Эссе. Записки на полях. Сергей Разенков

Эссе.
Записки на полях.
Сергей Разенков. «Предназначение и предначертание».


         Записки на полях – это особый приём знакомства читателя с произведением, когда при прочтении идёт не только анализ, но и своеобразный диалог с Автором. Отмечаешь, подчёркивая, запавший в душу или заостривший внимание кусок текста, строфу, фразу, а на полях записываешь свою реакцию в виде ассоциации или краткого,  откровенного и искреннего отзыва.
         Особая удача, если эти записки ты сможешь донести до Автора, чтобы диалог стал живым! Главное – обратная связь, для чего, кроме конструктивности, твои отзывы должны быть доброжелательными. Секрет доброжелательности в умении проникнуться сюжетом, мотивом произведения; «войти в образ», прожить вместе с литературными героями все действа.
         Сочувствие читателя, в данном случае - это его основное качество. Восхитительная необыкновенность - убедиться, насколько твои ассоциации совпадают с мыслями  Автора, узнать дополнительные нюансы, не замеченные тобой!
            
         Мне посчастливилось открыть для себя целый поэтический Мир поэта-романиста, поэта-лирика, поэта-песенника Сергея Разенкова. Замечательный  случай, когда ты из простого читателя вырастаешь в читателя-соратника и современника, читателя-исследователя творчества коллеги по перу.
         Долг читателя - донести до сотоварищей своё открытие, заинтересовать их своими впечатлениями. Творчеству Автора необходима насыщенность жизни Его произведений, одухотворённость и сочувствие  читателей!
         Сразу оговорюсь: я не литературный критик и не филолог, а читатель заинтересованный, сопереживающий, пишущий. Для меня Автор интересен как Человек со своим складом ума, своим вИдением окружающего мира, своим взглядом на происходящее, а главное –  со своей жизненной позицией, с «собственными восторгами» - как мне ответил в переписке Сергей Разенков.
          Как тезис лег его ответ из нашей переписки: «В текущие десятилетия предпочёл занять творческую нишу в сочинительстве стихороманов в стиле трагикомедии. Исторические и остросюжетные романы для меня самоцель, а песенное и прочее – как бы побочное (как бы не так! АШ). Предназначение и предначертание.»

           А по сему, чтобы быть с Автором на «одной ноге», мне пришлось полистать учебник. Нельзя злоупотреблять вниманием и интересом коллег-читателей, но что ни сделаешь ради «всеобуча», не теряя чувства меры и соблюдая принцип «золотой середины»! Тем более, пора уже открывать поля моих «Записок…».

           ПОЭТИЧЕСКИЙ РОМАН (вне зависимости от его жанра) – это особая текстовая система, совмещающая черты эпического повествования и черты поэзии. Его задача – на основе, материале конкретной бытовой ситуации представить авторскую концепцию бытия, причём, ситуация является в данном случае лишь толчком для лирического потока мыслей, оформленных в лучших традициях философской поэзии.
           Поэтический роман тяготеет к широкому использованию особого «поэтического  языка», т.е. широкому использованию особых редких слов, системы тропов, сложных необычных синтаксических конструкций, фонетической инструментовки,  отчётливого ритмического построения. В нём не «рассказывается история», а предоставляется поток впечатлений, ассоциаций, поэтических образов, составляющих содержание образа героя и рассказчика.
           СЮЖЕТ романа – это последовательность взаимосвязанных внешних и внутренних движений. Под движениями понимаются те или иные психологические «жесты» и «душевные переживания», ход мыслей; движение сознания героев, персонажей и автора. Сюжет – это действие произведения во всей полноте, реальная цепь изображённых событий, «ряд историй характеров».
           МОТИВ – любая единица сюжета или фабулы, отдельное событие, движение или жест человека и вещи. Главный признак мотива – это его повторяемость и типичность, имеющие значение либо традиционное (из фольклора, литературы, жанровой традиции), либо характерное именно для творчества данного писателя и даже одного произведения. Мотив способствует полному раскрытию темы и идеи произведения; реализуется на лексическом, образном сюжетном уровне. Это не просто «единица анализа», а его структурная составляющая, достояние текста и его создателя. Это эстетическая концепция автора, его стилистика, его философия. Это его повторяемость за пределами одного произведения.
          Лейтмотив характеризуется обязательной повторяемостью всех движений в пределах одного и того же произведения.
          ФАБУЛА – система основных событий, пересказ. Единицей фабулы является событие или, так называемый, мотив.

          Ознакомившись с текстом учебника, я поймал себя на мысли, - я это уже прошёл! Прошёл, читая Сергея Разенкова, настолько убедителен и ярок, презентабелен поток действий и ряд событий в его романах; насколько ясен, образен и индивидуален его авторский поэтический язык.
          А мне бы не скатиться, мой дорогой Читатель, до пересказа фабулы романов, но передать их мотив и лейтмотив с достаточной точечной (снайперской) обзорностью; провести предметный, интересный экскурс по произведениям Мастера поэтического Пера.
          Главное – создать интригу, заинтересовать тебя, мой дорогой Читатель, на доброжелательный диалог с Автором, Поэтом-романистом,  – Сергеем Разенковым!
          Да простит великодушно меня  уважаемый Автор, если я буду не совсем библиографически точен  и последователен  в своих «Записках…» - это не преднамеренно, а только из-за технических сложностей поисковых «прогулок» по «стихирным» страницам.

         Не нужно отождествлять предоставленные мною цитаты из глав поэтичекого романа Автора с романом Александра Дюма «Три мушкетёра», это совершенно ДРУГОЕ!!!

https://stihi.ru/2019/09/27/3492
«Большая тайна ведьмы из Прованса»
(фрагмент из  1-го тома «Миледи и все, все, все»)

- Мы верим только в силы хромосом?
От мистики ум пронесётся птичкой:
Враньё и суеверия, мол, всё!
С лихвой нас суевериями пичкать –
Равно как подменить кормА овсом.
Но страху не сгореть легко, как спичке...


