Монахиня Елизавета Шахова - поэтесса, прозаик

Елизавета Никитична Шахова (в монашестве Макария) (около 1820-нач.1900-х, поэтесса, монахиня (схимница). За свои первые стихи была удостоена
поощрительной золотой медали Российской Академии. В героине романа «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева узнавали Лизу Шахову. Возможно, была переведена в Орловский монастырь. По другой версии — в Виленский монастырь.

(Бельский Александр. Город Орёл. Краеведческий словарь, 2000. - С.136).

Елизавета Шахова (Мать Мария)
Шахова Елизавета Никитична, в монашестве мать Мария (1822–1899) – поэтесса, прозаик. Ее дед по отцу был выходцем из Персии и, судя по родовой фамилии, приходился родственником персидскому шаху. Дед по матери – татарский воевода по прозвищу Волк, что тоже сохранилось в родовой фамилии по материнской линии. В XIX веке Шаховы принадлежали к одному из знатных дворянских родов России, многие из которых имели столь же экзотические родовые корни. В 2006 году впервые опубликована автобиография Елизаветы Шаховой, во многом дополняющая имевшиеся сведения. «Оба мои родители, – сообщает она, – были любителями литературы: чтения, ради слепоты матери, по вечерам происходили вслух. Ещё в раннем моем детстве безсмертный наш поэт Пушкин, нося меня, трехлетнего младенца, на руках, вместе с князем П.А. Вяземским говаривал моему отцу: «В больших глазах Вашей малютки светится огонек поэтического вдохновения». С 6–7 лет я твердила наизусть «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» и декламировала первые главы «Евгения Онегина». С 10 лет я начала писать стихи под строй поэзии Пушкина и Жуковского». Поэтический дебют пятнадцатилетней девицы Шаховой состоялся в 1837 году. Ее «Пиитические опыты» издала Императорская академия наук. Это была уже третья книга юных русских поэтесс, изданных Академией наук благодаря ее президенту адмиралу А.С. Шишкову. В 1807 году вышли «Стихотворения девицы Волковой», в 1833 году – «Пиитические опыты Елисаветы Кульман», а в 1837-м, в год смерти Пушкина, – «Пиитические опыты Елисаветы Шаховой». Сама Елизавета назовет еще одно имя: «Певец Светланы и Людмилы мне светлый путь предвозвещал», – скажет она о Жуковском. Начало ее поэтического пути и впрямь было светлым. В 1839 году вышел второй поэтический сборник, изданный на средства уже не просто Императорской академии, а самого императора. Первый сборник был отмечен золотой медалью Академии, второй – императорским перстнем с бриллиантами. Не остались в стороне и критики. Одна из самых серьезных рецензий принадлежала издателю послепушкинского «Современника» П.А. Плетневу, регулярно публиковавшему в журнале ее стихи. Весьма характерный отклик появился в «Журнале министерства народного просвещения» (1840, т. 25). Рецензент, представив поэтические новинки двух начинающих авторов – «Мечты и звуки» Николая Некрасова и «Стихотворения Елизаветы Шаховой», не спешит со своим вердиктом: «Молодые поэты, подобные Некрасову и госпоже Шаховой, как бы просят критику только решить: «Есть ли у меня дарование, и видит ли критика во мне поэта, могущего, если не составить прочное украшение той словесности, на языке которой я начинаю писать, то, по крайней мере, могущего обогатить ее достойными внимания и памяти произведениями?» И потому, да не дивятся читатели, если мы будем судить Некрасова и госпожу Шахову снисходительнее, нежели, может быть, следовало». После подобных снисходительных откликов Некрасов, как известно, постарался уничтожить тираж своей первой поэтической книги, представ через несколько лет уже совершенно иным поэтом, похоронившим в себе все романтические мечты и звуки ради поэзии боли и печали. Произойдет это в те же самые годы, когда Елизавета Шахова, «сковав все думы и мечты», уйдет в монастырь...

В 1842 году увидела свет еще одна ее книга «Повести в стихах». Елизавета Шахова, вне всякого сомнения, внесла существенный вклад в этот своеобразный жанр русской поэзии – стихотворных повестей. Помимо вошедших в книгу трех повестей «Перст Божий», «Странный красавец» и «Изгнанник», ей принадлежит романтическая поэма «Гусар-затворник», а уже на закате своих дней она создала драматическую стихотворную поэму «Иудифь».

