Никита Горбунов - болховский иконописец

Никита Горбунов (первая половина XIX века), болховский иконописец. Его икона «Усекновенная голова Иоанна Крестителя» находится в Орловском музее изобразительных искусств.

(Бельский Александр. Город Орёл. Краеведческий словарь, 2000. - С.59).



Никита Горбунов. Иконописец I-ой половина XIX века. Усекновенная голова Иоанна Крестителя. I-я половина XIX века. Дерево, левкас, темпера
Традиционно, иконописцы, в отличие от художников, не подписывали свои работы. Икона воспринималась не как собственное творение человека, а как совершаемое через него действие божественной благодати и результат совместного «соборного» труда множества изографов.
Редкий факт подписной иконы можно увидеть в нашей экспозиции. Это скорбный образ «Усекновенная глава Святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня», на котором внизу можно прочесть: «писал Никита Горбунов». Это мастер конца XVIII – I половины XIX века. Икона происходит из закрытого в советское время Введенского храма в городе Болхове - райцентре Орловской области.
Её сюжет связан с описанными в Евангелии событиями, последовавшими за Крещением Господним, вслед за которым Иоанн Предтеча завершил свое пророческое служение. В Галилее тогда правил Сын царя Ирода Великого, Ирод Антипа.
Иоанн безбоязненно обличал Ирода в оставлении законной жены и незаконном сожительстве с Иродиадой, женой его родного брата Филиппа. Подстрекаемый Иродиадой царь заключил пророка в темницу. Но казнить Иоанна он не намеревался, потому что опасался гнева народа, очень любившего Крестителя.
Ирод и сам понимал, что Иоанн – человек святой и праведный, и даже не раз прислушивался к его советам. Во время пира, устроенного по случаю дня рождения Ирода, дочь нечестивой Иродиады, Саломия, нескромной пляской до того угодила царю и возлежащим с ним гостям, что он с клятвой обещал ей дать всё, чего она ни попросит, даже до половины своего царства.
Наученная злобной матерью танцовщица, потребовала дать ей тотчас на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод не решился нарушить данную им при знатных гостях клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал её Саломии, а та отнесла голову своей матери.
Иконы с изображением усеченной главы героически пострадавшего за истину Святого Иоанна Предтечи, по традиции имелись в семьях, где были погибшие на войне. Потому, что 11 сентября, в великий церковный праздник прославления мученической кончины пророка Иоанна, поминались также и православные воины, на поле брани убиенные, в память о произошедшей в этот день блестящей победе русского флота во время русско-турецкой войны 1787-1791 года. Сейчас это День воинской славы России.
На иконе глава пророка, лежащая на металлическом блюде, помещена на престоле, покрытом красной тканью, цвет которой символизирует мученичество и славу. Она уподоблена чаше с жертвенным агнцем на алтаре. Рассыпались по сторонам пряди тёмных вьющихся волос, на шее запеклись капельки крови. Сзади сияет золотой нимб.
Аскетический лик пророка обращён вверх к небесам и восседающему на облаках Господу Богу Саваофу с державой в руке и треугольным нимбом, символом божественного триединства. Он посылает лучи света, означающие праведность жертвы пророка.
Образ первого Лица Святой Троицы, – Бога-Отца в виде седобородого старца, признается неканоническим. Православная церковь запрещала изображать не видимого никем и никогда Творца и Создателя Земли и Неба. Но этот запрет повсеместно игнорировался, особенно когда это касалось небольших, второстепенных сцен.
Необычно и золочёное обрамление всей композиции иконы, напоминающее раму картины или гравюры с декоративными барочными элементами по углам. Это цитирование образцов западноевропейской книжной графики. Начиная с XVII столетия, она начала появляться в России и часто служила пособием для русских иконописцев, особенно при написании ими орнаментальных и архитектурных элементов.


Орловский музей изобразительных искусств Аудиогид знакомит Вас с наиболее интересными произведениями мастеров русского и зарубежного искусства XVII-XIX веков, представленных в музее.

(Материал из Интернет-сайта).


Рецензии