Тринадцатилетие или каникулы в Пятигорске
Катя доедала кашу с бутербродом, и запивала чаем чуть медленнее, чем обычно. Окно кухни выходило на дорогу, по которой школьники по утрам шли на занятия. Можно не торопиться. Сегодня — последний учебный день. Даже не учебный, а так: дневники раздадут, классный час и домой. Кате исполнилось тринадцать лет. Впереди — неделя осенних каникул.
Катя раскрыла дневник на страничке с оценками, и с удовольствием отметила, что там почти одни пятерки. Красивую картинку портила четвёрка по черчению.
***
Добрый пожилой учитель рисования ушел на пенсию. Вместо него в школе появилась новая учительница Альбина Сергеевна, которая перешла из конструкторского бюро. Рисование к тому времени закончилось, и Альбина вела у семиклассников черчение. Не известно, каким она была специалистом у себя в конструкторском бюро, но со школьниками у нее отношения не складывались.
Ребята считали Альбину несправедливой. По одной понятной ей логике учительница за одинаковый чертеж могла поставить и четверку и пятерку, а иногда даже и тройку. Дети, чуткие и одновременно жестокие, чувствовали ее слабину и неуравновешенность, и издевались над Альбиной.
В Катиной школе это называлось "довести учителя". Ребята из параллельного класса, "бэшки" вставали, смотрели "любимой преподавательнице" в глаза и шумно кричали: "Здравствуйте, Альбина Сидоровна!" Несмотря на то, что ее отчество на самом было — Сергеевна. Просто фамилия была Сидорова, поэтому они как будто бы ошибались.
В Катином классе девчонки подбивали хулиганов:
— Доведите Альбину!
Ребята были рады такому предложению, поэтому спрашивали:
— А дневники спрячете?
После чего соглашались. Катя — отличница и председатель совета отряда, у учителей подозрения не вызывала и обычно прятала дневники в свой портфель, а отдавала на немецком или после школы.
Когда шел чемпионат по хоккею, то матчи показывали в вечернее время. Под трансляцию матчей Катя обычно делала русский и математику. Половина класса болела за ЦСКА, другая — за Московский Спартак и только Лика говорила, что ей по душе Московское Динамо. Несколько человек, которые говорили, что безразличны к хоккею, вызывали недоумение. Никита, Сережка, Олег и Димка были фанатами Московского Спартака. На самом деле только один из них — Сережка, периодически ездил на матчи, остальным просто нравилось "фанатеть": носить красно-белые шарфы, рисовать знак Спартака на стенах домов и школьных сумках, задирать "коней" — болельщиков ЦСКА.
Альбина Сергеевна открыла дверь в класс.
Четверо заводил начали негромко постукивать по партам, наращивая звук:
— В Сою-ю-юю-зе не-е-е-ет еще пок-а-а-а команды лучше Спар-така-а!
Потом вошли в раж, паясничали и отрывались. Каждый старался перещеголять другого. Мальчишки громко хлопали ладонями и во все горло кричали: "Московский Спартак! Е-е-е-е-е-е". Катя понимала, что ребята поступают нехорошо, но она не любила учительницу черчения и веселились вместе со всеми.
Альбина Сергеевна стала бордовой, завизжала, выбежала из класса и направилась в кабинет директора. Через три минуты прибежала директриса и стала шуметь, кричать, грозно требовать дневники, которые у всей четверки оказались "забытыми дома". Наконец все успокоились. Семиклассники достали альбомы, линейки, карандаши и рейсшины.
