Детский мир

В 1920 г. экспедиция во главе с Г.Ю. Уинлоком нашла тайник в гробнице вельможи времён XI династии. В свете луча от фонарика, прорвавшегося в него через трещину в стене, археологи увидели своего рода космораму мира, существовавшего 40 веков тому назад. В лицах его являла армия слуг, сделанных из дерева для загробного блага канцлера Мекетра. В ходе осмотра не самого обычного клада Уинлок заметил, что что ряд миниатюрных статуэток и макетов, похожих на кукольные домики и лодочки, в той или иной степени кем-то повреждены. У одной фигурки рыбака не было руки, а часть лодок была обгоревшей и с отломанными мачтами. А ещё всё было засижено мухами, опутано паучьими тенётами и даже изгрызено мышами.

В гробнице не было и следа обитания какой-либо живности, да и пожара в ней тоже никогда не было. Весь набор, отображающий штат слуг дома и домена вельможи был создан ещё при жизни хозяина. В составе погребального инвентаря он ждал своего часа в одной из кладовых роскошного дома. И вот однажды в неё проникли озорные ребятишки и вдоволь наигрались культовыми модельками, видя в них не более чем обычные игрушки. И они едва ли совершили при этом какое-то святотатство: грань между просто игрушкой и, к примеру, амулетом, в их время была очень зыбкой, если она была вообще. Игрушка была нужна не для одной лишь потехи. Она давала знания об окружающем мире, о началах веры и традициях предков, она весьма часто была магическим оберегом.

Львиная доля игрушек эпохи фараонов была найдена в местах, где в своё время била ключом бурная жизнь богатых городов. В их числе файюмские Лахун (XX – XIX века до н.э.) и Каранис (уже римской эпохи), а также древние столицы (например, Фивы, Амарна). Уж если начать с кукол, то в первую очередь это – игрушечный «зверинец». Он открывал собою и красоты, и угрозы родной природы, а заодно и азы тотемизма. В руки детей не так уж редко попадала и разная мелкая живность – хоть из дикой природы, хоть прирученная. Но ещё несмышлёным детям, которые пойманного птенчика норовили трясти за крылышки, лучше было на первых порах вручить образ любимого создания. Но уровень реализма, с которым выполнены такие фигурки во многом зависел от достатка семьи.

В большинстве случаев маленькие подданные фараонов играли грубыми поделками, вовсе не купленными, а сделанными для них старшими в семье из глины, дерева, тряпья, гибких болотных трав и другого дарового сырья. А богачи, само собой, не скупились для своих чад на разные хитроумные изыски и диковины. У тех почти обязательно был набор «зверьков» с движущимися частями тел, чаще всего с клацающей челюстью. В Британском музее эталоном такого типа игрушки выступает виртуозно выточенная из дерева статуэтка дикой кошки (хауса) с глазами из горного хрусталя и бронзовыми зубками (EA15671). Там же (EA65512) и в Шотландском музее (A.1952.178) есть модели «грызущих» мышек из глины с рычажками из дерева: одна в тёмную клетку, а другая – в алый горошек.

В Каирском музее выставлена лягушка из слоновой кости, которая «квакает» при натяжении верёвочки (CG 68182), в музее Метрополитен можно увидеть изящную фигурку бегущей по следу гончей (40.2.1), у которой разевали пасть, будто она запыхалась и высунула язык, а в Лейдене – щёлкающего зубами крокодила. Удивительно хорошо сохранились две обезьянки из слоновой кости с руками на шарнирах, одна из которых ныне в музее Каира (JE 62068), и ею играл не кто иной, как фараон Тутанхамон, а другая – в Бруклине (55.176). Таких примеров много, но не все они до нас дошли в целости. В Британском музее, к примеру, фигурка механической птички представлена лишь одной её уцелевшей деталью – головой, которую крутили с помощью ниточки.

В лучшем виде до нас дошли деревянные лошадки на колёсиках, которыми увлекались дети римского Египта. Увы, из них многие будто бы вырублены топором, и яркая расцветка вряд ли это скрывала. На их спине иногда может быть всадник (как на примере из Гетти: 82.AI.76.22), но он лишь чуть симпатичнее солдата Урфина Джюса. А ведь есть с чем сравнить: лошадка с наездником из Сохага, датированная зарёй XVIII династии (Метрополитен, № 15.2.3) сделана просто филигранно. Это либо грум, либо посыльный (знатные люди ездили на колесницах, а не верхом). Быть может, это игрушка, ведь в то время ущебти уже всюду заменили магических куколок, изображавших занятых своим делом слуг и рабов. И очень недурна скульптурная миниатюра из ярко раскрашенного известняка, представляющая троицу обезьян на колеснице (Каир, JE 53021).

