Финская история
И даже её подруга будучи психологом, никак не могла остановить происходящее.
-- Я верну его потом, верну еще. Серж! Но почему, почему…Он больше не нуждается во мне!
Её мучительное состояние длилось уже около месяца. Эля то находилась там, в своих воспоминаниях, то не в состоянии больше выносить этой пытки, начинала что-то писать. Так могло продолжаться до самого утра и дале, пока она просто не засыпала, наконец, от полной потери сил.
От Сержа, как вы поняли, никаких известий не было.
-- Может мы поедем к нему? -- предложила Эля.
-- Нет, представь как он будет доволен, что «она без меня не может!», -- уверенно ответила Лолита.
-- Он должен приехать к вам. За что мы должны ехать к нему? Он что заслужил это своим поведением? -- добавила она, широко раскрыв свои красивые голубые глаза и вопросительно глядя на подругу.
-- Где ты, Серж? -- говорила про себя Эля. Она подошла к окну, вечернее небо было ясным, с россыпью звёзд.
***
«Как я буду изъясняться в этой стране? На что я надеюсь, ища его? Я точно попаду в большую беду, я даже не нужна ему. Ему отлично живётся без меня». Помышляла она с утра на вокзале, стоя одна среди холодных просторов финской стороны.
-- Сергей Викторович, Деменский. Да…
Финн глядя на неё ясными голубыми глазами, сделал знак направо. Это все, что было можно уяснить из непонятной речи.
Она попросила записать ей сказанное и это было уже что-то.
-- Address, адрес, -- слабо улыбалась Эля, проводя по руке вымышленной ручкой.
Отправиться в полицейский участок было её первой мыслью и, кажется, имело, какой-то результат.
-- Зачем ты приехала?! Ты преследуешь меня? Ты знаешь, я не люблю такое! -- Сергея вывел из себя этот её приезд без причины.
-- Нет…мама, моя мама хотела побывать в этой стране. А недавно она опять сказала, что я так и не отвезла её, -- прерывая от волнения речь, говорила Эля.
***
Урок с Сержем
-- Теперь немного почитаем вслух, -- продолжала урок Эля.
-- “…Elle range ses cheveux et sa main tremble un peu
Puis elle va regarder si elle est jolie: si tout va bien…”, -- принялась читать Эля текст из песни.
Серж был прилежным и серьёзным учеником и внимательно слушал каждое слово.
-- Значит, прилагательные тоже изменяются? -- спросил он после того как тоже вслух повторил за ней.
-- Да, если женский род, то добавляется -е. Изменяются как в русском: добрый, добрая, милый, милая, милое.
-- Я понял, -- ответил ученик.
-- Ты не устал, может выпьем кофе? -- предложила она. На что он кивнул согласно.
-- Еще почитаем потом? Сергею понравились уроки французского и он хотел по возможности освоить его.
Сегодня было теплее, снег не шёл, был пушистым и где-то в фиолетовой тени снега поблескивал серебристыми блёстками.
-- С тебя уроки финского, ты согласен? Иначе я тут вряд ли смогу перемещаться, -- объяснила она.
-- Да-да, не вопрос, но это трудно. Поначалу мне, как я помню, слова казались какими-то одинаковыми что ли. Как будто не за что зацепиться при сравнении с каким-то образом. Но это мои впечатления, может для тебя он будет не таким, -- вспоминал Сергей свои годы обучения.
-- Я не могу быть той женщиной о которой ты мечтаешь, у меня это получится плохо. Я могу быть только собой, -- попыталась было Элла начать разговор об их отношениях.
-- Я хочу чтобы ты была собой, я жду что ты будешь только собой, не кем-то и чем-то для меня или для других, -- возразил ей Сергей.
-- Значит лес lа foret? -- спросил он.
-- Да, la foret de neige, -- снежный лес.
Так продолжался их урок до самого вечера в ту субботу.
***
Урок финского
-- Я не могу больше, -- заунывно жаловалась Эля.
-- Давай, что ты написала, я гляну, -- взял он её тетрадку.
-- Запомни: а всегда а, i всегда i, ударение на 1-й слог, артиклей нет, – обучал её Серж. -- Есть склонение существительных, предлогов не очень много. Да, и нет различий между мужским и женским родом местоимений, -- прибавил он.
-- Я так не понимаю, лучше на примерах, -- остановила его Эля.
-- Ладно, пойдем передохнём, постоим на улице, -- предложил Сергей.
