Что такое Царство Божие по своей сути?

                (Себе на память)

                Кратко:

Царство Божие это пребывание Святых в Боге и Бога в Святых.


                Подробнее:

                1

Царство Небесное духовно по своей природе, поскольку это царство Божие, а «Бог есть дух».

Царство Небесное это царство Божественной любви, поскольку «Бог есть любовь».

Итак Царство Небесное это духовное царство Божественной любви.

Это царство Господь предлагает людям внутри Себя.

               
                2

Церковь начинает Святую литургию словами « Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа».

Что это Царство Божие как не сама Пресвятая Троица, исполненная неизреченной любви? 

Где это Царство Божие как не  внутри Святых, отвергшихся своей плотяности

и душевности и обретших Пресвятую Троицу внутри себя?

Об этом Господь прямо говорит своим ученикам: «Царство Божие внутри вас» (Лк.17:21). «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23,24). "Придём" Духом Святым "и обитель у него <то есть внутри него> сотворим".

                3

Итак, Царство Божие это пребывание Святых в Боге и Бога в Святых.

                4

Возможность этого духовного единства открылась сошествием Сына Божия на землю, благодаря Которому "Приблизилось Царствие Божие".

В Святой Христовой Церкви открывается возможность стяжания этого единения с Богом ещё в земной жизни. Войти в это Царство и остаться навеки в нём можно только человеку, очистившему своё сердце в земной жизни от страстей (неприязни, злопамятности, раздражительности, ненависти, вражды, зависти, любостяжания, тщеславия, гордости... Прежде всего от этих.) 


Полнота этого взаимного пребывания Святых в Боге и Бога в Святых раскроется  в вечности.

В этих трёх периодах меняются обстоятельства, а суть остаётся той же ( см. часть 3).

                5

Поскольку это единение с Богом достигается благодаря учению Христову и исполнению Его заповедей, то пример Господа, Его заповеди и исполение их так же называется Царствием Божиим.

                6


 Сын Божий пришёл на землю, чтобы мы полюбив Его преобразились в Него и стали Им. (Потому что по-настоящему любящий забывает о себе и видит и помнит только того, кого любит.)  Итак мы призваны, полюбив Христа, духовно преобразиться в Него и даже стать Им, а не просто быть похожим на Него. Как зёрнышки становятся испечённым хлебом пройдя через сокрушение сердечное (помол), через воду Крещения, через замес искушений, через  закваску (дрожжи) учения о Царствии, и через огонь Святого Духа.

Потому что Иисус Христос  - это весь человек (без греха), Хлеб небесный, а мы  только Его частички, которые призваны собраться в нём в одно божественное целое. Мы разрозненные частички первого Адама снова воссоединяемся  в Адаме Вечном Иисусе Христе в одно целое с Богом, силою Божественной Любви.  Это самое великое чудо. И мы верою, надеждой и любовью живём в этом Чуде.  И это Чудо открывается нам в Причастии Тела и Крови Господа.

А как же  наша неповторимая личность? Во Христе мы не теряем своей индивидуальности, более того только в нём она обретает свою божественную полноту и совершенство.

Итак, Царство Божие даровано Отцом Небесным  нам во Христе. Пребывающие во Христе  пребывают  в Царствии Божиеем , то есть в Троице.  Как Отец в Сыне и Сын в Отце так и они пребывают в Отце и Сыне Едино Духом Святым.

В предчувствии этой вечной жизни в Боге,  псалмопевец восторженно восклицает: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.» (Пс. 61:2)



                Приложение

    1. Митрополит Вениамин Федченков о Царствии Божием:

"Что касается до «1000-летнего» царствования, то считаю это мечтой, происходящей от религиозного оскудения, а вследствие этого – от прилепления к чувственному пониманию вещей: религиозному православному сознанию совершенно очевидно, что Царствие Божие есть внутренняя благодатная жизнь, как говорил преп. Серафим и как раскрыто в слове Божием.

А это Царствие Божие с самого пришествия Господа Иисуса Христа «пришло в силе», то есть в полноте.

Что это такое? Снесите Мф. 16 и Мк. 9:1. У первого – «Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем»; у второго – «Царствие Божие, пришедшее в силе». Следовательно, Царствие Божие открылось в Иисусе Христе. Как же?.. И «по сих» взял трех учеников и т.д. – и преобразился. Это и есть Царствие Божие – в силе... Подобное случилось и с преп. Серафимом пред Мотовиловым.

Царство Божие – проявление Божества, обожение человека и даже прославление «твари» (одежды). Так ведь это уже все дано! А больше этого не может быть ничего. Чего же еще ждут люди?

