Прошлое

Все мое детство прошло в Нахаловке. Это место находится в Новосибирске на самом берегу Оби. Многие жители города боялись даже заходить сюда. (Ходили здесь в фуфайках и кирзовых сапогах. Весной и осенью была постоянная грязь на дорогах. Многие из мужчин отсидели. Но главным правилом было своих не трогаем. Поэтому все кто жил здесь жили спокойно без всяких опасений. Так что порой даже не закрывали на замок двери своих старых деревянных домов.)Хотя на самом деле здесь жили самые обычные люди. Практически все они приехали сюда из своих далеких деревень. Не найдя там никаких перспектив для своей жизни. Все кто жили здесь, всегда чувствовали себя спокойно и уверенно. Каждый год отец уплывал на лодке и потом уже он пересаживался на пароход и приплывал на нем в далекий сибирский поселок Назино. Где жил в тайге рыбачил и привозил клюкву голубику и шкурки норки. Все мечтая привести их побольше чтобы мать сшила себе красивую шубу. Да так этого и не случилось. Он так и не смог исполнить свою мечту, потому что постепенно все больше и больше спивался. (Как и многие жившие здесь. Однажды много лет спустя отец признался мне что просто уже не может не пить.)  Также ловил и огромных осетров. Рыбак в то время кто ловил рыбу для государства мог оставить себе только два больших осетра. Как то он принес в мешке осетра положил его у порога, а утром он открыл мешок и оказалось что рыба еще жива да не просто жива а еще и ударила его своим мощным хвостом. Вот такая была тогда жизнь. Моя мать и отец жили совершенно в разных уголках нашей огромной необъятной страны под названием Советский Союз. Но сорвались со своих деревень в поисках лучшей доли и оба оказались в этом холодном большом сибирском городе. Мать, когда приехала сюда стала работать брокером леса. В то время много леса сплавляли по реке, делая из них плоты. Но по реке Обь в то время лес привозили на баржах и выгружали его на берегу. Моя мать осматривала его, разбирая по категориям. Затем она получила большой старый дом. Правда боялась жить одна вот и попросила, чтобы посели к ней еще какого-то человека. И тогда поселили во второй половине большого дома мужчину инвалида с женой. Позже когда мать вышла замуж, то вся наша семья стала жить одна в этом большом (старом)доме на берегу реки. Однажды мать пошла на день рождения к своей тетке и увидела там моего будущего отца. Это был высокий красивый парень, они познакомились и потом несколько раз просто встретились. Приходя каждый раз к ней в этот огромный дом, где она жила на своей половине. Наверное, это было для них самым лучшим местом во всем городе потому что это так напоминали им те места от куда они сами приехали. Они даже одно время решили держать свинью. Правда потом издали указ что домашних животных нельзя держать в городе и объяснялось это тем  что некоторые люди кормят их хлебом, которого и так в стране не хватает. И однажды в нашу семью пришли активисты и хотя было не время забоя они дождались пока свинью убьют на их глазах и только тогда они и покинули наш дом. Мой отец никогда в молодости не пил но съездив в тайгу стал выпивать так как пили многие люди что жили в тайге в поселке Назино. Там возле сельского магазинчика, где продавали алкоголь лежали порой абсолютно пьяные люди. Как только они протрезвеют снова вставали и затем вновь шли, брали водку снова выпивали и потом опять ложились на землю спать недалеко от этого магазина.(Да и зачем куда то еще было идти. Выпили потом протрезвели и снова за новой бутылкой водки.) Такова была там жизнь. Рядом с этим таежным поселком через речку находился остров, который в народе назывался островом смерти. Сюда  в тридцатые годы приплыла баржа, на которой привезли много сотен несчастных ссыльных людей. Все они были арестованы  в Ленинграде и Москве во время борьбы с паспортным режимом. Все дело в том, что те у кого не было паспортов не имели права находиться в Москве и Ленинграде. И этих людей хватали, собирали в эвакуационных пунктах и затем отправляли в Сибирь. Тогда была осень и у них почти не было никакой еды кроме муки и этим несчастным людям выдавали эту муку они шли на берег брали воду делали из муки комки и ели, отчего их животы раздувались и многие из них просто умирали. Были даже случаи когда люди ели других людей. Потом таких людей расстреляли. Жителям поселка было сказано, что если к ним с острова приплыву через реку кто-то из этих заключенных к ним в поселок то их нужно ловить и за поимку человека им дадут мешок муки. И местные жители ловили этих несчастных людей так как боясь их из того что они могут сделать что-то плохое ведь эти были ссыльные люди. На острове смерти той осенью умерло очень много людей. Из всех этих несчастных осталось в живых совсем немного людей, которые сумели выжить. Эту историю рассказывали жители друг другу. Моя бабушка родилась в небольшой деревушке еще до войны. Она была совершенно простой не грамотной женщиной, которая потеряла своих родителей совсем еще ребенком. Они умерли от чумы. Ребенка нашли ползающим по трупам ее родителей. Но она не смотря ни на что, выжила и потом жила у своих родственников в деревне. Однажды она приехала жить к своей сестре. И один молодой парень, живший в этой деревне который  был ветеринаром и ездил по деревням и лечил там животных подъехал к ней на лошади схватил и увез ее с собой. И после этого они поженились.  