-Как ведала, беда со мной стряслась…
Нас с дочкою костёр ждёт. Безнадёга.
Клянусь, что до последнего я вздоха
Сумею палачам своим дерзить!
Князь, радуйся! Эстер-то будет жить»!..


        С удовольствием и восхищением отмечаю: как разнообразен и многообразен Авторский язык в каждом фрагменте, каждой главе!
Предисловие является тем богатейшим занавесом, уже разглядывая который, включаешься в атмосферу романа; а, раскрывая занавес, убеждаешься в многогранной глубине мирских и житейских познаний Автора, будто бы сам он оттуда - из того мира.
       Сюжет захватывает с первых строк.

-…она прокралась с внучкой на руках,
чтоб ею подменить дитя Прованса:
«Не дай, Князь, что почуять гостю в снах!
Проснётся невзначай – убью засранца»!
Сомненье не давало разобраться
ей с собственной душой. Не к месту шаг
был лишний сделан дальше, мимо люльки.
Упала тень на стену, как рогульки.
Впрямь образ чёрта  – в кошкиных ушах…

Для ведьмы шаг тяжёлый, но насущный.
На миг лишь стать уместно малодушной.
Чтоб выжил на ином этапе род,
быть нужно, пусть её ломало, ушлой-
и будущее строить наперёд…




https://stihi.ru/2009/04/04/5986
«Пролог к Трём мушкетёрам,  из озорной  версии» 
   
- Всегда знакомство начинается с пролога,

- Итак, один герой уж обрисован -
в своей неприхотливости он твёрд:
стране грозит войной английский лорд
и потому пот мушкетёрский солон... –

... А накануне некий мальчуган,
тайком лелея вес отцовской шпаги,
сказал:"Пусть получу я по рогам,
зато примажусь к воинской отваге!" -

       Вот так начинается моё знакомство с одним из  романов в стихах, переиначу немного, -
- и речь о них мы как о мушкетёрах
услышим - я рассказ потороплю. -

       Интерес и интрига начинается сразу - с авторского слога, понятного и увлекательного.
 
- О, если бы тогда уже Гасконь
слова его услышала, то знала,
аж за полвека, чьи вода и корм
вскормили удалого генерала!

Да что там генерала, ведь ему
жезл маршала Судьба дала конкретно!
Жаль, ненадолго и почти посмертно.
Но из гасконцев – только одному.
Пред смертью планов он имел несметно,
но взор слабел: «Пожалуй, я вздремну»...

Любовных чувств и массу приключений
дала Жизнь под его высокий ранг.
Порою, не боясь разоблачений,
играл чужие роли он ва-банк –
в жизнь недругов вносилась прорва бяк. -


        Далее привожу для тебя, мой уважаемый Читатель, выдержки и цитаты  из глав и фрагментов романа Сергея Разенкова «Миледи и все, все, все».
 Трудно оторваться от разворачивающихся событий в романе – это секрет авторского мастерства. 
 

https://stihi.ru/2016/09/22/4701
«Риск для юного героя жизненный нектар»

       С удовольствием отметил для себя в этой главе, отнюдь не отвлечённые,  рассуждения о любви, -

- Любовь не изживается... и баста!
Кто только о любви своей не хвастал!
Кто только не рыдал о ней в сердцах!
Бушуют страсти в детях и в отцах...
Любви, что поглощала эхо власти,
полно и в королях, и в их шутах. -

       Вот нам (здесь же) ответ Мэтра о своём поэтическом сподвижничестве, -

- Я в чём-то, может быть, и повторюсь,
но это ради общего же блага.
Никто тебе не скажет: автор - трус,
основу у Дюма содрал, бедняга,
но в рай к нему не мчит скреплять союз. -

-…ответственная за литературу
художественных жанров и веков,
мне Муза разложила всю фактуру,
с которой я работать был готов.
Итак, за труд свой взялся я не сдуру. -


https://stihi.ru/2016/09/19/4262
«Пыл юноши с избытком благородства»
Пролог к истории о знаменитом гасконце и не только…

-Присмотримся к романам и балладам,
разбросанным по стилям и векам…
…Представьте, что живу  с героем рядом,
приглядывался я и привыкал… -

       Хорошо, что Автор помогает читателю пропитываться атмосферой ТЕХ времён и проживать вместе с ним и героями все ТЕ перипетии.

- Герой, незваный гость он иль подарок,
Скорей кумир наш, чем  в шкафу скелет,

На фоне позабытых и бездарных
Роман о нём вберёт любой секрет. –


- В больших объёмах чтения и в малых
он часто брал, коль речь о книгоманах,
воображенье наше на таран,
Чуть не забыл, как звали. Д,Артаньян!.. -
 
 
 
   https://stihi.ru/2016/09/15/8698
«Д,Артаньян и нелубочная эпоха.»
Фрагмент из романа «Миледи и все, все, все». 2-й том, 17 век.

- Насколько он достоин был легенд,
настолько был удачлив и проворен.
Короче, он – гасконец экстраверт –
Едва ли создан через трафарет.

умом он жил своим, но с борзотой.
Упорством же блистал порой ослиным.

Средь женщин замечательных собой
И сам сверхзнаменитостью прослыл он. –


       Мари, Рошфор, Ришелье – вот с кем предстоит «схлестнуться» герою, стать верным другом для вновь обретённых друзей и… истовым любовником для дам сердца.
       Увлекательно всё: их диалоги и интриги, мАстерски преподнесённые поэтом.
Авторская рифмовка особенно привлекает внимание при прочтении.


https://stihi.ru/2021/09/12/3038
«Д,Артаньян между жизнью и смертью» (глава из второго тома. 17 век)

         Этот фрагмент один из ключевых в романе: отражены исторические события в Париже семнадцатого века, интриги дворцовские, государственные - между Францией и Англией, распри между мушкетёрами и гвардейцами кардинала, любовные интриги.
  Всё это отображено добротным поэтическим слогом; яркими диалогами героев романа, причём язык каждого насыщен своими речевыми оборотами. Особую образность тексту придают мАстерские Авторские рифмы!