Неужели хилиастические чаяния, которые носят, в конце концов, характер земной, могут быть «больше» этого? Никак! Убогому они скучны. А то, что радостно, дано даже и нам: жизнь в Боге... «Праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Рим.14:17)".

("Хилиастические чаяния", от слова  "хилиазм", что в переводе означает   тысячелетие, это чаяние  наступления  на  земле чувственного тысячелетнего царства Христова.)

               

               2. Из беседы Мотовилова с преподобнм Серафимом Саровским о Царствии Божием

"И «по сих» взял трех учеников и т.д. – и преобразился. Это и есть Царствие Божие – в силе... Подобное случилось и с преп. Серафимом пред Мотовиловым" (Митрополит Вениамин Федченков)

«Так желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы и вы сами стяжали этот приснонеоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием вы обретаетесь, или нет! Если в Духе Божием, то благословен Бог; не о чем горевать, хоть сейчас на Страшный Суд Христов, ибо в чем застану, в том и сужду. Если же нет, то надобно разбирать, отчего и по какой причине Господь Дух Святой изволил оставить нас? И снова надобно искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, покуда искомый Господь Бог Дух Святой сыщется и снова будет с нами Своею благодатью. На отгоняющих же Его от нас, врагов наших, надобно так нападать, покуда и прах их возьмется, как сказал святой пророк царь Давид: "Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются: оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима" (Пс. 17, 38—39). Так-то желал бы я, чтобы вы всегда были в Духе Божием».

Когда же я (Мотовилов) спросил его, великого старца Серафима: «Как же я и почему именно узнаю, что я в Духе Божием или нет?» — то он, возложив руки свои на плечи мне, сказал: «Да вот, ваше Боголюбие, мы оба теперь с вами в полноте Духа Божия. Что же вы мне, убогому Серафиму, в глаза не глядите?» Я ответил: «Не могу, потому что из них молнии светятся, и у меня глаза ломит, и я не могу смотреть на вас, батюшка отец Серафим, потому что вы светлее солнца». И он сказал мне: «Да ведь солнца нет и день-то пасмурный, то как же это?» Я отвечал: «Знаю, что солнца нет и что пасмурный день, но ваше лицо светлее солнца стало и глазам моим больно; свет этот колет их, и мне нельзя смотреть на вас». И он отвечал, склонившись главою своею над правым ухом моим: «Да и вы ведь и сами точно в таком же именно свете находитесь благодатном, а то бы и видеть вам того на мне нельзя было».

В это время лицо его как бы вышло из-под молниеносного света, и свет остался только кругом лица его, на далекое пространство.

«Что же чувствуете вы теперь?» — спросил он меня. «Такой мир, — отвечал я, — в душе моей, что никаким словом того выразить нельзя». «Это тот самый мир, — сказал мне отец Серафим, — про который сказано: мир Божий всяк ум превосходящий (ср.: Флп. 4, 7); то есть никаким словом человеческим выразить его нельзя. Это тот мир, про который Господь говорит: "мир... даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам" (Ин. 14, 27). Что же еще чувствуете?» Я отвечал: «Неизъяснимую сладость». И он продолжал: «Это та самая сладость, про которую сказано: от тука дому Твоего упиются, и потоком сладости Твоея напоиши я. Еще что чувствуете?» И я отвечал: «Неизглаголанную радость». Он продолжал: «Это та самая радость, про которую сказано: "Жена егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир" (Ин. 16,21). Это та самая радость, про которую Давид говорит: "возрадуются кости смиренныя" (Пс. 50, 10), которую и мы, убогие, теперь в костях наших чувствуем с вами. Это та именно радость, про которую Господь говорит: в мире скорбни будете: егда же узрю вы, возрадуется сердце ваше и радости вашем никтоже возмет от вас (ср.: Ин. 16, 22). Но как ни велика теперешняя радость наша общая с вами, а все только это слабая есть тень той истинно неизглаголанной радости, которая ожидает в жизни будущего века любящих Господа Бога, когда Он явится им лицем к лицу, когда действительно и на веки веков просветятся лица их паче тысячи солнцев. Оттого-то апостол и говорит: ныне видим только отчасти, как бы в зерцале или гадании, тогда же яве узрим Господа лицем к лицу, якоже есть Он (ср.: 1 Кор. 13,12). Что же еще чувствуете?» Я отвечал: «Необыкновенное тепло». «А как тепло?» — спросил он. Я отвечал: «Как в бане, когда поддают на каменку».