***
Катя пришла домой, поставила на плиту ковшик с борщом, зажгла огонь, уселась на любимое место напротив окна и задумалась: "Если бы мой день рождения — четвёртое ноября сделали выходным днем, то я бы проснулась раньше всех, проскочила на кухню, сделала бутерброд или наложила в карман пижамы печенье, забралась в кровать, взяла какую-нибудь книжку. Почему-то, когда что-то грызешь во время чтения, интереснее получается и читается вкуснее. Потом бы проснулась мама, приготовила на завтрак что-нибудь вкусненькое. Нет, почитать бы особо много не получилось, наверное пришлось бы сперва убраться в квартире. А мама в это время занялась готовкой. Я бы ей помогла. Потом бы пришли гости с подарками. Мне уже тринадцать. Даже не знаю, большая я или маленькая. Если бы меня спросили, в каком возрасте хотела бы остаться навсегда, то я бы наверное выбрала этот. Когда ты уже не ребенок-несмышленыш, и ещё не взрослый. Не хочу взрослеть. Ну какая я из меня выйдет взрослая? Ничего не умею, всего боюсь. Самый лучший возраст — тринадцать лет. Ну максимум — четырнадцать. Жаль, нет волшебной палочки, чтобы остаться в этом возрасте навсегда".
Из размышлений Катю выдернул звонок телефона. Она пошла в прихожую и взяла трубку.
— Кать, — раздался Ликин голос, — собирайся, на соревнования едем!
— На какие ещё соревнования? Куда?
— В Пятигорск.
— Это в Подмосковье? — не сразу сообразила Катя, спутав его со Звенигородом.
— Нет! На Кавказе. Собирайся! Через четыре часа поезд — от Курского. Встречаемся на станции через два часа.
***
Пришла с работы мама. Остаток вечера прошел в сборах. Мама стала собирать чемодан, а Катю отправила к тете:
— Открою тебе секрет, тетя Аня хотела подарить тебе на день рождения сумку.
Катя возвращалась домой с новенькой спортивной сумкой на плече и думала: "Симпатичная, и как вовремя. У старой молния плохо застегивалась, да к тому же она немного потрескалась".
***
Катя с мамой пришли на станцию. Там уже стояла кучка людей: Лика, Валя из их группы и незнакомые ребята. Некоторых провожали мамы и папы. Катя впервые ехала так далеко без родителей и немного грустила. День рождения она представляла себе по другому, уж точно не в поезде.
Лика с Валей заняли две верхние соседние полки-боковушки. Кате досталась нижняя. Девчонки прыгали с полки на полку, как обезьянки, и смеялись. Потом, нарезали из тетрадных листов длинные узкие бумажки и стали играть в игру. У каждой девочки была своя полоска, на которой надо было написать ответ на вопрос: "Кто?" Край бумажки с написанным ответом заворачивали и передавали по кругу. На бумажке, которая досталась от соседки справа, писали ответ на вопрос: "С кем?" Опять заворачивали и передавали соседке слева. Следующий вопрос был: "Что делали?" И так дальше. Таким образом отвечали на все вопросы, которые приходили в голову. Заворачивали бумажку дальше. После того, как писать уже было негде, каждая девочка развернула свой листочек. Смеялись, читая написанное. Потом уселись Катин за стол, достали еду, которую мамы собрали в дорогу: варёные яйца, картошку, бутерброды, хлеб, курицу, рыбу горячего копчения. Проводница принесла чай в подстаканниках.
Девчонки помогли Кате разложить ее полку и забрались наверх. Мысли крутились в голове. Так необычно и неожиданно закончился день. Совсем не так, как начинался… Катя заснула.
***
В Пятигорске юные спортсмены вышли из поезда со спортивными сумками разного размера и только Катя — с сумкой и чемоданом. Помимо спортивного костюма, кроссовок, смены белья и умывальных принадлежностей мама положила: пижаму, халат, тапочки, платье, полотенца. Катя устало переложила чемодан в другую руку. Рядом шёл парнишка немного постарше, который обратил внимание на Катю, и с улыбкой сказал:
— Ничего себе ридикюльчик. Помочь?
Незнакомец взял Катину поклажу и через пару шагов уточнил:
— Что в чемоданчике? Кирпичи?
— Нет. Три мушкетёра, — покраснела Катя.
— Меня Артем зовут.
— Катя.
Катя шла рядом с незнакомцем и вспоминала, видела ли этого спортсмена раньше в манеже или нет.
Пошёл снег. Девчонки стали смеяться, увидев, что стадион, на котором предстояло выступать, называется "Труд", так же, как и у них в городе. Всех расселили на первом этаже по комнатам, похожим на палаты в пионерском лагере: койки с панцирными сетками, тумбочки, шкаф. На небольшом столике девочки разложили еду: картошку в мундире, хлеб, печенье. Наскоро перекусили, потом Валя достала баночку яблочного детского питания "Неженка", которое девчонки съели по очереди чайной ложкой.
