Существует ли зло обновленный

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЗЛО?
Абдул-Баха

В творении нет зла, всё благо. Определенные качества и свойства характера, присущие некоторым людям и, несомненно, заслуживающие осуждения, в действительности не являются таковыми. Например, в самом начале жизни человека, еще во младенчестве, в его натуре проявляются жадность, гнев и несдержанность. Можно сказать, что добро и зло изначально присутствует в человеке, и это противоречит совершенству природы и творения. Ответ на это таков: жадность, то есть стремление добиваться большего, есть похвальное качество, если оно правильно применяется. Так, если человек жаден до знаний и наук или жаждет проявить сочувствие, щедрость и справедливость, то это в высшей степени похвально. Если он направляет свой гнев и свою ярость против кровожадных тиранов, подобных свирепым животным, это весьма похвально; но если человек использует эти качества неправильно, то они достойны порицания. Посему очевидно, что ни в творении, ни в природе зло как таковое не существует, но когда естественные качества человека выражаются в недопустимых проявлениях, они заслуживают порицания.

*****
Очень трудно правильно разъяснить данный вопрос. Да будет вам известно, что все существующее делится на две группы: материальное и духовное, то, что воспринимается чувствами, и то, что относится к интеллектуальной сфере.

Вещи материального мира воспринимаются пятью внешними чувствами; так, видимые глазом внешние формы существования есть ощутимое. Вещи интеллектуальной сферы не имеют внешнего существования, это продукты мыслительной деятельности. Например, сам человеческий ум есть вещь, относящаяся к интеллектуальной сфере, не имеющая внешнего существования. Все свойства и качества человека существуют как понятия интеллектуальной сферы и не доступны чувственному восприятию.

Говоря кратко, сущности интеллектуальной сферы, например, все качества и совершенства человека, есть абсолютное благо, и они реально существуют. Зло же заключается в их отсутствии. Так, невежество есть недостаток знания; заблуждение проистекает из отсутствия наставления, забывчивость -- из недостатка памяти, глупость -- из недостатка разумности. Все упомянутое не имеет реального существования.

Аналогично этому, и в реальностях ощутимого мира заключено абсолютное благо, а зло проистекает из их отсутствия -- иными словами, слепота -- это отсутствие способности видеть, глухота -- отсутствие способности слышать, бедность – отсутствие богатства, болезнь -- недостаток здоровья, смерть -- отсутствие жизни, а слабость -- недостаток силы.

Но тут закрадывается сомнение -- а как же ядовитые скорпионы и змеи? Заключено ли в них благо или зло, ибо очевидно, что это вещи существующие? Да, скорпион есть зло относительно человека; змея есть зло относительно человека; но относительно самих себя они не есть зло, ибо их яды -- это их оружие, и своими укусами они защищают себя. Но поскольку элементы их ядов не совместимы с элементами нашего тела, то есть поскольку эти элементы антагонистичны, то из их антагонизма проистекает зло; но в действительности сами по себе они – благо.

Суть данного рассуждения в том, что одна вещь по отношению к другой может быть злом, и в то же время в пределах своего собственного существования не является злом. Тогда очевидно, что в существующем не заключено зло; все, что Бог создал, он создал благим. Зло же есть ничто; так смерть есть отсутствие жизни. Когда человек более не приемлет жизнь, он умирает. Тьма есть отсутствие света: где нет света, там темнота. Свет есть существующая вещь, а тьма не существует. Богатство есть существующая вещь, а нищета не существует.

Итак, очевидно, что всякое зло сводится к несуществованию. Бог существует; зло же не существует.


Рецензии