- Семнадцатому веку бить поклоны
приятней, если ты уже король,
чью власть чтут двойники, шуты и клоны...
...Для сильного неписаны законы.
. . .
Интриги вечны, но канву их Рок
поднёс во всей красе Луи в наследство.
Король к войне вернулся, но не быстро –
к задерживающим он был не строг.
От вести запоздалой про убийство
вождя британцев он пришёл в восторг.

Иное испытала королева.
Весть показалась ей кошмарным сном.
Недавно ж от дружка пришло письмо.
Там был ещё постскриптум: «Your forever». -

         Карт-бланш, в виде лейтенантского патента, получает от прелата наш герой Д.Артаньян - это тоже отдельная тема для наблюдательного читателя, не говоря уже о нашем герое: его судьба в его же руках! -

- Само собою, к вашему же благу.
И вот вам мой подарок дорогой.

Прелат подал гасконцу лист бумаги:
– Я только что вам выписал патент.
Вписать осталось имя лишь бедняги,
который заработал сей презент.

– Патент на лейтенантский чин! Однако,
я милости такой не заслужил!
Для вас я – провинившийся бедняга,
тянувший службу из последних жил. -

        Раскрыта тайна двойников: миледи (Шарлотта) и Афродита!

- По замыслу могла бы Афродита
Шарлотту прикрывать бы всякий раз,
снуя, где надо, для отвода глаз,
в то время как незримая орбита

Шарлотте позволяла бы вести
дела все тайно, возникать внезапно.
Смотрелась б Афродита импозантно,
а руки её были бы чисты. -

         Приобретают новые оттенки и обороты в отношениях между Д,Артаньяном и Рошфором.
  Всевозможные перипетии  судьбоносны, интригующи и не всегда поддаются холодному аналитическому расчёту;  интуиция и Ангелы-хранители - это Божий дар!

- Рошфор, верните шпагу д'Артаньяну!
Он – ваш товарищ и мой протеже…
И граф повиновался, ведь тирану
вслух слово поперёк не вставишь же! -

       Поклон Автору, обладающему энциклопедическими познаниями в истории, психологии; имеющему широкий кругозор и аналитические способности в сплетении и разгадывании всевозможных разноуровневых интриг!
  Это одна из любимых глав о Д,Артаньяне самого Автора!

https://stihi.ru/2016/09/16/2646
«Париж кошмарней слухов, сплетен».

https://stihi.ru/2016/09/21/10861
«Царица искусительница квартала. Гвардейцы».

       Пропустим эти главы и другие, чтобы не разбрасываться и не рассеивать твоё внимание, Читатель, а создадим  более-менее разноплановую картину.
Поподробнее остановимся, к примеру, на главах тома «Генриетта».


     https://stihi.ru/2020/05/28/3319
1. «Я жертва злых доносов иль петиций» (Глава из тома «Генриетта», роман «Миледи и все, все, все»)

        Так много фраз, которые реально могут быть крылатыми, -

- Теория мятежная стройна,
а практика - спонтанна и безумна. -
---
 - Гром пушек - крайний довод короля.
Петля интриги - дуля кардинала. -

    Превосходно, как,  впрочем, всегда – что хочется отметить именно в это главе.
Далее  цитаты из глав тома  «Генриетта» романа  «Миледи и все, все, все».


https://stihi.ru/2020/05/29/3648
2.«Возможно,  в Лувре нас угостят отравленным вином».

  ...сюжет закручен, в пору для осиного гнездовья.

        Переплетение рифм и размер очень точно и лаконично  раскрывают характеры героев.

- Порочный люд от мала до велика
туда идёт, где рьян порока шеф.
Адамов манят силы Зла, как Ев,
хотя не губят с первого же клика.
Висит путь к тёмной власти крайне хлипко.
Кому его пройти, не околев?

Бывает ли энергия у блика?
Кто круче королей и королев?
Прелат! Что против власти – не улика.
Прошла неделя. Милости – не блеф.
Причём призыв к союзу – многоликий…-
...
- Висит путь к тёмной власти крайне хлипко.
Кому его пройти, не околев? -
...
  - Гуляй, д’Эгмон, и в средствах не стесняйся,
  как самый развесёлый гугенот.
  Пусть пуговки с камзола вместе с мясом
  с тебя рвут парижанки хоть раз в год!

  Утри нос всем парижским лоботрясам!
  На облик свой не жди от Лувра льгот.
  На весь Париж прославь и хобот разом!
  Настрой на уши женщин свой фагот…-

Право слово!




https://stihi.ru/2020/06/01/8012
3.«Любовное здоровье тоже драйв».

       Перечитал несколько раз: первый раз - заинтриговал сюжет, повторно - вдумчиво наслаждался поэтическими размышлениями,  третье прочтение - удивительное описание дождливой природы Парижа.
Классика жанра, « Суперлига»!

- Боясь в себе опасного балласта,
от бесов береги и путь, и кров. –

- ...живи со здравым смыслом, он твой пастырь.
Без пастыря путь весел, но рисков. -

- Интриги - это жаркие дрова,
достойные костров любви и власти. -
.
- Идёт ли речь о странном, иль жестоком, -
сюжет наш не предстанет водостоком
и тихо не растает за углом.
Гром флирта и разврата – тоже гром. –
.
- …С  пугавшей чернотою висло небо,
не крася путь к воротам  Сен-Мишель.
Кареты и повозки, словно слепо,
Боками тёрлись – дождь не сыщет щель. -


https://stihi.ru/2020/06/05/4012
4. « О флирте говорить, как о великом…»

        Как всегда, очень удачны  Авторские вставки, отступления и ремарки!
 
