103. Его величие как наслаждение и трепет
В предыдущем псалме Давид выражает благодарение Творцу за Его милость, любовь и верность. В этом псалме звучит благодарение за Его дела сотворения и провидения, Его владычество и щедрость. Подобно предыдущему, этот псалом заслуживает особого отличия не только за благочестие и посвященность, за полёт воображения, поразительность поворотов, красоту выражений, но и за вложенные в образы духовные смыслы, на которых основаны и сотворение, и провидение Божие.
Многое во Вселенной может показаться случайным и даже «лишним», ведь наш разум, скованный границами пространства и времени, не способен постичь мудрость Творца, воплощённую в недоступных нам измерениях.
"Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;
Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр;
устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра."
Образ Бога, облечённого в одеяния великолепия и величия, одевающегося светом, как ризою, удивительно возвышен и символизирует Его абсолютную чистоту и праведность. Свет ближе всего к природе Духа.
Псалмопевец выражает божественную славу, сияющую на небесах, хотя она и невидима глазу. Господь достоин святого благоговения – это очевидно.
Одежда – это покрытие, внешнее одеяние, в то же время – внешний экран, отражённый свет. Мы видим только небольшой отражённый свет, за этим светом – Творец. К восприятию прямого света мы просто не готовы.
Величие образа небесного шатра побуждает задуматься о том, что наполняет небеса.
Шатёр – это и Шатер Завета, Скиния. Это общее исправленное желание, в котором проявляется Высшая сила. Сказано, что со времени возведения Скинии дарована миру любовь, любовь как основа объединения, справедливости, согласия.
Но шатер – всего лишь внешнее средство исправления, объектом исправления является сам человек, а духовное управление, образ средоточия которого – «горние чертоги», система духовного управления со своими свойствами и законами.
Эта система устроена над водами, которые означают мощную природную силу (гвуру), которую невозможно преодолеть с эгоистическими мыслями и намерениями.
Но воды для желаний отдачи становятся водами милосердия и расступаются, для других желаний – закрываются и топят их.
Ветер, на иврите руах, означает и движение, и дух. Имеется духовная ступень «руах», на которой человек ощущает такую связь с высшим, что начинает делать осознанные движения, входит в ощущение высшего и общение с Ним.
Ветер, поднявшийся по велению Бога, означает, что новое внутреннее движение захватывает дух человека. Облака (в переводе еврейского текста – тучи) означают сокрытие Творца творению.
Таким образом, на «духовном языке» символов и образов описывается «система управления», всей системой управляет Господь.
«И закрыло облако шатёр откровения, и слава Бога наполнила шатёр… И когда поднималось облако над шатром, отправлялись сыны Израиля во все странствия свои. А если не поднималось облако, не отправлялись они в путь до того дня, когда оно поднималось. Ибо облако Бога стояло над шатром откровения днем, и огонь виделся в нем ночью на глазах у всех сынов Израиля во время всех их странствий» (Исх.40).
Облако – это скрытие Творца, огонь – раскрытие.
"Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий."
«Делает Он ветры посланниками Своими, служителями Своими – огонь пылающий» –прямой перевод говорит иначе.
Синодальный перевод основывается на словах апостола Павла: «Об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» (Евр.1:7).
В духовном значении, посланники Бога – это ветры, свойство руах; служители Его – огонь пылающий, свойство жёсткого правильного исправления. Поэтому огонь, сжигающий все неправильные эгоистические намерения, более обычного духовного движения, он – служитель Господа.
Как мы знаем, посланник Иоанн крестил водою, а о Христе сказал: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Лк.3:16).
"Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки.
Бездною, как одеянием, покрыл Ты её, на горах стоят воды.
От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю."
Давид вспоминает дни сотворения, описанные в Книге Бытия: Бог сотворил землю на твёрдых основах, сначала земля была покрыта бездной вод, и горы были под водой.
На третий день Бог сказал: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша» (Быт.1:9). Появились горы и долины в тех местах, которые предначертал им Бог, моря и океаны обрели четкие границы и установилось равновесие.
В этом описании, несомненно, заложен и духовный смысл.
Твёрдые основы земли – это законы мироздания, обеспечивающие равновесие, необходимое для развития, и собственно развитие. Подобно тому как природа уравновешена на всех уровнях, мы тоже должны прийти к равновесию на человеческой ступени.
Воды, сначала как одеяние, которые затем уходят от прещения Творца и по воле Его (программе мироздания, или другими словами, замыслу творения) занимают свои пределы – это особое свойство хасадим, без которого нельзя существовать. На нём все держится. Вода – это практически то, что дает жизнь планете.
