Теория Ухода Оcculta hominum Глава III
На Политической сцене «лечили» И. Грозных, Б. Наполеонов, Президентов, Премьер-Министров… Я сказал Максу, что меня не радует их направленность на «лечение» только великих и заметных, ведь… все мы вышли из гоголевской шинели, а потом поджигали Рейхстаги, а уж нашими руками сотворено столько и таких гнусностей, которых без подлости терпеть невозможно... Он ответил, что они пока не готовы к решению столь комплексных задач… Потом махнул рукой и сказал: «От тебя ничего не скроешь. Есть у нас одна задумка», - он помолчал немного.
Мы сидели на потертых кожаных креслах в его, так сказать, кабинете. Мимика, жесты, интонации у него уже профессионализировались и вполне напоминали звезд нашей режиссуры. Придыхания, закатывание глаз…. На столе у него лежал «Толковый словарь психиатрических терминов» и текст на нескольких страничках с любопытным названием «Расписание болезней».
«Ты знаешь, - задумчиво глядя туда, куда текут реки, начал он раскрывать свои творческие планы. – Я думаю, мы скоро расширим репертуар театра и изменим его название». Он оторвал свой взгляд от струящихся вдаль вод и взглянул на меня. Чтобы проверить впечатление, произведенное его словами. Не прочтя в моих чертах никакого возбуждения, он решил не сдаваться и сам подпустил возбуждения. Он схватил меня за рукав и возбужденно запричитал: «Нет, нет. Ты не подумай, ничего личного. Мы всегда будем помнить, кто был нашим… вдохновителем и… Если дашь согласие, мы были бы счастливы называться, скажем, театром твоего имени! Как?! А?!» «Ну, ну,- я погладил его по голове. Он всхлипнул: «Просто мы ищем. Мы же ищем.. Так?» «Конечно, иначе я и не пришел бы, - без всякой связи с его словами, подтвердил я. «Правда? – обрадовался он. – Ну вот… ну вот… Я знал, что ты меня поддержишь, а то некоторые сомневаются. Я думаю, мы назовем наш театр «Лечебным» А?! Как? Вот только новую программу запустим… И переименуем.. и строится он будет- он торжествующе взглянул на меня и закончил фразу - на принципах паноптизма!». «Хорошая идея – превратить Театр в Больницу. От чего лечить будем? – я попытался изобразить заинтересованность. Собственно мне действительно все это было бы интересно, если бы не сидела в голове забота о том, как пластично, не вспугнув, эту творческую личность, перейти к основной теме, ради которой я пришел сюда, соблюдая все правила конспирации. Как мне показалось меня никто «не пас». «Ты знаешь… Ну, это пока секрет, конечно. – Он выжидающе посмотрел на меня. И я на этот раз изобразил нарастающее возбуждение.
Он отметил это с удовлетворением и продолжил: «Впрочем, секрет не от тебя. На нашей сцене пройдет целый парад фобий! Посмотри вокруг!» Я огляделся. «Да нет, я имею в виду на мир, в котором мы живем. Сколько страхов в нем накопилось только за последние лет сто. Да, что там сто… За последние двадцать – тридцать их стало столько, что и не сосчитать. Раньше чаще боялись нищеты, духов, призраков, собачьего бешенства и сифилиса, потом перешли на инфаркт, СПИД … я, конечно, утрирую, смерти тоже немножко боялись. Но страх смерти присутствует незримо в каждой из ныне действующих фобий. Сейчас чего только не боятся… Я, когда начал изучать этот вопрос, просто охренел. Представляешь, боятся бесконечности, звезд, солнца и луны… боятся открытых мест и закрытых, бояться пройти по мосту и случайно отравится… Короче, здесь для нас простор невероятный.