- Свет истины не склонен к перегрузу,
зато вне понимания нелеп. -
.
- Сюжет тасуют авторы во вред
иль не во вред читательскому вкусу. -
.
Рифмовязь,  по ходу чтения,  увлекает и привораживает!
.
- Напиток поэтический пить вредно?
Пью, не пролив ни капли на ветру.
Чтоб сагу о любви создать, потребно
поэзии мёд в день пить по ведру. -
.
    Знакомство описано захватывающе и волнительно, а сон про цветочек - вещая предтеча.

 -Запретный плод под толщей тайн нелеп
и сам располагает к разговорам,.. –

- … невиданный бутончик: цвет телесный

в тени травы, в лучах же неуместный
блеск алый, словно девичьи уста.
Пройти бы, красоте отдавши честь, но
граф век бы любоваться не устал:

у ног алело, колосилось «пламя».
В траве благоухающий овал
сразил ловца диковин наповал! -

https://stihi.ru/2020/06/07/2610
5. «В игривости своей любовь права».

        Мастерство Автора в том и заключается, что читатель с головой окунается в любовные и политические перипетии, интриги героев, в данном случае Парижа, Лувра; начинает жить их жизнью.
Очень интересно, захватывающе и познавательно: явственные образы и картины.

-…Былые львы мертвы. И кобры смертны,
что жалили тех львов своей игрой.
Едва ли чей-то прах и тлен приметны.
Остались платья – вычурный покрой...

...Из тех, кто жил тут, все нашли покой.
Но в Лувре шелест платьев Генриетты
и некий голос чудится порой
там, где со стен глядят её портреты,
где дымка мерзлоты, а не парной.

Чувств глубина в наполненных «бокалах»
её грудей. (Они же и конверт
для вскрытия – от рук мужских привет!) -


-…Для Англии и Франции обмен
ударами сто лет тянуть не лень.
Чтоб бракосочетанием на равных
пресечь раздоры двух соседей рьяных,
взять Карла Генриетте надо в плен.
Сперва очаровать, но это, в главных…
…«Молитесь, не жалея впрок колен.

Вскрывать не стоит, даже нежно, вен», –
из наставленья для принцессы в поздней
редакции с купюрой слова «острым».
Дальнейший путь принцессы дерзновен.
Любой ценой – за счастьем, даже пёстрым…-



https://stihi.ru/2020/06/10/6676
6. «Меня своим постельничим назначьте».

       Кураж - великое дело и в дипломатической битве, и в любовных интригах!
Необходимо держать пальцы на эфесе и благодарить ангелов-хранителей.

- Клубок тайн - не верёвочный моток. –

- …Картина бытия досель темна?
Забыли, что теперь всем сердцем я,
люблю вам ненавистного д’Эгмона?
Взаимность с ним – вот вся моя цена.

Он – мой парижский бог, мой рыцарь, витязь!
Он – ваш соперник новый по судьбе,
но связываться с ним вы побоитесь.
Идите, граф, вы сами по себе,
а с сильным и счастливым не боритесь! -

 
-…Два ангела-хранителя,  спине

Армана отслуживших, онемели
и прочь отмежевались. Ночь черна…
…По саду возвращался в дом для сна
Арман с улыбкой. Жизнь, по крайне мере,
всё лучше у него день ото дня:
и на любовном фронте, и в карьере.

Порой уснуть не мог он до зари,
мечтая о возлюбленной раздетой.
Всё больше встреч с принцессой визави.
Всё лучшее, что есть в них с Генриеттой,
они объединили для любви
горячей, но… конечно же, приметно. –


https://stihi.ru/2020/06/14/2415
7. «Не к выгоде, а к женскому триумфу».

    Любой словарь рифм слаб в сравнении с Авторскими  рифмосплетениями!
ГИпнос, ну очень убедителен в повествовании!
Как всегда, чудесны мАстерские поэтические умозаключения: очень мудрые и лаконичные, -
- Влюбленность - не притон в Душе, а храм. -

- Благие сны подобны хороводу,
а страшные сливаются в кошмар. -
...
- Закрыв глаза, слабея в новом стоне,
влюблённая добилась сна в истоме…
…Туманных не боясь в пути завес
шагала дама к озеру сквозь лес…
…Цепочка сновидений – ряд историй.
Их ход – порою лодка без весла.
Мария разметалась на просторе
постели: сон, меняясь, не ослаб…

…Водица к телу ластилась, но вскоре,
когда гладь озерку сломала рябь,
явилось спящей что-то бесовское.
Округлый, одноглазый… нет, не краб.

Дрожа, сопротивляясь вовсе кротко,
Душа стенала: страх изъел серёдку.
Марии де Шеврез сколь раз подряд
под ужас сна кричать, срывая глотку?..-
...

- Даст подобрать мечту-надёжу зов
мятущейся Души в прыжке над бездной.
Проблемный узел крепких ждёт зубов.
Под скрип зубов мычание – не песня.

Борьбу за власть с борьбою за любовь
не многим совмещать дано успешно.
Кто ж в гонке преуспел по займу лбов,
пробить способных узел неизбежный
и дыму не внимать среди клубов?
Чьё самоутверждение успешней…? -



- https://stihi.ru/2020/06/16/4617
8. «Насилуют Судьбу ремарки нравов».


        Прекрасное вступление!

- ...Велик, кто обретает право кроны
 хранить любовь в тени и в тишине. -
...
Любовь - болезнь, легка, когда взаимна...
Захватывают любовные переживания и объяснения.

 Нет, фактор оберега не забыт. -

Читается легко и с наслаждением от образности поэтического языка Автора!

- Решусь ли на побег, на выезд в рай я?
Мне смелость пробуждённая дана.

Была я словно кукла вырезная!
Живее становлюсь день ото дня.

Когда во мне открыли вы меня,
саму себя тогда я и не знала…


- Летел за мигом миг. В телах томленье
над разумом одерживало верх.
Французский поцелуй для утоленья
взаимной страсти – первое кормленье.