Спустя время пришла директор спортшколы — Аделина Кузьминична и сказала:
— Девочки! Так как выпал снег, а соревнования на открытом стадионе, то решили, что вы участвовать в соревнованиях не будете.
— Почему? — в один голос спросили Лика и Валя, а Катя обрадовалась. Она плохо бегала и и рассчитывала в лучшем случае на предпоследнее место.
— Решили, что вы еще маленькие, можете простудиться.
— А что же нам делать?
— Отдыхайте. По городу погуляйте.
— Понятно.
— А теперь — хорошая новость. Вам положены командировочные — два пятьдесят в день, — Аделина Кузьминична раздала каждой девочке по пять рублей со словами, — это на два дня.
— Пять рублей ведь денег много, — проговорила Катя строчку из стихотворения, которое рассказывала в школе на празднике.
— С ними можно погулять, — подмигнула Лика.
— И Акулька-недотрога меня будет уважать, — проговорил они хором и рассмеялись.
— Предлагаю сходить поесть, — сказала Валя.
Девочки вышли из гостиницы. Лика обратила внимание на кафе "Мишутка" и предложила всем пойти туда. Посмотрев меню и посовещавшись, выбрали одинаковую еду за сорок копеек: пельмени и лимонный напиток. Девчонки взяли подносы со своей нехитрой едой и уселись за столик. Валя быстро все съела и нетерпеливо ждала. Лика говорила с полным ртом, а Катя о чем-то задумалась и ела медленно.
— Ну, наконец, — сказала Валя, когда все поели и отнесли подносы с пустой посудой. После чего девчонки отправились гулять по городу.
***
В начале восьмидесятых появились заколки-автоматы, которые стали модным аксессуаром, но большинство о них лишь мечтало. Девочки гуляли по улицам Пятигорска и вдруг увидели стол, и черноволосого кудрявого продавца за ним.
— Девочки, я сплю? — ахнула Валя.
— Если это сон, то не будите меня! — проговорила Катя.
— Восхитительно! — прошептала Лика.
— Я бы купили их все, вместе со столом, — улыбнулась Валя.
Неповторимые и прекрасные заколки всех цветов радуги: перламутровые, в цветочек, в горошек, в полосочку, с глазками. Это было невыносимым испытанием для простых советских школьниц.
— Девочки, смотрите, а здесь ещё гребешки для волос, — обратила внимание Катя, — красные, как леденцы на палочках.
— Смотри, а вот эти — жёлтые, янтарные, — восхищенно проговорила Аня.
Одна заколка по цене была как суточные — два пятьдесят. Леденцовые гребешки — тридцать копеек.
— Девчонки, что будем делать? — спросила Катя.
— Не знаю, как вы, но я не собираюсь проесть все свои деньги, когда рядом такая красота, — сказала Валя.
— Совсем есть не будем? — уточнила Катя.
— Давайте так! — придумала Валя. — Будем есть в "Мишутке" пельмени. Два раза в день.
— И без обеда. Завтрак часов в двенадцать, и ужин в шесть, — подхватила Лика.
Всю компанию такая идея устроила. Катя купила одну большую перламутровую заколку и две маленьких. Вечером разложили свое богатство на кроватях. Катя приложила заколки к своим русым волосам до плеча. Валя — к светлым вьющимся волосам. Красные и жёлтые гребешки эффектно смотрелись на тёмных, почти чёрных волосах Лики.
Постоянно хотелось есть. Девчонки решили разнообразить меню и скинулись на кусок вареной колбасы и два батона хлеба. Скрепя сердце каждая отказывалась от ярких гребешков и заколок в пользу еды. Колбасу порезали крупными кусками, и с удовольствием съели по несколько бутербродов.
— Я наелась. Давайте оставим кусок на завтра, — сказала Катя.
— Надо засунуть ее вон туда, — предложила Валя и положила недоеденный кусок на край фрамуги. Колбаса не удержалась и вывалилась на улицу.
