Именем Аркадия Знаменского

=Друзья!

123 года  исполнилось со дня рождения талантливого сургутского  педагога Аркадия  Степановича  Знаменского, оставившего яркий след в истории образования Западной Сибири. Многогранность его личности и широта познавательных интересов являются убедительным доказательством решающего влияния этих  факторов на качество обучения и воспитания школьников.
Настоящий учитель с большой буквы должен быть на две головы выше своих учеников- и профессионально, и нравственно. В Индии светлый Гуру очень почитается! В России, увы, учительский труд принижен, закован в бюрократические рамки. Поговаривают даже об умирании этой профессии, замене её компьютером, искусственным интеллектом.
Бездушный робот за преподавательской кафедрой? Что ж, наверное, тьма подсунет нам и такое "достижение"!
...Сургутский учитель  с большой  буквы Аркадий Знаменский воспитывал детей Света! И его выпускники писали ему теплые благодарственные письма!
Все они состоялись в Жизни!
**********
1.Наш учитель.

В Сургуте именем Аркадия Степановича Знаменского названы Школа-музей и Колледж русской культуры. Как выяснилось, далеко не все знают, что это за человек, так почитаемый в нашем городе. Как он появился в наших местах? Чем прославился?

Родился Аркадий Степанович 3 марта (по старому стилю) 1898 года в городе Тобольске в семье династии сибирских просветителей и деятелей культуры. У Степана Ильича и Августы Федоровны Знаменских было шестеро детей. После смерти отца все они малолетними остались на руках матери.

«В 1909 году, - пишет Аркадий Степанович в «Автобиографии», - закончил курс трехклассного приходского училища, и, сдав приемный экзамен, был зачислен в 1-й класс Тобольской гимназии. По материальной несостоятельности был освобожден от платы за право учения, а в седьмом и восьмом классах был зачислен на государственную стипендию.

В 1918 году заканчиваю курс гимназии и до октября 1919 года даю частные уроки по математике вплоть до прихода красных в Тобольск. С приходом красных мне предложено было работать в реорганизованной школе II степени (бывшая женская гимназия) в качестве преподавателя физики, где и проработал полный учебный год (1919/20), но в силу значительных материальных затруднений перешел на работу заведующим детским домом № 2, проработав зиму 1920/21 г. По заявке Сургутского УОНО Тобольский отдел народного образования отрекомендовал меня в Сургут, где с сентября 1921 года работаю в качестве математики и физики…»

Выбор Знаменским Сургута не был случайным. Еще мальчишкой в гимназии он учился вместе с сыном тамошнего уездного исправника Григория Пирожникова. И тот много рассказывал о сургутских лесах, о речке Черной. «И мне захотелось, - вспоминал потом Аркадий Степанович, - увидеть эти берега, повороты, пески. И вот приехал».

Приехал не один, а с молодой женой Анной – выпускницей Тобольской женской Мариинской гимназии. В Тобольске они вместе работали в детском доме.

А началось все с того памятного дня, когда к лесистому крутому берегу, заставленному огромными поленницами дров, подошел пароходишко со странным названием «Отец», и тоболяки смело шагнули на скрипучий трап.

Какими они застали Сургут и школу? Из воспоминаний Аркадия Степановича, Сургут представлял собой большое село. Во дворах на вешалах сушились рыболовные сети и невода, берег был усеян лодками, неводниками и обласами.

Мужчины носили зимой поверх меховой одежды суконные кумыши, опоясанные цветными кушаками, на которых висели рыбацкие ножи.

Летом улицы были сплошь покрыты зеленым травяным ковром. На этом фоне и проходила жизнь школы с ее многообразными заботами. Как раз в начале 20-х годов в школе, где учили сь 268 юных сургутян, образовался молодой, малоопытный учительский коллектив – ни один не имел высшего образования. Но собрались люди умные, творческие, с жаждой работать.

Литературу преподавал Петр Ильич Кучков – по профессии музыкант. Аркадий Степанович Знаменский вел физику и математику, к тому же обнаружил у себя музыкальный дар и пристрастие к фортепианному исполнительству.