«Со всех сторон тебя я обведу.
Со всей душой к тебе стремглав иду»! –
так язычки друг дружку трут на пару…
…Желанный ты иль временно опальный –
быть у объекта страсти на виду

не значит сделать страсть взаимно пьяной.
Чужое сердце сколько ни вербуй,
останется чужим. Взаимность – явней!

Познаний столь бесценных времена
пусть тянутся – мне вечно будет мало! –



https://stihi.ru/addrec.html?2020/06/25/7087
10. «Отыгрываться грех на юных девах!»

       Высший политик, человеческие страсти и привязанности в одинаковой мере творят историю, -

- Найдут ли под ногами братья твердь?!
Навек забыть бы вражьих партий бред! –

        Ярко обозначен характер каждого героя, дух захватывает от предстоящих перипетий во всех аспектах, -

- Надеюсь, от Прованса до Ла- Манша
теперь у нас во всём навек лады? -

- Найдут ли под ногами братья твердь?!
Навек забыть бы вражьих партий бред! -

        Вновь и вновь поражает качество рифмовки и образный язык героев:

-…Грэнд Мастер в очень жёсткой рукавице
держал весь сноп отборных колосков,
то бишь своих послушных офицеров.
Взрастить мог и крапиву, и люцерну.
Знал силу их натур и знал им цену.

Сейчас он, как головку чеснока,
вкушал натуру жгучей Генриетты,
папашины в ней вычислив приметы.
На юную принцессу свысока
взирать не захотел он по причине,
что тут в монастыре его лечили,

а главное, теперь он возлагал
надежды на неё, пусть не активно,
но выгоду узрев интуитивно.
Отцовский тут задел  –  основа скал…
…Принцесса показала вновь оскал:

– Кто тут сильней, вопрос пока что спорный.
  Оставьте неуместный тон ваш вздорный!
  Вас вообще никто не грабил: шпоры
  серебряные, золото – при вас.
  Бывает всё обходится без бойни,
  но до белья ограбят, не кривясь…
  Хотя… при вас нет ни коня, ни пони…-

https://stihi.ru/2020/07/01/3369
12. «В любви ты не успела стать солисткой».

        Философские рассуждения сочные и поэтичные - украшение романа, -

-...Судьбе перечить надо бы, но вредно.
Придёт такой ответ, что лишь дивись! -
...
- Судьба навяжет собственный каприз. -

      Ещё раз отмечу: женщины играют отнюдь не последнюю роль в постели, политике и... войнах. Это красной нитью проходит по всему роману.

- …Тут в Лувре стал своим граф де Бутвиль.

Влюблённый – что не держит он в секрете –
приписан он по штату к Генриетте,
её чтоб охранял, но не будил.
– Души не чаю в этом экстраверте!
Не чаяла… Меня он осудил
и страсть мою к нему не усладил.
– Помимо тех, с кем просто стал приветлив,
он другом был д’Эгмону. Из задир
стал мстителем и так сказал, мол, верьте:
найдётся тот убийца, тот упырь…
…Выходит, граф так предан Генриетте,
что с дамами во флирте стал тупым.
У нас телохранитель на примете.

       Поэтический Авторский язык  неповторим!


https://stihi.ru/2020/07/03/2864
13. «Есть тайна, а ворота к ней без створок»

        МАстерское Авторское развитие сюжета, прекрасные по индивидуальности героев диалоги, отточенные и незаурядные рифмы! Отступления философски -изящны и поэтически - лаконичны!
Браво, Мастер!!!

…В Истории от вех не откреститься.
Да, пятна есть досадной белизны.
Смотреть во все глаза, иль сквозь ресницы
нет смысла. Хоть до споров и резни…

…Глаза с портретов. Черепов глазницы…
Героев биографии резвы
настолько, что способны мне присниться.
В привычном ожидании гостинца
от Прошлого, с котором визави,
ну, можно ль Генриеттой не прельститься?!
Моих с ней не заметили уз вы?..
...

Бутвилю не пенял никто на робость.
На лесть душа в нём вовсе  не велась.
Язык гвардейца часто был заборист,
но с девой он – галантный ловелас:

– …У вашего высочества напорист
и бюст, и вообще… весь лик анфас.
– Бутвиль, к вам просто так не брошусь,  то  есть
известно, в чём ценю я вашу стойкость,

скомандовав «атак» вам, или «фас»!
Вы сразу откликались, не кривясь.
– У вашего высочества жестокость
легла на душу. Именно на вас.

Как девушке пошла б вам больше кротость.
–Бутвиль, упрёки ваши – явно фарс,
а фарс не входит в первоочерёдность.
Каких ещё от вас ждать дел и фраз?!



https://stihi.ru/2020/07/08/8051
15. И в спальне, и в гуляньях ассамблей».

        Это одна из самых впечатляющих глав по глубине размышлений о Главном:

…Воспользовавшись образом спирали,
который человечеству дал Бог,
примеры мы всем миром собирали
повтора или схожести эпох.

Прощает ли История ошибки?
Ничуть, когда груб часто их повтор!
Мол, явно в Прошлом только пережитки,
а нынче всяк всезнающ и мудёр.

Нам собственная спешка же досадна.
За счастьем мы кто в лес, кто по дрова
и рвеньем запасаемся так жадно,
что путь короче наш день ото дня?

Ища себя, не просимся назад, но
по части сил безудержно доя,
обыденность связала нас изрядно –
препятствием для рвения дана.

Себя зачислить в Хаос было б странно.
Блистательно живём мы, иль бездарно –
нас в рамках держат Бог и сатана. –

……


        Надеюсь, дорогой мой Читатель, я не очень злоупотребил твоим вниманием, чтобы не только  показать всю многогранность мастерства поэта-романиста Разенкова Сергея, но и заинтриговать перипетиями всего лишь одного его поэтического романа? Во время остановлюсь, сохраняя интригу и незаконченность в повествовании.
          Добавлю лишь огоньку к нашей встрече с Прекрасным! О многоплановости поэтического дара и таланта Автора, Поэта-романиста говорят и другие его произведения. Буквально несколькими цитатами и выдержками хочется об этом сказать.


   https://stihi.ru/2017/04/11/2871   
  Пролог к «Сибирскому сказу о любви».

