Глава 3 Храмы России Угреша Часть 3 Икона

УГРЕШСКИЙ ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ. XIV В.
НЫНЕ ОН РЕСТАВРИРОВАН И НАХОДИТСЯ В ЗАПАСНИКАХ ТРЕТЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

В интернете много размещено икон Николая Чудотворца. Но мне хотелось найти – ту, единственную, которая явилась Дмитрию Донскому. Нашла её. .
Она перед вами…

Подтверждением, что это именно та самая икона, является сообщение, сделанное 13.12.2015 года…

Под опубликованным снимком этой иконы было написано:

Угрешский образ святителя Николая

Дорогие братья и сестры!
В запасниках Государственной Третьяковской галереи хранится некогда главная святыня Николо-Угрешского монастыря — образ святителя Николая Чудотворца.
По преданию, этот образ был явлен на сосне благоверному князю Димитрию Донскому по дороге на Куликово поле 9 (22) августа 1380 г. По возвращении с Куликова поля князь основал Николо-Угрешский монастырь.
До революции икона находилась в Никольском соборе монастыря и почиталась как чудотворная.
После революции икона путешествовала из рук в руки до тех пор, пока в 1934 году не оказалась в запасниках Государственной Третьяковской галереи, где находится и поныне. Крайне редко выставляется на экспозиции музея, доступа в запасники для посетителей Галереи нет.
24 декабря, в четверг, Угрешский образ святителя Николая будет вынесен из запасников в храм Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее к вечерней службе.
Икона будет доступна для поклонения с 17.00 до конца Всенощного бдения.
25 декабря, в пятницу, в 9.00 в храме будет отслужена Божественная Литургия, в 13.00 — молебен с акафистом перед иконой. В промежутке между этими богослужениями икона будет доступна для поклонения верующих.
У нас есть уникальная возможность поклониться этой иконе.



ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ  И  ХРАМЫ РОССИИ
УГРЕШСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ЧАСТЬ 3  ИКОНА НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Когда-то, лет 10 назад я задумала написать историю Угрешского монастыря.
Ночами, во время мучившей тогда меня бессонницы, я обдумывала – как лучше воссоздать в рассказе происшествия  тех далёких лет.

Перед моими глазами менялись видения. Сначала – непроходимые дремучие леса, где старые деревья выросли до небес и срослись своими разросшимися кронами. Подножья деревьев обросли мхом.
Старая хвоя и листва, уступая место молодым побегам, опадала вниз, покрывая землю огромным покрывалом. И потому в самом лесу было сумрачно и безлюдно, потому , как дотоль  не ступала нога Человека в эти чащобы .               
Вся эта, увиденная мной картина напоминала заброшенное царство вечной природы, обречённой на забытьё.

Но вот – следующее видение…

…И повёл войска  великий князь Дмитрий на битву с татарами.
Дорога дальняя, а кругом – леса дремучие, тропы не проходимые.
Шли с рассвета до тёмной ночи. Подустали и воины, и кони, коих жалеючи, воины вели под узцы. Наконец поступила команда остановиться на ночлег. Уставшие от долгой ходьбы, воины не стали ставить шатры. Зажевав в сухомятку -  то, чем запаслись на дорожку, и, запив  из фляг холодной водицей, они  укладывались помолясь на мягкий мох под деревьями, положив под головы дорожные сумы.
Сон сморил всех сразу.
Только не спалось Дмитрию. Думы о предстоящем  гнали сон прочь. Но вот и  его сморила усталость…

Начало светать. Дмитрия разбудил хриплый крик птицы. Он открыл глаза. На ветвях большого развесистого дуба, под коим спал Дмитрий, сидел чёрный ворон. И прокаркал ворон трижды, как будто сказать что-то хотел. Потом взмахнул крылами и полетел шумно прочь.
 
А вокруг свет разлился голубой, да такой нежный, что казалось, будто он опускается на тебя с неба и обволакивает тебя всего.
Привстал Дмитрий, чтобы разглядеть – откуда свет такой льётся, и к удивлению своему увидел как бы парящего над землёй Святителя Николая Чудотворца. Не успел Дмитрий и поверить-то в это чудо-явление, как Святой подняв руку, махнул ею в сторону дороги,  как бы указывая   на дорогу ведущую дальше к Коломне, и растаял в воздухе.