Свойство отдачи, свойство любви, свойство связи и соединения – это свойство воды. Поэтому она так важна и на ней все базируется. Неживая, растительная и животная природа существует только благодаря этому.
Горы, которые из вод поднялись, и долины, которые низошли на места, что также было определено Высшим замыслом – это помехи, сомнения, огромные залежи эгоизма.
Граница между ними водами и сушей – это граница между эгоизмом и любовью с отдачей.
Зачем водам был установлен предел? Вода обладает и другими свойствами, так называемыми «гвурот» – это жёсткие силы. С другой стороны – силы милосердия, силы любви. Вся эта система приведена Творцом в равновесное состояние.
Человек находится на этой границе – между властью злого начала и властью добра.
"Ты послал источники в долины: между горами текут,
поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля."
Обильные потоки вод заструились из родников. Потоки устремились вниз с гор в долины. Другой источник вод – дождь с высот Божиих. Так Бог поддерживает жизнь и заботится обо всех тварях.
Но и эти строки – явно не только о действии совершенной Божьей системы водоснабжения.
Источник вод – суть свойство отдачи, кроющееся в «земле» – то есть в желании. Когда появляется желание отдачи, вода становится «живой водой», которая несёт жизнь.
Вода приобретает свойства света «хасадим», превращаясь в живую воду.
Дождевая вода «с высот Твоих» символизирует сам свет «хасадим» и даёт земле (желанию) силу вырастить урожай. В духовном срезе, Творец с высот мироздания орошает творение светом, возвращающим к источнику духовной жизни.
В переводе еврейского текста говорится конкретно о горах: «источники расходятся между горами», «Орошает горы из верхних чертогов Своих», а горы, как уже отмечалось, означают препятствия духовному росту – сомнения и пласты эгоизма. Посланные Творцом источники живой воды рассекают эгоистические свойства материи, насыщают её духом для роста духовных плодов.
Упоминаются даже дикие ослы, осёл – «хамор», желание – «хомер», желание же есть основа материального. То есть, звери и дикие ослы есть образы грубой несознательной материи, которая не может существовать, не утоляя жажду, не получая воды.
"Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека."
Бог позаботился о подходящей пище для творения, которая производится из земли, является «плодами дел Его, которыми насыщается земля». Выделяется зелень, трава для скота, зерно для человека, чтобы он выращивал его.
В духовном смысле земля – это материальное желание, неживая материя. Зелень уже есть растительный уровень, она произрастает из посева света Творца, Его отдачи. Растение обладает некой внутренней силой, особой энергоинформационной основой, способной к саморазвитию. Эта сила подобна силе Творца, ведь благодаря ней, существо развивается, каждый раз создавая из себя новые творения. Её уже можно назвать духовной.
У вина высокий духовный корень – это свет хохма. В физическом мире вино действительно веселит, как заложено в духовном корне.
Елей имеет тот же духовный корень и употребляется для освящения и гигиены.
Зерновые и хлеб – это свойство отдачи (бины). Вино и масло – свойство Хохма, только в разных видах. В материальном мире хлеб «укрепляет сердце человека», а духовное его значение – это «хлеб насущный», духовная пища, которая от Бога.
Сотворение нашего мира – это первый уровень, его «совершил Творец, созидая», то есть подготавливая человеку место для его работы. Второй уровень – когда сам человек начинает заниматься духовной работой и облачаться свойствами, необходимыми для подъёма на подготовленные ступени.
Словно маленький ребенок, который знает только, как получать от хлеба. А когда взрослеет, то доходит до состояния, когда берут зерна и сеют их в землю. И уже знает, как его прибавлять.
Сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». Имеется в виду не материальная, а духовная составляющая работы. Чтобы исправить наш эгоизм и сделать из себя со-творца, придётся очень серьезно и глубоко работать над собой.
Хлеб символизирует то, что мы должны его добывать и свойство отдачи. В первую очередь, человека от животного отличает употребляемая им пища. Трава – это пища животного, того же осла. С ослом обычно отождествляется наш эгоизм, который тянет вперед материальную поклажу и противится управлению.
Человек должен взять зёрна, очистить их на гумне от шелухи и развеять шелуху по ветру. Это действие олицетворяет то, что происходит в духовном мире с нашими желаниями. Затем оставшееся чистое зерно нужно перемолоть жерновами, полученную муку перемешать с водой, добавить туда соль и испечь. И тогда человек получает свою основную пищу – хлеб.
Всё это символизирует перевод эгоистического желания на альтруистическое, когда человек перетирает весь свой эгоизм, делает из него муку и разбавляет водой, которая имеет свойство отдачи и милосердия. С помощью исправления своих свойств (перемешивая и выпекаем хлеб), превращаем свои эгоистические желания, находившиеся на уровне животного, в альтруистические желания. Только тогда каждый из нас становится человеком.
