Финская история

Эля  совсем  перестала  спать  ночью.  Сотни,  тысячи  раз  она  вспоминала  те  события,  ту  зиму.  Все,  что  случилось  тогда  было  единственным  местом,  где  ей  хотелось  быть,  где  хотелось  остаться.

И  даже  её  подруга  будучи  психологом,  никак  не  могла  остановить  происходящее.

--  Я  верну  его  потом,  верну  еще.  Серж!  Но  почему,  почему…Он  больше  не  нуждается  во  мне!

Её  мучительное  состояние  длилось  уже  около  месяца.  Эля  то  находилась  там,  в  своих  воспоминаниях,  то  не  в  состоянии  больше  выносить  этой  пытки,  начинала  что-то  писать.  Так  могло  продолжаться  до  самого  утра  и  дале,  пока  она  просто  не  засыпала,  наконец,  от  полной  потери  сил.

От  Сержа,  как  вы  поняли,  никаких  известий  не  было.

--  Может  мы  поедем  к  нему?  --  предложила  Эля.

--  Нет,  представь  как  он  будет  доволен,  что  «она  без  меня  не  может!», --  уверенно  ответила  Лолита.

--  Он  должен  приехать  к  вам.  За  что  мы  должны  ехать  к  нему?  Он  что  заслужил  это  своим  поведением?  --  добавила  она,  широко  раскрыв  свои  красивые  голубые  глаза  и  вопросительно  глядя  на  подругу.

-- Где  ты,  Серж? -- говорила  про  себя  Эля.  Она  подошла  к  окну,  вечернее  небо  было  ясным,  с  россыпью  звёзд.

                ***

«Как  я  буду  изъясняться  в  этой  стране?  На  что  я  надеюсь,  ища  его?  Я  точно  попаду  в  большую  беду,  я  даже  не  нужна  ему.  Ему  отлично  живётся  без  меня».  Помышляла  она  с  утра  на  вокзале,  стоя  одна  среди  холодных  просторов  финской  стороны.

--  Сергей  Викторович,  Деменский.  Да…

Финн  глядя  на  неё  ясными  голубыми  глазами,  сделал  знак  направо.  Это  все,  что  было  можно  уяснить  из  непонятной  речи.

Она  попросила  записать  ей  сказанное  и  это  было  уже  что-то.
--  Address,  адрес,  --  слабо  улыбалась  Эля,  проводя  по  руке  вымышленной  ручкой.

Отправиться  в  полицейский  участок  было  её  первой  мыслью  и,  кажется,  имело,  какой-то  результат.

--  Зачем  ты  приехала?!  Ты  преследуешь  меня?  Ты  знаешь,  я  не  люблю  такое!  --  Сергея  вывел  из  себя  этот  её  приезд  без  причины.

--  Нет…мама,  моя  мама  хотела  побывать  в  этой  стране.  А  недавно  она  опять  сказала,  что  я  так  и  не  отвезла  её,  --  прерывая  от  волнения  речь,  говорила  Эля.

                ***

Урок  с  Сержем

--  Теперь  немного  почитаем  вслух, -- продолжала  урок  Эля.

--  “…Elle  range  ses  cheveux  et  sa  main  tremble  un  peu
Puis  elle  va  regarder  si  elle  est  jolie:  si  tout  va  bien…”,  --  принялась  читать  Эля  текст  из  песни.

Серж  был  прилежным  и  серьёзным  учеником  и  внимательно  слушал  каждое  слово.

--  Значит,  прилагательные  тоже  изменяются?  --  спросил  он  после  того  как  тоже  вслух  повторил  за  ней.

--  Да,  если  женский  род,  то  добавляется -е.  Изменяются  как  в  русском:  добрый,  добрая,  милый,  милая,  милое.

--  Я  понял,  -- ответил  ученик.

--  Ты  не  устал,  может  выпьем  кофе?  --  предложила  она.  На  что  он  кивнул  согласно.

--  Еще  почитаем  потом?  Сергею  понравились  уроки  французского  и  он  хотел  по возможности  освоить  его.

