Талоны счастья

Что такое дефицит?Это то ,что все хотят,а получают избранные.За три года, своего нахождения в ГСВГ, каждый служащий СА имел право приобрести по талонам  сервиз, дивандек, пуховик…                Военные находились пять лет и выбор для них был больше. Главное, при наличии дефицита, что ?Его распределение. Желающих стоять у руля такого благородного и необходимого дела,как распределение  дефицита,всегда было  с избытком.                А происходило все так.Военторг выделял часть товара и его можно было приобрести при наличии талонов. Талоны передавались в штаб дивизии, где заседала комиссия по распределннии  дефицита.Данные о поступлении контролировал политотдел дивизии.Там и оседал солидный процент сервизно-ковровой массы.Комиссар дивизии тыкал в список своим жирным пальцем, во все ,что было необходимо для плодотворной партполитработы.                Когда на брестской таможне задержали майора-политработника, который вез пятьдесят ковров, то никто даже не удивился.Не повезло.Однако дальше.Затем талоны попадали к председателю дивизионной комиссии, не ниже майора, и обязательно из штаба дивизии.Он собирал председателей комиссий всех частей гарнизона и начинался дерибан.По –другому это трудно было назвать…это самое емкое название происходящего процесса.Служащие также имели своего председателя.Это была медсестра из медсанчасти.В месяц ей удавалось добыть 5-6 талонов.И к этому привыкли.                Многие не могли получить положенное,а то и вообще не получали заветных талонов.И вот при очередном собрании служащих,к большому неудовольствию представителей медсанчасти,эту должность предложили мне.Председатель уезжала в Союз.в связи с окончанием контракта..Новый представитель  медицины ,в лице ранимой девушки Кэт,очень был растроен подобным решением.Покрывшись красными пятнами и голосом с надрывом ,она пыталась удержать столь одиозное  место, но ее не поддержали .Когда же решили ознакомиться с журналом распределения, то оказалось ,что в нем масса исправлений, каких-то наклеек, зачисток-следов работы ,весьма кипучей работы, предыдущей комиссии. При столь малом количестве талонов, наши предшественники умудрялись проявлять инициативу…для  себя. Вообще это не было чем-то удивительным. Многие проявляли подобную инициативу .                Случались скандалы у военных, когда вдруг оказывалось несоответствие  записей с реально выданными талонами. Комиссар  батальона, он же –председатель комиссии по распределению дефицита в батальоне, майор Рязанцев, торопливо сунул журнал  своему преемнику за полчаса до отъезда.И уже, сверкая новыми погонами подполковника ,отбыл в Потсдам. на новую должность с повышением.Никто и никогда его не проверял.Должность и звание-серьезное препятствие…А вот преемником его стал прапорщик.И тут многие испытали шок, поинтересовавшись перспективами получения такого желанного дефицита. Оказалось, что напротив их фамилий, уже стоит »галочка», означающая получение талонов на приобретение ковров и сервизов, о которых никто даже не слышал…               
 У служащих  подобное не было исключением.И поэтому было решено менять эту практику. Теперь, получив талон-распишись, а хочешь узнать , как обстоят дела на фронте борьбы за дефицит-можешь посмотреть и знакомиться с журналом, где отмечалось поступление и выдача талонов.Не так –то просто было получить  эти вожделенные бумажки.И это подтвердило мое боевое крещение,в качестве председателя комиссии.И было оно действительно боевым.               