— Валька, колбаса! Бегом! — скомандовала Катя.
Несмотря на холод за окном, Катя с Валей, как были, в трениках и тапочках на босу ногу, накинув сверху куртки, бросились спасать остатки колбасы от случайных прохожих.
Мимо проходил Артем, который остановился и недоуменно посмотрел на взбудораженных девчонок.
— У вас все нормально?
— Да, вот колбаса вывалилась, — немного смущённо произнесла Катя.
— А-а-а, ну тогда с вами все ясно, — засмеялся Артём.
— А ты откуда?
— Мы с ребятами на фуникулере на Машук поднимались.
— А что такое — фуникулер? — спросила Катя.
— Канатная дорога.
— Ух ты. Вот здорово. Я бы тоже посмотрела.
— Да там вид шикарный.
— Делать нечего, — пожала плечами Валя.
— Кому что, — ответил Артем.
— Ладно, мы пошли, до завтра, — махнула рукой Катя и они с Валей вернулись в комнату.
— Девчонки, вы куда пропали-то? Я уже за вами собралась идти.
— Да мы бы раньше пришли, если бы кое кто поменьше кокетничал.
— Ничего я не кокетничала, — покраснела Катя и предложила доесть колбасу. Валя и Лика эту идею поддержали. Сытые и довольные девчонки лежали на кроватях и думали: чем бы заняться? Решили попеть для души. Когда перепели всё, что знали, Лика затянула песню без начала и конца, которую можно хоть час петь без остановки:
Море,
А на море суша,
А на суше пальма,
А на пальме кот
Сидит и видит…
Море…
Перегородки в гостинице были тонкими. Так что терпению всего этажа, весь вечер слушающего поющих тринадцатилетних девочек, можно только позавидовать.
***
На следующее утро в дверь постучались. Валя открыла и увидела Артема с Вовкой из их группы.
— А, так вот кто вчера весь вечер пел, — сказал Артем.
— А вас здороваться не учили? — спросила Лика.
— Привет, не сердись, — попросил Вовка. — Мы к вам по делу.
— Говори.
— Девчонки, у нас замок сломался. Можно мы свои сумки у вас оставим?
— Оставляйте, почти одновременно ответили Лика с Катей, а Валя подумала и кивнула.
Ребята положили свои сумки в шкаф, и ушли, но как только дверь за ними закрылась, Вале стало любопытно, а что же такое хранится в мальчишеских сумках?
— Девчонки, так нельзя, — сказала Катя. — Это же — чужое.
— Да ладно тебе. Мы только посмотрим. Одним глазком. Интересно же.
— Любопытство — не порок, — произнесла Лика, расстегнула молнию на синей сумке Вовки и обнаружили заколки серебристого цвета с голубыми цветочками.
— Интересно, кому же он их купил?
— Наверное, своей сестренке Наташке.
— А может девушке?
— Откуда у него девушка? — произнесла Лика, которой давно нравился Вовка, — и вообще фигню какую-то купил — ни одного гребешка.
— Если бы у меня был брат, и он мне привез такое, то я бы его убила, — сказала Валя и девчонки рассмеялись.
В коричневой сумке у Артема обнаружили банку фасоли в томате, на которую Катя посмотрела безразлично.
— Я бы съела, — облизнулась Валя.
— А я не люблю фасоль, — буркнула Катя.
— А тебе ее никто и не предлагает, — фыркнула Лика.
— Надо что-то придумать, — задумалась Валя. — У кого какие мысли?
— Убираем, а то вдруг ребята вернутся?
— Они сперва постучат.
— А вдруг — нет. Вы вообще дверь закрыли?
Когда спустя время ребята пришли за сумками, то поблагодарили девочек и спросили:
— А у вас карты есть?
— Есть, только мы меняем их на фасоль, — выпалила Валя, — даже не подумав о том, откуда, может о ней знать.
Ребята не откладывали все свои деньги на заколки, нормально питались и поэтому с радостью поменялись.
— Лик, доставай ложку! — сказала Валя.
Девочки втроем управились с банкой одной ложкой по очереди за десять минут.
