Ловушка Судьбы... или треугольник Карпмана...

Какабадзе Манана.
Фурсин Олег.



I.

Треугольник Карпмана*, - игра, почти игрушка…
Свойственная людям домашняя «войнушка».
Как в зеркале – видны все значимые роли.
Зигзаги все судьбы, углы и в целом боли…

II.

Роль Жертвы – хороша (ее не очень жалко!).
Чтоб не случилось, я – лишь жалкая мочалка.
Судьба меня схватила, и мною что-то мыла.
И терла, и хватала, и было ей все мало.
Да, виновата я, что так слаба и в дырках…
Но я исправлюсь, да, грядет большая стирка…
И будет все прекрасно, когда придет Спасатель,
Защитник и герой, мой личный Воспитатель…
А может, мне пойти к Агрессору в прислуги,
Не так уж он и плох, ему нужны услуги…
Роль Жертвы – я терплю, и отвечаю «да».
Роль Жертвы – это я беспомощен всегда.
Роль Жертвы – это я «не знаю, что мне надо» …
«Я взрослый» – никогда, и я навечно – чадо!

III.

Ты не просил совета, но вот пришел Агрессор.
Все знает про тебя – и как идти к прогрессу.
Жизнь – вечная проблема, ты должен это знать.
А он, Агрессор, нужен, чтобы тебя держать.
Учить тебя и пестовать, вязать и пеленать,
И наступать, и клекотать, и даже наплывать…
Критиковать, брать под контроль, и в стены загонять.
Шептать, кричать, и может быть - на чувстве отплясать…
Он сам – не Лев, и сам – не ах! Не смей ему сказать…
Он хочет лишь хорошего, ты должен осознать!
Он за тебя ответственен, а ты же сам дурак!
И без него – пропажа ты, чудак и вовсе мрак…
Он злобен, раздражителен, совсем он не воспитан.
Но каждый грех твой (и не грех) Насильником сосчитан…

IY

Способность причинять Добро (которого никто не просит),
Жилеткой стать для плача при любом вопросе…
Таков Спасатель для людей, и в каждом из его мотивов
Нечестность есть и интерес, как говорят, «не хилый» …
Работает он в основном, чтобы поднять самооценку…
А Жертва в случае таком, что в коммуналке – подселенка…
Ты гнать ее – не сгонишь, но любить совсем не в силах…
Ну, пусть её живёт, тут главное, – чтобы тебя ценила!
И сам ты понимал, как ты, красив, великодушен…
Кто, как не ты, спасёт из всяческих ловушек!
Неблагодарностью людской ты сыт по самую макушку,
Устал тащить, нет времени, чтоб придавить подушку…
И личной жизни нет, любви, такая незадача!
Не Жертва я, но основанья есть для плача…

Y.

Вся "прелесть" треугольника – в сменяемости роли.
Сегодня Жертва ты, а там Палач, и перемена доли…
Агрессор ты, а завтра – просто бедный фраер,
Царем был, а сегодня – словно липку ободрали…
Нет, есть, конечно, кто привязан к амплуа цепями,
Вцепился, – держит, не неделями, – годами…
Я Жертвою была, Спасателем, и редко – Палачом…
Что ты любил, быть в положении – каком?



В 1968 году доктор Стивен Карпман впервые описал психологическую и социальную модель взаимодействия между людьми, которая впоследствии была названа треугольником Карпмана. Другие его распространенные названия: треугольник страданий, треугольник судьбы или драматический треугольник. Большое влияние на эту работу оказал известный психолог и психиатр, создатель такого направления, как трансактный анализ, Эрик Берн. Карпман получил награду в 1972 году за свою модель, и это неудивительно.

Классический треугольник страданий Карпмана включает в себя три роли: Жертва, Спасатель и Преследователь.




                ***


Рецензии