Свекровь

       Правду говорят, что мать свою генетику передает сыну, а отец – дочери. Это я усмотрела в детях   семьи мужа. Муж мой был точной копией моей свекрови. Нет не внешностью, характером, поступками. Золовка, была копией моего свекра и внешностью и характером – с мужским,  взрывным, нетерпеливым, отважным и правильным.


      Со свекровью мне очень повезло. С первого дня нашего брака мы жили вместе и, за тридцать лет  нашего совместного проживания, я ни разу не слышала в свой адрес ее осуждения или порицания. Если я что-то сделала не так, свекровь подходила ко мне и, поглаживая меня по плечу,  говорила – «Наташенька, а давай попробуем еще и так сделать и выберем лучший вариант!». У меня никогда не было повода на нее обидеться.


      Таким был и мой  Николай, мягкий, нежный, заботливый! За всю свою жизнь с ним он не дал повода мне усомниться в его любви ко мне. Я после первой неудачной беременности не могла иметь детей и никто никогда не « уколол» меня этим недостатком. Мы воспитали Лену, дочку его сестры, которая была цирковой гимнасткой и ее никогда не было дома, и нашего приемного сына Сашу, которого мы усыновили в три месяца из дома малютки.


         Между свекровью и свекром было сто процентное взаимопонимание и забота, особенно, с его стороны, но, как женщина я чувствовала, что свекровь его только уважала. И вот, когда ей было семьдесят восемь лет, она тяжело заболела.  После последнего ночного сердечного приступа, она отказалась ехать в больницу.Утром, когда все домочадцы,  разошлись по своим домам и делам, она позвала меня к себе:

          - Наташенька! Подойди, доченька, ко мне! Там в стенном шкафу, внизу стоит коробка из под туфель, перевязанная голубой шелковой лентой. В коробке лежит  шелковый  шарф, а под ним пакет. Принеси его, пожалуйста!


         Я нашла пакет и принесла его свекрови. Она была очень слаба и попросила меня раскрыть пакет. Я выполнила ее просьбу. В пакете оказалась пачка писем, еще в конвертах, пожелтевших от времени. Их было всего около тридцати.

          - Наташенька, я уже не смогу их прочесть – сил нет! Я скоро уйду, может сегодня, может сейчас… Прошу,  прочти мне эти письма. Их писал мне в юности мой жених, с которым так и не состоялась наша свадьба. Он настоящий отец Николаши! Антон Сергеевич, женился на мне, когда я родила Колю. Он дал ему свою фамилию и отчество, чтобы в военном городке, где мы жили,  не было пересудов. Мы расписались. Он оставил службу, и мы уехали  в другой город. Я очень благодарна ему. Всю жизнь я была ему верна, но так и не смогла забыть Ивана, забыть его и свою любовь. Когда меня не станет, положи эти письма со мной в мой вечный домик.


        Она закрыла глаза, наверное, устала и от длинной речи и от слабости. Я взяла письмо на штемпеле конверта стояла самая ранняя дата…

        «Танюшка! Любимая моя, здравствуй!  Мы еще не успели покинуть базу и выйти в открытое море, а я уже соскучился. Моя вахта еще через два часа и ловлю момент написать тебе письмо. Задание у нас сложное и получится, что ты все мои письма получишь только после нашего возвращения на базу. Но ты ведь помнишь,  о чем мы говорили в ночь перед моим уходом в поход. Я тогда спросил тебя, хватит ли у тебя сил быть женой моряка-подводника, муж которой будет только ночевать дома, когда он на земле и пол года, а то и восемь месяцев – в походе?!


       Ты, тогда, обняла меня всем своим телом, такая нежная, такая зовущая, смотрела в мои глаза своими зелеными, как вода океана глазами, а я утонул в твоих пышных, цвета спелых колосьев пшеницы волосах… Моя русалка, моя любовь, моя ласковая, нежная девочка! Если бы ты знала, что творится в моей душе, сейчас, когда я пишу тебе эти строки!!! Только мысли о тебе… и, ты прошептала мне на ухо, что нас уже трое… Сначала я просто обрадовался, а сейчас осознал все счастье и ответственность за вас, мои любимые! Я знаю, что у нас обязательно будет сын. Мы назовем его Колей, как моего отца! Ты не против, любимая?! Ведь ты тоже Николаевна, значит, мы не обидим ни одного из дедушек!