Было ветрено, ели гнулись под порывами ветра, наклоняя свои красивые вершины. Любоваться природой рядом с ним это, пожалуй, одно из лучших воспоминаний.
-- On lammin. Kesa tulee! -- говорил он.
-- Мне нужно уехать завтра по делу и придётся оставить тебя здесь одну. Я нашел тексты, тебе понравятся: про лес, природу, про цветы, -- заклинательским голосом волшебника проговорил Серж.
-- Слушай пока что и повторяй сразу со мной всё, что будешь успевать.
Конечно, получалось очень непросто повторять необычные, как-то твердо и округло звучащие слоги и слова.
-- Ладно, подписывай тогда звучание слова и репетируй сегодня и пока меня не будет, -- задал ей домашку Серж.
-- Луми, тулла, одоттаа, саа, мой, суомэксы, суомен, илма, талви, кюльма, пэвэ, пакканэн, йоскус, илта, хюва, лукеа, юстава, -- повторяла Эля слова, стараясь подражать и угадать звучание слов в устах Сергея.
-- Не совсем, звучит как-то по-русски, -- объявлял учитель. И приходилось читать все еще раз.
-- Серж, ну что мне сделать? Ну прости! -- не выдержала Эля, попытавшись обнять его.
-- Попросишь по-фински, я подумаю, -- полушутя-полусерьезно сказал он, отстраняясь от неё.
-- Зачем я тебе?
-- Чтобы разделить минуты радости, время, эту жизнь, как сегодня, -- ответила она.
Он проницательно и серьезно смотрел на нее после чего, бросив какой-то неопределенный взгляд, вышел так и не ответив. Но она чувствовала -- он был рад.
***
-- И что ты следила за ним? – обернулся к ней Сергей.
-- И да и нет, часто это по случайности происходило, бывало я сильно уставала и просто пыталась отдохнуть, выйдя на балкон, полюбоваться природой, такой лес красивый ведь! – поведала ему Эля.
Она склонилась над ним, пока он рассматривал сделанные ей фото предполагаемого нарушителя. Кто знает, может они уже никогда не будут с ним вместе, думала Элла. Он чувствовал, что она занята им и пытался отвлечься вопросами.
-- Но тут почти ничего не видно, а на этом фото вообще кажется девушка.
-- Он прячется в елках и долго не остается видимым. На нём всегда белая или светлая шапка, может кепка. Он делает вид, что гуляет с собакой, а сам в это время стоит за елками и смотрит на дом, -- попыталась описать ситуацию Эля.
-- Что за собака? Какой породы? – пытался уточнить Серж.
-- Не знаю, я не разбираюсь в породах собак. Черная, скорее всего смешанная порода. Худая, больше всего похожа наверно на овчарку, но без такой пушистой шерсти, -- попыталась описать она.
-- В котором часу он появляется с собакой?
-- Между 13:00 и 14:00, я записала под фото. Ночью или вечером никогда не видела его. Хотя ночью я, пожалуй, и не разглядела бы его в тёмных соснах и елях.
-- С тобой опасно иметь дело, -- повернулся к ней Сергей. Действительно, на всех фото было описание.
-- Значит в четверг и в обед, чем же занимается этот некто, какова может быть его работа? -- вслух спросил детектив.
-- Ты уверена, что это не девушка, а именно мужчина? -- добавил он.
-- Да, конечно, говорю тебе! Иногда он выходит из-за елок и стоит на открытом пространстве, но мне пока не удавалось сделать такое фото, он быстро исчезает.
-- Не нужно было приезжать. Новое дело и так запутанное, -- устало сказал ей Сергей.
-- Может это поклонник твоего творчества хочет получить автограф? – пожал плечами он. -- К тому же он скажет, что просто гулял со своей собакой.
-- Он приходит даже в дождь и сильный холод. Он был без зонта или дождевика и какое-то время стоял прямо под дождем на открытом, видимом месте. Это было 26 марта в пятницу, около 13: 40. Кажется, он был один, без собаки. Я видела его в этот раз только мельком, почему-то мне стало страшно и я села в глубине комнаты почитать, чтобы не ходить перед окном. Но затем я вновь пыталась сделать его фото. Он все еще был там, но уже скрывался в елях. Когда он ушел, как мне показалось, его уже не было, я зашторила окно. Если бы я сделала это раньше, я боюсь он догадается, что замечен.
-- Опиши как он выглядел в этот раз, -- попросил Сергей.
-- Мужчина в белой или светлой шапке, плотного телосложения, невысокого роста. Был одет во что-то светло-коричневое, куртку цвета охры, -- попыталась вспомнить Элла.
