Прогулка по старому городу
В те годы Жлобин, не считая новых металлургических микрорайонов, был типичным провинциальным городом с архитектурой 30-х – 50-х годов. И главному архитектору надо было строить свою работу так, чтобы, создавая новое, не разрушить прежний облик Жлобина.
Помню наше с ним путешествие по городу осенью 2001 года.
Холодный октябрьский ветер кружил на центральной площади осенние листья. И это было очень красиво – блики червонного золота на красной брусчатке. А кругом – по периметру площади – аккуратные здания середины пятидесятых годов, но обновлённые и реставрированные так бережно, что диву даёшься, как мы, оказывается, можем быть осторожны в своих экспериментах с архитектурой прошлого.
У обелиска воинам-освободителям оживлённо спорит о чем-то группа подростков. Судя по всему, собрались они не для праздного дела. Это мои ребята из студии «Юный репортёр». Здесь у нас назначена встреча с главным архитектором города.
Однако я знаю, что встреча может и не состояться. Тот, кого так ждут юнкоры, ещё утром неожиданно отбыл в Минск по важному делу. Позвонил и обещал вернуться вовремя. Но как оно там обернётся…
Я волнуюсь не меньше ребят, но, к счастью, всё обошлось. Ровно в назначенный час со стороны вокзала к нам быстро направляется молодой, спортивного вида человек, одетый очень демократично, именно так, как нравится моим юным спутникам.
Вот он подходит совсем близко, улыбается. Дружеский жест рукой, несколько ироничных слов в свой адрес и высокий мадригал журналистам, которые могут «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете…» И это сразу сметает все барьеры. Мои мальчишки и девчонки с первого слова безоговорочно верят ему и навсегда включают в круг своих лучших друзей.
Наш экскурс в архитектуру начался прямо здесь, на центральной площади, которая благодаря мэру города Владимиру Константиновичу Ерофееву и архитектурному отделу стала такой торжественной и красивой.
Вопросов – уйма. Но Виктора Фещенка это нимало не смущает. Надо было видеть, с каким блеском парировал он перекрёстный «допрос», который ему устроили Маша Савина, Настя Масальская, Сергей Стрекин, Света Шишкина и другие ребята.
Центральную часть города можно обойти за час. Что мы и сделали с большой пользой для себя. Вот уже прослушана увлекательная лекция о широких возможностях цветового оформления заводских микрорайонов – этот вопрос очень интересовал Киру Коханюк.
Да и наша привокзальная площадь – какой красивой и современной она могла бы стать, найдись богатые заказчики на те проекты, о которых рассказал Виктор Фёдорович. Впрочем, один из будущих застройщиков уже есть. Им станет филиал Национального банка. Показал нам главный архитектор и эскиз здания, в котором разместится банк.
Был получен подробный отчёт о благоустройстве пустыря между Дворцом культуры металлургов и городской больницей, где запланирован красивый парк культуры и отдыха.
А вот относительно судьбы недостроенного здания под кодовым названием «АТС» в 16-м микрорайоне, которым интересовалась Вика Виноградова, главный архитектор высказался весьма осторожно: говорят, что его собираются выставить на аукцион. И какая «начинка» будет внутри – никому не известно.
- А мы-то думали, что там будет молодёжный центр! – сожалением воскликнула Виктория.
Наше путешествие по городу продолжалось. Архитектурный ликбез открывал всё новые и новые перспективы. Дошло до того, что Серёжа Лещёв без тени смущения спросил у главного архитектора:
- Когда же, наконец, в нашем городе молодёжь получит возможность заниматься граффити?
И тут же предложил своё решение этого вопроса – отдать под «наскальную» молодёжную роспись большую блочную стену стадиона, что выходит на улицу Парижской коммуны.
Но Виктор Фёдорович отнёсся к этому смелому предложению весьма осторожно: ведь надо ещё знать, что «натворит» эта самая молодёжь во время своего творческого порыва!
Для непосвящённых скажем, что граффити – новый вид уличного искусства, близкий к графике и живописи. Граффити не нуждается в бумаге или холсте. Эти вещи фанатам граффити заменяют стены домов, заборы и другие плоскости, удобные для росписи из специальных баллончиков с краской.
Не удержались юнкоры и от вопросов личного плана. Они касались самых больших неудач в карьере главного архитектора и того, вкладывает ли он душу в создание своих проектов или творит без души. Но поскольку вопросы главному архитектору задавали сознательные юные репортёры, а не бессовестные папарацци, то все подробности личной жизни Виктора Федоровича они решили оставить в своих блокнотах, а не выносить на суд широкой общественности.
Проявляя большой интерес к прошлому и, особенно, к будущему родного Жлобина, ребята словно заявляли о своём стремлении не только жить в этом светлом городе, но и строить его. Поэтому с таким воодушевлением было встречено сообщение Виктора Фещенка о том, что планировкой Жлобина занимается один из лучших градостроителей, заслуженный архитектор Республики Беларусь Владимир Исаченко.
Скоро станет реальностью и одна из самых интересных идей института «Гомельпроект» – жилой массив «Рамонак». Этот комплекс завершит собой строительство 18 микрорайона. Одним из красивейших мест в городе будет музейно-исторический центр. Сюда войдут новое здание историко-краеведческого музея на улице Первомайской и чудесный ботанический сад с богатой флорой Беларуси.
Сбылись ли планы моего друга Виктора Фещенка, которыми он поделился с юнкорами двадцать лет назад, судить вам, дорогие читатели.
Свидетельство о публикации №221091901409