Анна Андреевна Знаменская преподавала русский язык и литературу, хотя временами также математику и химию. К тому же была организатором театральной жизни школы. Здесь в полную силу проявилась ее художественная натура. Коротать долгие зимние вечера приходилось при слабом свете «помигалки», проверяя домашние и контрольные работы, готовясь к урокам - на месяц учителю выдавали четвертушку керосина.

Учитель Знаменский служил для ребят примером и в труде. Он не чуждался никакой черновой работы. Аркадия Степановича можно было видеть на колхозном поле на уборке картофеля и тушившим лесной пожар, в кругу ребят – участников художественной самодеятельности или заядлых любителей охоты и рыбалки. Он мог решить любую сложную алгебраическую задачу, с блеском исполнить мазурку Шопена и сварить на костре ароматную уху. После пробежки на лыжах по тайге так этак километров 20-30, до глубокой ночи сидеть над учебником английского языка или томиком философа Спинозы.

Начало краеведческой деятельности
Жизнь учителей не замыкалась стенами школы. Например, Аркадий Степанович, склонный к исследовательской работе, увлекся краеведением. В 1927 году он участвовал в экскурсии по реке Черной и в ходе ее выполнил глазомерную маршрутную съемку.

Годом позже на совещании в Тобольске Знаменский был избран уполномоченным по организации краеведческой работы в Сургутском районе. В 1929 году был принят в Общество изучения края при музее Тобольского Севера и вскоре разработал проект комплексного географического обследования района и смету к нему, которые были высланы на согласование в Пермь, руководителю лесоэкономической экспедиции в Сургутском районе. В 1930 году во время школьных каникул экспедиция в составе учителей Знаменского, Пестова, Рубцова и переводчика проехала по намеченному маршруту.

Аркадий Степанович намечал и дальнейшие исследования. В наброске плана изучения природы края на 1930-31 г.г. он предлагал описать геологические особенности края, составить карту лесов, транспортных линий, описать озерные системы, что могло бы послужить обоснованием расчетов при планировании лесного и рыбного хозяйства.

Летние путешествия на лодке или пешком стали одним из любимых занятий учителя.

Как к знатоку природы края к Аркадию Степановичу обращались за советами сотрудники научных и изыскательских экспедиций, нефтеразведчики, геодезисты, гидрогеологи и другие специалисты. А когда в Сургуте организовался на общественных началах свой краеведческий музей, Аркадий Степанович и здесь принял полезное участие, за что был в 1963 году награжден Почетной грамотой бюро парткома Сургутского района и райисполкома.

«Память молодости сохранила почти все…»
Жили Знаменские в старинном доме с балкончиком на пересечении улиц Гагарина (в прошлом Набережная) и Ленина напротив кинотеатра «Октябрь». Почтальонам этот адрес был знаком как улица Ленина, дом номер один. Тысячи писем и открыток, телеграмм и бандеролей доставляли они адресату – замечательным, душевным педагогам на протяжении многих десятилетий с разных уголков страны – из Калининграда и с Чукотки, из Салехарда и Ташкента, бывали из-за рубежа.

Эти письма и дали возможность еще лучше представить жизненный подвиг скромного учителя, потому что рассказывали о нем такое, чего не прочтешь ни в каких служебных характеристиках. Вот несколько строк из писем.

«… Дорогие и многоуважаемые Анна Андреевна и Аркадий Степанович, я никогда в жизни не забуду ваших имен, вы дали мне много знаний, многому научили. Прошло много времени после того как я расстался с вами, и теперь вспоминаю все, что было 5-6 лет назад. Вспоминается, как мы с Аркадием Степановичем ходили в разведку за ягодами, за грибами по берегу Черной речки, наш обратный путь по болотам, по Оленьей дороге. Вспоминается, как мы ездили на весновку, ловили рыбу, уток.