Ее родственники с радостью отдали ее ему в жены. (Кому была нужна бедная родственница.) Затем стали рождаться у них дети. Правда второй ребенок девочка быстро умерла, но двое других остались живы. Время тогда было не спокойное и все тогда чувствовали, что рано или поздно начнется война. (Все просто ждали когда она начнется.) И летом всем и объявили, что началась война с немцами. И ее муж никогда бы не пошел на фронт и остался бы в живых ведь он был ветеринаром, а это такая нужная была в деревне работа. Но однажды бабушке одни добрые люди рассказали, что он гуляет с одной молодой девчонкой в деревне. Но она все не верила этому, но однажды она сама увидела как они шли под ручку вместе. И тогда не помня себя от горя пошла она в военкомат, да и рассказывала как муж изменяет ей в это тяжелое военное время. И конечно забрали его на фронт. Но прошло несколько месяцев и пришла ей на него похоронка, где было написано что муж ее пал смертью храбрых защищая родину. Погиб на Украине. (Она всю жизнь потом переживала от того что все так произошло. Но видимо такова была судьба и с этим ничего уже не возможно было поделать.)А тогда она продала свой дом и поехала искать лучшей доли. Привязала к корове телегу положила на нее все что могли, и поехала искать свое счастье. По дороге они жили в каких-то заброшенных домах и наконец, через три дня они приехала в небольшую деревню где жила ее сестра. Однажды моя мать, которая была тогда еще совсем молодой девушкой стояла на пороге дома и к ней внезапно подошла цыганка и сказала что она хочет погадать и рассказывать ей ее будущую судьбу. Но мать сказала, что у нее нет денег. Тогда цыганка сказала, что денег она с нее не возьмет но хочет просто погадать по руке и рассказать что ждет ее впереди. Встретишь ты  в своей жизни мужчину. Сказала цыганка. И первая буква его имени начнется на букву с. Еще сказала она, что с ним будет у нее двое детей и что проживет она с ним много лет. Но муж ее умрет первым. То, что сказала это цыганка было странным так что она даже и не знала верить этому или нет. Но все в последствии сбылось. А моя бабушка после войны вышла замуж за мужчину фронтовика, который хоть и был ранен но остался жив. Жене его тоже пришла похоронка, где было сказано что он сложил свою голову на войне. Но на самом деле он был всего лишь контужен во время боя, когда рядом с ним разорвался снаряд. Все вокруг него погибли, но он только потерял сознание и его контуженного немцы и взяли в плен. Но он не растерялся и бежал с двумя солдатами, которых тоже взяли в плен. Они сумели присоединиться к своим и продолжали храбро сражаться. И дошел он до Праги, где и получил свое ранение после которого для него война и закончилась. Я помню как дед любил, показывал всем свое ранение и рассказывать о войне. (Я помню что как то спросил его что самое главное в бою. На что он мне сказал что самое главное это то что должен убить или убьют тебя. Вот такая жестокая правда войны.)Поженившись, ездили они по стране в поисках лучший доли. И однажды приехали они в большой город Новосибирск. Мой отец родился в маленьком поселке в Башкирии. Он был высокого роста и его призвали в армию. И попал он не куда нибудь а в Москву в кремлевский полк. И однажды во время парада увидел Сталина. Для всех он был земным божеством. Во время парада Сталин стоял на мавзолее, и мой отец очень хорошо разглядел его и был очень удивлен. На всех фотографиях он был изображен могучим сильным человеком но перед собой совсем близко он увидел старого старика, у которого было рябое лице и сухая левая рука. Но у него был взгляд хозяина. И если бы ему сказали отдать за него жизнь, то он отдал бы ее в тот момент не задумываясь. Это был последний парад в жизни Сталина. Потом он умрет, и кремлевский полк однажды даже убрали из кремля и увезли всех туда где даже не было ни какой  мебели и мой отец соорудил скамейку за что был похвален командиром. Потом их вернули обратно. Потом он вернулась обратно к себе домой. А затем он приехал в город Новосибирск, так как до этого сюда приехал его родственник. Все они жили у него, потому что в то время никто на это не обращал никакого особого внимания все старались жить как можно ближе друг другу. Жили, правда они бедно. Мой отец был целеустремленным человеком и был дружинником и гонял по все Нахаловке алкоголиков, которые выпивали вокруг. Как  это странно что человек, который так не любил пьяных людей в итоге  сам стал алкоголиком. Затем у них родился первый сын мой