      Огромное помещение с длинным столом.С обеих сторон, сидят доблестные защитники Родины, сверкая эполетами…прапорщики, лейтенанты, капитаны, майоры…Во главе стола восседает председатель дивизионной комиссии.На тот период, это был начальник оперативного отдела подполковник Шленский.Нормальный дядька.На самом краю пустует сиротливо один стул.Это для служащих.т.е. для меня.Гордое военное сословие не отреагировало на мое приветствие.Его просто проигнорировали все, кроме председателя, который кивнул мне, указав на единственный стул. Я молча сел и приготовился слушать                -Товарищи офицеры и прапорщики…и представитель служащих. Кстати, у служащих новый председатель…                Ему не дали договорить.Никому не было дела до какого-то служащего.Со всех сторон посыпались вопросы                -Что на этот раз и сколько?                Бравые воины резко превратились в галдящих базарных баб. Каждый что-то кричал, перебивая остальных, то-то требовал, приводя какие-то аргументы. Все вскакивали, жестикулировали, махали руками и журналами…Читающего список дефицитов подполковник, перебивали, кричали, требовали. Удивительно, но он никому не делал замечаний, а только грустно улыбался.Наконец-то он закончил читать список.Галдеж стоял неимоверный.Каждый кричал ,что ему нужно, не взирая на других.Вот тогда,я медленно поднялся и резко бросил свой журнал на стол.Все вдруг замолчали и удивленно уставились в мою сторону.Воспользовавшись тишиной ,я обратился к председателю                -За прошедший год, служащими было получено минимальное количество талонов….                Дальше последовала коллективная истерик, .с выпячиванием эполетов и маханием рук                -Какие служащие?..Да кто они такие?Хватит им…Мы тут Родину защищаем…Нам положено….                И много другого  в этом роде ,с употреблением весьма нецензурных выражений. Базар-одним словом. Очень это было похоже на то, как в фильмах показывают революционные митинги…не хватало красных бантов и винтовок.И тут- я ясно осознал, что ,если я сейчас им уступлю, то меня просто закричат и затопчут.Выбора не было и надо было решаться на крайние меры, что я и сделал. Внутри у меня все кипело и я напрягся, как струна                -А ну тихо!-сам себе удивляясь ,вдруг произнес я ледяным тоном.И…стало тихо.Голос у меня дрожал от злости и презрения к собравшейся публике.                -Что вы мне тыкаете под нос ваши эполеты?Офицеры…Да вы –бабы базарные! Я- такой же офицер, как и вы.Офицер флота в запасе!И не надо меня слепить вашими звездами…По боевому расписанию, этот гарнизон рассчитан на 15 минут боя, если кто-то этого не знает.И оборону его должны обеспечивать служащие….не вы! А вы-воинство, собрав свои монатки эвакуируетесь…Ясно.защитники?Так вот ,довожу до вашего сведения.Что, если, не дай Бог ,конечно, вдруг такое случится…Таких мародеров, как вы…поставлю к стенке и рука не дрогнет…просто шлепну.Я доходчиво пояснил?Если в гарнизоне не будет служащих, то вы потонете в дерьме, без света и тепла и еще неизвестно, кто из нас здесь нужнее!                Моя речь произвела шок не только для слушателей, но и для меня тоже. Сам того не ожидая, высказался обо всем и сразу        .                -А теперь…мне надо следующее количество талонов таких наименований….                Все происходило в гробовой тишине.Никто не решался ее нарушить.Взяв талоны и потребовав от председателя расписку на них,я двинулся к двери, провожаемый десятками глаз.                -А теперь разрешите мне откланяться, господа офицеры…До следующего раза!                Хлопнув дверью ,я услышал взрыв эмоций, как на стадионе в момент покорения ворот противника.Не думаю,что мне желали здоровья или чего-то хорошего.Но мне уже было на все это плевать…                На следующее заседание  я пришел,как лицо,  многими ненавидимое, но высказывать это прямо  никто не решился.Подобный формат общения меня вполне устраивал, так как я не стремился стать всеобщим любимцем.На этот раз ,после прочтения списка, все дружно повернули головы в мою сторону.Поэтому я не преминул воспользоваться ситуацией и заявил о своих намерениях. Взрыва не произошло, а только какой-то вялый ропот пронесся  среди  бравых воинов.