В последнем случае игрушка словно бы иллюстрирует какую-то забавную басню, но есть теория, что она скрыто пародирует торжественные выезды царской семьи. Её нашли в Амарне, по главной улице которой очень любили промчаться фараон Эхнатон, царица и царские дочери. С фигурками людей в Египте магия и религия были связаны даже чаще, чем с изображениями зверей, в которых видели аватары богов. Трудно, почти невозможно отличить детскую куклу от обрядовой статуэтки. Но по одной из теорий, детям не возбранялось брать для своих забав те антропоидные фигурки, что уже использовали для проведения ритуала. Хотя такого рода фигурки могли использоваться и для чёрной магии, очевидно, после свершения обряда их сила считалась «погашенной».

В них не видели зла, не питали к ним суеверного ужаса, так же, как и не питали особого пиетета к «разбитой» армии слуг, той, что отправили в гробницу Мекетра, даже не очистив от грязи и не починив. И дети были такими же активными участниками жизни общества, как взрослые: им без тени смущения как можно раньше открывали все тайны бытия. Так, куклы древних египетских девочек по нашим меркам дерзкие, ведь это фигуры нагих взрослых женщин. Даже плоские «вёсельные» куклы с низами бус вместо волос раскрашены очень вызывающе и откровенно. Но ряд таких не по-детски эротичных кукол, сделанных из глины, нашли обвитыми полотном, а значит, быть может, одевали и все другие. И явно не искусство обольщения было во главе угла задач воспитания дочери.

Ей прививали чувство долга и домовитость. Уродливые куклы, рядом с которыми Чаки – дрезденская фарфоровая пастушка, быть может, были призваны отпугивать злые силы. У древнейшей мягкой куклы из Египта (Эшмола, AN1888.818) ещё был отмечен пышный бюст, но по стилю это всё же уже игрушка, а не «игривая тётя». Она чем-то похожа на домовёнка Кузю, Капризку Воробьёва, или на жителя царства Формалайск. В Каранисе была найдена уйма мягких кукол особого типа – мотанок, сделанных из свёрнутых в петлю слоёв ярких лоскутов. Их можно увидеть в Келси, Каире, музее Питри. И этот безликий свёрток – немного пугающая абстракция чистой воды. В этой кукле видно сразу и спелёнатого младенца, и его мать, завернувшуюся в пеплум. В роли истинного прототипа, однако, тут выступили иероглифические амулеты египтян: узел богини Исиды («тет») и ключ жизни «анх».

В Каранисе истово почитали богиню-мать Исиду и её сына, божественного младенца Гарпократа. А кукла-мотанка должна была оберегать и ещё не родившегося, и новорожденного, и даже преждевременно умершего ребёнка. К той же римской эпохе (I – II века н.э.) относится самая очаровательная из древних египетских мягких кукол: её чрезвычайно искусно сшили в виде элегантной дамы (Берлин, ;M 17954). Над её ангельским личиком с нарисованными тушью большими миндалевидными глазами возвышается, что пышный тюрбан, модная причёска (к слову, для кукол, как и для настоящих париков, брали натуральные человеческие волосы). Её одежда – элегантное пончо поверх тонкой сорочки, а украшения вырезаны из кожи и густо позолочены.

Куклы коптов – это очень грубые обычно поделки из дерева, кости, тряпья. Но их не только ярко размалёвывали, а ещё и облачали в туники с капюшонами модного в то время персидского фасона. В ГМИИ им. Пушкина (ДВ 962) есть редкий образчик коптской куклы с почти портретно выточенным личиком и в алой «парке» с клавами, которую сделала маленькая хозяйка игрушки. Как и фигурки зверьков, игрушечные человечки тоже могли быть с шарнирными деталями. В Каире есть многим известное трио танцоров-карликов из слоновой кости (JE 63858). При натяжении струн, пропущенных внутри их общего пьедестала, карлики вращались, «танцевали». Игрушка принадлежала высокородной девочке по имени Хапи, чьё погребение открыли однажды в Эль-Лиште. А вот фигурка из Лейдена (AH 84), водящая камнем по ступе зернотёрки, по виду – уродливый гуманоид.

