи Юлия Борисовича.  А когда  это сделали, Юлий Борисович вызвал такси и поехал на вокзал.  Утром  следующего дня он был в Москве.   Я думаю, в Ленинграде была паника!
Пугачев. Еще какая! Вся милиция была поднята на ноги! Но – безуспешно! Твой Учитель,  словно в воздухе растворился! А знаешь, что он сделал, когда приехал в Москву?
Я. Нет, не знаю!
Пугачев. Он, прямо с поезда, поехал к ректору консерватории, Александру Васильевичу, с которым дружил много лет, рассказал ему эту историю, и ректор, буквально взбешенный, позвонил члену Политбюро, Михаилу Андреевичу Масуслову… И рассказал ему, как в Ленинграде обошлись со знаменитым советским  хоровым дирижером, Народным артистом СССР, зав.кафедрой, орденоносцем, лауреатом, человеком номер раз в своем искусстве…   Михаил Андреевич, удивленный и раздраженный тем, что американцу отдали предпочтение, позвонил  Главному  Коммунисту в Ленинград,  и директора гостиницы мгновенно уволили. Навсегда. Ну, ты,  конечно, понимаешь: время было другое, отношение к людям, на современное совершенно не похожее… А главное – элита была другая! Она состояла из талантов, а не из веселых, прекрасно одетых шкафов, набитых, чужими деньгами! 
Я. Мне, Юлий Борисович, об этом не рассказывал…
Пугачев. Ну, а зачем это тебе? Ты восторженно жил! Днем и ночью учил оперы, симфонии, хоры, хоровые концерты… Ты только к одному стремился: удивить, обрадовать Учителя. Так?
Я.  Да, так!  И это было самое счастливое время моей жизни!

Пугачев. Вот что Юлий Борисович просил меня тебе передать…Ты, Саша, в опасности! Ты страдаешь, наблюдая за тем, что происходит! Брось! Это лишено смысла! В стране царит безумие, и оно не победимо!  Ты достаточно настрадался, причем не известно за что! Ты отдохни! Ты имеешь право! Ты 30 лет занимался сложнейшим искусством почти бесплатно! Уйди в близкий тебе круг общения! Слушай музыку! Смотри комедии! Пиши , что – нибудь  отвлеченное! Иначе ты окончательно потеряешь здоровье! Ты обещаешь это сделать?
Я. Обещаю!  Мне действительно плохо, от всего этого…
Пугачев. Успокойся и читай Куприна, Бунина, всех Толстых… И сам пиши, не думая об успехе… Вот что еще! Ты обдумываешь, как тебе написать о страшной, убийственной нищете, в которой живут миллионы россиян! Брось ты это! Это все так ужасно, что у тебя не получится! Не надо! Народ от нищеты сошел с ума! Ему не до литературы! Народ нуждается в отдыхе! Ему смешное  надо! И чем это смешное  пошлей, тем лучше! И это естественно!  Жить невозможно – какая литература! Какое  искусство?! Так вот!  У тебя  нет сюжета, так я подкину!  Да, я был бандитом, убил много народу! И казнили меня правильно! Справедливо! Но когда я попал на тот свет, я узнал, что существуют невидимые силы, которые меня и тысячи моих боевых товарищей, казаков,  бросили на преступления! Эти силы живут за счет крови убитых!  Есть и другие силы, которые борются со злом!  Поверь мне!   Я это видел!  А самое  главное: молись Богу! Как можно чаще!  Тогда Он тебе поможет! Укрепит тебя!  И еще учти! Ваши гении идут по моему пути! На них эти силы тайные, самые разные,  тоже действуют!  Поэтому царят хаос и  безумье! Интересы народа безразличны!  Народ горит мщением!Так что,держись! Привет тебе от Юлия Борисовича!Дружеский!   
Раздался резкий свист, и я остался один. Пугачев исчез. Пошел дождь, и чудесно запахли розы в саду. Я стоял у открытого окна,  и пытался понять, что мне делать, и как мне жить.


Рецензии
И Юлий Борисович, и Емельян Пугачев имели огромное внутреннее достоинство. Не позволяли всякому быдлу взять над собой верх. С уважением

Юрий Шель   02.09.2022 11:38     Заявить о нарушении
Спасибо Юрий...Был такой дирижер Клавдий Борисович Птица ,мой Учитель_ это о нем...

Александр Староторжский   03.09.2022 03:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.