Сегодня  было  теплее,  снег  не  шёл,  был  пушистым  и  где-то  в  фиолетовой  тени  снега  поблескивал  серебристыми  блёстками.

--  С  тебя  уроки  финского,  ты  согласен?  Иначе  я  тут  вряд  ли  смогу  перемещаться,  --  объяснила  она.
--  Да-да,  не  вопрос,  но  это  трудно.  Поначалу  мне,  как  я  помню,  слова  казались  какими-то  одинаковыми что  ли.  Как будто  не  за  что  зацепиться  при  сравнении  с  каким-то  образом.  Но  это  мои  впечатления,  может  для  тебя  он  будет  не  таким,  --  вспоминал  Сергей  свои  годы  обучения.

--  Я  не  могу  быть  той  женщиной  о  которой  ты  мечтаешь,  у  меня  это  получится  плохо.  Я  могу  быть  только  собой,  --  попыталась  было  Элла  начать  разговор  об  их  отношениях.

--  Я  хочу  чтобы  ты  была  собой,  я  жду  что  ты  будешь  только  собой,  не  кем-то  и  чем-то  для  меня  или  для  других,  --  возразил  ей  Сергей.

--  Значит  лес  lа  foret?  --  спросил  он.
--  Да,  la  foret  de  neige,  --  снежный  лес.

Так  продолжался  их  урок  до  самого  вечера  в  ту  субботу.

                ***

Урок  финского

--  Я  не  могу  больше,  --  заунывно  жаловалась  Эля.

--  Давай,  что  ты  написала,  я  гляну,  --  взял  он  её  тетрадку.

--  Запомни:  а  всегда  а,  i  всегда  i,  ударение  на  1-й  слог,  артиклей  нет,  –  обучал  её  Серж.  --  Есть  склонение  существительных,  предлогов  не  очень  много.  Да,  и  нет  различий  между  мужским  и  женским  родом  местоимений,  --  прибавил  он.

--  Я  так  не  понимаю,  лучше  на  примерах,  --  остановила  его  Эля.

--  Ладно,  пойдем  передохнём,  постоим  на  улице,  --  предложил  Сергей.

Было  ветрено,  ели  гнулись  под  порывами  ветра,  наклоняя  свои  красивые  вершины.  Любоваться  природой  рядом  с  ним  это,  пожалуй,  одно  из  лучших  воспоминаний.

--  On  lammin.  Kesa   tulee!  -- говорил  он.

--  Мне  нужно  уехать  завтра  по  делу  и  придётся  оставить  тебя  здесь  одну.  Я  нашел  тексты,  тебе  понравятся:  про  лес,  природу,  про  цветы,  --  заклинательским  голосом  волшебника  проговорил  Серж. 

--  Слушай  пока  что  и  повторяй  сразу  со  мной  всё,  что  будешь  успевать.

Конечно,  получалось  очень  непросто  повторять  необычные,  как-то  твердо  и  округло  звучащие  слоги  и  слова.

--  Ладно,  подписывай  тогда  звучание  слова  и  репетируй  сегодня  и  пока  меня  не  будет,  --  задал  ей  домашку  Серж.

--  Луми,  тулла, одоттаа,  саа, мой,  суомэксы,  суомен,  илма,  талви,  кюльма,  пэвэ,  пакканэн,  йоскус,  илта,  хюва,  лукеа,  юстава,  --  повторяла  Эля  слова,  стараясь  подражать  и  угадать  звучание  слов  в  устах  Сергея.

--  Не  совсем,  звучит  как-то  по-русски,  --  объявлял  учитель.  И  приходилось  читать  все  еще  раз.

--  Серж,  ну  что  мне  сделать?  Ну  прости!  --  не  выдержала  Эля,  попытавшись  обнять  его.

--  Попросишь  по-фински,  я  подумаю,  --  полушутя-полусерьезно  сказал  он,  отстраняясь  от  неё.

--  Зачем  я  тебе?

--  Чтобы  разделить  минуты  радости,  время,  эту  жизнь,  как  сегодня,  --  ответила  она.

