О весёлых историях Альбины Сберегаевой

       Главный герой рассказов Альбины Сберегаевой – Чемоданов, на мой взгляд, является типичным «Маленьким человеком». Образ такого литературного героя начал появляться в произведениях русских писателей в начале XIX века в рамках художественного направления – критический реализм.
       Как правило, это персонаж невысокого социального положения, небогатый и не обладающий выдающимися способностями или талантами. У него нет амбиций и желания изменить свою жизнь. Часто это пессимист, измученный страхами и комплексами.
       Образ маленького человека непрерывно эволюционировал. В произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова, а позднее и у писателей советского и постсоветского периодов проблема маленького человека имеет различное толкование. Судьбы таких персонажей могли выглядеть беспросветно трагичными или, напротив, их описание приобретало откровенно гротескные формы.
       В рассказах Альбины Сберегаевой, на мой взгляд, определённо есть что-то чеховское. Они тоже написаны простым и ясным языком, легко читаются. И они также лаконичны, наполнены юмором и неожиданными поворотами сюжета. Порой рассказы поражают неожиданной концовкой, меняющей смыл произведения. По-моему это один из наиболее сильных литературных приёмов в малой прозе. Невольно вспоминается рассказ Чехова «Неудачный визит».
       Видимо не случайно автор в рассказе «Спасибо за сына» называет Антона Павловича Чехова великим человеком и, пусть даже иронично, благодарит его за воспитание сына. Возможно, тем самым Альбина Сберегаева через своего героя – Ирину Петровну, её устами, сообщает читателю о своих предпочтениях.
       Но Чемоданов разительно отличается и от чеховских героев и от маленьких людей описанных другими авторами. Настроен он на удивление позитивно, а сталкиваясь с проблемами всегда готов действовать, чтобы их разрешить.
       Учитывая внешность Чемоданова и жизненные обстоятельства, его оптимизм выглядит необоснованным и, по-видимому, является просто чертой характера.
       Чемоданова сложно назвать по-настоящему положительным героем. Его поступки, пусть порой и непреднамеренно, нередко асоциальны и вступают в противоречие с нормами общественной морали. Он спрашивает у своей медсестры давно ли та посещала баню, голым разгуливает по служебным помещениям магазина, плюет на проходящие поезда… Подобные деяния трудно перечислить. Но при этом Чемоданов вызывает симпатию и сочувствие. Видимо оттого что по натуре он всё-таки не злой человек, и стремиться совершать хорошие поступки. И, кроме того, известно, что отрицательные герои литературных произведений нередко обладают особой притягательностью для читателя. Ведь безупречно положительный герой порой может выглядеть довольно пресным.
       На мой взгляд, в образе Чемоданова есть что-то детское. Как будто озорной мальчик – герой произведений Виктора Драгунского, Евгения Носова или других детских писателей вырос, но так и не стал взрослым.


Рецензии
Огромное вам спасибо за ваши знания, опыт, аналитическое мышление, способность не отрываться от классики и при этом быть современным, понимать ткущие тенденции.
Вы уникальный человек.
Спасибо.

Альбина Сберегаева   20.09.2021 13:15     Заявить о нарушении