старший брат. Когда отец стал ездить на промысел в тайгу, он стал пить. И надеясь, что это спасет его от пьянки мать решилась родить. До этого были аборты, но она снова решила родить. Беременность проходила очень тяжело. Ее рвало, тошнило и однажды ночью она увидела во сне свою  родственницу которая умерла после родов. Приснившись она  сказала ей во сне смотри не оставь сына. Проснувшись, она тут же рассказала этот странный сон своей матери и та настояла чтобы она срочно шла к врачу который осмотрев сказал что плод погиб и уже несколько месяцев дети были мертвы и если бы она не пришла тогда и не показалась врачу то она, возможно могла бы и умереть. Ее положили в больницу и какой-то знаменитый профессор стал доставать этих двух мертвых детей один за другим и, достав стал показывать их студентам. Роженица мать тяжело вздохнула он услышал это и сказал я и забыл, что там остался еще человек. Поскорее все сделайте и увезите ее отсюда. И после этой трагедии она снова забеременела уже мною. Но отец решал, нужен ли ему еще один ребенок или нет. Но тут произошла трагедия после, которой он решил что ребенок должен остаться в живых. Все дело в том, что наш сосед молодой парень поплыл на лодке по реке и утонул и тогда мой отец сказал а что мы будем делать если умрет наш единственный сын пусть этот ребенок останется и будет жить. И таким образом благодаря одной смерти появилась на свет новая жизнь. Мать была беременна девять месяцев и ее соседки которые жили в соседнем доме  были очень религиозными людьми, которые по вечерам садились на завалинку и распевали свои молитвы советовали ей избавится от  ребенка.  Скоро наступит конец света говорили они зачем ты будешь его рожать, но моя мать решила все равно родить меня. Итак, я появился на этот свет. Мы жили в большом доме и чтобы войти в него сначала нужно было зайти в сени, которые были разделены на две половины. В первой ничего не стояло, а в другой части за дверью в темном коридоре висела на лесках вяленная красная рыба. Которая затем продавалась таксистам, которые знали что в нашем доме всегда можно было купить рыбу. Они приезжали к нашему дому за рыбой, а также мать продавала им и красную икру. Себе же мы, оставляя только черную икру которую мы ели ложками из стеклянной большой банке и сейчас я даже порой и не верю в то что это все было в нашей жизни. В сенях также стояли мешки с кедровыми орехами, которые отец привозил на барже. Также он привозил клюкву и голубику, и потом отец брал все это и шел на рынок и торговал всеми этими дарами тайги. Поэтому мы были одни из самых богатых людей в Нахаловке. Мне исполнилось тогда пять лет, когда произошла трагедия когда я просто мог погибнуть. Дело в том, что тогда я думал что все люди бессмертны. Когда я смотрел военные фильмы, я видел как в них погибали герои этих фильмов но я прекрасно знал что все они после съемок просто продолжат жить. Мне казалось тогда что взрослые, придумали смертельную игру и просто играют в нее. И только гораздо позже, когда меня взяли на похороны нашего родственника я увидел как его мертвое тело несли в гробу и все оплакивали его смерть. Только тогда в этот момент я понял, что все люди смертны и что меня тоже когда нибудь не станет на этой земле. Я помню, как в тот день пришел на берег. Я стоял и смотрел на реку и горько плакал. Но тогда когда произошла вся эта трагедия, я еще не осознавал всего этого и вероятно именно поэтому некоторые мои поступки в тот день были настолько безжалостны. На самом деле дети порой бывают крайне жестокими и все только потому, что они просто не осознают все последствия своих поступков. Человек даже прожив довольно длинную жизнь, помнит из всей своей жизни лишь совсем незначительные эпизоды. И это только потому что живя обыденной серой жизнью он помнит лишь самые яркие моменты. Только то чего человек сильно переживал или страдал. Или наоборот помнит самые счастливые моменты своей жизни, такие как первая любовь и это запоминает человек на всю свою жизнь. Из всего своего детства я помню совсем не многое, но этот трагический день я очень хорошо запомнил во всех деталях. Мне тогда исполнилось пять лет я проснулся, и конечно мне подарили конфеты и шоколадку. И мать сказала отцу присматривать за мной но он конечно же просто ушел на лодочную станцию где работал кочегаром. Мне нравилось приходить туда и смотреть как мой отец большой и сильный человек железной лопатой набирает уголь и затем бросает его в топку. Лодочная станция находилась через дорогу от нашего дома, но она не закрывала вид на реку. Утром я выходил из темной спальни в большую залитое светом залу и подходил к окну через которое видел реку по которой на баржах перевозили песок, который добывали со дна реки. Пройдя лодочную станцию всегда можно было прийти на место, где на берегу лежали огромные горы песка. А за забором нашего дома была (немного) песка и я каждый день строил из песка замки но каждое утро