«Да как же, — продолжал он, — тепло? Ведь теперь конец ноября месяца; зима стоит, и снег под ногами, и вершок снега на головах наших, и снег идет, и ветер дует; как же может быть так тепло, как в бане?» И прибавил: «Это, ваше Боголюбие, стало быть, тепло не в воздухе, а в нас самих; вот это-то и есть то самое тепло, о коем говорим ко Господу в молитве: "Теплотою Духа Твоего Святаго согрей нас". И когда Господь подавал ее, то вот этой-то теплотою Всесвятого Духа Божия пустынники святые, отшельники ради Христа и страстотерпцы святые Божии согреваемы будучи, не мерзли во мразе зимнем, и летом она же, самая святая благодать Божественная, служила им столпом облачным и небесною росою, прохлаждающею их и защищающей от палящего зноя солнечного, или в самом пламени костров и пещей, разжигавшихся некогда мучителями христианства, орошала их росою Духа Божиего и погашала пламень пещный. Она же и ныне страждущим ради сохранения девства, Христу обетованного, орошает страждущих от огня неудержимо жгущих страстей плотских, — лишь бы мы только не отступали от Господа и неотступно алкали и жаждали стяжевать благодать Божию спасительную. Так, стало быть, эта теплота-то не в атмосфере воздушной, но в атмосфере душ, и в плоти, и в духе нашем находится. Ну а запах от нее каков? — спросил он меня. — Таков ли, как в бане?» «Нет, — отвечал я. — Я любил прежде много танцевать, и когда сбирался, бывало, при жизни родительницы моей на бал, бывши студентом Казанского университета, матушка, бывало, меня опрыскивала духами; но и те духи не так хорошо пахнут, как теперь я чувствую». «Какое же сравнение может быть с ними? — сказал отец Серафим, — то были духи, из цветов земных извлеченные, а это — благоухание небесное Всесвятого Духа Божиего; так и быть должно, что это в неисчетно раз большее и лучшее благоухание — как от дыхания жизни Всетворца Бога нашего. Но я для того расспрашивал вас, чтобы рассудить, так ли вы живо, ясно, вразумительно и ощутительно для наших пяти чувств это чувствовать изволите, чтобы после толково и вразумительно могли и другим передать; потому что эта великая милость Божия явлена не для меня, убогого Серафима. Заметили ли вы, что я не успел даже и перекреститься, а лишь в душе моей помолился Господу и сказал Ему: "Господи, покажи Ты на нем и на мне, убогом, очевидно и ощутительно, каким образом бывают рабы Твои, когда Ты изливаешь на них дары Свои в полноте неприступной славы величествия Твоего", — и вот Господь не замедлил исполнением просьбу мою. Так уж не для меня это, а для вас это сделано, чтобы вы помнили всегда и никогда не забывали этой великой и чудотворной Его милости к вам.

Будете ли вы помнить это, ваше Боголюбие?» Я отвечал:

«Не знаю, батюшка, я думаю, трудно будет упомнить в точности такое великое чудо Божие, соделанное теперь на мне, грешном». — «Да, ваше Боголюбие, теперь и к нам, убогим, относятся слова Христовы: мнози пророцы и цари восхотеша видети, яже вы видите, и слышати, яже вы слышите, и не возмогоша, Авраам виде день Мой и возрадовася (ср.: Лк. 10, 24).

И мы видели теперь день Божий и не можем не радоваться дню этому великому и просвещенному истинною Божественною радостью, потому что у нас сбылось слово Христово: "суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие", пришедшее в силе (Лк. 9, 27). Вспомните, какою славой был осиян Господь наш Иисус Христос на Фаворе! Моисей и Илия беседовали с Ним. Ученик Его от неизреченной радости и не ведя, что глаголаше, сказал: добро нам, Господи, зде быти, сотворим зде сени три — Тебе едину, и Моисееви, и Илии едину (ср.: Мф. 17, 4). Вот про что и апостол святой сказал: "несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе" (Рим. 14,17). Вот это именно и есть та самая правда, которую мы на себе теперь явственно испытываем; потому что не во сне, и не в привидении, и не в исступлении болезненном ума человеческого, но в свежей памяти, в твердом уме и в непоколеблемых чувствах все то испытываем, наслаждаясь радостью и миром о Духе Святе, подающем нам это богатство. Но в таком благодатном состоянии и я, убогий Серафим, не всегда бывал, а только изредка испытывал это же самое. И многие святые и угодники Божии, целый век в пустынях жившие и даже нетления мощей своих удостоившиеся, того не испытывали, как Господь повелел теперь мне сказать вам. Как же вам не помнить этого? Будете всегда и твердо помнить, ибо это не для меня, а для вас Господь изволил явить нам обоим для того, чтобы вы сами по своему собственному опыту знали, как люди Божии бывают в полноте Духа Божиего; ибо эта самая крайняя Его полнота, и в таком состоянии долго и пробыть нельзя. Вот, например, если бы нам, убогим, даровал Господь пробыть хотя сутки в таком состоянии, то мы бы не вынесли этого, и бренной плоти нашей союзы разорвались бы, и нас бы постигла хотя и радостная и богоблагодатная, но все-таки смерть; потому что мы от этой нашей радости еще в больший духовный восторг пришли бы, ни пищи, ни пития более уже никакого принимать не могли бы и, расплывшись от внутренней сладости, лишились бы жизни временной, потому что в теперешнем падшем состоянии нашем плоть наша не может долго выдержать подобной силы наития Духа Божиего. Помнить же это вы будете твердо и навсегда, но быть в таком положении всегда невозможно, а если хоть и сколько-нибудь подобное будете ощущать в себе, то знайте, радость моя, что вы в Духе Божием.»