      …»Я вспоминаю, как мы познакомились, как ты сразу, после окончания медицинского училища, приехала к нам на базу и у тебя оторвалась ручка от чемодана, и  я тащил этот огромный чемодан через КПП, а ты почти бежала рядом, так смешно приговаривая, чтобы я осторожнее его нес, иначе он откроется, что у него  замки слабые. А  я шагал семимильными шагами, чтобы скорее дотащить его до медпункта…»


      …» Как ты там , любимая моя Танюшка, ромашечка моя! Я сейчас так далеко от тебя, так далеко! Нашему сынишке, наверное уже тесно в мамином животике? Как бы я хотел сейчас, обнять вас, и чувствовать,  как малыш  отстукивает ножкой  в твоем животе азбукой морзе:  « Привет, батя! Как дела? Я скоро буду с тобой и буду тоже моряком!»…


     … « Любимая моя, Танечка!...Нам, по свей вероятности, не суждено больше увидеться…Мы на большой глубине… дышать нечем…помощь, если и придет, то не скоро… думаю не дождемся! Помни обо мне, Танечка, Татьянка моя!... Мне не доведется увидеть сына…Прошу тебя, поверь мне и  пообещай!... Я знаю, Антон тоже любит тебя давно… я это знаю! Но, он мой лучший друг… и он знает, что третий должен уйти… так бывает, если дружба настоящая, мужская… Если  мне не суждено быть с вами… прими его любовь…у нас с ним был такой уговор, насчет будущего наших семей…Я не хочу, чтобы ты осталась одинокой, а наш сын  - без отца… Он даст вам все, чего не смог я… Танечка, любимая…»


         На этом обрывалось  последнее письмо. Татьяна Николаевна, моя свекровь, посмотрела на меня ясными глазами, из которых текли слезы…

        - Я, Наташенька, всю жизнь любила, Ивана и, всю жизнь уважала и была благодарна Антону. Но забыть Ивана, его любовь, я не могла и даже не пыталась. Сейчас ты читала его письма, а я чувствовала его рядом, таким молодым, красивым…, он ждет меня, зовет к себе…я чувствую…


         Она глубоко вздохнула и закрыла глаза. Вместе с выдохом ушла, улетела туда в неизвестность, к ее Ивану и ее душа…


         Я плакала навзрыд, обнимая свою свекровь, которую я тридцать лет называла и считала своей второй мамой, такую удивительную женщину, с такой удивительной и трагической судьбой, которая на всю свою жизнь сохранила любовь единственного в ее сердце мужчины…


        Позже свекор,  Антон Сергеевич, после похорон жены, рассказал нам всем все тайны их семьи. Подводную лодку подняли через три года. В каюте старшего помошника капитана АПЛ (атомной подводной лодки) Матвеева Ивана Николаевича, в водонепроницаемом пакете хранились письма для Веселовой Татьяны Николаевны. Экипаж был похоронен под одной из сопок, где было кладбище. Там были и братские могилы. Но, Татьяна Николаевна и здесь в этом городе захоронила  урну с землей из братской могилы Ивана. Рядом с его памятником , была похоронена и Татьяна Николаевна. Свекор сказал, что и себе «местечко» рядом с лучшим другом и женой «забил».

        Сразу очень трудно было принять моему Коле, что его отец -  Иван! Потом он сказал мне, что никогда не понимал, почему он ничем не походил на Антона Сергеевича и всегда обижался  на себя из-за этого…


       Жизнь продолжается и после того, как уходят самые дорогие и любимые люди. Но мы помним и чтим их память. У нашего сына Саши и невестки Иры, родились сын и дочь – близнецы. Не совещаясь, мы все решили назвать их Таней и Ваней, чтобы, как бы в новом поколении соединить судьбы их бабушки Тани и дедушки Ивана…  Саша с Ирой решили продолжить род Ивана Матвеева и, с согласия Антона Сергеевича, семья взяла фамилию Матвеевы.

    


Рецензии