Дмитрий сначала подумал, что это пригрезилось ему. Ан – нет! Всё было взаправду. И понял он, что не только Сергий Радонежский благословил его на эту битву, но и Святой Никола также благословляет идти биться за правое дело, за свободу…

Так и не заснув, встала я и сразу же, чтобы не забыть, записала мне пригрезившееся ночью…

А дальше – всё, как  было в этой истории…

Победил Дмитрий татар. А возвращаясь назад, указал на то место, где пригрезился ему Святой Николай Чудотворец, и повелел поставить здесь церковь и построить монастырь. А, место то пометили, чтобы легко потом было найти его. И вскоре поставили там часовенку, от которой и началось строительство НИКОЛО-УГРЕшСКОГО монастыря…

Я поняла, что все последующие события истории Угреши мне не увидеть в моих грёзах. А вести пересказ прочитанного  своими словами будет похоже на школьное сочинение. Так что нет других вариантов, кроме того – единственного, в котором  будут использованы официальные документы, с сохранёнными в них  историческими данными.
По крайней мере не будет искажена истина, которую в наши времена уже не раз выкручивают наизнанку  и изменяют суть - многие  современные «историки».

И в первую очередь мне хочется упомянуть об иконе НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, которая приведена вверху.

Вначале постройки монастыря возводились из дерева, поскольку вокруг был лес, а его всё равно нужно было вырубать. И только в центре монастыря был возведен храм в честь чудотворца Николая сразу же из белого камня.

Главной святыней Никольского храма была чудом явленная князю Дмитрию икона Святителя Николая, изображенная  в архиепископском облачении. В левой руке он держал закрытое евангелие, а правая рука была поднята для благословения. После закрытия обители в 1919 году иконописный образ передали в церковь села Коломенское. Потом икона попала в государственные реставрационные мастерские, а в 1934-ом году – в Третяковскую галерею.

На иконе Николая Чудотворца мы видим 19 клейм жития.
Слово КЛЕЙМЫ подразумевают – комментарии к иконе.
Обычно на иконе с клеймами в центре изображается лик святого в полный рост или по пояс. А по краям слева и справа, а то и по всему контуру иконы располагаются картинки их жития этого святого.
Мне пришлось пересмотреть много икон Николая Чудотворца в поисках  точно  таких-же клейм, какие изображены именно на на Угрешской иконе.
Иконы писались разными иконописцами и мастера по своей задумке располагали клеймы на иконах.

И ещё труднее найти точный перечень содержания клейм на иконах. Тем более, что иконы бывают и  небольшого размера, и порой – старые или древние. Поэтому  клеймы порой бывают трудно различимые.
И всё-таки мне удалось отыскать перечень клейм именно с Угрешской иконы на сайте – vos.1september.ru/2000/no46.htm)

ИКОНЫ "СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ С ЖИТИЕМ"

"Икона Святителя Николая – самый драгоценнейший памятник Никольского собора Угрешского монастыря. Она имеет вид глубокой древности, прославлена чудесами, издавна чтима народом, она была чествуема царями. Икона с приписью по сторонам из жизни Святителя, в серебряной золоченой чеканной ризе; венец и цата серебряные золоченые, украшены драгоценными каменьями и жемчугом, на венце местра золотая с алмазами, яхонтами, изумрудами и жемчугом".

В средней части представлен Никола в епископском облачении, с омофором на плечах; правой рукой он благословляет, на ладони левой держит закрытое Евангелие. Вокруг – девятнадцать сцен жития. В основе сюжетов – византийские тексты с русскими добавлениями.