Помню, как в 60-градусный мороз, когда на каланче висел красный флаг, предупреждающих учеников о том, что школьные занятия отменены, а наш классный руководитель Аркадий Степанович только для нашей седьмой группы проводил в школе урок математики. Помнятся звуки рояля, на котором Аркадий Степанович играл зимними вечерами, а мы в классе или коридоре слушали. В памяти наша группа артистов в постановке «Полет на Марс» (я тогда играл профессора в черных очках) и в другой пьесе о восставших матросах – там Слава Минеев был генералом, а я каким-то джентльменом в белом костюме.

Много было детских проказ, всего описать невозможно. Эх, воротиться бы хоть раз в то время…

Учусь я хорошо, владею военной техникой отлично…»

Ваш ученик Павел Кошкаров

4 августа 1938 г.

«Дорогой Аркадий Степанович!

Только вы можете подумать, что я не пишу вам, ибо я не помню дня, чтобы я не вел диалога с вами. Вы остались для меня голосом совести, и я начинаю беспокоиться, если ловлю себя, что не говорю с вами. Это были бы пустые слова, если бы это не было правдой. И я пишу их только для того, чтобы вы не думали обо мне с горечью – «забыл!» Я бы мог написать и больше, но тот же голос из диалога повторяет мне фразу – «мысль изреченная есть ложь», вашу фразу.

Вы знаете, что поразительно – память молодости сохранила почти все, что я от вас слышал. Мне трудно запомнить то, что мне очень нужно, но наши разговоры я помню, будто это было вчера. Наверное, кроме памяти головы, есть память сердца. И она наполняет мою жизнь, не дает мне огрубеть, открывает понимание «ненужного». Я ведь помню даже мелодии, которые вы играли на рояле, запах вашего дома, вкус чая, выражение лиц. И храни вас Бог!

Живу я мирно и незаметно. Работаю с том же институте, и читаю лекции в университете по истории исторической литературы на арабском языке. Диссертацию защитил 29. VI. 61 г…

Обнимаю вас. Напишите.

Ваш Петя. (Грязневич, прим. автора) г. Ленинград

5 июня 1962 г.
Из воспоминаний учеников, каждый урок Знаменского походил на увлекательный рассказ об огромных возможностях науки, которая наконец-то позволит народу преобразовать такие «медвежьи уголки», каким был в те годы Сургут. И неудивительно, что классные занятия Аркадия Степановича на всю жизнь оставались в памяти его учеников, помогая им избирать дорогу в жизнь.

Многие воспитанники Знаменского получили известность не только в нашей стране, но и во всем мире: советский и российский востоковед, кандидат филологических наук Петр Грязневич, конструктор энергетических установок атомных подводных лодок Казимир Ланграф, академик, ученый, метеоролог, сотрудник Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Геннадий Бардин, доктор биологических наук, профессор, член корреспондент Петровской академии наук и искусств Юрий Конев, хантыйский художник, член Союза художников России, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа Геннадий Райшев, югорский журналист и краевед Валерий Белобородов. И многие другие.

Были нелегкие годы, когда его ученики, надев военные шинели, шли в бой за Родину. А сколько их осталось на полях сражений под Старой Руссой и Курском, защищая Ленинград и Киев! Не вернулись в родной Сургут Сергей Кольцов, братья Анисимовы, Слава Минеев, Гена Захаров, Алексей Горбачев…

Может быть, в эти трудные минуты и появлялись в музыкальных произведениях, сочиненных Аркадием Степановичем те скорбные ноты, где слышалась тревога за ушедших на фронт его воспитанников.

Помню умные с прищуром глаза…
Мне Аркадий Степанович запомнился невысоким, худеньким человеком с длинными седыми волосами. Наша семья соседствовала со Знаменскими на одной улице через несколько домов. Мой отец часто захаживал в их домик на взгорке, бывала и я – Аркадий Степанович занимался со мной математикой. Остро заточенным карандашом он помечал мои ошибки и здесь же записывал еще несколько способов решений задачи. После наших уроков непродолжительное время играл на рояле свои сочинения или произведения великих классиков. Рояль стоял посредине небольшого зала в окружении стеллажей с книгами. Пюпитром служили лосиные рога, вернее, один рог. Полки с книгами были в прихожей и спальне. В небольшой кухоньке вела лестница на балкон. Но на него не поднимались из-за ветхости.