"Вот посмотри..." - И он достал из папки с надписью "Алфавитный список фобий" несколько листов с напечатанным на них текстом и протянул их мне. Мне ничего нге оставалось как взять их у него из рук. Я сделал вид что внимательно изучаю... Там реально было перечислено все, что при детальном чтении наверное могло гаптофобиявогнать в депрессию...аблютофобия ... аклиофобия...базофобия... Процесс ознакомления я затягивать не стал лишь мудро покачал головой и посмотрел на него, изобразив на лице смесь удивления, одобрения и некоторых других чувств
"Будем лечить!» «Здесь бы вам Доктор пригодился очень, - наконец вставил я. «Что-то он давно не заходит, - взгрустнул он. Первое время после открытия частенько присутствовал и даже за кулисы заходил».
……………………………………………………………………………………………………
«Ничего не могу сказать, его сцены, безусловно, профессионально выписаны, иногда просто гениально. Но последнее время он начал какие-то нам не совсем понятные эксперименты. Ты же знаешь, наш театр, как немое кино – слов практически нет. Эдакая изысканная вербальная неопределенность. А он настаивал, чтобы в них вводили кое-какие слова. Причем, чтоб в звучании они отличались от общепринятого.» - «Это как, - не совсем понял я. «Ну, как… например, надо произнести «мусор», а он вводит «мусцор». Надо - …, а он требует, чтоб говорили
…. Ну и так далее». «И как он это объяснял» - «Да в том, то и дело, что никак. Если б объяснял... что ж мы не поняли бы… А то говорит… или делаете как я говорю, или без меня справляйтесь. А как мы без него. От него - треть нашего бюджета, если не больше. Вся аппаратура, которой мы здесь напичканы… это ж все он». Он сделал паузу. «Да, и эффект был какой-то странный, но … положительный. Публика как-то утробно реагировала. После серии этих вербальных извращений, словно какой-то гул в зале устанавливался. Никто рот не открывает, все также улыбаются, смеются, где надо, хлопают, а гул не стихает. Ну, негромкий, конечно.
Да и зрители его как будто и не слышат, хотя он явно от них исходил». «А кто слышит тогда?» - «Я слышал, исполнители слышали. Некоторым он мешал работать, некоторые, наоборот, в восторге были». Его явно смущала эта тема.
«А сейчас… - он многозначительно поднял указательный палец. – Сейчас пойдем со мной». Я даже не стал спрашивать куда, закрыл рот, встал и пошел. Мы вышли из его кабинета, прошли по коридору и завернули то ли налево, то ли направо. Там на стульях перед дверью сидело два человека. Он поздоровался с сидевшими, которые отвечая ему, уважительно оторвали свои задницы от стульев. В кабинете, часть которого в точности повторяла обстановку нашей «Политической сцены» в психбольнице: у зарешеченного окна стояла металлическая кровать, застеленная несвежим постельным бельем, рядом находилось нечто вроде раздвижной ширмы, оббитой мешковиной … с противоположной стороны стоял стол с какой-то аппаратурой, а за ним сидел … озабочено подкручивая на этой аппаратуре различные ручки, нажимая какие-то кнопки. … наклонял голову к микрофону, стоящему перед ним, и приговаривал «Раз, раз, раз два три… раз, раз, раз, два три». Но при этом никакой звуковой реакции от выше обозначенной аппаратуры не исходило, хотя Помощник к чему-то прислушивался и снова что-то подкручивал. Наконец, он встал и отрапортовал: «Все Максим Максимович, кажется готово!» «Тогда начинаем, - кивнул Макс, и указал мне на свободный стул справа от себя. – Запускай».
Помощник потрусил к двери и выглянув наружу и сопровождая приглашение типа «заходи» кивком головы с поворотом ею же во внутрь кабинета, запустил высокую очень худую с длинным лицом персоналию. Длинные русые волосы и слегка пробивающийся жидкий пушок на нижней челюсти и под носом. Тот робко поприветствовал нас. Макс ответил кивком головы. Я повторил это движение тем же самым органом, но своим. Помощник помахал ему обеими руками от себя в сторону ширмы: «Туда, туда…». Длинный направился за ширму. Пока там процессом руководил Помощник, я вопросительно посмотрел на Макса, тот в ответ загадочно улыбнулся и декодировал происходящее. «Кастинг, - пояснил он мне полушепотом, и тут же добавил уже в полный голос, - А как же!»
