Светлый четверг

      
Посвящается Вячеславу Орлову – музыканту, дирижеру, руководителю духового оркестра Дворца культуры металлургов в Жлобине
               
Плавно замедлив ход, рейсовая «семерка» остановилась у магазина. Без сожаления расставшись с очередной порцией утомленных солнцем и автобусной давкой пассажиров, она вскоре покатила дальше, неся на своих боках пеструю мозаику рекламы.
    Подходил к концу обычный рабочий день. Вначале я забежала в детский сад за внуком Никитой. Затем мы заглянули с ним в магазин и купили там сдобную булку, два яблока и оранжевый, как солнце, апельсин. Щедро удивились (в который раз!) огромному плюшевому медведю над лотками с заморскими фруктами и, захваченные людским потоком, выплеснулись на улицу.
Возле магазина толпился, галдел и спорил народ.  Продавал и покупал, торговался, пил квас и сорил шелухой от семечек. И вдруг...
Никитка выдернул свою ладошку из моей руки и, бросив быстрый взгляд через дорогу, в сторону Дворца культуры металлургов, восторженно закричал:
   — Смотри! Смотри! День Победы!
Я все поняла… Еще свежи  были  в его памяти события,  связанные с 9 Мая и первым в его жизни парадом на городской площади. И вот теперь снова, превращая все вокруг в праздник, до нас донеслись те же победные и торжественные звуки духового оркестра.
Ну, конечно же, сегодня — четверг, а значит, у городского фонтана снова играет духовой оркестр!
Не сговариваясь, мы с Никиткой взялись за руки и побежали туда, откуда доносились звуки оркестра.
На открытой площадке перед парадным входом Дворца культуры  играл духовой оркестр – двадцать музыкантов, облаченных в элегантные светлые костюмы.  Они играли, расцвечивая город праздничной символикой эстрадного марша, каждый звук которого, вероятно, стоил  немалых денег, времени и таланта, но при этом делали вид, что вся эта роскошь им ровным счетом ничего не стоит.
Время от времени дирижер оркестра –  стройный молодой человек  в белом костюме – позволял музыкантам отдохнуть. В эти недолгие перерывы они негромко переговаривались, делились замечаниями, улыбались. И с высоты своего музыкального Олимпа смотрели на город, на спешащие куда-то машины и автобусы, на гуляющую публику. Смотрели на многоэтажки с распахнутыми по-летнему окнами, за которыми жили люди и, возможно, тоже слушали сейчас мелодии духового оркестра.
Но вот дирижер вновь поднимал свою волшебную палочку – и концерт под открытым небом продолжался.
Я сидела на скамейке у фонтана, наслаждалась музыкой и, честное слово, отчаянно завидовала Никите. А он, пользуясь преимуществом своего возраста и презрев все условности,  самозабвенно размахивал руками, подражая дирижеру, и носился в волнах музыки по дорожке, выделывая самые немыслимые танцевальные «па».
В следующий четверг мы с Никитой снова пришли к фонтану. И вновь для нас звучала прекрасная музыка духового оркестра.
На скамейку рядом присела пожилая женщина.
— И для кого стараются? — сокрушенно произнесла она, глядя на музыкантов. –  Ведь народу здесь – раз-два и обчелся.
 — Да они ведь для вас играют, –  ответила я.
 — Для меня? — не поверила женщина.
 — Конечно, для вас!
Мы немного помолчали, слушая старую и всеми любимую «Рио-риту». Надежда Степановна, так звали женщину, смахнула набежавшую на глаза слезу.
— Надо же, будто молодость вернули, – она кивнула в сторону  музыкантов.
Затем оркестр заиграл торжественный марш.
— Вы посмотрите, что малыш-то делает. Вот артист!
Я обернулась в ту сторону, куда показывала Надежда Степановна, и увидела своего Никиту. Он гордо вышагивал вокруг фонтана, чеканя шаг и размахивая невидимым штандартом. А за ним шагала еще пара-тройка таких же малышей-крепышей.
И только сейчас я заметила, что народу в этот четверг у фонтана заметно прибавилось. Вот интеллигентная супружеская пара с внуком-подростком. Кажется, в прошлый раз их не было. А слева удобно расположились молодые мамы с колясочками. Малыши восторженно смотрят на мир из своих крутых колясок-«джипов» и, похоже, им очень нравится этот вечерний концерт у фонтана.
…Следующий четверг был небогат на публику, хотя оркестр по-прежнему играл великолепно.
К нам с Никитой подошла стройная молодая шатенка  в розовом платье.
— Светлана! –  обрадовалась я, –  Вот умница, что пришла. Правда, чудесно?
Светлана присела на скамейку, достала из сумочки пудреницу и придирчиво осмотрела себя в зеркальце.
— Нет, не расшевелить им наш народ, –  скептически произнесла она –  Не первый день ведь играют. А публика где?.. Да там она. Там!..