Я помню умные с прищуром глаза и ровный, негромкий, чуть хрипловатый голос Аркадия Степановича. Характерно, что независимо от времени года – то будь ранняя весна, поздняя осень или жгучий мороз – учитель носил неизменный свой головной убор – суконную фуражку.
***

Важную часть духовного наследства Знаменского составляют «Летающие мысли» - мировоззренческие заметки о природе и обществе, назначении человека и его жизненном пути, вере, нравственном самоопределении, судьбе, которые он вел в течение многих лет.

С его именем связана история становления музыкальной культуры в Сургуте. В созданной в 1921 году первой на Тобольском Севере Единой музыкальной школе I ступени Знаменский был преподавателем по классу фортепиано (директором был назначен Петр Ильич Кучков)

Аркадий Степанович Знаменский является автором научных работ: «Логические прострации в теореме Римана о свойствах условно-сходящихся рядов», «Наглядность на уроках математики», «Решение задач по алгебре и геометрии графическим методом».

В 1937 году работал в физической лаборатории Центрального научно-исследовательского института средних школ в Москве над демонстрационными конструкциями физических приборов. Был увлеченным популяризатором физико-математических знаний.

За многолетний педагогический труд по воспитанию подрастающего поколения Знаменский был награжден орденом Трудового Красного Знамени и несколькими медалями.

Высокое звание – Народный учитель ему присвоил сам народ.

Аркадий Степанович Знаменский прожил 84 года. Из них – 60 лет на сургутской земле. Он пережил свою жену Анну Андреевну на 15 лет, умер 28 сентября 1982 года. Похоронен в городе Екатеринбурге, по месту жительства своей внучки Елены. Могила Анны Андреевны находится на старом сургутском погосте на улице Энергетиков.
https://siapress.ru/
***********
2.ОН БЫЛ,
ОН ЧУВСТВОВАЛ
— ОН ЖИЛ
(Нравственные раздумья сельского учителя А. С. Знаменского).

Из старожилов Сургута покойного учителя Аркадия Степановича Знаменского (1898—1982) помнят, наверное, все, кто к концу 50-х годов достиг хотя бы младшего школьного возраста. Приехав сюда в 1921 году, вскоре после Окончания Тобольской гимназии, он более 30 лет преподавал сургутянам математику, физику, астрономию, а кроме этого занимался еще и математическими исследованиями, конструировал и делал собственноручно наглядные пособия и физические приборы, вырабатывал с годами свою, оригинальную методику преподавания, увлеченно музицировал и пробовал себя в сочинении фортепианных пьес, участвовал во всех значительных общественных делах, а в каникулярное время путешествовал, проплывал по таежным речкам и отшагивал по урманным тропам десятки километров.
В силу своей беспокойной исследовательской натуры Аркадий Степанович умел противостоять школьной косности (а школа и тогда хотела от учеников прежде всего послушания, прилежания и зубрежки «от сих и.до сих»). Он рассеивал семена знания с точным расчетом и пониманием человеческой природы, без робости перед возможной неудачей, как земледелец сеет зерно, не будучи уверенным, что каждое из них взойдет после посева.
Все эти годы он был в центре духовной жизни села, вызывая к себе глубокое уважение земляков. От него постоянно исходили импульсы творческой энергии, острого интереса к окружающему. Свет этот и сегодня ярок, и в знак доброй памяти об учителе мы публикуем в этом номере его заметки, которые являются лишь небольшой частью обширного и мало кому известного хранилища мысли, состоящего из двух десятков мелко исписанных школьных тетрадок. В них — философские раздумья об основах нашего бытия: о тайне рождения и смерти, непостижимой сложности живой материи и Целесообразности устройства организмов, о Боге и человеческом «я», вере и безверии, религии и атеизме, добре и зле, войне и мире, об общественных отношениях, нравственности, семье, науке, культуре, о красоте и безобразии.