Он  проницательно  и  серьезно  смотрел  на нее  после  чего,  бросив  какой-то  неопределенный  взгляд,  вышел  так  и  не  ответив.  Но  она  чувствовала  --  он  был  рад.

                ***

-- И  что  ты  следила  за  ним? – обернулся  к  ней  Сергей.
--  И  да  и  нет,  часто  это  по случайности  происходило,  бывало  я  сильно  уставала  и  просто  пыталась  отдохнуть,  выйдя  на  балкон,  полюбоваться  природой,  такой  лес  красивый  ведь! – поведала  ему  Эля.

Она  склонилась  над  ним,  пока  он  рассматривал  сделанные  ей  фото  предполагаемого  нарушителя.  Кто знает,  может  они  уже  никогда  не  будут  с  ним  вместе,  думала  Элла.  Он  чувствовал,  что  она  занята  им  и  пытался  отвлечься  вопросами.

--  Но  тут  почти  ничего  не  видно,  а  на  этом  фото  вообще  кажется  девушка.
--  Он  прячется  в  елках  и  долго  не  остается  видимым.  На  нём  всегда  белая  или  светлая  шапка,  может  кепка.  Он  делает  вид,  что  гуляет  с  собакой,  а  сам  в  это  время  стоит  за  елками  и  смотрит  на  дом,  --  попыталась  описать  ситуацию  Эля.
--  Что  за  собака?  Какой  породы? – пытался  уточнить  Серж.
--  Не  знаю,  я  не  разбираюсь  в  породах  собак.  Черная,  скорее  всего  смешанная  порода.  Худая,  больше  всего  похожа  наверно  на  овчарку,  но  без  такой  пушистой  шерсти, -- попыталась  описать  она.
-- В  котором  часу  он  появляется  с  собакой?
-- Между  13:00  и  14:00,  я  записала  под  фото.  Ночью  или  вечером  никогда  не  видела  его.  Хотя  ночью  я,  пожалуй,  и  не  разглядела  бы  его  в  тёмных  соснах  и  елях.
--  С  тобой опасно  иметь  дело, -- повернулся  к  ней  Сергей.  Действительно,  на  всех  фото  было  описание.
--  Значит  в  четверг  и  в  обед,  чем  же  занимается  этот  некто,  какова  может  быть  его  работа? --  вслух  спросил  детектив.
--  Ты  уверена, что  это  не  девушка,  а  именно  мужчина?  --  добавил  он.
--  Да,  конечно,  говорю  тебе!  Иногда  он  выходит  из-за  елок  и  стоит  на  открытом  пространстве,  но  мне  пока  не  удавалось  сделать  такое  фото,  он  быстро  исчезает.

--  Не  нужно  было  приезжать.  Новое  дело  и  так  запутанное, --  устало  сказал  ей  Сергей.
--  Может  это  поклонник  твоего  творчества  хочет  получить  автограф? – пожал  плечами  он. -- К  тому  же  он  скажет,  что  просто  гулял  со  своей  собакой.

--  Он  приходит  даже  в  дождь  и  сильный  холод.  Он  был  без  зонта  или  дождевика  и  какое-то  время  стоял  прямо  под  дождем  на  открытом,  видимом  месте.  Это  было  26  марта  в  пятницу,  около  13: 40.  Кажется,  он  был  один,  без  собаки.  Я  видела  его  в  этот  раз  только  мельком,  почему-то  мне  стало  страшно  и  я  села  в  глубине  комнаты  почитать,  чтобы  не ходить  перед  окном.  Но  затем  я  вновь  пыталась  сделать  его  фото.  Он  все  еще  был  там,  но  уже  скрывался  в елях.  Когда  он  ушел,  как  мне  показалось,  его  уже  не  было,  я  зашторила  окно.  Если  бы  я  сделала  это  раньше,  я  боюсь  он  догадается,  что  замечен.