1. Рождество Николы. На первом плане – омовение младенца.
2. Крещение: чудо в купели. Родившийся ребенок встал на ноги и простоял три часа.
3. Обучение грамоте и исцеление слепой женщины. По преданию, Николай еще ребенком исцелил слепую женщину.
4. Изведение водного источника из горы. Иноком Никола помог жителям Кесарии найти в горах исчезнувший источник.
5. Инок Никола изгоняет беса из монастыря.
6. Поставление Николы в диаконы.
7. Поставление в епископы.
8. Явление Николы трем невинно осужденным в темнице.
9. Явление Николы во сне императору Константину с повелением освободить невинно осужденных.
10. Явление Николы во сне Евлавию, видному чиновнику (епарху), с тем же требованием.
11. Избавление от казни трех невинно осужденных. Никола, чудесным образом явившись на место казни, остановил рукою меч, поднятый палачом.
12. Исцеление слепого и бесноватого.
13. Изгнание беса из древа.
14. Спасение Димитрия. Никола извлекает из воды утопающего юношу Димитрия, лодка которого перевернулась в море.
15. Чудо о младенце в Киеве. Этот сюжет дал название одной из икон Софийского собора – Никола Мокрый. Двое супругов-киевлян, переправляясь через Днепр на лодке, уронили грудного ребенка в реку. Они стали молиться святому Николаю о даровании чуда – возвращении ребенка. Наутро в Софийском соборе Киева обнаружили невредимого плачущего младенца, лежащего перед иконой святого Николая. Чудо произошло в XI веке.
16. Чудо о ковре. В Константинополе Никола чудесным образом помог двум обедневшим старикам-супругам: он купил у мужа на рынке их последнее богатство – ковер, а затем вернул его жене. Последняя сцена изображена в клейме.
17. Возвращение Василия, сына Агрика, родителям. Мальчик, сын крестьянина с побережья Ликии, близ Мир, был захвачен в плен арабами (сарацинами), но по молитве родителей святому Николаю возвращен им обратно.
18. Преставление (смерть) святого Николая.
19. Перенесение мощей Николы из Мир в Бари.
(источник -  vos.1september.ru/2000/no46.htm)

Пояснение к тексту – что означает слово – «ОМОФОР».
Омофор
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Омофо;р (др.-рус. амафоръ, амфоръ, амафорий, омофоръ, омфоръ, ам;оръ, др.-греч. ;;;;;;;;;от ;;;; — плечо и ;;;;; — несущий), нара;менник, нара;мник (от ст.-слав. рамо, двойственное число рамена — плечо, плечи) — принадлежность богослужебного облачения епископа.
Различают великий и малый омофор:
Великий омофор — длинная широкая лента с изображениями крестов, огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим — на спину.
Малый омофор — широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами.
Омофор надевается поверх саккоса и символизирует овцу, заблудшую и принесённую добрым пастырем на плечах в дом (Лк. 15:4-7), то есть спасение Иисусом Христом человеческого рода. А облачённый в него епископ знаменует собой Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнёс её к незаблудшим (то есть ангелам) в дом Отца Небесного. Также омофор знаменует благодатные дарования епископа как священнослужителя, поэтому без омофора, как и без епитрахили, епископ не может священнодействовать. Епископ совершает все богослужения в великом омофоре, кроме большей части литургии, совершаемой в малом омофоре. При выносе Евангелия на середину храма для чтения и на Великом входе диакон несёт омофор впереди торжественного шествия церковно- и священнослужителей.
И, конечно, долго рассматривая через лупу эти миниатюрные  клеймы, мне всё больше хотелось узнать хоть какие-то подробности из жизни Николы Чудотворного…
Жизнеописание Николая Чудотворца читала, как сказочный роман, в котором чудеса пересекаются с приключениями и фантастикой, которая на самом деле была – реальной жизнью святого.

Ему в интернете посвящено много сайтов. Сюда копировать не буду. Кому интересно, найдут и почитают самостоятельно.

А вот о том, за что икону его чтили в Угреши и поклоняются ей и сейчас, стоит вспомнить.

Я позволю себе коснуться того, что услышала из устных повествований старых бабушек деревни Гремячего, что приютилась на краю посёлка Дзержинского.
И, скорее всего – всё, касающееся  истории монастыря, в их семьях передавалось
из поколения в поколение.
И все рассказчицы были коренными жительницами деревень Гремячего, Кишкино, Денисьево, Остров, Капотня и других сёл, имеющих непосредственное отношение  к монастырю.