Наблюдая жизнь современного ему общества, «деревенский мыслитель», как Аркадий Степанович со свойственной ему обращенной внутрь сдержанной улыбкой мог бы назвать сам себя, остро чувствовал его несовершенство. Как каждого подлинного гражданина Отечества, его волновали коренные вопросы своего времени. Особенно сильное воздействие на учителя Знаменского оказала война, во время которой он, по собственному признанию, навсегда перестал смеяться, потому что «жизнь — это страшное чудо». Старость его была омрачена неотступными мыслями об опасности все-уничтожающей ядерной войны — омрачена в такой степени, какая может быть присуща только человеку, глубоко любящему жизнь и деяние. «Искусства построить вечный мир не существует. А где же выход?» — спрашивал он себя и упорно искал этот выход. Больше всего строчек в его записках посвящено проблеме войны и мира.
Бесстрашие мысли, не признающей запретов, позволило Знаменскому дать объективный критический анализ состояния общества в то время, когда конформизм был всеобщим явлением. В этом бесстрашии мысли и заключается один из истоков мировоззренческих построений учителя, так же как и в неиссякаемом запасе удивления перед миром, жажде докопаться до начала начал, которая естественным путем приводит к непостижимому. Видимо, Знаменского следует понимать так, что для того, чтобы занять верную позицию в вопросах познания и поведения в обществе, нужно исходить из идеи отсутствия конечной истины, опираясь на нормы христианской морали (которые внушены свыше «Всепроницающим»?).
Несколько слов об особенностях жанра записок. Автор назвал их «Летающими мыслями» (варианты: «Пришедшие мысли», «Кусочки мыслей», «Кустовые мысли»), Полагая, что они не вырабатываются в сознании индивида, а приходят извне как явление непосредственного, прямого контакта человека с Космосом и нужна быстрая фиксация. мысли, чтобы она не «улетела». (Хотя стоит здесь заметить, что такое понимание приходит в некоторое противоречие с его же настойчивым требованием активности в познании). Поэтому, если попытаться определить форму изложения, то это, конечно, не дневник, здесь нет ни датировки, ни упоминания фамилий, местностей, ни каких-либо деталей, свидетельствующих о времени, когда писались эти строки. Это и не ученый трактат, потому хотя бы, что нет системного изложения, и не эссе. Может быть, духовное завещание? Если это и будет верно, то только отчасти, т. к. многие из высказанных мыслей свидетельствуют о полном отсутствии гордыни и претензий на то, чтобы быть учителем будущих поколений. Это как бы выросшие в черном ящике подсознания единичные, совершенной огранки, мысли-кристаллы. Видимо, все же наиболее точное определение жанра дал сам автор, и то, что вы здесь прочтете, должно называться именно «Летающими мыслями».
Из характерных- особенностей формы записок назовем отсутствие литературной отделки, повторяемость и вариативность мыслей (они как бы ветвятся, дают новые отростки), четкая выявленность центральных идей — образов: тропа жизни, черное одуяло земли, пирамида войны, страшное чудо (о жизни) и др., обилие неологизмов (зловолие, тайночувствие, делотворение, суммословие, языковерчение, жизненаполненный, потенцирующий, приказательно и мн. др.).
Прочтя то немногое из «Летающих мыслей», что напечатано ниже и относится только к избранным рассуждениям на нравственные темы, читатель, как нам кажется, увидит их автора свободным, самобытным мыслителем. Мы же, имевшие возможность полностью прочесть и перечесть «Летающие мысли», жизнь провинциального учителя Аркадия Степановича Знаменского называем подвигом и видим его в том, что им практически решена задача самостроительства, самосозидания, посильная пока немногим, построена оригинальная мировоззренческая система, охватывающая все основные стороны бытия. В самом деле, разве не ответственен человек за то, чтобы в отпущенные ему дни жизни в полной мере осуществилась его личностная сущность и израсходовался духовный потенциал? Может быть, на этом подъеме, в пути и должна завершаться человеческая жизнь?