я находил их разрушенным. Это соседский  мальчишка разрушал его и я каждый день заново строил замок, из песка зная что он будет снова разрушен (на следующее утро). Моя мать в этот год сломала ногу и ходила в гипсе, а у моего отца были свои дела так что в этот день я был предоставлен самому себе и делал все что хотел. И конечно отец ушел на лодочную станцию пить пиво с мужиками. И именно в этот день там отдыхали пожарники, которые потом и спасли мальчика что был со мной в тот день. Я от своего дома пошел по тропинке на верх и вышел на ровное место, где стояли двухэтажные бараки. Затем я прошел вдоль одного из этих бараков и именно там я и встретил одного мальчика, которого мало знал. Я видел его иногда, но он не был моим другом. Сегодня у меня день рождения и мне исполнилось целых пять лет, сказал я ему. Он поздравил меня, потом мы с ним прошли еще немного и стоя на косогоре стали смотреть на реку. Было начало апреля, и толстый лед уже начал таять. И вдруг я увидел что посредине реки образовалась большая полоса воды, которая сверкала под ярким весенним солнцем. И тут я заметил выброшенный кем-то старый веник. И я сказал своему приятелю, что я хочу чтобы его подарком на мой день рождения было то что мы сейчас возьмем это старый веник пойдем на реку по льду и бросим его в воду в полынью посредине реки. Он неожиданно согласился. Мы спустились вниз дошли до лодочной станции и через ворота прошли к реке. Идя по льду к полынье я вдруг неожиданно подумал, что лед может треснуть и мы можем утонуть. И тогда я вполне уже хорошо соображающий мальчик решил немного отстать от него. Я, подумав тогда что если он провалится под лед то я просто убегу и так спасу свою жизнь. Но он неожиданно обернулся ко мне и посмотрев мне в глаза сказал почему ты отстаешь от меня давай возьмемся за руки и пойдем вместе если мы и провалимся под лед то утонем вместе. Хорошо сказал я и мы взялись тогда за руки и неся наш веник двинулись дальше по уже таящему льду. Нам оставалось дойти до полыньи совсем немного. Еще совсем чуть чуть чтобы бросить в нее веник. Но неожиданно всего несколько метров от полыньи лед под нами затрещал, и мы оба провалились в огромную круглую проталину. Возможно, под водой именно в этом месте выходила теплая вода и она растопила в этом месте лед. И мы вдруг оказались в холодной ледяной воде. Я стал смотреть вниз туда в черную бездну. Все дело в том, что мой дедушка рассказал однажды когда он устал сидеть со мной на берегу когда я долго плавал. Что там, в воде есть огромная щука которая утаскивает и поедает маленьких и непослушных детей. И вот я смотрел в черную ледяную бездну воды. И я думал, что сейчас огромная рыбина выплывет и схватит меня за ноги и утащит в самую пучину реки. По левую сторону от меня барахтался несчастный мальчик. И тут вдруг произошло то, что я до сих пор не могу объяснить. Я услышал голос с небес да это был именно голос с небес не знаю, может это был просто голос моего страха но мне показалось в тот момент что это мой ангел хранитель взывает ко мне. Я посмотрел наверх, но никого там к своему удивлению не увидел. Над моей головой было чистое безоблачное голубое небо. Но этот неведомый голос сказала мне то что и спасло меня в тот день. Ничего не бойся у тебя большие длинные ногти на руках. Вцепилась ими в лед забудь про холод пусть руки застынут, не обращай на это никакого внимания. А ты просто выкинь сначала одну ногу на лед, потом перевернешься и затем выкинешь уже и вторую ногу. Потом  встанешь на лед и тогда выберешься и спасешь себя. Я послушался этого голоса. Я забыть про холод вцепился что было сил своими длинными ногтями в холодный лед и смог выбросить сначала одну ногу затем перевернулся и вторая моя нога тоже легла на лед. И затем, наконец я очень осторожно встал на ноги. С меня текла вода. Кругом были лужи воды так, что я еле мог стоять на ногах. Дай мне руку помоги мне спаси меня закричал он, видя что я смог сам выбраться и стою на льду. Я хотел подойти к нему но тут я представил себе что я подхожу, подаю ему свою руку при этом еле стоя на скользком льду покрытым водой которая льется с меня. И, конечно же он схватив меня за руку утащит меня под лед и мы оба просто утонем. И тогда я сказал ему послушай, забудь про холод и просто вцепись в лед и выкини сначала одну ногу потом перевернись затем выкинь другую ногу и потом ты сможешь встать. Но он просто не хотел меня слушать и продолжал только все время орать дай мне руку дай мне руку спаси меня. И в этот момент меня охватила злость я стоял и смотрел на него, и я понял что он просто ничего н хочет делать чтобы спасти свою жизнь. И тогда перед тем как уйти я сказал ему послушай если я выполню твою просьбу, то так как весь лед уже в воде а на мне надеты кирзовые сапоги то если я подам тебе руку то ты утащишь меня под лед и мы просто утонем вместе. Я уже рассказал тебе, как можно спасти себя но ты просто орешь и не хочешь меня