Из того, что мне удалось запомнить из рассказов коренных жителей деревни Гремячево и посёлка Дзержинского – касалось в первую очередь иконы Николая Чудотворца . В основном – о чудесной силе этой иконы, дававших исцеление болящим и немощным.

Эти рассказы дословно я не помню. Но они записаны и опубликованы.

ЧУДЕСА  ОТ  ЧТИМОГО  УГРЕШСКОГО  ОБРАЗА  СВЯТИТЕЛЯ  НИКОЛАЯ

Чудеса изложены в книге: Угреша.
Историческое описание Николо – Угрешского общежительного  монастыря.
Издание восьмое с рисунками. Москва.
А. И Снегеревой. 1905 год.

1. Исцеление крестьянки Матроны, расслабленной ногами, 1858 года.
Подольского уезда, деревни Богдановой, крестьянская девица Матрона, бывшая лет двенадцати, упала с довольно высокого крыльца, и о своем падении и ушибе скрыла от родителей. Вскоре на ее спине стал замечаться горб, со временем увеличивающийся более и более, а в ногах ее оказалась сначала слабость, потом трудность в хождении и наконец совершенное онемение. Во время своей болезни она лишилась матери. Отец ее вступил в другой брак и сам вскоре умер. Некоторые из односельчан и из ее родных ходили иногда в праздничные дни на богомолье в Николо-Угрешский монастырь и, возвращаясь, много рассказывали больной о сей обители. Она не редко думала, что если бы была возможность с какой бы радостью побывала она там, и помолилась бы Угоднику Божию Святителю Николаю. Между тем уже исполнился год ее болезни, и в то же самое число, в которое она лишилась владения ног, вдруг почувствовала некоторое облегчение. Через несколько дней после того ее мачеха и тетка видят во сне, каждая особо, будто они с больною молятся в Николо-Угрешском монастыре. Видение во сне они пожелали исполнить на деле, с больною отправились в монастырь, отслужили молебное пение Святителю, во время которого больная могла уже несколько стоять, после сего в каждым днем ей становилось лучше и лучше, так как ноги стали крепнуть все более и более. Это было в 1858 году в октябре месяце. С тех пор она стала ходить совершенно свободно и твердо. Так как во время болезни не было употребляемо никаких врачебных пособий, то свое выздоровление она и ее родные приписывают единственно благодатной силе чудотворной иконе святителя Николая.

2. Исцеление московского земского исправника Н.С. Василия Ивановича Муратова, 1859 г.
Оно описано им самим. В 1856 году я заболел лихорадкою, которая признана докторами крымскою. Болезнь эта с небольшими промежутками продолжалась до сентября 1859 года, и нередко во время пароксизмов сидевшие при мне слышали треск в моих костях, и меня поднимало на постели на четверть аршина, чего не могли остановить двое или трое державших меня. Лечившие врачи употребляли всевозможные и самые сильные средства, но в течении трех лет не могли даже ослабить болезнь. После каждого промежутка лихорадка возобновлялось с новою силой, и я наконец ослабел телом и духом. В сентябре месяце 1858 г. к лихорадочной болезни присоединилась еще другая, ужасная и нестерпимая, так что я не мог выносить ее, но при всем этом, я не отчаивался, и единственное находил утешение в надежде на непосредственную милость Божию, будучи твердо убежден, что, если я могу еще выздороветь, то не иначе, как только чудесным образом. При этом я вспомнил о чудотворной иконе Святителя Николая в Николо-Угрешском монастыре, и послал туда своих детей, чтобы они попросили отслужить молебен всем собором с водоосвящением пред иконой Угодника и пожертвовали  монастырю частицы святых мощей которые хранились у меня. Когда служили молебен на Угреше, в тот час в Москве совершилось со мною чудо: я почувствовал явное облегчение от болезни, встал с постели после постоянного двухмесячного лежания, и когда мои возвратились, я вышел к ним навстречу. С тех пор здоровье мое улучшилось, и лихорадка совершенно меня оставила.