Есть ли в самом человеке силы души и сердца, чтобы ответить самому себе на вопросы — как я должен себя вести по отношению к окружающим, могу ли я различать добро и зло, доброе и злое, найду ли мерила и сооценки в себе самом и где критерии для этих оценок, понадобится ли мне помощь со стороны, извне (книги, люди и т. д.), что входит в содержание моего «я», чего в нем нет, не хватает и нужно ли ввести в это содержание что-либо необходимое и обязательное?
Проверь, человек, сам себя, свое тайномыслие и тайночувствие, действительно ли чиста и хрустальна твоя душа, и только через поле битвы с самим собой, когда свершится твое раздвоение, к тебе придет свет правды и истины. Тогда ты будешь уже перерожден, ты даже пожелаешь изменить свое имя, чтоб тебе это постоянно напоминало о том, что ты перерождаешься, еще не сдав свое тело в землю.
Господи, подчеркни в моей душе все ложное, ошибочное и неверное!
Некоторые сожалеют о том, что жизни человеку дано мало — недопито вино, недоедены горячие сосиски и т. д. и т. д. Нет, жизни дано столько, сколько необходимо, чтобы сделать добрые дела на большой земле, но люди часто этого не делают, не успевают сделать добрых дел и уходят в сырую землю, не пробудив в своей совести, сердце, душе светлые, добрые мысли, чувства, пребывая во власти низменных и животных начал.
В человеческой природе есть интеллект, мыслящая сущность, человеку необходимо размышлять над всем, что вокруг него, обогащаться знаниями и делать свои выводы и вопрошать, когда неясно и непонятно. В человеческом «я» достаточно данных, чтобы разобраться, где добро и где зло, и понять формулу морали «Чего не хочешь себе, не делай другому». Человек должен и может понять эту формулу.
Иногда человек говорит: «Надо бы сделать и то, и другое, и третье». Но посмотришь — часов-то жизни не хватает на дела. Да, экономить нужно часы на жизненной, тернистой тропе, чтобы успеть сделать полезное и доброе людям.
Оглянись назад и тебе покажется, что жизнь совсем коротка (как будто один день) и поспеши в ее краткости успеть сделать больше хорошего, доброго, честного и даже жертвенного для других.
Людская жизнь быстро истекает, резерв часов жизни строго ограничен, строго лимитирован, и мы, люди, все откладываем на «завтра», а в действительности это «завтра» часто уже не наступает— все закрывается черным занавесом вечного безмолвия. Это я говорю потому, что пока люди бродят по планете и все время теряют своих друзей, знакомых, близких и родных, нужно не отторгаться от еще оставшихся. Людская близость — это то лучшее, что пребывает на тернистом пути жизни.

Человеку приятно поделиться мыслями, чувствами, впечатлениями, решениями жизненных дел и др.
Хорошо душе и сердцу там, где много сердечных паутин (связей). Тогда и ненастные сырые улицы не навевают грусть и тоску.
Хотя бы и временное человеческое общение душ (а оно необходимо) вливает в сердце какой-то психический эфир и наполняет его силами.
Родственность предполагает в своей основе родство душ, поэтому родство (в лучшем смысле) следует определять не род
ством крови, а родством  сердечных содержаний.

Приятно, светло и легко быть с друзьями, можно радоваться и можно писать в заголовке письма: «Добрый, светлый день!> И небо голубое, и перистые высокие облака, и ручьи холодные лесные сказочно звучат в глубоких кедровых оврагах и т. д. и т. д. (цветы, травы, мир насекомых и т. д. и т. д.) — все это радует и чарует. Но когда вдруг вспомнишь, что такое жизнь, что таится в человеческих сердцах и душах (войны, преступность и пр. и пр.), как рвутся всякие влечения к жизни, даже нет настроения-восприятия слушать Шопена, Мендельсона, Грига и т. д. И тогда не хочется жить.
Предо мною горы писем — в коробках, пачках, целлофановых и этиленовых мешочках, в свертках и т. д. Сколько же в них мыслей, воспоминаний, сердечности, грусти, тревоги, томлений! Здесь просуммировались минуты, часы, годы активной души и тяжко и скорбно, когда дорогие авторы этих сердечных слов оставили этот тернистый мир.
Существуют такие душевно-сердечные связи, чистые, как хрусталь, в свете которых тают и меркнут логические словосложения, когда чувства подавляют большое слОвосложнение и оно меркнет в свете этих эмоций. Рассуждения не нужны — они меркнут, как темные листья в ночной мгле.
Берегите чистую, светлую дружественность и сами ее укрепляйте.
Когда теряешь лесных спутников — душа испытывает горькую потерю.
Томления, тревоги, потеря жизненной нити, волнения сердца и боли души могут быть облегчены истым другом, жертвой его сердца и души, пылающим огнем светлой, чистой правды и совести. Эта сильная, большая жертва в жизни бывает редко, т. е. нужна интимная, правдивая, светлая и хрустальная жертва, безотказная и глубоко чистая, в исполнении друга...

