Прогулка по старому городу

Хочу рассказать ещё об одном человеке из того нашего «золотого братства» на стыке двух веков. Это главный архитектор Жлобина Виктор Фещенок (в то время, разумеется). Ведь, как ни крути, а архитектура – один из важнейших элементов искусства.
В те годы Жлобин, не считая новых металлургических микрорайонов, был типичным провинциальным городом с архитектурой 30-х – 50-х  годов. И главному архитектору надо было строить свою работу так, чтобы, создавая новое, не разрушить прежний облик Жлобина.
Помню наше с ним путешествие по городу осенью 2001 года.
Холодный октябрьский ветер кружил на центральной площади  осенние листья. И это было очень красиво – блики червонного золота на красной брусчатке. А кругом – по периметру площади – аккуратные здания середины пятидесятых годов, но обновлённые и реставрированные так бережно, что диву даёшься, как мы, оказывается, можем быть осторожны в своих экспериментах с архитектурой прошлого.
У обелиска воинам-освободителям оживлённо спорит о чем-то группа подростков. Судя по всему, собрались они не для праздного дела. Это мои ребята из студии «Юный репортёр». Здесь у нас назначена встреча с главным архитектором города.
Однако я знаю, что встреча может и не состояться. Тот, кого так ждут юнкоры, ещё утром неожиданно отбыл в Минск по важному делу. Позвонил и обещал вернуться вовремя. Но как оно там обернётся…
Я волнуюсь не меньше ребят, но, к счастью, всё обошлось. Ровно в назначенный час со стороны вокзала к нам быстро направляется молодой, спортивного вида человек, одетый очень демократично, именно так, как нравится моим юным спутникам.
Вот он подходит совсем близко, улыбается. Дружеский жест рукой, несколько ироничных слов в свой адрес и высокий мадригал журналистам, которые могут «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете…» И это сразу сметает все барьеры. Мои мальчишки и девчонки с первого слова безоговорочно верят ему и навсегда включают в круг своих лучших друзей.
Наш экскурс в архитектуру начался прямо здесь, на центральной площади, которая благодаря мэру города Владимиру Константиновичу Ерофееву и архитектурному отделу стала такой торжественной и красивой.
Вопросов – уйма. Но Виктора Фещенка это нимало не смущает. Надо было видеть, с каким блеском парировал он перекрёстный «допрос», который ему устроили Маша Савина, Настя Масальская, Сергей Стрекин, Света Шишкина и другие ребята.
Центральную часть города можно обойти за час. Что мы и сделали с большой пользой для себя. Вот уже прослушана увлекательная лекция о широких возможностях цветового оформления  заводских микрорайонов – этот вопрос очень интересовал Киру Коханюк.
Да и наша привокзальная площадь – какой красивой и современной она могла бы стать, найдись богатые заказчики на те проекты, о которых рассказал Виктор Фёдорович. Впрочем, один из будущих застройщиков уже есть. Им станет филиал Национального банка. Показал нам главный архитектор и эскиз здания, в котором разместится банк.
Был получен подробный отчёт о благоустройстве пустыря между Дворцом культуры металлургов и городской больницей, где запланирован красивый парк культуры и отдыха.
А вот относительно судьбы недостроенного здания под кодовым названием «АТС» в 16-м микрорайоне, которым интересовалась Вика Виноградова, главный архитектор высказался весьма осторожно: говорят, что его собираются выставить на аукцион. И какая «начинка» будет внутри – никому не известно.
- А мы-то думали, что там будет молодёжный центр! – сожалением воскликнула Виктория.
Наше путешествие по городу продолжалось. Архитектурный ликбез открывал всё новые и новые перспективы. Дошло до того, что Серёжа Лещёв без тени смущения спросил у главного архитектора:
- Когда же, наконец, в нашем городе молодёжь получит возможность заниматься граффити?
И тут же предложил своё решение этого вопроса – отдать под «наскальную» молодёжную роспись большую блочную стену стадиона, что выходит на улицу Парижской коммуны.
Но Виктор Фёдорович отнёсся к этому смелому предложению весьма осторожно: ведь надо ещё знать, что «натворит»  эта самая молодёжь во время своего творческого порыва!
Для непосвящённых скажем, что граффити – новый вид уличного искусства, близкий к графике и живописи. Граффити не нуждается в бумаге или холсте. Эти вещи фанатам граффити заменяют стены домов, заборы и другие плоскости, удобные для росписи из специальных баллончиков с краской.
Не удержались юнкоры и от вопросов личного плана. Они касались самых больших неудач в карьере главного архитектора и того, вкладывает ли он душу в создание своих проектов или творит без души. Но поскольку вопросы главному архитектору задавали сознательные юные репортёры, а не бессовестные папарацци, то все подробности личной жизни Виктора Федоровича они решили оставить в своих блокнотах, а не выносить на суд широкой общественности.
Проявляя большой интерес к прошлому и, особенно, к будущему родного Жлобина, ребята словно заявляли о своём стремлении не только жить в этом светлом городе, но и строить его. Поэтому с таким воодушевлением было встречено сообщение Виктора Фещенка о том, что планировкой Жлобина занимается один из лучших градостроителей, заслуженный архитектор Республики Беларусь  Владимир Исаченко.
Скоро станет реальностью и одна из самых интересных идей института «Гомельпроект» – жилой массив «Рамонак». Этот комплекс завершит собой строительство 18 микрорайона. Одним из красивейших мест в городе будет музейно-исторический центр. Сюда войдут новое здание историко-краеведческого музея на улице Первомайской и чудесный ботанический сад с богатой флорой Беларуси.
Сбылись ли планы моего друга Виктора Фещенка, которыми он поделился с юнкорами двадцать лет назад, судить вам, дорогие читатели.


Рецензии