--  Опиши  как  он  выглядел  в  этот  раз, --  попросил  Сергей.
--  Мужчина  в  белой  или  светлой  шапке,  плотного  телосложения,  невысокого  роста.  Был  одет  во  что-то  светло-коричневое,  куртку  цвета  охры,  --  попыталась  вспомнить  Элла.
--  Значит,  он  хочет  быть  увиденным,  он  хочет  чтобы  знали  что  вот  он  пришел,  уделяли  ему  внимание,  помыслы,  эмоции.  Возможно  это  момент  демонстрации  своей  правоты  или  бесстрашия, или  свободы.  В  любом  случае,  кажется,  ему  присуща  некритичность  мышления  и  слабый  контроль  поведения,  то есть  его  психологический  возраст  может  быть  далёк  от  его  внешнего  вида.  Возможно,  мы  имеем  дело  с  подростком.  Если  бы  не  хотел,  он  бы  так  и  не  вышел  из-за  деревьев, --  заключил  Сергей.
--  Будь  осторожна,  ты  часто  одна,  не  ходи  туда  больше  даже  близко  к  дому,  не  входи  в  ельник, --  предостерег  Серж.  Его  явно  обеспокоил  этот  повторяющийся  эпизод  наблюдения.

                ***

Что  же  там  произошло?  Серж  закрыл  глаза,  пытаясь  воссоздать  картину  того  дня.

Певица  ссорилась  с  этим  человеком,  он  ненавидел  её  и,  узнав  о  ней  с  ростом  её  популярности,  стал  охотиться  за  ней,  чтобы  отомстить  за  испорченное  настроение  в  те  годы,  когда  она  была  его  соседкой.

В  приступе  ярости  он  убивает  свою  любовницу  на  глазах  у  её  маленького  сына,  отцом  которого  он  не  является.  Сам  же  скрывается  с  места  преступления  и  исчезает  из  города.

Некто  хочет  подставить  меня  или  мою  женщину  и  подбрасывает  тело  этого  мужчины  к  моему  дому.  Или  же  делает  это  с  иными  целями.
У  певицы  не  оказывается  алиби,  более  того  она  пытается  его  подделать.  Но  по  описанию  это  вовсе  не  та  девушка,  которую  видела  Эля.

--  Кто  же  она  и  что  видел  этот  мальчик?  --  задавался  вопросами  Серж.

Было  уже  около  3-х  ночи.  Сергей  не  пытался  ложиться,  он  знал,  что  не  уснёт  этой  ночью.

Действительно  ли  этот  мужчина  убил  свою  любовницу  или  это  сделал  кто-то  другой?  Но  теперь  и  он  был  мертв.

--  Стоп,  --  подумал  Сергей,  --  но  почему  же  ненавидел.  Может  он  вовсе  не  ненавидел  эту  певицу.  Она  пела,  пела  красиво…загадочная  соседка,  которая  оказывается  еще  и  красавицей.  Возможно,  он  был  влюблен  в  нее.

                ***

--  Привет!  --  обнял  он  её,  укоризненно  глядя  и  качая  головой.  --  Расскажи  все,  все  что  вспомнишь.  Не  думай  о  том  что  важно,  что  нет.  Опиши,  что  ты  видела  и  слышала,  все  что  заметила.  У  нас  всего  минут  десять.
--  Там  в  елях  был  кто-то  еще,  я  видела  только  мельком,  это  девушка  была.

--  Ты  уверена?

--  У  нее  были  длинные  темные  волосы,  они  развивались  на  ветру  и  заслоняли  лицо.  Да,  высокая,  выше  меня.

--  Она  видела  тебя?

По  всему  его  облику  она  видела  как  он  устал  и  измучен.

--  Да  и  немедленно  бежала  прочь.  Я  подошла  к  лежащему,  но  он  был  уже  мертв.  Я  сразу  ушла  и  больше  не  выходила  из  дома.

--  Не  бойся,  я  придумаю  что-нибудь.  Мы  найдем  её,  --  попытался  успокоить  узницу  Серж.

--  На  ней  был  платок,  как  русский  с  орнаментом  и  бахромой,  кажется.

