Тадж-Махал часть 20

          Шах-Джахан сидел на своём троне в зале гофле-канэ. Перед ним, на коврах, расположились эмиры, раджи и принцы.
          - Я даю в управление моему старшему сыну, наследнику моего престола, Дарию - Кабул и Мультан!
          Дара, прижав руку к сердцу, поклонился отцу, озарив свое лицо счастливой улыбкой. Писарь, встав перед Дарой на колени, положил к его ногам свиток с печатями, закрепляющий за ним право владения этой землёй.
          - Моему второму сыну Султан-Судже я отдаю Бенгальское королевство!
          - Ауренгзебу – Деккан!
          - Морад-Бакшу – Гуджерат!

          После вечернего приёма вся дворцовая знать разъезжалась и расходилась по своим домам. Сумерки опустились на Агру, и по периметру площади были зажжены факелы.
          Дара шёл в окружении своих соратников, которые наперебой расхваливали его:
          - Вы теперь настоящий вице-король!
          - Вы, как первенец и любимец отца, получили лучшие земли!
          - Вам не следует покидать столицу! Вы престолонаследник, и ваше место здесь в столице!
          - А я и не собираюсь никуда уезжать! – усмехнулся Дара.
          - О, драгоценнийший! Теперь вы можете никого не опасаться!
          Недалеко от них прошёл Ауренгзеб с небольшой свитой. Он повернул голову и посмотрел на Дару. В неровном свете факелов Дарий не мог понять, усмехнулся Ауренгзеб, глядя на него, или это ему показалось.
          Дарий остановился.
          - Больше всего на свете я опасаюсь только этого святошу! – глухо, с какой-то дрожью в голосе, сказал он.

РОССИЯ.  ХХ век.

          - Во всей этой истории нельзя не вспомнить Мир-Джумлу, - продолжал Николай Григорьевич. – Фигура неординарная, был сыном торговца маслом в Испании и Персии. Настоящее его имя Мохамед Саид. В Индии он разбогател на торговле бриллиантами, и занял должность визиря главного министра в Голконде. Впоследствии он очень сдружился с Ауренгзебом и помог ему стать султаном. Кстати, это он подарил Шах-Джехану самый крупный алмаз в 186 и 1/16 каратов, который был вставлен в знаменитый  Павлиний трон Шах-Джехана, и вошёл в историю под названием Кох-и-нур. После Ауренгзеба алмаз достался шаху Надиру, а в 1849 году им завладела Ост-индская компания, которая поднесла его в дар королеве Виктории.
          - «Сокровище Агры»?
          - Ну да! Артур Конан-Дойль писал о нём. Правда, к тому времени камень был уже распилен.
          Ауренгзеб начал потихоньку реализовывать свои планы. Он вторгся в Голконду, захватив королевский дом и осадив крепость. Но Шах-Джехан по совету Дары приказал ему вернуться в Деккан. Ауренгзеб ушёл, сумев получить большую сумму на возмещение своих путевых расходов, и даже женить своего сына на старшей дочери короля Голконды. Кроме этого он добился у короля согласия на то, чтобы вся серебряная монета, которая впредь будет чеканиться в королевстве, носила на одной стороне печать Шах-Джехана, и получил разрешение для Мир-Джумлы уйти с семейством и имуществом, войском и артиллерией под его покровительство.
          Эти два человека за короткое время затеяли совместно большие дела: по дороге они осадили и взяли Бидер, одну из самых сильных и важных крепостей Биджапура, оттуда они отправились в Даулет-Абад, где настолько подружились, что ни Ауренгзеб, ни эмир не могли прожить и дня, чтобы не повидаться два раза. Их союз продвинул дело вперед и заложил фундамент для царствования Ауренгзеба.

ИНДИЯ. 1655 год

          Ауренгзеб и Мир-Джумла ехали верхом в окружении охраны.
          - Мне нужно, - говорил Ауренгзеб, - чтобы у меня под рукой всегда было большой войско. Чтобы держать всё под контролем и дать отпор Даре, если возникнет такая необходимость, нужна большая армия. Скоро грядут большие перемены. Ты меня понимаешь, Мир-Джумла?
          - Да, мой господин. И я всегда готов предоставить своё войско в твоё распоряжение.
          - Этого мало. Надо сделать так, чтобы Шах-Джехан прислал свои войска в Деккан. И чтобы он принял это решение, вопреки советам Дары, который не желает моего могущества.
          - И я даже знаю, как это сделать, - усмехнулся Мир-Джумла.
          - Ты уже думал над этим?
          - Да. Шах-Джехан замышляет военный поход на Кандагар. А надо побудить его начать войну с королем Голконды, с королем Биджапура и с португальцами. Тогда он двинет своё войско к вам в Деккан, который находится рядом с этими королевствами.
          - Чтобы двинуть войско в Деккан, нужны веские доказательства.
          - Я устрою так, что Шах-Джехан вызовет меня к себе. Я приеду в Агру с великими и богатыми дарами. Но самое главное, я преподнесу ему большой алмаз Кох-и-нур, не имеющий себе равного. И дам понять, что такие камни Голконды намного ценнее голых скал Кандагара, и что именно в сторону Голконды надо направить военные действия и завоевать Индию до мыса Коморин.

