Никогда не говори никогда

Интересный факт: проработала в школах-интернатах Алма-Аты,Магадана,Твери более 35 лет и отметила, что   место каждой моей новой  работы всегда и везде  было  в двух шагах от дома,как будто кто-то изначально знал мою жизнь и профессию .Переехав в  Тверь,я пошла осмотреть окрестности и буквально на следующей улице увидела красное кирпичное старое здание, а на нём табличка-"Школа-интернат".Представилась директору,пожилому,умудренному педагогическим опытом мужчине..Он перелистал мою "Трудовую книжку".17 лет колымского стажа с сиротами определили мнение директора. Оказывается , на начало учебного года 7 класс оставался без воспитателя,прежнему педагогу давно пора на пенсию- не было замены. И тут подвернулась вовремя я.Зинаида Алексеевна,чудная ,добрая женщина,знакомя меня с классом,поинтересовалась с улыбкой,правда ли,что я приехала из Магадана,потому что директор тоже шутливо сказал, что выписал ей замену из Колымы.
       И вот я один на один опять с трудным классом,почти все сироты,опекаемые бабушами и тётями.Судьба одна хлеще другой.В общении спасает и делает снисхождение подростковому любопытству моё "северное происхождение"-не "фифа" какая-то.Да и у меня не было особого страха-все как на ладони...мы это уже проходили и не раз.Разница в том, что у северян интернат был домом родным(круглые сироты), а у этих были какие-никакие родственники-опекуны.
    Спустя некоторое время объявила ребятам,что страсть как люблю ходить в гости и пить "в прикуску" чай за беседой. Это ,конечно,в шутку сказано,но ребята оповестили домашних, и мне,действительно ,пришлось распивать чаи по-настоящему,заодно перезнакомилась с опекунами.Были в классе три ученика ,разные  по характеру,и по развитию,и по  статусу. Почти отличником был Миша,самый высокий в классе,спортсмен,любитель худ .литературы (всегда с книгой)."Доставал" он, порой жестоко, двух других,тщедушных сирот мальчишек.У всех опекунами были уже старенькие бабушки.
     Смутила меня фраза,сказанная Мишей после очередной разборки:"Они вообще не должны существовать." Отец Миши погиб, а про маму как-то я услышала от него:" Найду,убью". Вот я и пошла "чаёвничать" к Михаилу.Странно,но он обрадовался.А далее буду повествовать о моих "неисповедимых путях" по  его судьбе.Наведалась я в гости на Рождество,как оказалось,не зря.Для бабушки Миши гостья в Рождество-праздник для души. Впервые в Твери я попала в православную семью,встретила настоящую верующую,похожую на мою родную бабушку Катю.Чаепитие было в радость, и разговор был "за жизнь",совсем не про школу.На следующее Рождество я опять наведалась уже в гости к бабушке,так получилось. Она страдала водянкой,встретила меня ,сидя в кровати.Сказала,что хорошо бы дожить век "на ногах".Переживала за внука. Миша закончил школу,"сходил " в армию,женился. Он держал меня в курсе,приглашал в гости уже в свой дом к жене и сыну.Открыл своё дело весьма успешно. Однажды позвонил и сказал,что умерла бабушка:"Если сможете,приходите попрощаться с ней". Тронула меня подобная просьба, я почувствовала,что он хочет моего присутствия в этот день. Я знала,что бабушка была постоянной прихожанкой тверской церкви на окраине.  Туда нас и отвёз автобус. Я впервые увидела,как гроб с телом  стоял в центре храма. Оказывается, она здесь пробыла всю ночь,такова была  просьба покойной. Честно,я не знала,как себя вести,потому как среди присутствующих знакомым был только Миша.Никто не входил в храм:кого-то ждали. Я вошла внутрь и осталась один на один с покойной. Не испугалась,потому что удивительно светлым и спокойным было лицо бабушки.Невольно я начала обращаться к ней.Говорила о том,какую чудесную жизнь она прожила,воспитала двух внуков(у Миши был старший брат), сумела до конца дней быть интеллигентной,стойкой,и внуки это видели и гордились.
   Здесь ,в храме, я почувствовала себя близким человеком в жизни этой светлой женщины.  Высказав всё, я вышла из церквушки и,попрощавшись с Мишей и со всеми ,уехала домой.
   Потом пару раз я встречалась с Михаилом: он приходил занимать деньги,помогла в  составлении новогоднего сценария для непонятной компании. Шли лихие девяностые и двухтысячные годы,которые сломали судьбы многих молодых людей. Узнала от одноклассников,что он стал пить и потерял семью. Но более всего удивило то,что он нашёл маму,которая его бросила в детстве, и стал с ней вместе жить ,кажется, в коммуналке,потеряв свою квартиру .Как много пришлось испытать,пережить,чтобы вернуть всё "на круги своя",туда ,откуда началась его жизнь. Я пыталась найти его.Ребята говорили ,что он был на встрече одноклассников,показали фотографию.Так мне хотелось,чтобы он покаялся и за страшные слова в юности, и за необдуманные поступки молодости, чтобы бумеранг опять "не сработал". И есть ради кого:ради памяти бабушки,светлого человека.


Рецензии
Понравилось, образ бабушки очень близок, да и другое не оставляет равнодушным. С Уважением, Наталья.

Наталья Кремлева   22.01.2022 13:51     Заявить о нарушении