-- Значит, он хочет быть увиденным, он хочет чтобы знали что вот он пришел, уделяли ему внимание, помыслы, эмоции. Возможно это момент демонстрации своей правоты или бесстрашия, или свободы. В любом случае, кажется, ему присуща некритичность мышления и слабый контроль поведения, то есть его психологический возраст может быть далёк от его внешнего вида. Возможно, мы имеем дело с подростком. Если бы не хотел, он бы так и не вышел из-за деревьев, -- заключил Сергей.
-- Будь осторожна, ты часто одна, не ходи туда больше даже близко к дому, не входи в ельник, -- предостерег Серж. Его явно обеспокоил этот повторяющийся эпизод наблюдения.
***
Что же там произошло? Серж закрыл глаза, пытаясь воссоздать картину того дня.
Певица ссорилась с этим человеком, он ненавидел её и, узнав о ней с ростом её популярности, стал охотиться за ней, чтобы отомстить за испорченное настроение в те годы, когда она была его соседкой.
В приступе ярости он убивает свою любовницу на глазах у её маленького сына, отцом которого он не является. Сам же скрывается с места преступления и исчезает из города.
Некто хочет подставить меня или мою женщину и подбрасывает тело этого мужчины к моему дому. Или же делает это с иными целями.
У певицы не оказывается алиби, более того она пытается его подделать. Но по описанию это вовсе не та девушка, которую видела Эля.
-- Кто же она и что видел этот мальчик? -- задавался вопросами Серж.
Было уже около 3-х ночи. Сергей не пытался ложиться, он знал, что не уснёт этой ночью.
Действительно ли этот мужчина убил свою любовницу или это сделал кто-то другой? Но теперь и он был мертв.
-- Стоп, -- подумал Сергей, -- но почему же ненавидел. Может он вовсе не ненавидел эту певицу. Она пела, пела красиво…загадочная соседка, которая оказывается еще и красавицей. Возможно, он был влюблен в нее.
***
-- Привет! -- обнял он её, укоризненно глядя и качая головой. -- Расскажи все, все что вспомнишь. Не думай о том что важно, что нет. Опиши, что ты видела и слышала, все что заметила. У нас всего минут десять.
-- Там в елях был кто-то еще, я видела только мельком, это девушка была.
-- Ты уверена?
-- У нее были длинные темные волосы, они развивались на ветру и заслоняли лицо. Да, высокая, выше меня.
-- Она видела тебя?
По всему его облику она видела как он устал и измучен.
-- Да и немедленно бежала прочь. Я подошла к лежащему, но он был уже мертв. Я сразу ушла и больше не выходила из дома.
-- Не бойся, я придумаю что-нибудь. Мы найдем её, -- попытался успокоить узницу Серж.
-- На ней был платок, как русский с орнаментом и бахромой, кажется.
-- Что? Русский платок?! Почему ты сразу не сказала! Какой он был? Цвет? -- почти кричал в дверях Сергей. Время посещений вышло и нужно было уходить. Охранник уже поторапливал его.
-- Черный, черный с красным, может фиолетовым.
***
-- Послушайте, этот маленький мальчик единственный, кто знает, что там случилось, -- Сергей указал кивком в сторону комнаты.
-- В таком возрасте дети очень ранимы. От него нельзя требовать и ожидать, что он последует четким указаниям, как взрослый, -- воспротивилась директор службы социальной опеки.
-- От этого зависит жизнь человека. Прошу Вас, -- настаивал следователь.
Серж понимал, что это единственный, этот малыш, кто действительно может ему помочь.
Хуже всего, что мальчик отвечал на вопросы односложно или вовсе молчал.
В итоге Сергей просто протянул ему ручку и лист бумаги, и попросил нарисовать что он видел.
Что было ожидать, это были какие-то каракули из разрозненных черт и ломаных кривых, закругленных по спирали.
Не зная чего же еще можно добиться, он вспомнил про тест Роршаха. Он решил попытаться сравнить рисунки пятен и объединить возможные трактовки с этими рисунками.
Но нужно было разрешение на прохождение этого теста в службе опеки. Он позвонил Лолите.
***
-- Но я не могу, я уже давала показания. Поймите, я не могу утверждать разные вещи…-- Элла пришла в ужас от такого осложнения ситуации.
-- Этот человек скончался от сердечного приступа, никаких синяков и других признаков насилия не было обнаружено, -- убеждал её адвокат найденной девушки. -- Вас никто не обвинит, -- добавил он.