3. Исцеление Московского купеческого сына И.С.Ш. 1860 года.
Он был подвержен сильной золотухе. К лету 1858 года до того она усилилась, что трудно было надеяться на излечение. Покрытый не одним десятком страшных ран, больной страдал невыносимо. В одно время пришло ему на мысль, не видя пользы от врачей земных прибегнуть к Небесному; вследствие чего и дал обет поклониться чудотворной иконе святителя Николая, что на Угреше. Лишь только он объявил домашним эту мысль, как болезнь начала мгновенно облегчаться, и он в короткое время совершенно оправился. Получив возможность возблагодарить Святителя, исцелившейся откладывал это день за днем, хлопотал о мирских делах,  и наконец вовсе забыл о своем обете. Болезнь снова возвратилась к нему с еще большей силой, ударила в голову и врачи объявили ему, что он раньше нескольких месяцев едва ли сможет встать с постели. Это тягостное положение пробудило его совесть, он вспомнил об обете своем, и твердо положил в себе исполнить его, нисколько не медля при первой возможности. Как и прежде, болезнь тотчас же начала ослабевать, так что через два дня по вторичном обете, он в силах был отправиться в монастырь. Отслужив молебен Угоднику Божию, и приложившись к иконе его он вдруг почувствовал себя совершенно здоровым. Возблагодаривши Святителя, он объявил об этом чуде, и отправился в самом радостном настроении духа, чувствуя себя совершенно здоровым.

4. Исцеление крестьянской девицы от горячки.
Рассказавши об исцелениях от иконы Святителя, упомянем и еще об одном случае благодатного проявления милости Божией над одною пожилою крестьянскою девицею деревни Коркиной, верстах в 6-ти от Угреши. Сие сообщил священник села Беседы, к приходу которого принадлежит это селение. Эта крестьянка была в горячке и в продолжении 20-ти дней лежала в беспамятстве и в таком положении ее соборовали; на 21 день больная очнулась и говорит домашним: «Сходите в часовню, и принесите мне водицы!» Проговоривши это она снова пришла в беспамятство. Родные тотчас сходили в монастырь и принесли воды, дали больной испить и умыли ее, и она тотчас пришла в себя. Ее стали расспрашивать из какой часовни она просила воды? Тогда она рассказала, что ей представилось, что она в Угрешском монастыре, в часовне у креста, где колодец, и слышит, что чей-то мужской голос говорит ей: «Молись Святителю, омойся; Господь тебя помилует!»
И действительно, она встала с постели совершенно здоровая.

5. Рассказ Анны Глебовой…
В наш век, люди слишком увлеклись потребностями материальной жизни, мало сосредоточиваются в отвлеченной – духовной, и потому многие не верят чудесам. Но в какое время, кто-либо решится отринуть милосердие Божие? Оно так велико, что проявляется не только на достойных, но и на нас – ослабевших, чадах его.