Без подкупов, без приношений и подарков ты сбереги хрустальную любовь.

Бывают в жизни такие положения и состояния в судьбах отдельного человека, омрачающие его жизненный путь, постоянно надрывающие его сердце и душу, когда в сердце впиваются «скорпионы», а разум бессильно регистрирует эти душевные напряжения, тревоги, бесперспективность шагов жизни на тернистом пути. И никто, кажется, не сможет никогда и ничем изменить эти положения и состояния, этот преждевременный «закат» жизни в 18—20 лет. Стоит вопрос: «Что делать, как же жить, скажите? И есть на земле последняя надежда, якорь — дверь в бесконечность, петиция к Всепроницающему. Но тот близкий человек (отец, мать, сестра, брат, друг), который это все ощущает и  понимает бессилие свое собственное в оказании... содействия в судьбе близкого, родного, дорогого... Содействие, помощь может наступить, прийти, если друг, родной, близкий «принесет» себя в жертву Всепроницающему, т. е. откажется от многих радостей своей личной жизни, вольно отяготит себя томлением, грустью, неложно сдержит слово, данное в ночном шепоте... Здесь нет места экспериментам, лукавым мудрствованиям — это мир интимней и таинственный, это особое душевное состояние.
Я не имею права перевешивать и взвешивать интимный мир другой души и нельзя нигде купить «разновесов» и «гирь» для этого.