В это время Претендент вышел вместе с помощником из-за ширмы. На нем была мятая и слегка коротковатая на него пижама в полоску. Он выглядел слегка растерянным. «Прошу! Начинайте!» - провел перед собой правой рукой Макс, при этом чуть не опрокинув микрофон. Тот не спеша двинулся к койке. Перед тем как сесть еще раз взглянул в нашу сторону, словно о чем-то предупреждая. Макс наклонился ко мне и прошептал: «А теперь смотри!» Я и так смотрел. В тот момент, когда тело длинного разворачивалось для последующего обретения опоры на койке, он преобразился.
……………………………………………………………………………………………………
«Я не знаю, кто породил Адама, но всех остальных – Я», - сказал он скромно потупив взгляд. «Причем не так как там пишется, практически одного за другим.
Он посмотрел на нас изподлобья. «Да, именно так. Это был Я… Я!!! – он перешел на крик, захрипел, продолжая упорствовать - настаивать на очевидном. Как будто с ним кто-то спорил. Как будто ему никто не верил. Потом он успокоился и продолжал: «А того, самого первого… вернее того, кто был до самого первого, к тому времени уже невозможно было увидеть». И так далее… Пересказ – пустое дело…
Я был потрясен, но все же заметил: «У вас же вроде все без слов на сцене?» Макс усмехнулся: «Он тебе то же самое и без слов сыграет!» «Так это он играл?! – не скрывая углубляющегося удивления, спросил я. «А то! Мне психов в труппе не надо, - но тут же сгладил фразу, рвавшую его связь с тем миром. Ну, сам понимаешь, это все же искусство. А так я … подожди, мы еще в … заведениях этих гастролировать будем. Своих мы не забываем».
«Я один раз просто… просто… ну, короче, был крайне удивлен. Доктор пришел, знаешь с кем? Никогда не догадаешься!» Молчание усиливает молчащих. Я смотрел на него, не задавая уточняющих вопросов, на которые была рассчитана завершающая часть фразы. «Он привел к нам в театр Розума Витьку! Помнишь? Учился с нами в… до четвертого класса, кажется. Я его сразу и не узнал.» «Розума? В общем помню. Хотя смутно…Не Витька, а Вовка, кажется» - напряг я память. «Ну, не важно. Хотя все-таки Витька. Я-то прежде чем вспомнить, с ним заново познакомился. Доктор представил. – Макс посмотрел на меня, пытаясь разгадать, вспомнил ли я на самом деле или поддакиваю из вежливости. Он всегда подозревал, что я вежливый человек. И чтобы, наверняка уж, я вспомнил, добавил: «Его из школы то ли выгнали, то ли перевели, за то, что он учительницу сволочью обозвал». Тут уж я действительно вспомнил этого пацана, который прошел все круги педагогического ада, пытаясь к тому же доказать, что он вовсе не учительницу обозвал, и что вообще это был не он, а что-то в нем, ну и так далее. «Ну, и…?» - подсказал ему я. «Ну, что… выглядит довольно респектабельно. Когда я их провожал, сел на свою машину. Какая-то иностранная марка. Ты же знаешь, я в них не разбираюсь, скромненькая, но со вкусом. Вот так то. Сказал, что он нынче переговорщиком ... работает». «Не много ли придурков для одного класса? – подумалось мне. Макса я тоже ведь встретил в психушке впервые после окончания школы.
Правда учились мы не в одном классе, а в параллельных, но история с Розумом запомнилась многим. Это же надо, назвать учительницу сволочью. Сегодня это если не в порядке вещей, то воображение допускает, а тогда для нас лояльных мальчиков и девочек подобный поступок казался первым шагом в тюрьму (См. Оккультные истории – Сволочи).
…………………………………………………………………………………………………….
В самом звонке прозвучала тревога. «Слушаю» - ответил я. «Приезжай срочно. Я не знаю… не понимаю, что происходит… здесь приехали… и хотят снимать …» - в голосе Макса звучали истерические нотки. И хотя я не представлял, чем могу помочь, ответил, что сейчас буду.