Но Элла молчала, она представила каков будет тогда её облик перед Сергеем. Что она лгунья, утаивающая правду, скрывающая факты перед человеком, который был готов ради нее лишиться работы и подвергать себя любой другой опасности.
-- Просто скажите, что действительно у вас была с ней встреча в том самом месте и в то самое время для дружеской беседы. Вы ведь работали вместе? Моя подзащитная утверждает, что все так и было. Она всего лишь хотела поговорить с вами, обменяться взглядами на искусство, посмотреть ваши работы.
-- Но тогда почему она просто не зашла ко мне в гости?
-- У нее маленькие дети… -- настаивал адвокат.
***
Речь Лолиты
В качестве проективной методики был выбран тест Роршаха. Методика создает ассоциативную ситуацию, в которой люди склонны приписывать личностные характеристики тому, что они воспринимают. С позиции Л. Коэло, образы возникающие у испытуемого при тестировании являются репрезентацией скрытых эмоциональных процессов. В данном случае использовался семантический анализ высказываний испытуемого при тестировании. Вербализацию признавали бразильские ученые, О. Хюзейн, Б. Смит.
Многие ответы были даны с хорошей формой, что относят к второй основной категории оценок – детерминантам. Ответами по форме считаются такие, которые обусловлены только контурами пятна без учета других его свойств.
Также замечались ответы учитывающие цвет пятен, что Роршах связывал с особенностями эмоционального реагирования испытуемых.
Были даны и конфабуляторные ответы, что свойственно детям данного возраста.
Тестирование было проведено в форме игры. Использовались такие технические средства как видеоаппаратура. Последняя была скрыта и не могла повлиять на естественность поведения ребёнка.
Ребёнку предлагалось отгадать картинку. Проводилась беседа с изменяющимися вопросами, была задействована методика завершения рассказа и методика неоконченных предложений. Беседа проводилась для уточнения ответов.
Возникшие у ребёнка образы чудовищ-животных, выделение черного и красного цветов может являться свидетельством тревожности.
Однако на одну из карточек, а именно №2 поведение и мимика ребёнка изменились к большей активности. Ответом послужило слово «печка». Ребёнок сказал, что такая есть у него и что он её не любит. Тогда его попросили нарисовать эту самую печку. На рисунке оказались изображены многочисленные спиралевидные формы, присущие некоему овальному предмету. Цвета рисунка совпадали с цветами на карточке №2, что вероятнее всего и послужило причиной аналогии.
Обнаруженные на указанном и найденном предмете кровь жертвы и отпечатков, принадлежащих только жильцам комнаты №42, позволяют заключить, что ребёнок стал свидетелем преступления, совершённого скрывшимся с места преступления и на данный момент уже погибшим.
***
-- Ведь я могу навестить её… -- про себя говорил Серж. Прошло около 5 лет с их последней встречи в суде. В руках он нес корзину, он решил это лучший подарок.
Произошедшее далее казалось Сергею каким-то сном, чего никак не могло быть в реальности.
Дверь открыл высокий темноволосый парень красивого телосложения и довольно мило поприветствовал Сержа.
В приоткрытую дверь он увидел её с подругой и играющих детей на полу.
-- Эль, выйди, там доставили, -- проговорил мягким голосом натурщик. Как подумал про него Сергей.
Он немедленно хотел уйти, но услышал радостные восклицания детей, которым уже сообщили о пушистом подарке.
-- Она, спокойно, как ему показалось, вышла к нему. Но он увидел лишь какое-то непонятное смущение и растерянность на её лице.
-- Мам…идем…-- мальчик подбежал и нетерпеливо стал тянуть Элю, пытаясь увлечь с собой.
Серж не поверил своим глазам, что он слышит. Он просто опешил.
В этот момент вновь вернулся натурщик.
Уходя, Серж еще раз глянул на мальчика, тот вовсю смеялся и играл с Надей и большой серо-белой кошкой, совсем забыв про маму и про незваного гостя, и про всё на свете.
Светловолосый мальчик стоял перед его мысленным взором. Он вспомнил, как она обнимала его той последней ночью, когда они были вместе.
-- Она не сказала мне.
2020 – 2021 гг.
Примечания
“…Elle range ses cheveux et sa main tremble un peu
Puis elle va regarder si elle est jolie: si tout va bien…”
Текст из песни Joe Dassin “L’ombre D’un Amour”.
On lammin. Kesa tulee! -- Тепло. Лето приходит! Финский.
Address -- адрес на английском языке.
Свидетельство о публикации №221091901624