слушать поэтому я сейчас уйду и оставлю тебя тут одного. Да ты наверное утонешь но так хотя бы я останусь живым а иначе мы просто оба утонем. Сказав это, я повернулся к нему спиной  и пошел к берегу. Я просто заставил себя не слышать, как он орет. Я тогда думал, что люди никогда не умирают и что это все просто игра взрослых. И я просто пошел к берегу. И я думал только о том, что если мой отец узнает об этом то он накажет меня. И будет, наверное очень сильно бить меня ремнем. На самом деле отец бил меня всего три раза в жизни, но это происходило три дня подряд. Я помню как однажды он подошел ко мне и затем молча, снял с себя ремень затем снял с меня брюки затем трусы положил меня на колено и после этого стал бить меня очень больно ремнем. И после того как он закончил меня бить он сказал мне а теперь иди и очень хорошо подумай за что я бил тебя сегодня. Но знай что завтра я опять буду тебя бить. И это продолжалось три дня подряд. И я каждый день ходил, ожидая что вечером он опять будет пороть меня и просто не понимал что я сделал плохого. Чем я провинился перед ним. Я помню мать пыталась меня защищать, но все это было бесполезно. И после этого у меня появился страх того что отец опять когда нибудь снова будет меня бить. И я очень сильно этого боялся. В тот момент я подумал, что просто нужно найти лодку залезть в нее высохнуть и вечером уже сухим прийти домой. А когда отец скажет, что на реке утонул мальчик, я просто сделаю удивленно лицо и никогда не расскажу что же произошло на самом деле в тот злополучный  день на реке. Я шел и просто хотел поскорее найти подходящую лодку. Но тут совсем неожиданно для себя я увидел картину, которая просто поразила меня. У тому времени я вышел туда, где заканчивалась лодочная станция и вдруг я увидел, как открылась дверь лодочной станции и из нее на меня побежала большая толпа мужчин. И что самое страшное я увидел что впереди всех бежит мой отец. И лишь гораздо позже я узнал, что наша соседка дом которой был на горе выше нашего дома вышла в этот день погреться на солнышке. Она села на завалинку и вдруг увидела, как два маленьких мальчика идут по льду. Подумав что один из этих мальчиков может быть соседский мальчик она быстро побежала в наш дом к моей матери, которая в тот год сломала ногу и ее нога была в гипсе. Забежав в наш дом, она спросила где твой сын. Не знаю он под присмотром отца. Послушай я только что видела, как двое маленьких детей вышли на лед. Моя мать услышав это закричала, беги скорее на лодочную станцию найди мужа пусть он поскорее бежит к реке и спасает детей. И тогда соседка выбежала и нашла отца и рассказала ему все это. И так как ему поручили следить за мной и он не углядел то он прекрасно понимал что если со мной что-то случится, то моя мать никогда в жизни не простит его. Он тогда крикнул мужикам, что были на лодочной станции. А в это время по счастливой случайности там были пожарные. И они все вместе выбежали и вдруг увидели меня. Я шел, и с меня текла вода. И в тот момент я понял что мой план провалился и стал кричать помогите дети тонут, помогите дети тонут. В это время первым подбежал ко мне мой отец. Но он не стал бить меня, вместо этого он схватил меня на руки и побежал домой. Затем он полностью раздел меня и положил на деревянный стол в зале и взяв большую бутыль спирта стал со всей силы растирать меня спиртом. И как я потом узнал пожарники, прибежав на берег увидели что в полынье по середине реки в воде находится маленький мальчик. И тогда они постарались найти лодку. Но все они оказались примерзшими к берегу. И тогда они нашли доски и стали класть их на лед и ползти по ним, желая спасти тонущего ребенка. И они спасли его, вытащив из воды. Правда, один из них сломал себе ребра. Но самое главное, что ребенок был спасен. Я порой, думаю что все это было так странно. Да судьба послала нам это тяжелое испытание, но все равно в любом случае мы бы не утонули и нас бы обязательно спасли в тот день. Но, правда я все равно в пять лет смог самостоятельно выбраться на лед и тем самым я в тот момент не растерялся и смог самостоятельно спасти свою жизнь. А что касается того мальчика то и сейчас я тоже думаю что если бы я подошел к нему в тот момент и подал ему руку стоя на мокром льду на котором я на самом деле еле стоял. То он действительно просто утянул бы меня в воду, и мы бы оба с ним могли утонуть. Так что зная что его все-таки потом спасли сейчас я понимаю что сделав все правильно кроме того что конечно же нужно было звать на помощь людей. Но тогда я был всего лишь маленьким пятилетним ребенком и поэтому все это можно, так или иначе понять. После всего произошедшего пришла скорая, нас вдвоем посадили в нее и отвезли уже под вечер в больницу. Потом я заснул и проснулся только ночью в палате больницы. Там было совершенно темно. Я помню что я лежал на железной кровати и видел перед собой дверь, которая была слегка приоткрыта и полоска света из