          Шах-Джехан сидел на своем Павлиньем троне.
          Ниже его на площадке покрытой коврами сидели эмиры. Мир-Джумла стоял перед ними.
          - О, повелитель, прими от меня эти скромные дары.
          Слуги стали вносить золотую и серебряную посуду, ковры, драгоценную одежду, сапфиры и изумруды в сундучках.
          Шах-Джехан удовлетворённо кивал головой.
          - А это, мой повелитель, прими от меня в знак уважения и преданности тебе.
          К Мир-Джумле подошёл слуга и подал футляр из сандалового дерева с искусной резьбой. Мир-Джумла открыл его, там, в глубине футляра, на тончайшем китайском шёлке, переливаясь всеми цветами радуги, лежал огромный брильянт.
Вздох изумления прокатился по залу.
          - Этому брильянту из Голконды нет равного в мире, - сказал Мир-Джумла. – Поэтому он должен принадлежать только самому могущественному императору в этом подлунном мире, - Вам, мой повелитель.
          - О! – восхитился император, любуясь брильянтом. – Воистину, это будет достойное украшение для моего трона.


РОССИЯ. ХХ век.

          - Но вернёмся к нашей истории, - продолжал Николай Григорьевич. - В начале сентября 1657 г. Шах-Джехан серьезно заболел, и поползли слухи, что он умер. Началась борьба за трон. Второй сын султана Султан-Суджа объявил себя императором и двинулся с большим войском на Агру.  Ауренгзеб, у которого было небольшое войско, решил соединиться с младшим братом Морад-Бакшем. Это по его совету Морад-Бакш тоже провозгласил себя императором, и тоже подошёл с большим войском к Агре. Дара – старший сын, только и дышал войной, и готовился к ней с поспешностью и  со всеми признаками страшной ненависти к братьям. Император писал своим сыновьям, что с ним всё в порядке, чтобы они возвращались домой, и он им всё простит. Сыновья же притворялись, что не верят в подлинность этих писем, считая их подделкой старшего брата Дары, продолжали продвигаться вперёд.
          Ауренгзеб лестью и заверениями в своей дружбе настолько завладел доверием Морад-Бакша, что тот полностью ему доверился. А через год в 1658 г. Ауренгзеб арестовал его и отправил в Гвалиор, крепость, где содержались только принцы. Надо сказать, что его не умертвили в Гвалиоре. Ауренгзеб отдал его голову сайедам (потомкам Магомета), у которых Морад–Бакш убил отца, чтобы завладеть богатством.

ИНДИЯ. Матура. 1658 год.

          Морад-Бакш возлежал на тахте на подушках в походной палатке, куря кальян. Ауренгзеб сидел напротив его.
          - Расскажи, брат, как удалось арестовать Шах-Джехана, ведь он чрезвычайно подозрителен и никого к себе не подпускает?
          - Да, мой император, я расскажу всё по порядку. Отец прислал письмо, в котором просил меня явиться к нему. Я боялся, что меня схватят. Поэтому стал распускать слухи, что со дня на день отправляюсь к нему. Когда наступал назначенный день, я откладывал свидание до следующего дня. За это время мои люди выведали настроения эмиров, и, наконец, когда всё было подготовлено, я не поехал сам, а послал своего старшего сына Султан-Махмуда, якобы на переговоры с Шах-Джеханом. Когда ворота крепости были открыты, Султан-Махмуд бросился на стражу как разъярённый лев, а заранее расставленные вблизи люди, ринулись за ним внутрь и завладели крепостью. Вот и всё, мой господин, - сказал Ауренгзеб и смиренно склонил голову. -  Мой сын сделал  это во славу Вашего Императорского Величия.
          - Правильно ли мы поступили, Ауренгзеб, арестовав Шах-Джехана? Ведь он наш отец.
          - Шах-Джехана поддерживают многие эмиры. Он дал им большие посты и наделил теми богатствами, которыми они владеют. Если бы мы не изолировали Шах-Джехана, никто из эмиров никогда не признал бы Вас императором, мой повелитель. А сейчас они все пришли поклониться Вам, мой хазрет, потому что сила за Вами.
          Морад-Бакш важно кивнул.
          - Завтра, мой император, - продолжал Ауренгзеб, - мы выступаем вместе с Вами в погоню за Дарой. Сейчас это главный Ваш враг, и надо соединить Вашу армию и мою. Я забрал из казначейства столько денег, сколько нам понадобится в пути. Губернатором города я поставил нашего дядю Шах-Гест-хана.
          - Ты всё правильно сделал, брат мой, - важно сказал Морад-Бакш.
          - Я всё это сделал ради Вас, и я мечтаю только об одном, вознести Вас на трон, а потом посвятить остаток своей жизни служению Аллаху, - опустив глаза, тихо сказал Ауренгзеб.
          Морад-Бакш встал с тахты, подошёл к брату и обнял его. На глазах Ауренгзеба блестели слёзы.
          - Не согласитесь ли отужинать со мной, мой господин, - сказал он, - по поводу нашей дружбы и верности друг другу?
          - Я с радостью принимаю твоё приглашение, брат мой, - растроганно сказал Морад-Бакш.