Первый этап ее жизни и творчества завершился в 1849 году выходом ее четвертой поэтической книги, само название которой «Мирянка и отшельница» определяло две основные вехи ее жизненного и творческого пути мирянки и отшельницы. В 1845 году она стала послушницей Елизаветой Спасо-Бородинского монастыря, основанного на Бородинском поле вдовой генерала Тучкова-4, о которой она напишет: «Священное поле Бородинское никогда не выходило из памяти ее сердца. Давно запала ей в душу великая мысль, говорила она в келейной беседе, откупить место, облитое кровью ее супруга, и на месте брани водрузить хотя бы малую молитвенную скинию, для приношения там искупительной жертвы за убиенного героя». Генеральша-отшельница поселилась на Бородинском поле и в 1840 году приняла пострижение в Троице-Сергиевой лавре, откуда писала своим бородинским сестрам: «Возлюбленные сестры! Слава Богу о всем! Я вам теперь крепостная слуга. Пострадав несколько дней в разлуке с вами, коих люблю сердечно, вижу наконец приближающийся день соединения. Все свершилось. Владыка отец снял власы с головы моей... Три раза я была распростерта на земли крестообразно, во все время лежа, до оканчания (тропаря): «Объятия Отча...""

Генеральша-инокиня создала монастырский хор, в котором три года новоначалия Елизавета Шахова была канониршей, вспоминая об этом времени и генеральше Тучковой: «Она любила пение стройное, неспешное, но и не растянутое, отчетливое и умилительное, располагающее к молитве; не терпела в нем музыкальных украшений и держалась более напева столбового, киевского или Турчанинова. Зная хорошо музыку и пение и сама перелагая на ноты церковные гимны, она не могла терпеть никакой фольшивости, напряжения в голосе и возвышения тона. Не допускала одному голосу выдаваться над прочими или играть голосом произвольно и довела свой хор до такого изумительного согласия, ровным слиянием голосов, хорошо выбранных и правильно обученных, что, по замечению многих любителей и знатоков музыки и пения, «он звучал как музыкальный орган». Особенная же красота бородинского хора заключалась в выражении внятно произносимых слов церковных песнопений, за которым строго и неутомимо наблюдала сама учредительница, дорожа смыслом каждой ноты, во славу Божию. Если б не горела она духом, проникаясь любовию к славимому Господу, и не обращала своего внимания на разумное Его славословие, то как могла бы научить своих клирошанок смыслу поемых ими гимнов? Она не допускала ронять его для музыкального звука и приказывала строго наблюдать, чтоб для нотных переливов голоса, не перерывался и не искажался смысл стихов, указывая на правильное ударение и расстановку слов в тропарях и ирмосах. Посему долго не позволяла она у себя модного нотного пения, в котором всегда находила неприличное богослужению подражание театральным пьесам и со вздохом говорила: «Нельзя монаху при этой музыке поддержать свой плач!» Певицы ее, по большей части, вырастали при ней и получали от нее непосредственное духовное воспитание...Такое же внимание устремляла она и на чтение. Особенно в канонархи избирала образованных и внимательных чтиц и внушала им с благоволением вести себя при таком священном служении как послушание канонарха – возвестителя и глашатая хвалы Господней и святых Его, «среди сонма многих», по псаломному слову. Она сама поставляла их (в начале) перед клиросом, тихонько задавала им тон, показывала как держать книгу, вознося ее вверх обеими руками закрытою, при конце стихаря, и переходя с клироса на клирос. Отчего самая внешность такого служения, приличная храму пустынных дев, имела в себе что-то поистине не обыкновенное земное, а как бы ангельское чиноположение и благолепие, действуя на предстоящих с особенною силою. Так исполнялось не только по праздникам или при посетителях (которые, впрочем, довольно редко являлись в пустыне, особенно в осеннее и зимнее время), но и всякий день, когда церковь была наполнена одними черными рядами сестриц».

В 40-е годы «бородинских сестер» было уже более двухсот, но послушницу Елизавету ждало еще одно испытание, о котором через сорок лет она расскажет в своем «Открытом письме» к Льву Толстому. Это письмо монахини Марии можно сопоставить с теми словами, которые Лев Толстой мог услышать в предсмертные дни от своей сестры – монахини Шамординского монастыря Марии. На «Исповедь» Толстого Елизавета Шахова ответила «Открытым письмом графу Льву Николаевичу Толстому», опубликованным в одесской газете «Новороссийский Телеграф» (1885, № 3239), которое было её собственной исповедью.

(Материал из Интернет-сайта).


Рецензии