        Вот уж, воистину - "зов крови", а не праздный интерес вызывает само название очередного романа. Российский мир... и сердца мощный ритм.

- Российский мир необозрим,
хотя объехать – нужен год лишь.
Земель обширных Третий Рим
запас, чтоб бить врагов наотмашь…
…Мы что-то в жизни мастерим,
а жизнь играючи куёт нас…

…Любви и ненависти мир
благополучным дан и сирым.
Кто – страсть наружу, кто – стемнил,
кто – колдовским отдался силам,
кто – наблюдал из-за стены… -


https://stihi.ru/2017/03/04/5666
«Мистический Хозяин тайги».

       Как детально, образно  удаётся Автору передать былинность, естественность и величие Сибирской тайги с её Хозяином!

-...По слухам, даже самым бедным,
тайга – для мистики насест.
Назло силкам, капканам, петлям
Хозяин у тайги был, есть
и будет самым беззаветным.
Он серебристым иль, Бог весть,
седым стал, лазая по ветлам.
Простой медведь? Да нет, поверьте!-
.

-…Где есть проход, а не проезд,
в тайге встречал он Настю летом.
Снабдим Хозяина портретом.
Не людоед, не крохобор,
он был Хозяином наследным…
…Манил грибной обильный сбор
её в глубь леса, ну а следом
за ней он крался через бор…
…Неслись года во весь опор… -

        Речевые поэтические обороты органично располагают к восприятию романа - в этом  мастерство Поэта-романиста.
Легко читается,  как  будто кто рассказывает не спеша, с мирком...

https://stihi.ru/addrec.html?2017/03/02/3334
1. «Сердцем открывалась девочка по-русски».

        Как несравнимо - горька судьба падчерицы, что до обывателей  - так проблемы вроде бы никчемны: обута, одета, сыта (?!..) что ещё нужно?..

- Крысан как отчим «грыз» Настёнку часто
и вовсе не за то, что та губаста.
Гнев нынче – повседневность, суета.
Что ж Настя? Как вести, чего бояться
пред отчимом ей в образе балласта?
...

…Вышивки у Насти – всем на загляденье,
не смотря на то, что времени в обрез.
Впрямь воображенье в вышивке растений,
птичек и зверушек ей внушает лес.
Где узор Ульяны загодя облез,
там у Насти в нитях блеск хитросплетений. –

…..

        Не менее интересен по ВСЕМУ этот мистический роман! Рамки «Записок…» ограничивают, к сожалению, мой пыл в передаче моих восхищений.

        Очень хочу кратко предоставить вниманию пытливого Читателя другой, интереснейший поэтический роман-трагикомедию Мэтра.

       https://stihi.ru/2021/08/31/4269
«Онегин, Ржевский. Петербург, Одесса».
Начало озорной трагикомедии «Купеческая вдова» (роман в романе).
Пролог.

        Классика пролога: столько тем для размышлений в разных направлениях - дух захватывает! И "деликатный" русский мат с французским прононсом по поводу любовных интриг, и дворянская блажь - игра в демократию, и дворцовый "политик" - всего достигает искушённое Перо Поэта-ромниста, Мастера!!!

- О Ржевском знали многие в округе:
Гордыни он не чужд. Но как о буке
Не вправе врать о нём ни поп, ни князь…
По случаю Онегин в Петербурге,
Воистину великом без прикрас,
Поручика увидел в первый раз,

Когда гусар вязал язык французский
С российской матерщиной. Что за звон!
Парижский диалект имел столь узкий –
В привычном для толпы – диапазон,

Что замер и заслушался Евгений.
Богатый мат и сочный баритон.
Ругаться сам с собою до мигрени
Умел в аффекте Ржевский как никто: -

...

Что Ржевский, что Онегин – всяк оратор!
А мимо них, как сытый крокодил,
Тем часом по Сенатской император
Неспешно с Ланжероном проходил.-

https://stihi.ru/2021/09/04/2895
«Прослывший ветреным зверюгой».

        Эта глава мне показалась отправной в мир дальнейших перипетий романа!

- Бал дан Онегину карт-бланш,
А в это время и поручик,
Чьи устремления не блажь,
Посредством шаловливых ручек,
Взял у смущения реванш. -

- Вне флирта выжить тяжелее.
Мораль и грех на коромысле...
Балы для пылких душ - елей!
Без танцев мир нельзя измыслить! -
.
Подходы к сердцу дам различны, -
-Гусару львицы  - не коллеги,
А сердце - всё же не металл
...
Зато по-дружески Онегин
Икру учтивости метал. -
.
Онегин, - В любви нюансы двух сторон
 Уладить плоть. Варенье мухам!
 ...
 Сердца прибегнут к перестукам,
 Коль нету ног бежать вдогон,.. -
.
Ржевский, - Любить всех баб, покуда пухом
 Земля не станет им - присухам!
 При жизни я - их бесогон! -
.
И для того, и для другого главное - "ввязаться в драку"
- Коль дама "фи" шлёт недоумкам,
  но ценит смелость, ум и стать,
  Скажи, лосинам или брюкам
  Ей предпочтение отдать? -
.
- Бокал сельтерской - лишь аванс... -
.
        Читается запойно, наслаждаешься игрой авторских рифм и перипетиями романа!
Повторно - для вдумчивой рецензии.


 https://stihi.ru/2021/07/10/6135
2. «У симпатичной молодайки от кавалеров спасу нет».