И пока они выбирали тактику давления на меня, успел подойти к председателю и он ,с улыбкой, выдал мне требуемое количество бумажек. Слабые попытки  возмутиться, он присек простым доводом                -Поскольку служащих представляет один человек …думаю мы быстренько его отпустим…                Мне даже понравилось.А вот им…не знаю.Но в этот раз крик ,думаю,начался позже…                Председателя комиссии  поменяли.Вместо него  стал нагловатый майор из политотдела.Всегда  с гаденькой улыбочкой, толстый и лысый.Мы не понравились друг другу сразу!Ему очень хотелось  «поставить меня на место».У нас возник конфликт ,когда он вдруг решил .что служащие  слишком много получают, а я не проявляю уважение к офицерскому составу.И все же талоны он мне давал столько, столько положено…Случайно. я узнал, что не все талоны доходят до комиссии.Не такое уж и открытие,но для меня оно сыграло роль…                -Срочно  явиться в политотдел дивизии к полковнику Шемякину…при себе иметь журнал по дифтоварам!                Меня провожали  взглядами, каким княгиня Трубецкая провожала в ссылку мужа. Неприятное чувство.                Огромная глыба .заплывшая жиром, обтянутая полковничьим мундиром, растеклась в кресле.Глаза-щелочки смотрят в упор .                -Так что же это происходит…Мне поступают жалобы...Служащий совсем не уважает офицеров…и потом манипуляции с талонами..И это говорит не кто –нибудь... Офицер, коммунист, политработник в конце концов…мой боевой ,так сказать, товарищ. .До этого жалоб не поступало,а тут сразу столько…расстрелы какие-то..Ну так что…как это все понимать прикажете?Есть.что ответить?                Вопрос был не по марксистской теории и касался всего –то моей персоны.Не нравился я на этом месте.Ну что же...Отвечать надо адекватно.                -Извините,товарищ полковник,вас ввели в заблуждения..Я не могу относится неуважительно к офицерам ибо я сам старший лейтенант ВМФ  в запасе, по расстрелам –это вообще неправда…в военное время мародеров надо стрелять?-резко спросил его и он  кивнул головой                -Ну вот и я об этом сказал...ну а обмолвили меня потому, что я хотел доложить вам о нарушениях-конечно. я врал, но ничего другого в голову не пришло.Его глазки ожили               
   -Продолжайте, что вы хотели…                -Вас решили обмануть..поэтому и наговорили..                -Но это же..                В кино этот момент    выглядел по-другому .»Не меня, а партию…»-восклицал главный герой. Но мы опустили этот момент.И так понятно-обманул, сука!                -Вот он это и сделал!Сравните  ведомости те, что поступают и те, что вам подают…                Материализм  одержал решительную победу над идеализмом!Он схватил трубку и буркнул                -Ко мне!С бумагами!                На полусогнутых, вспотевший и перепуганный, держа под мышкой  несколько папок, возник наш правдолюбец. Не особо церемонясь, главный комиссар выхватил папки и положив рядом с какими-то листами, зашевелил губами .Его, и без того, красное лицо.приобрело цвет государственного флага, а глазки превратились  из русских в китайские.Он шумно задышал и, стоящий перед ним, майор  начал ,на глазах, терять вес                -Что это?-прошипел полковник,не уточняя-а...а вам...спасибо товарищ…-тут он запнулся.                И протянул свою пухлую и одновременно влажную руку.Мне оставалось ее пожать и приобрести тем самым незримое покровительство.Стоило за мной закрыться двери и разговор пошел на повышенных тонах.Чем и как он закончился-я не знаю ,но  следующее заседание открывал совершенно иной майор ,с  характерным  движением подбородка.Я мысленно его окрестил штабс-капитаном Овечкиным, как киноперсонажа из  фильма о неуловимых мстителях.Движение было очень похожим.Этот тоже поначалу решил удивить меня блеском эполет и вальяжными манерами.С плохо скрываемым  презрением ,он перебил, под смешки остальных. мою просьбу о выделении талонов                -Что вы, юноша, такой нетерпеливый?                –У меня ,в отличии от вас, много дел и поэтому, как начинающему председателю…надо веселей работать…на меня не производит впечатление блеск вашего оперения…Мне необходимо….-дергая подбородком ,он молча выдал требуемое.Больше с его стороны таких попыток не было.                Распределяющим  жизненные блага я был до отъезда в Союз. Пришлось работать еще с двумя председателями, т.к. менялись они часто, но дружелюбия ни от одного из них не исходило и это держало в стимуле-не давало расслабляться,а значит-получать желаемое.


Рецензии