Рядом с входом в театр стоял микроавтобус. На входе никого не было и я беспрепятственно прошел к кабинету Макса, но там никого не было. Я заглянул в комнату для кастинга. Там два человека возились с пультом, с которого Макс во время одного из моих визитов управлял кастингом. Я прикрыл дверь и прошел в зрительный зал. На сцене стояла лестница, на которую пытался вскарабкаться человек в рабочей одежде. Макс стоял…
«Что у вас здесь…? – обратился я к Максу. «Да вот, - он развел руками. Ко мне неторопливо подошел плотный среднего роста мужчина, и молча уставился на нас, переводя жесткий почти издевательский взгляд с меня на Макса и наоборот, пока мы обменивались репликами. И что я мог сделать? «Ну, наконец, - насмешливо спросил он. - И кто мы здесь будем? Никак служба безопасности?»
«Вот, - растеряно повторил Макс. – Все снимают. Нашему охраннику чуть руку не сломали». «И зачем же, - ничего лучшего не нашел я спросить. Он на меня смотрел как на убогого, может я и заслуживал в тот момент этого взгляда. Я достал телефон и набрал номер Коллеги, вполне сознавая, что если это не его люди, то его происходящее может заинтересовать. «Я, - ответил он. «Да, я. – подтвердил он зависимость присутствия этих невоспитанных людей в театре от его распоряжения. «Не в моей компетенции вмешиваться в этот процесс, - сказал я, - но, по крайней мере предложите им быть повежливее, и без ущерба для здоровья работникам, иначе…»
«Что иначе, - перебил он меня сухо. Ответит мне ему было нечем, тем более слово «иначе» у меня вырвалось как-то случайно, поэтому ничего не оставалось делать, как завершить чем-то фразу. «Иначе сами знаете что».
И командир и Макс не спускали с меня глаз, хотя ожидание на их физиономиях выражало совершенно разные чувства. «А это вы, простите я сразу не узнал, - голос Коллеги вдруг изменился так, что мне стало за него неловко. – А ну кА дайте трубочку…» Он назвал имя, и мне ничего не оставалось делать, как соотнести это имя со стоявшим передо мной Командиром. «Вас, - сказал я, протягивая ему трубку.
Он взял у меня ее из рук почти с брезгливостью, но вдруг изменился. «Так, - сказал он в трубку. – Вы же… ладно, понял». Он вернул мне трубку, хотя по выражению его лица я думал он швырнет ее о ближайшую стенку. Затем, не глядя на нас с Максом, сказал людям, суетившимся на сцене, чтобы все бросили как есть и следовали за ним. И добавил, чтобы прихватили тех, кто «работал» в кабинете. У выхода он столкнулся с двумя грузчиками, которые волокли к выходу какой-то ящик. Он остановился, размышляя, какую бы гадость сделать напоследок, но, не найдясь, махнул рукой: «Бросьте это …».
Грузчики застыли с ящиком в руках. «Что прямо здесь, - удивленно переспросил один из них. «Прямо здесь, - подтвердил Командир, с выражением такой досады, что я подумал, они выполнят его указание дословно и швырнут этот ящик со всей дури на пол. Но они вполне бережно поставили его на пол и по очереди, один за другим, покинули вестибюль. Командир, пропустив их, бросил на нас взгляд, соответствующий его настроению, но ничего не сказал, хотя как мне показалось, у него дрогнули губы от чего-то готового с них сорваться.
Проводив незваных гостей, мы еще некоторое время постояли у входа, словно не веря, что они не вернуться снова, что их уход лишь отвлекающий трюк. После этой затянувшейся паузы, Макс пригласил меня в кабинет испить кофе. Он так и сказал: «Кофе хочешь?» Я поплелся за ним. В кабинете был относительный порядок, а то, в чем можно было усмотреть вторжение, было скорее его собственным подходом к порядку. «Все тексты Доктора изъяли, - пожаловался он. – Ну, что я мог сделать?!