        Рад, что я не ошибся в ожиданиях: прекрасное развитие сюжета, а рассуждения о женском (вдовьем) характере, вожделениях и симпатиях - их можно цитировать и щеголять ими в любовных кулуарах.
-...Красавиц много чисто внешне,
 а гармоничных - поищи! –

        Не к нам ли это относится, охотникам до любовных похождений?..
.
 - Чем проще женщина в раздумьях,
Тем легче нам их завести.
Но впредь покоя уж не жди!
Поди, попробуй образумь их
Коль честь у них уж не в чести! -
.
Пример с Катюшей очень кстати.
.
        В очередной раз наслаждаешься авторской рифмикой, описанием образов героев, их диалогами!


 https://stihi.ru/2021/07/12/4252
3. «Пора страстей несла губительную сладость».

        Насколько точны рассуждения об "исканиях дев младых", а как изысканно о томлениях "младой вдовы"!

Не могу не процитировать, -
Коль изощряется скворец,
То не изъять из клюва лая... -
.
А всё ж с Душой едины прыть
И нимб, святая и кокотка. -
.
Есть у любви свой личный код -
Его не станем сально лапать... –

        Велико же умение Автора вживаться в своих героев, в действие романа!!! Он мАстерски ведёт читателя за собой, приоткрывая все потаённые мысли его героев.


https://stihi.ru/2021/07/14/6049
4. «Она зажмурила глаза, отдавшись дикому капризу».

        Эта глава - само ИСКУШЕНИЕ, ничего подобного на таком высочайшем уровне со времён А.С.Пушкина и современников не читал (в моей библиотеке несколько томиков "Озорных стихов" и "Эротических стихов" наших классиков).
Просто обворожительно и увлекательно о "запретном", без скабрезностей и пошлости!!! Эротический ТРАКТАТ, да и только!


- Она сползла бессильно на пол.
Её ведь сроду ещё так
Со стороны никто не лапал –
Всё лишь сама. Она – мастак.
Забыла про весь мир на время,
Но без мужчины, просто так,
Прожить ей – сладостно ли бремя...


- За часом час, без промежутков,
Любовный вакуум лишь рос.
Но как уйти от предрассудков?
Забыть? Пошли ей, Бог, склероз!

Смелей за счастьем на самцов бы
Поход ей организовать!
Вдове распутные особы
Совет давали не зевать. –


https://stihi.ru/2021/07/23/5480
11. «Стыдливость славная для дев, ну а для женщин…»

         С интересом и удовольствием следишь за развитием событий в трагикомедии:
-"Мы, как сапёры, нынче с Сашкой
Заложим мину под Кати,
Чтоб было с чем на штурм пойти" -
.
- Где в даме шарм, там и талант
Игры в любовь, в большом и малом.
К своей оправе бриллиант
Найти б и ей, чтоб был нормален. -
.
        Наслаждаешься игрой и обилием разнообразнейших рифм, как горстью ароматнейшего и вкуснейшего изюма из разносортного винограда!
Богатая лексика - индивидуально-яркая ПОРОДА Поэта!


https://stihi.ru/addrec.html?2021/07/24/3857
12. «Онегин и Ржевский на балу у Кати».

        Автор - мастер стихотворного диалога!
        Диалог - это как искусство фехтования на рапирах (именно!), игра веерами, щекотание в груди от намёков и полунамёков. Поэт славно справляется с поставленной для себя задачей и читатель полностью проникается словесной игрой героев. При всём при том, каждый герой имеет свою тональность, свой словарный запас. Передать это - Высший пилотаж!
   Восхищает оригинальное стопо- и рифмо- сложение.
 
– ...Отбросьте прочь свой тон остротный!
В возможность чистой, благородной
Любви способны верить... вы?!
В горячем импульсе вдовы

Гусар отметил романтичность,
Но и желаний хаотичность.
– Любви большой и светлой вам
Желаю искренне, мадам.
...

  Увы, мой разум не был чуток,
  Чтоб вашу страсть загнать в желудок.
  Я искуплю свою вину,
  Вас заполняя в глубину
 Всем, чем богат сегодня стол мой…

  - Тут Ржевский с хохмой к ним: – Ну-ну.
  Мой друг с не меньшей бы истомой
  Вас мог бы, и не вас одну,
  На всю заполнить глубину... –


https://stihi.ru/addrec.html?2021/09/04/6999
20. «Дремучей силой нешутейно его хозяйка потрясла».

        Это по-настоящему высокохудожественное поэтическое произведение эротического содержания, достойно пополнившее Антологию тайных страниц русской классики "Занавешенные картинки" ("Занавешенные картинки", тайные страницы русской классики, Санкт-Петербург, "АМФОРА", 2006г.)!
При сохранении традиций классиков, Сергей Разенков ушёл далеко вперёд по содержательности текста, в смысловой и языковой чистоте преподнесения для искушённого и неискушённого читателя, сохранении грани между бульварной литературой и высокохудожественной эротической поэзией!
        Смело ставлю Автора в один ряд с классиками русской эротической поэзии! Поэт - истинный продолжатель традиций "барковианы", проторяющий и развивающий эту интереснейшую "тайную" тематику!

- Друзей, чтоб воду не мутили,
Не взяли в кооператив,
Но, беспардонно разлучив,
Того, кто был из них в мундире,
Отдали Ксюше. Полужив,

С полуночи и до забора,
Как говорится, он пахал,
Чтоб спермой дом благоухал.
И потерял уж счёт часам он,
Сдав на потенцию экзамен,
Когда почти не отдыхал.-
...

При осмысленье рубежа
Онегин ни за что на свете
Сам от хозяйки б не сбежал.
Неудивительно, что в свете
Того, за что Амур в ответе,
Гость незнакомку обожал:
В паху, в Душе – везде пожар!

(О ней век думать – жить, скучая
И спотыкаясь при ходьбе).
Она ничем не докучала
И в озорстве не обличала.
Была неистова в етьбе,
А в час прощанья – величава. -

        Сохраню интригу, давая возможность читателям самостоятельно окунуться в этот сладкий мир настоящей эротики,  подслащенный, к тому же, именами известных литературных героев!