освещенного коридора падала в эту комнату. А уже утром меня забрал домой мой отец. И самое удивительное, что может потому что он растирал мое тело спиртом. Или потому что у меня было крепкое здоровье, но я после всего этого даже не простыл. А что касается того мальчика то я больше никогда его не видел так как его родители запретили ему общаться со мною. Каждый год осенью мы закупали дрова, что бы топить ими большую русскую печь. И мне очень нравилось по вечерам сидеть перед этой печкой и смотреть, как языки пламени пожирают полено за поленом. Больше всего в детстве я любил смотреть на огонь и на реку. Особенно мне нравилось приходить на берег и смотреть, как идет на реке ледоход. Как переливались на солнце льдины под ярким солнцем. В нашем большом старом доме было всего три комнаты и большая кухня. Что бы войти в дом, нужно было сначала пройти всегда погруженный в сумрак сени. И уже из сеней ты попадал в кухню с большой русской печью. Эта печь была такая большая что на ней положив туда что-то можно было спать или просто можно было полечить спину, которую продуло на холодном ветру. Из кухни шла дверь в темную комнату, в которой окно было всегда закрыто и поэтому в ней всегда был небольшой полумрак.  А с другой стороны из кухни можно было пройти в самое большое помещение дома большую светлую залу, одно окно которой, выходило на реку. А еще два других окна выходили на дорогу между домами и днем они всегда были открыты, а уже вечером мать шла и закрывала ставни. И последней комнатой была всегда темная спальня, в которую можно было попасть из большой залы. Каждое утро я выбегал из темной спальни  в залитому солнцем залу и подходил окну и смотрел на реку и на корабли, плывущие по  реке. Таково было мое счастливое детство. Отец пока все еще спали, мог пойти и поймать на реке ведро рыбы. Правда часть рыбы он мог просто подарить, а из оставшейся части мать готовила разные вкусные блюда. Так мы и жили, в Нахаловке пока нам не дали квартиру, и отец сам не сломал этот большой старый дом. В детстве я никогда не читал книг. И мать читала мне детские книжки только когда я, очередной раз простыв лежал на кровати с температурой. Моя мать, взяв стеклянные банки зажигала спички подносили их к каждой банке и затем ставила их мне на спину. Затем укрывала меня сверху одеялом, чтобы я хорошенько пропотел и побыстрее выздоровел. Затем садилась на стул возле кровати и начинала читать детские книжки чтобы я поскорее уснул. Впрочем, я не запомни не одну из них кроме одной очень поучительной сказки. На самом деле это была очень страшная сказка, в которой говорилось о том что было два больших друга маленький поросенок и волчонок. Они всегда были вместе и очень дружили. Но однажды когда волчонок и поросенок подросли  в один из вечеров волки сказали волчонку послушай твой друг поросенок и мы едим свиней, поэтому ты завтра поймаешь поросенка и съешь его. Но в тот же вечер мать поросенка сказала ему послушай твой друг волчонок, а волки едят свиней и твой друг вырос и он скоро съест тебя и поэтому берегись его. И как только увидишь его тут же убегай от него. На следующий день волчонок и поросенок выбежали и из далека, увидев друг друга стали смотреть друг на друга. И волчонок сказал послушай поросенок иди скорей ко мне. Но поросенок сказал ему нет, я не пойду к тебе потому что ты тогда просто съешь меня. И после этого они перестали быть друзьями. Такая была эта сказка. Я лежал, и очень радовался потому что моя мать читала мне сказки только когда я болел. В своей жизни я всегда делал только то, что мне нравилась. Если мне нравились какие-то уроки, то я всегда знал их на пятерку. Но те уроки которые мне не нравились я просто не учил и поэтому по одним предметом у меня всегда были пятерки а по другим двойки. Впрочем, так всегда было в моей жизни. Я всегда делал то, что мне нравится и мне не важно как к этому относятся другие. Главное чтобы это нравилось мне самому. Как я уже говорил я никогда не читал книг, но однажды со мной произошло удивительное событие. Дело в том что в зале был шкаф, в котором стояли красивые книжки. Я никогда не читал их. Но однажды я подошел к этому шкафу открыл его стеклянные дверцы и достал первую попавшуюся книгу и открыл ее на середине и прочитал строчку, которую увидел первой. И там было написано, то что я запомнил на всю свою жизнь и что полностью изменило ее. Там было написано что когда ребенок задает себе вопрос зачем он живет он становится взрослым. И. конечно каждый ребенок хочет поскорее повзрослеть, а каждый взрослый хотел бы снова стать маленьким ребенком. Я так мечтал стать поскорее взрослым и поэтому решил, что для этого нужно просто задавать себе вопрос для чего я живу на этой земле. Я все последующие годы задавал себе этот вопрос, и я все не мог найти ответ на него. Пока однажды не понял, что смысл жизни совсем прост и он состоит в том чтобы быть счастливым. А книга в которой я прочел это в