Я копий никогда с них не делал». Я посмотрел на него с мягким презрением, что ж ты мол, но в то же время не хотел его доводить до вдохновения. Воспользовавшись его растерянностью, как реакцией на мой взгляд, я поспешил попрощаться… «Спасибо за кофе… Пока… будут проблемы звони». После чего я отвернулся, успев между прочим уловить как его взгляд из растерянного перешел в в восхищенный… как будто я сказал… Бонд… Джеймс Бонд… Может я преувеличиваю, но прилив сил от мысли, что способен производить столь достойное впечатление, я ощутил…
Дома меня не было, поэтому звонить я не стал, достал ключи и открыл дверь…Я вышел на кухню, и вдруг, впервые за все время после выхода из психушки, увидел приемник, стоящий на стиральной машине. Машинкой я пользуюсь. Периодически чувствую потребность в чистых вещах. То есть в совсем чистых, каковыми они, согласно мифу, становятся после стирки. А приемника не замечал. Он был приобретен нами в подарок сыну за успешное окончание одного из классов школы. Почему они его не забрали, когда покидали территорию? После того как сын потерял интерес к этому изделию, он стоял здесь, и жена иногда включала его, занимаясь кухонными заботами.
Рука сама потянулась к кнопке. И сразу же я почти судорожно отдернул ее – из приемника кто-то дурным голосом предлагал мне то ли купить что-то, то ли воспользоваться чем-то. Голос мне показался угрожающе знакомым. Я осторожно выключил приемник, затем снова включил. Казалось еще немного, и я вспомню, кто это был. Но тут зазвучала музыка, и мне так и не удалось ничего вспомнить. Кто из моих знакомых умел говорить таким дурным голосом? Скорее всего, это был старый знакомый, потому что последние лет пять, а то и больше я избегал знакомств с людьми, у которых были такие дурные голоса. Потом я подумал, а зачем, вообще-то я вспоминаю, зачем он мне был нужен? После этого правильно построенного вопроса я переключился на другую тему.
…Однажды Доктор в ответ на мой скептицизм по поводу его изысканий начал мне рисовать графики и убеждать, что …, короче в чем-то…Мне запомнились лишь обрывки фраз и отдельные термины, которые он употреблял. Модуляция, отсекающая частота… ну и прочее. Пытаться воспроизводить его речи не имеет смысла. Единственное, что я понял, это то что, результаты его работы несут в себе угрозу Уходу. В чем она заключается? Некто выступающий, скажем со своей программой, использует технические средства для трансформации смыслов содержания. На частоту его звучания накладывается неким техническим средством другая частота – частота, скажем, более грубо или более мягко звучащая. В этом контексте у него и появлялся термин «отсекающая частота». На частоту звучания его речи при этом накладывается частота от содержания передаваемого техническим средством, при этом происходит отсечение чего-то от чего – то и содержание меняет свой эмоциональный смысл. Но он в своем энтузиазме прямо зашелся. «Представляешь, - говорил он.… Тут он увяз в паранаучности и я слушал его только из вежливости.
«Возьмем звук…, скажем, «а», нам только… - он на мгновенье замолчал, подыскивая слово. - Чуется, что мы слышим «а», фонему. Сам физический звук не обладает такой полной определенностью, задающей однозначно, что мы слышим, именно «а». Реальный звуковой ряд содержит тысячу восприятий этого звука, и сам он однозначно не определяет того, что мы слышим именно фонему, а мы, тем не менее, слышим ее чувственно и отчетливо. Если сказать по-нормальному, то, в действительности, она нам мнится, воображается, чуется. Чтобы какой-то физический звук был услышан в качестве фонемы, он должен стать феноменом сознания. Значит, в самом источнике того, что мы слышим, уже давно действует человеческое сознание, и без его добавки мы не можем понять, каким образом, почему из целой вариации звуков выбрана и внятно слышима фонема «а» или какая-нибудь другая фонема. То же относится к цветам и всем предметным формам, которые мы способны воспринимать человеческим глазом». «Глубоко, - поддакнул я, вовсе не собираясь ни вникать, ни спорить. Док был проницательным человеком, он все понимал, то есть про меня понимал, но продолжал свою повесть. То ли себя проверял в очередной раз, то ли все-таки надеялся, что до меня дойдет, чем-то меня прихватит, и я стану ему сознательным помощником или даже партнером.