          Наступил вечер, и с ним наступила прохлада. Слуги одевали Морад-Бакша к ужину с Ауренгзебом. Принесли несколько халатов. Сначала надели тончайшей выделки батистовый халат, потом несколько шёлковых дорогих халатов, самый дорогой, расшитый золотыми нитями и драгоценностями, надели сверху. Евнух Морад-Бакша Шах-Аббас и двое личных друзей, находившихся при нём, пытались отговорить его от этой встречи.
          - Мой господин, - сказал Шах-Аббас, - Вам не следует сегодня идти на ужин к вашему брату Ауренгзебу. Он задумал недоброе. Вам надо поостеречься.
          - Да, Морад-Бакш, - подтвердил один из друзей, - у Ауренгзеба дурные намерения, нас предупредили об этом. Сегодня лучше остаться дома, сославшись больным.
          - Вздор! – ответил Морад-Бакш. – Он предан мне! И я ему доверяю!
          - Мой господин, припомните недавние события в Голконде! Человек, так смело рисковавший всем, чтобы захватить королевство, едва ли способен жить и умереть дервишем, - продолжал Шах-Аббас. – Ауренгзеб хитер и лицемерен!
          - Он мой брат и любит меня!
          - Он очень коварен, и ему нельзя доверять! И Вы ни под каким видом не должны навещать его в его палатке.
          - Почему?
          - Потому что у него большая охрана, и это опасно. А если вы скажетесь больным, то Ауренгзеб непременно навестит Вас и по обыкновению приведёт с собой немного народу. А это безопаснее, чем лезть в его логово.
          - Ты очень подозрителен, Шах-Аббас.
          - Шах-Аббас говорит дело, - поддержал евнуха второй друг. – Прислушайся, Морад-Бакш к нашим советам!
          - Я обещал брату отужинать вместе с ним по поводу нашей дружбы, и я сдержу своё императорское слово!

          Вокруг палатки Ауренгзеба и по дороге, где должен был проехать Морад-Бакш, стоял караул с факелами в руках.
          Морад-Бакш и его несколько друзей спешились. Конюхи, взяв коней под уздцы, увели их к коновязи, а небольшая охрана Морад-Бакша расположилась вместе с охраной Ауренгзеба около входа в палатку.

          Навстречу вышел сам Ауренгзеб в сопровождении своих военачальников и обнял брата.
          - Здравствуй, брат мой! Здравствуй, мой повелитель! Я несказанно рад снова видеть Вас, мой император.
          Все зашли в палатку.
          - Позвольте, мой господин, стереть пыль с вашего лица, - Ауренгзеб вынул из кармана батистовый платок и заботливо обтёр лицо младшего брата.

(продолжение следует)


Рецензии
О-да, к величайшему сожалению, дорога к власти во все времена была омыта реками крови и устлана телами тех, кто осмеливался встать на пути идущего.
И никакое родство, никакие хорошие отношения не спасали людей от смерти...
И каждый раз рядом с честолюбивыми властителями оказывались авантюристы всех мастей, увы, нужно признать, весьма изобретательные.
И с грустью приходиться отмечать, что даже очень мудрые и опытные властители оказываются столь падкими на блестящие драгоценности.

От души благодарю Вас, Валентина, а столь интересный экскурс в историю.

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   18.09.2021 18:06     Заявить о нарушении
Да, Сергей, дорога к власти и трону всегда шла через кровь. Прискорбно, но это история человечества.

Валентина Шабалина   19.09.2021 17:34   Заявить о нарушении