В людских отношениях есть такие границы, которых нельзя переходить, особенно в интимно-моральных сферах.
В жизни часто наблюдается — при первых встречах влюбленных горят глаза, льется радость дружественности и взаимного очарования. Но проходит малая пауза на часах и в шагах жизни, и глаза спокойно смотрят в глаза спутника жизни и не льется ручей радостной дружественности и взаимоочаровния. И еще отделяется в пути, на часах жизни пауза, и глаза смотрят злобно (а иногда и зверски), а речь превращается в рычание (и душа извергает мерзость). И так идет жизнь «счастливой и влюбленной пары», пока не произойдет катастрофа жизни — это будет в жизненном тернистом пути последняя «пауза», альфа и омега жизни.
Семья — серьезнейшая задача жизни, весьма ответственная, беспокойная и тревожная и, конечно, трудная.
Людские отношения (особенно в семьях) часто походят на запутанные клубки и неразвязывающиеся узлы. Это вокруг и почти под каждой крышей.
Первовлечения, инстинкты с упрочением и развитием семейственности постепенно отторгаются на последний план, и [жизнь] заполняется эмоциональным и интеллектуальным содержанием.
Сексуальное физиологическое влечение — это только приманка, соблазн, лже-обаяние, доля сатанизма, за которой (приманкой) следует Прояснение, отрезвление — появляется малютка (кусочек, «дитя природы»), появляются одновременно заботы, тревоги, беспокойство родителей и идеальная, чистая любовь и радость, за которыми следует обязанность родителей вырастить «крошку» (кусочек природы) и главное — воспитать, привить и внедрить идеи добра.
Иногда вполне состоятельные (материально) родители отдают своих детей в интернаты-школы, видятся с ними раз в неделю, и дети отвыкают от родителей, у них утверждается «холодок» сердечный и равнодушие — задушевность в семье отмирает, родители становятся как бы знакомыми в лучшем случае. Это явление можно назвать отмиранием семьи (похожее свойственно животным), отмиранием чистых, светлых чувств. И тогда родители могут сказать с грустью и болью: «Зачем нам жить? Мы уже никому не нужны». И кажется им тогда: жизнь прожита для того, чтобы в ней разочароваться.
Часто родители смотрят с грустью на своих детей. А где же радость? И что же их заставляет смотреть на своих детей грустно и задумчиво?
Современные дети куда-то «стремятся» от своей семьи, от своих отцов и матерей (некоторые родители их охотно отпускают в океан жизни), не выражая ни любви, ни уважения к отцам и матерям (наоборот, свидетельствуя и проявляя только грубость и даже вульгарность). Они не чтут ни родного трудового родительского дома, ни цветочника и палисадника, ни зеленого огородика. В значительной степени это — ошибки родителей... Родители не внушают преждевременности расставания, жизненных опасностей, не подчеркивают неопытности и прочего. Им (детям) кажется, что где-то там все лучше и интереснее. Со временем, как правило, все же оценивают ошибочность ранних шагов, совершенных вопреки воле родителей. Но часто это осознание бывает поздним и непоправимым...
В жизненных шагах люди стремятся исходить из экономических интересов семьи и отправляются в исполнение жизненных планов от этой исходной базы, а уже за этими жизненными шагами стоят определения и понятия «совесть», «любовь», «дружба», «люди и их взаимоотношения», «войны» и т. д. и т. д. А если спросить, что такое совесть, любовь у энциклопедии, то оказывается, что их там спокон веков не бывало. Кого же обстоятельно спросить? Печатное слово — единственное в жизненной практике надежное средство (более или менее) общения с солидными интеллектами — человеческими душами.
Ощущение родины с раннего детства присуще сознанию, но особо оно было обострено в тяжелые годины Отечественной войны, когда гибли безвинно отцы, братья, сестры, вставшие грудью на защиту родины, когда гибли дети, матери, когда горели родные деревни, села, города, когда гибли в дыму и огне вековые накопления и созидания народного труда.
Тот, кто был хладен сердцем и рассудком, не мог не пересмотреть себя и всего окружающего, чтобы ощутить свое гражданское «я» в тяжкие великожертвенные годины народов страны Советов в 1941-45 г. Аполитичным, безразличным к ужасам и судьбам родины может быть только человек, несущий в себе черты преступности.
Сделать совет — неплохое дело, а вот сделать дело — совсем другое.
Что такое праздник? Это день праздности, безделия.
Минут на жизненной тропе осталось очень мало, но задумано и запланировано дел много.
Нередко (или даже часто)большое общение  превращается в празднословие.
Возвратившись домой, трудовые люди думают, как лучше провести досуг дома, вне его, зимой, летом,осенью , весной. Дома  можно сделать много красивых, изящных вещей- ножом и пилой из дерева, красками и карандашом, художественной обработкой дерева, корней, вязальной и швейной иглой для вышивания шелками, гарусами. Интересно прочитать подобранную литературу, прослушать подобранную фонотеку в связи с знакомством с биографиями творцов и исполнителей... А путешествия щ-близких и далеких краях...
Слишком частые и длительные развлечения (особенно с винопитием) притупляют интеллектуальную силу человека, суживают его ассоциативные образы, объем мышления и логические основы, суживают до минимума мировоззренческие горизонты, воспитывают отупление и приближают сознание человека к полудремлющему... животному... состоянию.
В текущей экономике некоторые не привыкшие и не приученные к труду люди отказываются трудиться «руками», где это нужно и специфично; эти люди спрашивают: а сколько даете в месяц? Труженик (землероб, крестьянин, лесоруб и т. д.) — он сам себя спрашивает: а сколько я сам себе дам в месяц? И тогда он в труде узнает цену своему труду.
Чистые, светлые, теплые, сердечные, хрустальные мысли и чувства — самое полноценное содержание человеческой души, что составляет основное существо человека.
Будь всегда верным тем велениям, тому голосу в твоей душе и сердце, которые вложены в твое «я» Всепроницающим провидением, и это определит содержание твоего жизненного пути.
(с сокращением).

Журнал "Югра",№ 1 за 1992 год.


Рецензии