Вот одно из необыкновенных явлений, о котором не смею умолчать:
Я имела рану на ноге, от которой страдала полтора года; и, не смотря на исполнение медицинских советов, рана моя, соответствуя мнению докторов, говоривших, что едва ли можно закрыть ее, так как натура уже привыкла к отложениям в одном месте, – постоянно увеличивалась.
В марте, 1870 года, живши в Москве, я начала постройку дачи в окрестностях Кунцова, что принудило меня довольно часто делать дальние поездки туда. Дорога туда и обратно занимала более 15 верст. Дальняя дорога и сырая погода доставляли беспокойство больной ноге и имели дурное на нее влияние. Рана делалась больше – стала около 3-х вершков; болезненное состояние не удержалось на одной стороне ноги – оно обвило ее. Нога покраснела и покрылась мелкою сыпью.
Я с трудом могла ступать – при ощущении сильной боли. Но поездок не прекращала. Наконец, 3-го мая, ноге вдруг сделалось хуже. Все место занимаемое раною и вся ступня сильно опухла и покрылась краснотою. От ослабевших от страданий сил – я слегла. Боль ноги не позволяла прикоснуться ею, ни до тюфяка, ни до мягкой подушки; я повесила ее на полотенце. Но боль усиливалась, – и к вечеру – я теряла даже сознание. Пальцев почти не стало заметно, все вместе: нога, ступня и пальцы получили вид и форму подушки сине-бурого цвета, с белыми окраинами и белой сыпью. Ночью принуждена я была призвать доктора, который, не медля, велел послать за лекарством. Состояние ноги было такое, что даже пришли к мысли о необходимости операции и советовали не медля делать консилиум, и что бы ни было поздно, решаться на нее – если найдут ее неизбежною. Три недели пролежала я в постели с повешенною ногою. Когда встала с болезненного одра – то поддерживалась костылями – не ступая не нее. Решено было для лечения ехать за границу, как только силы мои позволят довести меня до Санкт-Петербурга. Но я просила мужа, отвезти меня прежде, к Николаю Чудотворцу – что на Угреше, в 15 верстах от Москвы.
Привезли меня – и, пробыв с нами 2 дня – муж, обязанный службою должен был оставить нас и уехал с тем, чтобы, как только ему можно будет возвратиться, вести нас заграницу. Отпуская его, я еще не могла вставать. Через три дня, когда я дошла до церкви – на костылях и скорее несомая, нежели поддерживаемая людьми; от боли в ноге и слабости моей, сделался обморок.
Тут лекарство более не было; – не было и земного доктора.
 Я попросила масла из лампады Николая Чудотворца, и им два раза в день стала мазать больную ногу. Помазание это производило чрезвычайно приятное, успокоительное чувство, и сделанное на ночь давало покойный сон. Когда через три недели – приехал муж, я уже ходила одна с костылем.
Такое излечение без доктора – заставило нас прибегнуть с просьбою к Отцу Архимандриту той обители позволить нам, вместо предполагаемой поездки заграницу, продолжать наше пребывание в ней, что он милостиво разрешил. Но, хотя болезненность ноги исцелилась, – оставалась, еще рана и как считали, что она закрыться не может, без вреда всему организму, то, что бы, ни возвратилось опять опасное состояние ее – заказана была нога искусственная – на костыле. Между тем я продолжала пользовать ногу маслом – из лампады Чудотворной иконы.
Когда привезли мне искусственную ногу, моя была уже без раны и совершенно здорова. В таком состоянии находится она и до сих пор.
Вскоре, по прибытии моем в Николо-Угрешский монастырь – приехал туда и почетный гражданин К. В. Пр. узнав о болезни моей ноги, он поинтересовался видеть меня, и попросил показать рану. Взглянув на нее, у него навернулись слезы. У меня также болела нога, сказал он, мне сделали операцию, и я на всю жизнь остался на костыле…
К чему же! Как не единственно к Великому милосердию Божию и святителя Его Николая – можно отнести это неожиданное излечение? Сколько денег проезживаем мы, и переплачиваем докторам за границею! Тогда, как по воле Божией – врачи так близко нас.
1871 г. Мая 27. Анна Глебова.

6. Смоленской губ., Вяземского уезда, Городецкой волости, безземельная крестьянка Марфа Васильева, проживающая в Москве, в Сущевский части, 1-го участка, в доме Вишнякова, десять лет страдала болезнью ног и когда в 1900 году, 28 Июня пожелала помолиться св. Николаю и по приходе в Угрешский монастырь с великою болезнью пала со слезами перед иконой святителя и чудотворца Николая и когда встала после молитвы, то почувствовала себя совершенно здоровою, и как будто ноги ни когда не болели. По прошествии 8-ми месяцев, хотела она объявить об этом чуде, но ее посторонние люди отговаривали, и когда она сложилась в мыслях умолчать, то у ней в туже ночь сделалась опять сильная боль в ногах, и она едва могла встать и поклониться лику Великого Угодника, и когда дала обещание объявить о сем чуде, то болезнь ее прекратилась, и она по сие время чувствует себя здоровою и прислала 28 июня 1901 года свое письменное заявление с посильным пожертвованием на масло святителю и чудотворцу Николаю.

