Шпорник

                Фото автора - шпорник
      До этого стихотворения ещё нужно было дожить, потому что оно отшлифовано моим детским восприятием и искренним взрослым чувством. В этом плане, можно сказать, -  филигранное. И посвящено необычному другу.
     Шпорник меня очаровал  с первого взгляда в далёком деревенском детстве - своей изысканностью среди грубых  и сочных листьев лебеды, щерицы, лопуха и других растений с  жилистыми стеблями и мясистыми толстыми листьями.
     В цветении он отличался некоторой утончённостью  и от жёлтой сурепки, и от голубого цикория, цветы которого  в зелени казались мне упавшими на землю крохотными лоскутками неба.
     В шпорнике странно сочетались неприметность  бледных ломких стеблей и яркость необычных по форме сине-фиолетовых цветов. И то, что некрупные цветы эти не привычно располагались на кусте, возвышаясь сверху, не росли густо,  а словно жили каждый сам по себе, своей независимой жизнью, как бы парили над кустом, была  вся его неповторимость.
     В то же время цветов на кусте оказывалось всегда достаточно много, практически одинаковых, с той самой задорной «шпорой», не причиняющей никому вреда, и мне казалось, что над полупрозрачным от тоненьких стеблей кустом вспорхнуло одновременно несколько прелестных невесомых бабочек с таким  подходящим для них чудесным, как позже выяснилось,  названием - голубянка красивая. Но тогда я не знала, ни  как зовут этот куст, ни какое название у бабочек.
         Шпорник можно было увидеть там, где сухо: по обочинам полей, на склонах балок и оврагов, в степи. Он удивлял живучестью и красотой. Я могла подолгу стоять рядом с кустом и разглядывать лепестки цветов, узкие листья, стебли.
        И вот, спустя столько лет, практически пять десятков, я увидела его, полевого друга, неприхотливого, привычного к степным просторам, к местам, где живительной влаги можно было ждать только от небес, среди оживлённой городской улицы, на самом краешке клумбы, полной ухоженных и благоухающих красавиц-роз! И хозяйка не убрала его долой! Мне было понятно, почему. Все летние месяцы  моего детства в тот миг, словно кадры киноленты, промелькнули перед глазами, и я почувствовала, что слова об этом растении уже созрели.
         Он - не как все: не соперничал, не гордился своим очарованием, не торжествовал. Словно знал о себе, что способен украсить не только пышные, взлелеянные заботливыми руками людей, палисадники, но и голую пустынную степь.  Ему под силу внести неброскую красоту в бескрайнюю даль пространства, где седой ковыль кланяется до самой земли, где цепляется усиками за крепкие стебли соседей мышиный горошек,  благодарно расцветая после ярко-малиновыми цветочками, где стойкий бессмертник топорщит свои белые колючие лепестки.
        Это гораздо сложней, чем расцвести на влажной, взрыхлённой человеком, почве клумбы.

      Шпорник напоминает мне поэта: талантливого, знающего себе цену, которому не нужны ни слава, ни соперничество в элитных союзах, ни споры о его творчестве. Он - дитя природы, замысел высших сил, - пишет, как дышит. Тонкие ценители прекрасного в слове рано или поздно прочтут его стихи, искренне восхитятся дарованием и уже никогда не забудут. Другие прочтут равнодушно, молча, но без зависти и стремления охаять, потому что поймут - бесполезно.
      Шпорник - особенный. Он ядовит для тех, кто хочет ему зла, но не случайно его второе имя - живокость. Он полезен человеку, живителен! Даже в имени этого растения отражена и звучит вечная сила жизни.

ПОЛЕВОМУ ШПОРНИКУ

Как пленил меня в детстве изяществом этот цветок!
Меж тончайших и хрупких стеблей  - невесомое чудо
мотыльками порхало над степью, но ветра поток
не срывал лепестков, словно сам удивлялся, - откуда?

Из какой же заоблачной выси, морской глубины
зачерпнула природа такую чудесную краску?
Фиолетовый шпорник высок был - не ниже спины.
Я в цветах, как во сне,  попадала в волшебную сказку.

Для меня создавалась она! - И на множество лет
мне хватило того небывалого яркого света.
Фиолетовый шпорник, индиго, со мной твой секрет!
Необычный мой друг из такого далёкого лета.
                Наталья Коноваленко


Рецензии
Наталья, красивое посвящение. Не слышал раньше название такого цветка! )))

Дмитрий Суханов 2   29.01.2022 07:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дмитрий! Наверное, вы горожанин! А на юге в степи это растение встречается часто. Возможно, вам знакомо его второе название - живокость. Но мне нравится первое - шпорник: это уж точно о нём!) Спасибо вам за отклик! Удачи вам!

Наталья Коноваленко   06.02.2022 00:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.