Знак Стрельца

Руслан… Он прошёл по моей жизни, словно яркий и стремительный метеорит.  Двадцать семь лет…  А кажется, будто мгновение, будто огненная вспышка. Вот он был – и его нет…
Остался день его рождения – 16 декабря. Остались детские рисунки, школьные тетради, дневниковые записи, документы. Остался деревянный кухонный набор с выжженным рисунком и фамилией, где пропущена одна буква. Его он сделал на уроках труда в седьмом классе. Остались фотографии.
И ещё одно, почти мистическое, видео. День рождения моего внука Никиты. Руслан в это время жил и работал в Санкт-Петербурге.  Много кто снимал в этот день торжество. Видеокамера находила всё новые и новые объекты для съёмки, показывала праздничный стол, вышитые гобелены на стенах,  книги, подарки и цветы, хохочущую ребятню, кухню, прихожую…
И вдруг быстро мелькнувший кадр… Входная дверь, полутёмная прихожая – и фигура высокого парня в джинсах и красной футболке, спиной к объективу. Всё…
Среди наших гостей не было никого в такой одежде.
Потом, когда Руслана уже не стало, я ещё и ещё раз просматривала эту плёнку. Что и кого хотелось мне увидеть? Не знаю…
Время не повернуть вспять. Но можно вспомнить многое из того, что забыть нельзя. Помню, как меня забирали из роддома с маленьким  сыном мои коллеги-журналисты, а дома нас ждал шикарный по тем временам подарок – зимняя импортная коляска. Помню, как соседи помогали мне с дровами и водой, поскольку муж в очередной раз мотался по стране в поисках лучшей жизни. Помню детские болезни сына и первые его шаги. Помню, как впервые оставила Русланчика надолго у своей мамы, поскольку надо было  работать, а с садиком были проблемы. Но потом не выдержала и забрала его домой.
Он рос очень самостоятельным. Ходил в магазин, сам мог приготовить себе поесть. Любил мастерить и копаться в разных приборах и механизмах. Имея по физике тройку, мог запросто починить магнитофон или радиоприёмник. Поэтому все мальчишки во дворе знали, кому нести в случае поломки транзистор или магнитофон.
А ещё любил экспериментировать. Как-то звонит в редакцию моя дочь и кричит в трубку: «Мама, у нас пожар! Приезжай скорей!» Ловлю машину, лечу домой. Окна в квартире открыты настежь, но, слава Богу, пламени нет. Оказывается, Руслан решил устроить в ванной запуск ракеты. Что-то пошло не так, и в результате пожар пришлось тушить… рыбным супом. Воды в кране, как это часто случалось, не было. Но зато была полная кастрюля  супа. Молодцы, не растерялись.
Позже, когда Руслан подрос и окончил школу, проснулась у него страсть к путешествиям, хотел быстрее покинуть дом, пожить самостоятельно. Да и с работой, честно говоря, в Беларуси тогда было не очень. Сначала работал в Москве, потом уехал в Санкт-Петербург. Город ему очень понравился, часто звонил и рассказывал, как ему там живется. Звал в гости и никогда не жаловался.
А потом пришла эта чёрная весть. Трудно было поверить, что моего мальчика больше нет.
Когда-то, когда Руслан был совсем маленьким, моя мама посадила в  честь его у себя во дворе тоненький саженец грецкого ореха. Теперь в этом доме живёт мой младший брат Юра, а во дворе у калитки шумит большое раскидистое дерево. Его крона зелёным шатром закрыла весь двор.
В тот год, когда с Русланом случилась беда, в Горячем Ключе стояли страшные морозы, коснулись они и грецкого ореха. Большая часть кроны погибла, но на следующий год молодые побеги устремились ввысь, и стало дерево ещё выше и краше.
Когда моя мама купила землю и начала строить дом в станице Пятигорской, она  привезла из Горячего Ключа тоненький саженец – отросток того Руськиного грецкого ореха. Я посадила его в самом красивом месте нашего сада, и теперь это стройное дерево радует всех, кто его видит. Скоро, совсем скоро оно станет выше всех деревьев в саду и даст первые плоды.
В последнее время я часто думаю, почему и зачем погиб мой сын? Кто виноват в этом? И не нахожу ответа. Кто-то говорит, что его погубил большой город, кто-то сетует на стечение обстоятельств. Может, и так. Руслан был слишком смелым, обладал обострённым чувством справедливости, подчас необдуманно шёл навстречу опасности, любил рисковать. И никогда не бросал в беде своих друзей.
Это ему и таким же мальчишкам, как он, мое стихотворение «Без войны».

Без войны… Здесь драка, там верёвка.
В кровь раздавленный в руке стакан.
Погибают мальчики неловко,
Жизнью крепко взятые в капкан.

Без войны… Их жизнь страшнее страха,
Плачь, но дезертировать не смей.
И идёт последняя рубаха
За бутылку… Всё же легче с ней.

Без войны… Зелёные мальчишки,
А играют, глупые, в «крутых».
Набивают синяки и шишки,
Получают в сердце и под дых.

Без войны… «Ох, мама, где ты, мама?..»
И тоска в мальчишеских глазах.
Только лезут на рожон упрямо,
По щекам размазывая страх.

Без войны… О, Господи, за что же
Жизнь в упор стреляет, не щадя,
Оставляя на озябшей коже
Знаки смерти ржавого дождя?

Без войны… А боль она всё та же,
Без войны… И звёзды не горят.
Гибнут без войны мальчишки наши,
Как спасти от гибели ребят?

 


Рецензии