Бывают и теперь случаи исцелений, в особенности одержимые недугом беснования нередко получали видимую помощь, но заявлять о сем гласно некоторые, может быть стыдятся, а другие не умеют, но всегда, как заметно, усердно благодарят Бога и Святителя Чудотворца Николая своею теплою молитвою и вещественными жертвами.
 
После революции и закрытия монастыря Угрешская святыня попала в музей в Коломенское, потом в Русский музей в Ленинграде, а в 1934 году была передана в Третьяковскую галерею, где хранится по сей день. Икона дважды реставрировалась И.А. Барановым в 1936 и 1958 годах. В основном она хранится в запасниках и выставляется редко: в 1958, 1960, 1980 годах.
И уже летом 2015 года посетителям Третяковки повезло.
24 декабря, в четверг, Угрешский образ святителя Николая был вынесен из запасников в храм Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее к вечерней службе.
Икона была доступна для поклонения с 17.00 до конца Всенощного бдения.
25 декабря, в пятницу, в 9.00 в храме была отслужена Божественная Литургия, в 13.00 — молебен с акафистом перед иконой. В промежутке между этими богослужениями икона была доступна для поклонения верующих.

В Николо-Угрешском монастыре находились и другие иконы Святителя Николая. Была в монастыре небольшая деревянная икона Николая Можайского, называемая жителями окрестных деревень "Радонской" и почитаемая чудотворной после того, как по молитве перед ней произошло исцеление младенца. Эта икона, являющаяся уникальным памятником русской скульптуры конца XVII – начала XVIII века, находится в настоящее время в Коломенском.

Что ещё запомнилось из рассказов коренных жителей Дзержинки?

При церкви поставили колокольню, на которой уже в 19-ом веке водрузили часы, точную копию часов, расположенных на Спасской башне Московского Кремля, которые демонтировали только летом 1941 года, чтобы они не стали ориентирами для немецких самолётов.
Часы исчезли бесследно. Но где-то они всё-таки хранятся?

Помню ещё один рассказ из жизни монахов Угреши, похожий на легенду.

Среди монахов были и молодые, большей частью – выходцы из простых людей, которым иногда и грех был сладок.
Рядом с монастырём уже выросли новые сёла. А в них росли деревенские красавицы девицы.
Но как встречаться молодым монахам с теми красавицами?
«Голь на выдумки хитра»…

В монастыре монахи владели разными профессиями. В том числе это было и ткачество. Ткали полотна, из которых шилась монашеская одежда и часть полотен шла на продажу. Вырученные деньги шли на нужды монастыря.
Так вот, оказывается, полотна те помогали влюблённым встречаться.
Ночью монахам за стены монастырские не разрешалось выходить.
А днём и вовсе – жизнь и трудовая повинность проходили  на виду у всех. Не до свиданий было…
Но когда наступала ночь, влюблённые девушки потихоньку сбегали от спящих в доме родителей и прибегали к монастырским стенам. Монахи перекидывали через стену конец  раскатанного полотняного рулона.
И девушки по нему перебирались через стену на свидание с любимым.

Такую байку я слышала. Но потом никак не могла представить себе подробности этого трюка. Не могла же девушка, как эквилибристка в цирке пробежать по натянутому полотну, как по дорожке до верха стены. Стена высокая. Наверное, один из монахов всё-таки с помощью друга перебирался через стену и находясь снаружи, обвязывал девушку  концом полотна  и подсаживая снизу, помогал  ей подняться вверх.
А её любимый другой конец полотняной дорожки перетягивал к себе вместе с девушкой..

Теперь уже неважно, как это было. Но байка эта кончается тем, что якобы во многих деревенских семьях рождались дети, отцами которых были монахи.
И не только. Уже в послереволюционный период, когда в Угреше была коммуна, рождались дети и от бывших беспризорников. Но в отличие от монахов, с девушками они встречались открыто и женились, как положено. И в семьях этих продолжают  и сейчас  в городе Дзержинском жить их внуки и правнуки.


Рецензии