детстве была написана Макаренко, который учил детей. Из всего своего детства я помню всего несколько эпизодов, а из школьной жизни всего несколько дней. Из своей уже взрослой жизни я тоже помним немного и все, потому что мы каждый день делаем одно и тоже. Мы каждый день встаем, завтракаем и идем на работу потом возвращаемся ложимся спать и на следующий день продолжаться все то же самое. И так изо дня в день из года в год. Но бывают в нашей жизни особые дни, когда происходят какие-то особые события. И именно их мы и запоминаем до мельчайших деталей. Так было и с моим днем рождения, когда я чуть было не утонул. И в то день смерть очень близко приблизилась ко мне, и я взглянул в глаза смерти. Но я не испугался и остался жив. Видимо судьба берегла меня для того чтобы я сделал в своей жизни много хорошего и смог чего-то добиться. Я, живя в Нахаловке дружил с одним мальчиком который жил в большом доме наверху. Он был моим другом, и я каждый день ходил к нему в гости. Все дело в том, что его родители запрещали ему выходить куда либо из дома боясь что нехорошие люди  могут сделать ему что-то плохое. И единственным его другом был я и каждый день с утра до вечера мы были вместе. Потом мы вместе пошли в школу. Правда, мы учились с ним в разных классах. Я помню, как однажды отец принес  мне маленького серого кукушонка я взял его в ладони и принес к нему и показал его и затем оставил его в сарае. Что находился возле его дома. А когда вечером я пришел за ним, то увидел что кукушонок мертв потому что его никто не подумал покормить. Почему то смерть этого кукушонка очень запомнилась мне. Однажды моя мать, живя в таких тяжелых условиях не выдержала. Все дело в том, что река весной разливалась и подтапливала наш дом. И поэтому однажды она попросила одну свою знакомую с которой работала и которая ехала в Москву чтобы та бросила в почтовый ящик, который висел на приемной очень большого человека письмо. В этом письме мать написала что она честно трудится но живет в деревянном доме, который очень старый и в нем всегда холодно и он продуваем всеми ветрами. Что дом потопляет каждую весну. И она спрашивала в этом письме, как Советский человек может жить в таких условиях. И произошло чудо буквально через месяц из Москвы пришло письмо, где было написано чтобы нам дали большую отдельную квартиру. И тогда нашей семье дали двухкомнатную квартиру. Но, правда поставил одно условие чтобы наш деревянный дом мы сломали сами. И тогда мой отец сам разобрал большой старый дом на бревна и затем продал их. И с радости что нам дали квартиру все полученные деньги, конечно же пропил. Но радовался он еще не понимая того что отныне вся его жизнь и жизнь всей нашей семьи полностью изменится. Ведь жизнь в Нахаловке была чем-то похожа на его жизнь в деревне, в которой он родился и вырос. И сломав дом и переехав в большую светлую квартиру, мой отец так и не смог найти себя. И только все больше и больше опускался пока и не умер. Меня с какого-то возраста когда мы, уже переехав на новое место моя мать стала отправлять в пионерский лагерь. И я на всю жизнь запомнил, как в очередную поездку когда я уже был в старшей группе рано утром я вышел и пошел гулять по широкой дорожке. Я помню было еще немного прохладно, и из динамиков слышалась какая-то музыка. И вдруг я услышал песню в которой были такие слова. Вот новый поворот, что он нам несет радость или боль. Это были восьмидесятые годы, и мне казалось тогда что все в моей жизни заранее распределено и что все известно. Сначала я закончу школу потом пойду, как и большинство работать на завод потом семья старость пенсия и смерть. Вот такая была жизнь обычного Советского человека, в которой не может быть никаких новых поворотов. Но потом все внезапно стало меняться невероятно стремительно и бесповоротно. И вот пришли новые времена, и вся наша жизнь изменилась уже навсегда. Как страшно жить во время перемен. Но я попал именно в это время. И моя жизнь полностью изменилась. Я стал ездить за рубеж и смотреть далекие экзотические страны и даже одно время был фанатично верующим человеком. Но потом я очень разочаровался в религии, а точнее во всем том что происходит в ней и что делают в ней люди. Конечно, я остался верующим человеком но в какой-то момент я понял что вера находится в душе. И поклоняться Богу можно не только в храме, но и  в своем сердце. И главное не делать самому себе и другим людям зла. Наверное, в этом и состоит настоящая религиозная жизнь. Став взрослым я все больше и больше стал вспоминать свое детство. Свой старый деревянный дом. И я порой пытаясь вспомнить и восстановить для себя тот мир в котором я жил когда то. Я уехал оттуда, когда пошел в третий класс и возвращался туда всего несколько раз в своей жизни. Все дома, которые были вокруг уже снесены. Так что теперь на этом месте растут, колыхались под ветром большие деревья. Но остался  берег и река которая несет свои воды день за