--  Что?  Русский  платок?!  Почему  ты  сразу  не  сказала!  Какой  он  был?  Цвет?  --  почти  кричал  в  дверях  Сергей.  Время  посещений  вышло  и  нужно  было  уходить.  Охранник  уже  поторапливал  его.

--  Черный,  черный  с  красным,  может  фиолетовым.

                ***

--  Послушайте,  этот  маленький  мальчик  единственный,  кто  знает,  что  там  случилось,  --  Сергей  указал  кивком  в  сторону  комнаты.

--  В  таком  возрасте  дети  очень  ранимы.  От  него  нельзя  требовать  и  ожидать,  что  он  последует  четким  указаниям,  как  взрослый,  -- воспротивилась  директор  службы  социальной  опеки.

--  От  этого  зависит  жизнь  человека.  Прошу  Вас,  --  настаивал  следователь.

Серж  понимал,  что  это  единственный,  этот  малыш,  кто  действительно  может  ему  помочь.
Хуже  всего,  что  мальчик  отвечал  на  вопросы  односложно  или  вовсе  молчал.

В  итоге  Сергей  просто  протянул  ему  ручку  и  лист  бумаги,  и  попросил  нарисовать  что  он  видел.

Что  было  ожидать,  это  были  какие-то  каракули  из  разрозненных  черт  и  ломаных  кривых,  закругленных  по  спирали.

Не  зная  чего  же  еще  можно  добиться,  он  вспомнил  про  тест  Роршаха.  Он  решил  попытаться  сравнить  рисунки  пятен  и  объединить  возможные  трактовки  с  этими  рисунками.

Но  нужно  было  разрешение  на  прохождение  этого  теста  в  службе  опеки.  Он  позвонил  Лолите.

                ***

--  Но  я  не  могу,  я  уже  давала  показания.  Поймите,  я  не  могу  утверждать  разные  вещи…--  Элла  пришла  в  ужас  от  такого  осложнения  ситуации.

--  Этот  человек  скончался  от  сердечного  приступа,  никаких  синяков  и  других  признаков  насилия  не  было  обнаружено,  --  убеждал  её  адвокат  найденной  девушки.  --  Вас  никто  не  обвинит,  --  добавил  он.

Но  Элла  молчала,  она  представила  каков  будет  тогда  её  облик  перед  Сергеем.  Что  она  лгунья,  утаивающая  правду,  скрывающая  факты  перед  человеком,  который  был  готов  ради  нее  лишиться  работы  и  подвергать  себя  любой  другой  опасности.

--  Просто  скажите,  что  действительно  у  вас  была  с  ней  встреча  в  том  самом  месте  и  в  то  самое  время   для  дружеской  беседы.  Вы  ведь  работали  вместе?  Моя  подзащитная  утверждает,  что  все  так  и  было.  Она  всего  лишь  хотела  поговорить  с  вами,  обменяться  взглядами  на  искусство,  посмотреть  ваши  работы.

--  Но  тогда  почему  она  просто  не  зашла  ко  мне  в  гости?
--  У  нее  маленькие  дети… -- настаивал  адвокат.

                ***

Речь  Лолиты

В качестве  проективной  методики  был  выбран  тест  Роршаха.  Методика создает ассоциативную ситуацию, в которой  люди  склонны  приписывать  личностные  характеристики  тому, что  они  воспринимают. С позиции Л. Коэло, образы  возникающие  у  испытуемого  при  тестировании являются репрезентацией скрытых эмоциональных процессов. В  данном  случае  использовался  семантический  анализ  высказываний  испытуемого при тестировании. Вербализацию признавали  бразильские  ученые,  О. Хюзейн,  Б. Смит.
Многие  ответы  были  даны  с  хорошей  формой,  что  относят  к  второй  основной  категории  оценок – детерминантам.  Ответами по форме считаются такие, которые обусловлены только контурами  пятна  без  учета  других  его  свойств.
Также  замечались  ответы  учитывающие  цвет  пятен,  что  Роршах связывал  с особенностями  эмоционального  реагирования  испытуемых.
Были  даны  и  конфабуляторные  ответы,  что  свойственно  детям  данного  возраста.