                3. Преподобный Серафим Саровский о цели  христианской жизни и достижении её

                (Из «Беседы преподобного Серафима Саровского с Николаем Александровичем Мотовиловым»)

 
«Беседа преподобного Серафима Саровского...» довольно пространная, поэтому я остановился на самом главном, необходимом для ежедневного пользования.


                Цель

«Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. <...> Стяжание все равно что приобретение, <...>  ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия <...> есть тоже капитал, но только благодатный и вечный...»*


                Способ достижения

«Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: "купуйте, донеже прииду, искупующее время, яко дние лукави суть", то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа» <Этими добродетелями являются  молитва, бдение, пост  и милостыня. Поэтому>

1. Стяжайте благодать Духа Святого <молитвою> и всеми другими Христа ради добродетелями
   
                <терпением ради Христа недостатков ближних и нападков врагов,
                молчанием, кротостью, смирением, прощением,  послушанием,
                чтением Святого Писания, размышлением над его словами,
                добрым словом, делом и пожертвованием ради Христа>,

                торгуйте ими духовно...

2. «...Торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. <...> Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте*.»
 
3. «Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: всяк, иже не собирает со Мною < то есть ради Меня>  тот расточает. <Ради Христа значит ради любви к Нему исполнять Его заповеди, и делать всё доброе во славу Божию, то есть понимая, что всё благое совершаем только с помощью Божией, а не своими силами. Поэтому и слава этих дел принадлежит Ему, а не нам. Мы же всего лишь ничтожное орудие, которым воспользовался Господь. Тот, кто познал себя, ни на секунду не усомнится в том, что это истинная правда, потому что ничего доброго без помощи Божией сделать не можем.>»

4. «Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа.

Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет или случая сыскать не можно. А до молитвы это уже никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность – и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику.»

5. «<Всегда рассуждайте,> в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет; и если - в Духе Божием, то, благословен Бог! - не о чем говорить: хоть сейчас - на страшный суд Христов! Ибо в чем застану, в том и сужу. Если же - нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святой изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его...»

Почему это рассуждение так важно?

«В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: Пойдите лучше к продающим и купите себе (Мф.25:9). Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей.

Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божиего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь духовное, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они благодать Духа Божьего, и говорится в отеческих книгах: «Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но конец его – во дно адово».

--------------------
* О благодатном влиянии этого стяжания на других преп. Серафим Саровский говорит: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся»

** В зависимости от ситуации та или иная добродетель может быть более плодотворной. Например, если ваc попросили помочь делом, а вы решили помочь молитвой или добрым словом... сами понимаете.





------------

** Войти в это Царство и остаться навеки в нём можно только человеку, очистившему своё сердце в земной жизни от плотяности и душевности, то есть от страстей (неприязни, злопамятности, раздражительности, ненависти, вражды, зависти, любостяжания, тщеславия, гордости... Прежде всего от этих.)  Тот, кто входит в него не в «брачной одежде», а в запятнанной этими страстями, извергается вон, потому что страсти изгоняют его из этого Царства.



 


Рецензии
Это вечная человеческая цивилизация, живущая в раю, исполнившая Основной Закон =Бог есть любовь= :)
Здоровья нам.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   19.09.2021 17:14     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Иван,

Спасибо за отзыв.

Ответ на него в четвёртой части, которая дополнила первые три.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   19.09.2021 20:24   Заявить о нарушении