И Светлана с досадой махнула рукой в сторону магазина,  где жизнь, действительно, кипела, не в пример, активнее.
А я почему-то  вспомнила о самых красивых в мире английских лужайках, которые упрямые англичане подстригают каждое утро вот уже триста лет. Правда, триста лет для утверждения музыкальной культуры в городе все же многовато, подумала я. Нет-нет, Рубикон будет перейден гораздо быстрее!
И, словно в подтверждение моих мыслей, дорогу, разделяющую  шумный супермаркет  и оркестровую площадку перед Дворцом культуры, перешел сначала один человек, потом второй, третий, четвертый...
Звуки духового оркестра, словно магнит, притягивали людей.
Через два или три вечера, которые мы провели вместе с оркестром, я заметила, что жизнь вокруг как-то изменилась. Будто приобрела какое-то новое звучание.
Удивлял и Никита. Теперь он целыми вечерами увлеченно играл в «дирижера». Забыты были машинки и солдатики. Даже любимые книжки отошли на второй план.
Главное место среди его игрушек занимала теперь «дирижерская палочка» – старая логарифмическая линейка с выдвинутым стержнем.
Накинув белый мамин пиджак и взяв в руки линейку, Никита уверенно  дирижировал любой музыкальной тусовкой, что появлялась на экране телевизора – будь то хоровая капелла, военный духовой оркестр или оркестр симфонический.
Теперь кроме любимых «субботы» и «воскресенья» появился в его жизни и «светлый четверг».
— Сегодня  четверг? – спрашивал Никитка, собираясь утром в детский сад.
— Нет. Сегодня – понедельник (вторник, среда), – подстраиваясь к дням текущей недели, отвечала я.
— Да что такое! Все не четверг да не четверг!  –  совсем по-взрослому сокрушался Никита.
Я так понимала его! И в свою очередь, совсем по-детски, сокрушалась, что следующая наша встреча с духовым оркестром еще так далеко.
Вы помните романтическую историю Александра Грина о маленькой девочке , которой странствующий мечтатель подарил сказку, ставшую затем былью – чудесный корабль с алыми парусами? Могла ли я думать, что увижу нечто подобное своими глазами.
 … Это был пятый или шестой наш музыкальный вечер у фонтана. С утра небо хмурилось, и наш «светлый четверг» грозил обернуться совсем другой «музыкой».
Весь день солнце и тучи боролись между собой, пока, наконец, ближе к вечеру солнце не взяло верх. Черные лохматые великаны медленно покидали поле боя и уходили на север, отступая под натиском золотых копий небесного светила.
В тот день мы немного опоздали. Звуки духового оркестра застали нас в дороге. А когда мы с Никитой подбежали ближе, то невольно замерли.
Никакой даже самый талантливый декоратор не сделал бы того, что сделала природа. На сине-черном бархате грозового неба, щедро расцвеченном сбоку солнечными лучами, величественно парил в воздухе Дворец культуры, словно отсекаемый от земли зыбким каскадом серебристых ступеней. А в самом центре этой композиции бился и трепетал на ветру белый парус оркестра!
В какой-то миг показалось, что не солнечные лучи озаряют эту импровизированную сцену с музыкантами, а музыка, исходящая от них, и есть единственный источник света, отблески которого теряются в грозовых облаках.
Никто не обращал внимания на приближающуюся грозу – ни музыканты, ни публика у фонтана. Я застегнула все пуговицы на синем дождевичке внука, чтобы не продувал ветер, гуляющий по нижней площадке. И Никита занял свое привычное место «второго дирижера».
... Растаял в воздухе последний звук танго. Дирижер поблагодарил музыкантов и, дав им небольшую передышку, повернулся к зрителям, приветствуя их легким движением поднятой вверх руки.
Однако Никита принял этот жест исключительно на свой счет и с первыми звуками следующей оркестровой пьесы оставил свою привычную позицию у фонтана и поднялся на первую ступеньку лестницы, ведущей к оркестру.
Эстрадный марш Вахутинского вознес его еще выше. Третью пьесу внук «дирижировал», стоя уже на середине лестницы.
А далее случилось невероятное. Когда до открытой площадки, где играл оркестр, Никитке оставалось не более двух-трёх ступеней, дирижер, поставив точку в конце оркестровой пьесы, повернулся к публике, сделал несколько шагов вниз и с улыбкой протянул изумленному Никите... свою дирижерскую палочку!
Это было потрясающее зрелище. Держа в руке драгоценный дар и не видя ничего вокруг себя от счастья, Никита гордо поднялся по гранитным ступеням  вслед за своим кумиром и занял место рядом с оркестром...


 


Рецензии