То есть тот, кто ест хлеб, находится уже на человеческом уровне. Это первый шаг, приближающий к свойству отдачи и любви, которое есть у Творца. Это укрепляет сердце человека – ту его часть, которая есть часть Бога.
"Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту,
высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам."
Это деревья, которые Он насадил и которые хранит и обеспечивает. Подобно тому, как совершенно дерево, всё в мире, каждая клетка имеет своё место и предназначение.
«Древом Господа» во многих духовных традициях называется строение духовной системы Творца. Творение, постигая Творца, стремится стать таким «древом», принимает Его структуру и свойства, уподобляется Ему, чтобы по закону подобия соединиться.
То же значение имеет «древо жизни» – это Тора, высшее и совершенное дерево. В свою очередь Тора называется жизнью, потому что вся высшая жизнь включена в неё и из неё исходит. Ещё одно духовное значение Торы – свет исправляющий и возвращающий к Источнику.
"Он сотворил луну для указания времён, солнце знает свой запад.
Ты простираешь тьму – и бывает ночь: во время неё бродят все лесные звери;
львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища;
выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера."
Псалмопевец описывает систему циклов, обеспечивающих её физическое функционирование.
Даже на физическом уровне темноту мы сравниваем со слепотой и невежеством, с делами зла и тоской для души. Тогда нападают сатанинские искушения подобно зверям либо поражает страх, и человек становятся для них лёгкой добычей.
Львы просят у Бога пищу себе, так как она им не приготовлена, а поступает благодаря Божьему провидению и допущению.
"Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём."
Земля полна Его творений. Море великое и пространное, но Бог и ему определил место и сделал полезным для человека.
"Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время.
Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом;
скроешь лицо Твоё – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются;
пошлёшь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лицо земли."
После описания неживой и растительной природы идёт характеристика животного мира. Животные находят пищу в соответствии с природным инстинктом, который Бог вложил в них, и в должное для этого время; они не требуют другой пищи. Они совершают строго свою роль, что Бог даёт им – принимают, насыщаются благом, они удовлетворены тем, что получают, и не желают больше того, что Бог счёл подходящим для них.
«Скроешь лицо Твоё» – лишаясь поддерживающей силы, они мятутся. Жизнь определяет дух; при его отнятии они «умирают и в персть свою возвращаются». При получении духа созидаются, и таким образом обновляется «лицо земли».
Дух животных в руках Бога, как и дух сынов человеческих. Сокрытие бога для человека имеет более сложные последствия, определяемые наличием у него особого свойства – разума. Человек боится стать отлучённым, удалённым от Господа – так появляется «страх Божий».
Тот же самый дух, та же божественная воля и сила, благодаря которым всё было сотворено, поддерживает существование отдельных видов тварей, определяет места их обитания и полезность, и когда одно поколение уходит, другое приходит более приспособленным. Каждая тварь имеет гены, энергоинформационные структуры, которые изменяются. Это – эволюция в соответствии с программой творения, а не только исходя из потребности выживания и «закона джунглей» – борьбы видов между собой.
В Божьем замысле всё совершается премудро и с величайшей точностью; всё отвечает цели своего предназначения и служит для блага всей вселенной.
"Да будет Господу слава вовеки; да веселится Господь о делах Своих!
Призирает на землю, и она трясётся; прикасается к горам, и дымятся."
Если оценивать эти строки буквально, то создастся странное впечатление: радуясь мудрым и совершённым по благодати делам Своим, Господь трясёт землю и будит вулканы…
Становится понятным наличие скрытого смысла. Его несложно распознать. Уже упоминалось, что земля означает «малхут», грубые эгоистические желания; горы символизируют огромные скопления эгоизма, с его сомнениями, разобщённостью и ненавистью друг к другу.
Когда Господь призирает, то есть пристально смотрит на землю, она трясётся, не вынося Его взгляда. Он прикасается к горам, и дымятся – становится очевидным их внутреннее зло. «Он… воззрел и в трепет привёл народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные» (Ав. 3:6).
Тот, кто под тяжестью своих беззаконий заставляет стенать землю, которую Бог наполняет своими богатствами, – таковых она извергнет.
"Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!"
Вместо того, чтобы веселиться о Господе, прямой перевод еврейского текста предлагает радоваться Господу. Эта радость – не Богу нужна, а себе, и мысли о Боге будут самыми благоприятными, когда они захватывают всё существо.
Для Давида, как и для всех освящённых, это приятная обязанность, это – ТРЕПЕТ. Величие Творца для него – наслаждение.
Свидетельство о публикации №221091900002