днем. И по этой реке снова и снова плывут лодки с рыбаками и ходят баржи. И добывают, как и раньше песок. Но уже больше нет того мира моего детства. Он остался только в моей памяти. И я знаю что с годами я  буду все чаще и чаще возвращаться в то далекое и прекрасное время моего детства. А что касается моего отца то он в последние годы жил отдельно от нас. И однажды я приехал к нему, когда ему исполнилось шестьдесят пять лет и тогда он и рассказал мне то что никогда никому не рассказывал. Оказывается, что когда он был еще совсем молодым одна цыганка сказала ему что он умрет в возрасте шестьдесят шесть лет. И вот это время и пришло. И как он и говорил ровно через год он и умер. Это случилось зимой. Поздно вечером нам позвонили и сообщили что отец погиб. Все дело в том что он так и не привык к жизни в большом городе. Однажды когда он плавал, по сибирским рекам, он наткнулся на заброшенную деревню. И он с мужиками взял баржу, и они разобрали эти крепкие дома и привезли их. Из них собрали недалеко от берега дома. Так и появились дачи под названием Репьево. И отец получил там себе дом, где он и жил потом один многие годы. Он так и смог привыкнуть жить в городе после того как мы уехали из Нахаловки. Он хотел жить там где все напоминало ему деревню в которой он вырос. Он заводил брагу и каждый день пил и однажды в зимнюю ночь он не затопил печь и просто включил калорифер и так как он пил стакан за стаканом то он настолько опьянел, что ничего уже не понимал. А в это время искра от калорифера подожгла лежащие возле него вещи и они загорелись. Было очень много дыма, но он был настолько пьян что ничего не смог сделать и в итоге он так и не смог выбраться из дома. Он просто задохнулся в дыму и его нашли замерзшем потому что в то время были большие морозы. Он видимо попытался выползти оттуда но был настолько пьян что сил у него на это просто не хватило и он умер, задохнувшись дымом. Узнал о том что он умер я как это ни странно почти не испытал никакой горести. Все дело в том, что он не жил с нами уже много лет и поэтому стал для меня уже чужим. В молодости он был хорошим человеком, но пьянка сделала его совсем другим. Когда я родился он постоянно куда-то ездил и мало жил дома. Он стал часто ездить в тайгу в поселок Назино. Он просто брал отпуск за свой счет и жил там по полгода. И так бы он, наверное и остался там жить но сельсовет принял решение забрать его дом себе. Поэтому, наверное он и вернулся к нам обратно. Но, правда постепенно пить он стал все больше и больше. Поэтому, наверное и хорошо что он жил последние годы один. Впрочем он сам сделал такой выбор. Я помню, что когда его привезли к дому то мы даже не стали заносить его в квартиру потому что нужно было бы поднимать его тогда на пятый  этаж. Просто на улице поставили две табуретки и поставили на них гроб. И все кто знал его, прощались с ним. Потом мы приехали на кладбище и я помню что когда гроб опустили на веревках вниз и все потом бросали по горсти земли то я слышала как мать сказала, отмучился и нас отмучил. На его могиле теперь уже выросло небольшое дерево. Он строил большие планы, и многое хотел достичь в своей жизни. Но вместо этого просто спился. После его смерти что-то изменилось во мне и лишь когда прошло какое-то время, я ощутил горечь утраты. Я потом многие годы много думал об этом. Но однажды я понял, что нужно просто пожалеть его и понять почему он так жил. Он став алкоголиком и постепенно опустился на самое дно жизни. Но самой удивительное, что незадолго до смерти он стал читать Евангелие. И он читал его как будто предчувствуя свою скорую смерть. Сначала умер мой несчастный спившиеся отец а потом очередь подошла и до моей бабушки, которую я очень любил. Она хоть в молодости и не была особенно верующим человеком, в старости стала очень религиозной. Каждый день она стала, много молится. А по средам ничего не ела и много молилась. И однажды когда я уезжал в очередную поездку в Петербург я подошел с ней проститься перед дорогой и вдруг я очень четко осознал что больше никогда, не увижу ее в живых. Это было такое странное ощущение, когда ты точно знаешь что больше никогда не увидишь этого человека. Я помню, что в тот момент внимательно посмотрел на нее стараясь запомнить ее. Я понимал тогда что вижу ее последний раз в своей жизни. Я помню что она улыбалась, глядя на меня. И мне стало в тот момент очень грустно. А когда через два месяца я вернулся домой то моя  мать сообщила мне что моя бабушка умерла во сне не мучаясь и не страдая, как и положено доброму и религиозному человеку. И когда я пришел на кладбище то увидел только холмик да крест на нем. Каждый человек когда нибудь умрет, как и все те люди что жили до нас на этой земле. И главное чтобы вспоминали о человеке добрым словом вспоминая все-то хорошее, что сделал он  в недолгие дни жизни своей на этой земле.            
 Конец.               
 Новосибирск 19 сентября 2021 года


Рецензии