У этой грубой игрушки хозяйка была явно из более скромного семейства. Изящная марионетка из самшита, изображавшая богиню любви, скорее всего, была атрибутом бродячего кукольного театра времён Третьего междуцарствия (Метрополитен, 58.36a–c). Но это вовсе не исключало общения с этой вещицей детей, которых брали в учение что артисты, что плакальщицы, ещё совсем крохами. А первой в жизни каждого ребёнка в Египте игрушка была погремушкой. Её всем доступный вариант – вылепленный из глины или сплетённый из тонких гибких ветвей полый шар, набитый мелкой галькой. В Берлине есть превосходный образец плетёной погремушки с удобной рукоятью (;M 12453). Ещё можно было купить фигурную погремушку, к примеру, в виде рыбки, полной «икры». У тех рукоятки нет, и, скорее всего, на них «играли» мать или нянька малыша, убаюкивая его.

Уже ставшему на ножки ребёнку могли сразу подарить волчок, который запускался от умелого удара по нему хлыстом или просто верёвкой. У ребят из хижин волчок – это обычный деревянный конус, иногда раскрашенный, чтоб было веселее. У детей хозяев дворцов такая игрушка была похожа на вычурный сувенир. К примеру, волчок маленького Тутанхамона (JE 62066) был выточен из чёрного дерева и покрыт тонкой резьбой. В опоясывающих его бока глубоких желобках сидят, чередуясь, кусочки фритты и слоновой кости. Кружок из синей фритты украшает и центр розетки конуса. По такому волчку как-то даже боязно лупить с плеча. Из него, кстати, выпала часть инкрустаций. Были и другие виды игрушек для активных забав и командных игр.

В древнем Лахуне больше всего на свете местная детвора обожала играть в «чижа». На Руси эту игру знали как минимум с XVI века, а в Англии она была издавна известна как «типкэт». Для неё нужны на редкость нехитрые атрибуты: бита и короткий брусок дерева, заострённый с обеих сторон («чиж», у англичан – «кот»). В полной ли мере до нашей эры правила этой игры совпадали хотя бы с условиями, принятыми в европейских странах позднего средневековья – другой вопрос. Быть может, были и какие-то нюансы. В самом простом варианте «чижа» играют двое. Ударом биты по «чижу» водящий запускает его вверх, и молниеносно бьёт по нему ещё раз, пока тот в воздухе, чтобы снаряд улетел как можно дальше.

А второй игрок пытается отбить «чижа» на лету. Если отбил – он будет водить. Если нет – он подбирает «чижа» и рукой бросает его в игровое поле, которое защищает водящий, пытаясь попасть в лунку («гнездо чижа»). Но у водящего есть бита и он на чеку. Его очки исчисляются в количестве бит, которые можно уложить на земле до того места, куда улетел отбитый «чиж». Но умели ли босоногие любители дворовой игры в Лахуне хотя бы считать? По всему Египту был исключительно популярен среди детей и подростков мяч. В Бристоле, Британском музее (EA6467), Берлине (;M 6932 и др.) есть образцы примитивнейших мячей – это просто шары, скрученные, иногда очень грубо, из тряпок и бечёвки или пальмовых листьев, каких-нибудь стеблей…

Но и такие мячи по возможности раскрашивали – та же охра ведь ничего не стоила. Тряпичный мяч из музея Бристоля очень древний: У.М.Ф. Питри нашёл его в гробнице 518 некрополя Тархан, датированного временем правления царя Джета (2500 г. до н.э.). Лучшие же образцы древних египетских мячей сделаны из ярких полосок кожи. Их набивали отрубями или мякиной. Они похожи на ровно разрезанный по кожуре и затем сшитый апельсин. От бейсбольных их отличает, главным образом, весёлая, «цирковая» расцветка. В других случаях сфера мяча строилась на плетёном из камыша каркасе опять же из лоскутов кожи либо льна. Такие мячи были нарядны и легки, как мыльный пузырь. В некоторые из них, как и в погремушки, клали горсть галек для задорного бряцанья.