Я что-то ответил ему, не могу точно воспроизвести. Наверняка повторил чьи-то чужие слова, но он меня понял, и, по-моему, ему даже понравилось. Значит все в порядке. За день произносишь столько чужих слов, что перестаешь прислушиваться к тому, что говоришь. Слова как паразиты толпятся во рту, фигурально говоря, и как только ты открываешь рот, выскакивают безобразной толпой, давя друг друга, оставляя горы трупов из не успевших проскочить – рот закрылся. Освободившиеся же со всей своей энергией принимаются крушить окружающий тебя мир, опустошив своим освобождением с начала породившего их. Плоды их дальнейшей разрушительной деятельности не заметны для отравленного слуха и зрения человеческих. «Нашел всех их пьяными и никого из них жаждущим».
Мы оба были движимы Невыразимым… Впрочем в нем я не уверен… так как он так и не выразился.
Невыразимое в словах требует других форм выразительности. Усилие – это не преодоление, не борьба.
«Начало тривиально. Оно начинается с усилия выразить то, с чем ты не рожден. И так как наглядность не является средством выражения Невыразимого следующим этапом становится своего рода метафоризация ощущаемого. Но этот процесс происходит по-прежнему с помощью слов, хотя при этом ощущения уже разбалансированы с наглядными представлениями. Дерево уже не есть природная сущность. Представление дерева уже вплетается в образуемое символически.
Прислушиваясь к оформившейся в слова метафоре, чувствуешь произошедшие изменения выраженного нею в сравнении с первоначальной предметностью. Предметности становится меньше. Испытанное подвигает к дальнейшим усилиям. При этом Усилие – это не преодоление, не борьба. Слова все еще участвуют в формировании новой метафоры, но их уже меньше. Так начинается Уход. Передавать этот процесс словами, и втискивать в рамки каких-то методик, не продуктивно по отношению к Уходу. Возникает «чудовище обмана». В чем то процесс напоминает взаимобалансирование Ин и Янь, но если Ин и Янь действительно стремятся к балансу, то Уход стремится к превалированию своего содержания над повседневным бытовым бытием человека. Без преодолений и борьбы».
Думал ли я тогда именно так и именно об этом не берусь утверждать… как и многое другое и написанного выше.
И сейчас, когда в связи с произошедшим, воспоминания нет-нет и возвращали меня к нашим нечастым контактам, и я в итоге ощущал некую внутреннюю стылость от сознания его одиночества.
…Вам привычнее слышать, что персонаж ощущал некий холодок внутри, иногда этот холодок описывается более изощренно и талантливо, но на самом деле это лишь один из многих импульсов Ухода, Он зовет услышавшего. И тогда, «очнувшись среди своего мира и тягостно спохватясь, мы начинаем вглядываться, откуда пришел зов…»
…Я чувствовал, как «они» меня вытаскивают снова на свет, чтобы снова заразить своими страстями, но отказаться, то есть совсем и прямо, я не мог. То, что произошло с Доктором, было прямо или косвенно связано с Уходом….
В общем, мне уже вполне стало ясно, что Сам во всем этом я едва ли разберусь, и даже попытавшись, скорее всего ничего не добьюсь. Коллеге, не смотря на его заинтересованность в том, чтобы приподнять завесу над гибелью Доктора, я не могу доверять. Он заинтересован больше в другом и подозревает, что я ему в этом могу помочь. Сам я, если углублюсь в детали, покинув место Наблюдателя, наверняка запутаюсь. С другой стороны я совершенно не представлял, если даже мне удастся привлечь добровольцев, таких же индивидуумов с неполными признаками кретинизма, как и я, то какие задачи я буду ставить перед ними? Что мне от них нужно?
Свидетельство о публикации №221091901233