      Может быть, я изменяю традициям написания эссе, но не удержусь и, представляя другие грани Самоцвета Поэзии Сергея Разенкова, полностью предложу твоему вниманию, мой дорогой Читатель, три стихотворения Поэта. Как говорится, из песни слов не выкинешь!


https://stihi.ru/2021/06/25/5876
«Отчаянное письмо милой женщине». 
(любовная лирика)

      Душевные муки Любви, что может быть прекраснее, отчаянней и обжигательнее!

- Как будто в бездну я крадусь тропой,
пишу Вам, чтоб себе сказать: «Раб фраз ты».
Ступлю на угли голою стопой,
когда больней всего обжечь горазды…
Я болен Вами, рад сказать – тобой.
Мои шаги – скатиться в бездну – часты.

Где чувства Ваши к мукам безучастны,
там муки эти – страсть моя и боль –
со мною в бой спешат наперебой.
На взгляд Ваш, все надежды несуразны? -

        Насколько поэтически тонко, с душевным надрывом вырисована сложная ситуация: шаг в "любовный треугольник", чувства-то неподдельно-мятежные, на грани с истерикой.
-...исключены сомнительные шашни. -

- Но вызвал из-за Вас, как пробу-цель,
  я собственную Душу на дуэль. –


https://stihi.ru/2021/06/21/2668
«Искусен бой?  Нельзя любить искусство  долго!».
(авторская песня)

Там от неба до гор
съел контрасты туман.
На чужой полосе
неизбежны засады.
Мы пройдём, а вдогон
ухмыльнётся душман.
Мы исчислены все –
вражья рация сзади…

                припев:
            Искусен бой? Нельзя любить искусство долго!
            Затянет бездна за собою, как медуз!
            Привычно всё: горячка боя, чувство долга,
            а неизбежного достойно я дождусь.

…Кровь в моём сапоге.   
Пулемётом плечо
в этом рейде я стёр,   
но живой и… с отчётом.
Что скажу вдалеке?   
Матерей, жён, сестёр
ждёт иной разговор,
ведь погибло полроты.

Мы из боя не все –   
вот судьба разведрот –
вышли, взяв языка –
вражьим логовом сыты.
Влад погиб, и Арсен
еле дышит пока –
я друзей не сберёг –
сердце тоже разбито.

Вертолёт нас – обратно…
А в чуждую даль
отошли навсегда
наши парни. Где ж экшен?!
Стоны сердца едва ль
заглушит шум винта –
слышу я их в себе
по ребятам ушедшим…

Горсть родимой земли,
уходя в этот рейд,
я держал на груди.
Суеверье? Да нет же!
Ведь меня сберегли
комья взятой взаймы
той земли, чьей цены
я не знал сердцем прежде.

                припев:
            Терять осмысленно дано до адской боли!
            К ней привыкать – до срока сердцем очерстветь.
            Со Смертью шутят на экране пусть ковбои –
            у Жизни есть ещё земная круговерть.

        Истинное переживание всегда очень проникновенно и всегда возникает ощущение, что автор сам был участником событий.
В этом и заключается мастерство Поэта, умение тронуть запредельные струны души читателя и соратников по Перу.
Отлично,  по ВСЕМУ!


https://stihi.ru/2021/06/20/1795
«Слишком долго летают осколки тех лет».
(гражданская лирика)

Обновились на Кривде акценты.
Провокаторам аплодисменты
за предлог унижаться стране?
И ликуй, язва лжи, сатаней!
Если куплена Память по смете
торгаша и мерзавца, то ей
грош цена! Правду жрёт стадо тлей?!

Забывать, искажать лишь посмейте
и – примчит бумерангом ось зла!..
…Окромсали народ жвала Смерти.
Всех натур доставало планете:
и «медведя», и «льва», и «осла»,
но… взрывалась Земля на рассвете,
и погибель людская росла.

Не любя катастроф и зловоний,
но сходясь на батальных полях,
в бойню лезут... за властью, за волей?..
...Небо общее, но грозовое.
Псы грызутся – в своих все правах.
Хоть когда-то закончатся войны
в агрессивных людских головах?!

Скольким пишет война некрологи?
Смерть готова взять всех на закорки
и свалить их навек в общий ров.
Вехи – «американские горки» –
нам в Истории жутки без слов.
Слишком долго летают осколки
тех далёких забытых боёв.

       Каждое семистишье имеет СВОЙ накал до Белого Свечения: "Память по смете", "ось зла", "Псы грызутся - в своих же правах", и самое главное, -
Слишком долго летают осколки
тех далёких забытых боёв. -
К сожалению, Кривда (надеюсь, пока) в акцентах...
       Многотонно по сути, яростно по смыслу и ярко по Авторскому стилю и мАстерской рифмовке!

       «Записки на полях» пишутся для себя, но наступает такой момент, что желание поделиться своим, сокровенным невозможно унять. Всё лучшее и доброе должно передаваться по эстафете, от этого возвышаются твои коллеги по Перу – соратники и сподвижники. Они становятся Сопричастными с тобой, а ты сам обретаешь новую, возвышенную образность жизни!
       Спасибо, многоуважаемый и истинно-талантливый Поэт-романист, песенник, лирик, гражданин, Сергей Разенков!
       Спасибо тебе, мой дорогой Читатель!

        Эссе «Записки на полях. Сергей Разенков. «Предназначение и предначертание», написано мною, Шелановым Андреем Борисовичем, и посвящено поэтическому творчеству Сергея Разенкова с разрешения автора.
        Я, Шеланов Андрей Борисович, разрешаю автору Сергею Разенкову использовать мою рукопись в полном или частичном объёме по своему усмотрению: на страницах своих произведений или на сайте «стихи.ру».


Рецензии
Андрей! Очень добрая, конкретная и вдумчивая работа души...

Александра Токарева   14.10.2021 00:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Александра!
Так получилось: комп "не пускал" на прозу.ру.
Этот сайт не очень ко мне благосклонен, тут всё по-другому - проза!)))

Андрей Шеланов   23.10.2021 10:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.