Тестирование  было  проведено  в  форме  игры.  Использовались  такие  технические  средства  как  видеоаппаратура.  Последняя  была  скрыта  и  не  могла  повлиять  на  естественность  поведения  ребёнка.
Ребёнку  предлагалось  отгадать  картинку.  Проводилась  беседа  с  изменяющимися  вопросами,  была  задействована  методика  завершения  рассказа  и  методика  неоконченных  предложений.  Беседа  проводилась  для  уточнения  ответов.

Возникшие  у  ребёнка  образы  чудовищ-животных,  выделение  черного  и  красного  цветов  может  являться  свидетельством  тревожности.
Однако  на  одну  из  карточек,  а  именно  №2  поведение  и  мимика  ребёнка  изменились  к  большей  активности.  Ответом  послужило  слово  «печка».  Ребёнок   сказал,  что  такая  есть  у  него  и  что  он  её  не  любит.  Тогда  его  попросили  нарисовать  эту  самую  печку.  На  рисунке  оказались  изображены  многочисленные  спиралевидные  формы,  присущие  некоему  овальному  предмету.  Цвета  рисунка  совпадали  с  цветами  на  карточке №2,  что  вероятнее  всего  и  послужило  причиной  аналогии.

Обнаруженные  на  указанном  и  найденном  предмете  кровь  жертвы  и  отпечатков,  принадлежащих  только  жильцам  комнаты  №42,  позволяют  заключить,  что  ребёнок  стал  свидетелем  преступления,  совершённого  скрывшимся  с  места  преступления  и  на  данный  момент  уже  погибшим.

                ***

--  Ведь  я  могу  навестить  её… --  про  себя  говорил  Серж.  Прошло  около  5  лет  с  их  последней  встречи  в  суде.  В  руках  он  нес  корзину,  он  решил  это  лучший  подарок.

Произошедшее  далее  казалось  Сергею  каким-то  сном,  чего  никак  не  могло  быть  в  реальности.

Дверь  открыл  высокий  темноволосый  парень  красивого  телосложения  и  довольно  мило  поприветствовал  Сержа.
В  приоткрытую  дверь  он  увидел  её  с  подругой  и  играющих  детей  на  полу.

--  Эль,  выйди,  там  доставили,  --  проговорил  мягким  голосом  натурщик.  Как  подумал  про  него  Сергей.

Он  немедленно  хотел  уйти,  но  услышал  радостные  восклицания  детей,  которым  уже  сообщили  о  пушистом  подарке.

--  Она,  спокойно,  как  ему  показалось,  вышла  к  нему.  Но  он  увидел  лишь  какое-то  непонятное  смущение  и  растерянность  на  её  лице.

--  Мам…идем…--  мальчик  подбежал  и  нетерпеливо  стал  тянуть  Элю,  пытаясь  увлечь  с  собой.

Серж  не  поверил  своим  глазам,  что  он  слышит.  Он  просто  опешил.
В  этот  момент  вновь  вернулся  натурщик.
Уходя,  Серж  еще  раз  глянул  на  мальчика,  тот  вовсю  смеялся  и  играл  с  Надей  и  большой  серо-белой  кошкой,  совсем  забыв  про  маму  и  про  незваного  гостя,  и  про  всё  на  свете.

Светловолосый  мальчик  стоял  перед  его  мысленным  взором.  Он  вспомнил,  как  она  обнимала  его  той  последней  ночью,  когда  они  были  вместе.

--  Она  не  сказала  мне.



2020 – 2021 гг.

Примечания

“…Elle  range  ses  cheveux  et  sa  main  tremble  un  peu
Puis  elle  va  regarder  si  elle  est  jolie:  si  tout  va  bien…”

Текст  из  песни  Joe  Dassin  “L’ombre  D’un  Amour”.

On  lammin.  Kesa   tulee!  --  Тепло.  Лето  приходит! Финский.

Address -- адрес на английском языке.


Рецензии