Новости с Восточного экономического форума

Сегодня будет очень много Путина. Закончился Восточный экономический форум. Необходимо отметить, что в этот раз формат мероприятия является, на наш взгляд, более эффективным. В нем сведены к минимуму церемониальные мероприятия. Все сессии посвящены выработке конкретных предложений и обсуждений. Затем предложения, которые обсуждаются на сессии, представляются Путину.

В настоящем материале рассмотрим такой блок, как транспортная инфраструктура Дальнего Востока.  Соответствующие предложения по транспорту Путину по итогам проведения проектной сессии предоставил Роман Троценко.

Пройдемся прямо по списку предложений

1. Увеличить коэффициент обратного акциза на авиационное топливо для Дальнего Востока с 2,08 до 3,34, а также до 6 для удаленных аэропортов
Действительно, одной из главных проблем авиационных перевозок на Дальнем Востоке является дороговизна керосина. В связи с этим перевозки являются убыточны и субсидируются государством. Однако куда проще частично снять нагрузку путем увеличения обратного акциза на авиационный керосин.
Путин полностью поддержал предложение, моментально дав соответствующее поручение Силуанову.

Также проблема авиационного топлива на Дальнем Востоке будет решаться путем строительства соответствующих производств, о чем заявил вице-премьер Юрий Трутнев. В частности, на Сахалине "Газпром" должен построить завод по производству как авиационного керосина, так и других видов топлива.

2. Строительство частной железной дороги Эльга - Охотское море
О данном проекте можно почитать следующий материал:
Компания "А-Проперти" предложила свой вариант решения проблемы пропускной способности БАМа и Транссиба. Данную проблему мы освещаем регулярно, поэтому подробно расписывать историю вопроса не будем.
Скажем кратко. В настоящий момент идет второй этап расширения БАМа и Транссиба, который предполагает увеличение пропускной способности магистралей до 180 млн тонн. Однако проблема остается нерешенной, поскольку второй этап нацелен на увеличение экспорта угля, в первую очередь, из Кузбасса.
В это же время в виду неразвитости транспортной инфраструктуры существенным образом тормозится увеличение добычи в Якутском угледобывающем кластере. В основном речь идет об Эльгинском и Сугудинско-Огоджинском месторождениях. В Якутии работают две крупнейшие компании: "А-Проперти" и "Колмар".
Изначально предполагалось начать третий этап расширения БАМа и Транссиба, который увеличил бы пропускную способность магистралей до 250 млн тонн. Его стоимость оценивалась в 350-700 млрд рублей. За 350 млрд планировалось построить неэлектрифицированную дорогу, за 700 млрд – электрифицированную.

Тем не менее, примерно месяц назад стало известно, что компания "А-Проперти" хочет решить проблему вывоза угля из Эльги собственными силами, построив за свой счет новую железную дорогу от Эльги до приморского поселка Чумикан, а также портовую инфраструктуру. Сейчас стали известны подробности проекта.
Так, длина железной дороги Эльга-Чумикан составит чуть менее 500 километров и будет рассчитана на вывоз 30 млн тонн угля в год. Общий объем инвестиций оценивается в 97 млрд рублей. Структура выглядит следующим образом:
37,3 млрд рублей – железная дорога
28,4 млрд рублей – закупка подвижного состава
15,8 млрд рублей – строительство порта
15,6 млрд рублей – закупка оборудования для порта
Естественно, после ввода в эксплуатацию объект останется в собственности "А-Проперти". Взамен компания хочет получить право приоритетного доступа к инфраструктуре БАМа и Транссиба на 30 млн тонн угля на 5 лет вперед. Обосновывая это тем, что строительство инфраструктуры предполагается осуществить за счет свободного денежного потока, полученного от экспорта угля.

Здесь же отметим, что "А-Проперти" можно назвать национальной компанией. В отличие от других угольщиков, акционеры "А-Проперти" пару месяцев назад завершили процесс перерегистрации компании из офшоров в Россию. Абсолютно все деньги, полученные в результате развития Якутского угледобывающего кластера, остаются в России и работают на развитие нашей экономики.

Тем не менее, подобный проект подвергается критике. Вопросов к "А-Проперти" нет. Все пожелания компании являются абсолютно обоснованными и именно так должен вести себя частный бизнес.
 
Однако для государства никакой необходимости в появлении частной железной дороги нет. У нас достаточно денег для того, чтобы построить всю инфраструктуру самостоятельно, включая порт. Согласно расчетам, срок окупаемости проекта "А-Проперти" составляет 7 лет. Технические требования для государственной инфраструктуры несколько иные, в связи с чем можно ожидать увеличения стоимости объектов. Но даже если окупаемость настанет через 10-15 лет, все равно это выгодно.

Даже если итоговая стоимость составит 200 млрд рублей, или же больше, то эти деньги останутся в экономике. Государство важнее создавать именно мультипликативные эффекты, а не руководствоваться экономической целесообразностью отдельно взятого проекта.

Поэтому предложение "А-Проперти" хорошее, но в интересах государства – осуществить строительство самостоятельно. Либо провести третий этап расширения БАМа и Транссиба, либо построить ветку Эльга-Чумикан, но за свой счет.

Владимир Путин отверг подобное предложение, заявив, что обеспечение приоритетного доступа означает дискриминацию других грузоотправителей. И предложил следующее: "А-Проперти" закупает за свой счет улучшенный железнодорожный состав (локомотивы и вагоны), которые позволят перевозить больше угля, передает их РЖД. Со временем РЖД их выкупает. В это же время за счет роста экспортной выручки "А-Проперти" строит железную дорогу.

Как бы то ни было, мы можем констатировать, что подобный проект точно будет реализован. Либо частным бизнесом, либо государством. А это не может не радовать.

3. Мегапроект, рабочее название которому можно дать "Кузбасс - Баренцево море"
Несмотря на то, что информация о нем иногда артикулировалась, широкую известность он не приобрел. Однако строительство железнодорожной инфраструктуры позволит вывозить уголь из Кузбасса через Северный ледовитый океан, расстояние до которого в полтора раза короче, чем до портов Тихого океана.
Для реализации проекта необходимо построить следующие объекты:
• Белый Яр (Томская область) - Нижневартовск (ХМАО)
• Надым - Салехард (это Северный широтный ход)
• Усинск (?) - Индига. Почему под вопросом, поскольку вариантов несколько, можно и от Сыктывкара
• Порт Индига
Проект амбициозный и сложный. Однако его реализация позволит организовать экспорт угля не через БАМ и Транссиб, а совершенно в ином направлении, что обеспечит разгрузку Восточного полигона для более дорогих грузов. О стоимости говорить пока что не приходится.

Владимир Путин полностью поддержал данный проект и отдал его на глубокую разработку. Надеемся, что реализация проекта начнется незамедлительно, поскольку у нас осталось не так много времени, чтобы монетизировать наши огромные запасы угля.


Рецензии