У коптов мяч - это узорно смотанный клубок из шерстяных нитей разного цвета. Что до размеров, то, к примеру, фиванские мячи были до 7 с половиной см. в диаметре. Троица мячиков римской эпохи, два из которых были с гремящей начинкой, лежит в витрине Британского музея (EA46709 – EA46711). С мячом по обычаю играли девочки и отроковицы, оттачивая при этом акробатическую ловкость и балетное изящество. В одних случаях они жонглировали целой горстью маленьких мячей, в других – перебрасывали друг дружке мячи покрупнее. Номархи эпохи Среднего царства любовались игровыми квартетами из девиц. Во время пасов две из них сидели верхом на подружках, будто на осликах. В случае промаха «наездница» тут же менялась местом со своим «осликом». Не один номарх, вероятно, потерял голову при виде юных и резвых, как стрекозы, красавиц.

На снимке: египетская кукла коптской (византийской) эпохи, довольно сносно выточенная из дерева, в игрушечной тунике (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Инв. ДВ 962).

Источники:

Египет: земля фараонов/пер. с анг. В. Пападаки. – М.: Терра, 1997 г. Книга в составе энциклопедии «Исчезнувшие цивилизации».

Бриер Б., Хобс Х. Повседневная жизнь древних египтян./Daily life of the ancient Egyptians : / Bob Brier and Hoyt Hobbs.— 2nd ed. p. cm. — (The Greenwood Press “Daily life through history” series, ISSN 1080 – 4749)

Шпаковска К. Повседневная жизнь в Древнем Египте/Kasia Szpakowska - Daily Life in Ancient Egypt, London-New York, Blackwell Publishing, 2007

Уилкинсон Джон Гардинер. Нравы и обычаи древних египтян. Том 2/Sir John Gardner Wilkinson. A Second Series of the Manners and Customs of the Ancient Egyptians: Including Their Religion, Agriculture, &c. Derived from a Comparison of the Paintings, Sculptures, and Monuments Still Existing, with the Accounts of Ancient Authors, Volume 2. J. Murray, 1841

Мендоза Барбара. Артефакты из Древнего Египта/Mendoza Barbara. Artifacts from Ancient Egypt. ABC-CLIO, 5 October. 2017 г.

Якуб С. К. Вспомним забытые игры. — М., 1988.

Бурцев А. Е. Детские игры и забавы: VII. Чирга или чижик // Полное собрание этнографических трудов. — СПб.: [б. и.], 1911.

Новый Египетский зал. Вестник Музея искусств Метрополитен, Том. 11, No. 4 (апрель 1916 г.)/“A New Egyptian Room”, The Metropolitan Museum of Art Bulletin, Vol. 11, No. 4 (Apr., 1916), H. E. W (Herbet Eustis Winlock)

Фойшт Эрика: статья «Детство» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 261 – 264./Erika Feucht: “Childhood” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 261 – 264

Брестед Дж.Г. Младший. Древнеегипетские статуэтки слуг/James Henry Breasted, Jr. Egyptian servant statues. Copyright 1948 by Bollingen Foundation, Washington, D. C. Published for Bollingen Foundation Inc. by Pantheon Books Inc.

Джонсон Карен. Фигурки из ткани и папируса из Караниса. Вестник Музея искусств и археологии Мичиганского университета/Johnson Karen. Textile and Papyrus Figurines from Karanis. Bulletin The University of Michigan Museums of Art and Archaeology. Volume 15, 2003

Ривз Николас. Раритетные подвижные фигурки (марионетки) из Древнего Египта./Nicholas Reeves. University of Arizona Egyptian Expedition. «A Rare Mechanical Figure from Ancient Egypt». Metropolitan Museum Journal 50 (2015): 42-61.

Лечицкая Ольга. «Коптские ткани». Сборник статей под научной редакцией доктора искусствоведения О.Е. Этингофа.   ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2010   А.Г. Орлова, художественное оформление, 2010

Флюк Сесилия, Финнейзер Клаус. Детство на Ниле: игрушки, одежда и рисунки египетских детей в Национальных музеях Берлина/Fluck, C;cilia, Finneiser, Klaus. Kindheit am Nil Spielzeug - Kleidung - Kinderbilder aus ;gypten in den Staatlichen Museen zu Berlin. Verlag: Berlin: Druck: Reiter-Druck, 2009


Рецензии