— Кать! А ты говорила, что фасоль не ешь, — вспомнила Валя.
— Оказывается, ем.
— Девчонки! Сейчас бы чего-нибудь сладенького!
Лика призналась, что у нее есть сгущёнка.
— И ты молчала?!
Пробили открывашкой в банке две дырки, чтобы лучше лилась. И запили "фасоль в томате" сладким густым молоком. Сочетание бобовых и сгущёнки не казалось девочкам противным. Они плюхнулись на кровати сытые, довольные и счастливые.
***
Утром Катя полезла за чистым бельем и нашла в чемодане небольшой пакетик с карамельками. На вид — штук двадцать. Подумала: “Разделить на всех". Она привыкла с ранних лет со всеми делиться: с Милой, девочками во дворе, одноклассниками. В другой бы ситуации Кате и в голову бы не пришло что-то съесть одной. Сейчас она поняла, что как бы ей не было стыдно, конфеты она никому не отдаст. Слишком хотелось есть.
Катя решила дойти до почты, чтобы отправить маме телеграмму о скором возвращении. Надела зеленую куртку, вязаную шапку, и почему-то пошла не в сапогах, а в кроссовках, засунула в рот карамельку. По дороге купила мороженое в вафельном стаканчике. Несмотря на быстрый шаг, ноги стали замерзать. Зато ушло чувство голода. По дороге Катя зашла в магазин погреться. Прошлась по отделам, немного подумала и купила маме подарок — розовую помаду. На обратной дороге она столкнулась с Артемом.
— Ты чего такая грустная? — спросил он.
— Домой хочу. У меня день рождения как-то по дурацки прошел, в поезде.
Катя рассказала Артему о мальчишках в классе, об Альбине, о звонке Лики, о том, как пошла к тете Ане за подарком. Потом не удержалась и рассказала о конфетах. Предложила Артему карамельку.
— Вид какой-то у тебя голодный. Слушай, а чем вы питаетесь?
— Пельменями.
— Только ими, почему?
— Не знаю.
— Не надоели?
— Я не думала. Есть хочется. Постоянно. Хотя, мы конечно могли бы взять что-то другое. Не знаю. Я одна, без родителей, впервые. Девчонки шустрые. В общем, куда они, туда и я.
— Они будут с крыши прыгать, и ты — за ними?
— С крыши — нет, но наверное, ты прав. Я все делаю, как они.
— Вот, например, что вы в городе видели?
— Заколки... Гребешки...
— А мы…
— Знаю, знаю, знаю. Слушай, хватит мне настроение портить.
— Прости. А давай в музей Лермонтова сходим.
— В музей?
— Ну да, память будет.
— Ну пошли.
Артем в кассе купил два школьных билета. После чего они с Катей дождались начала экскурсии и с удовольствием прошлись по трем небольшим зданиям: поэзия в жизни Лермонтова, живопись и небольшой домик с обстановкой, где некоторое время жил поэт.
После экскурсии, которая длилась два часа, на выходе от билетерши узнали о смерти Брежнева. В голове возникло сразу миллион вопросов. Немного страшно: все придут в школу, а нас нет…
— Как так-то?
— Это не шутка?
— А дальше что?
— Домой-то попадем?
— А вдруг Москву закроют?
— Что, если завтра война с Америкой?
— А как же родные?
— А как же мы?
— А как же школа?
Задумчиво вышли на улицу. Когда проходили мимо кафе, Артем спросил:
— Есть хочешь?
— Нет, — сказала Катя и покраснела.
— Я угощаю.
Катя и Артем подошли к стойке с едой. Катя посмотрела в сторону пельменей. Артем поймал ее взгляд:
— Возьми что-нибудь другое. Не стесняйся.
Катя выбрала манную кашу, бутерброд с копченой колбасой, стакан чая и песочное пирожное. Покосилась на Артема.
— Бери, бери. У меня командировочные еще остались, да и отец с собой дал на расходы.
Не спеша поели. Вышли. Рядом с кафе стоял киоск с мороженым.
— Кать, будешь?
— Неудобно. Ты итак меня накормил.
— Ну я же мужчина. Выбирай любое.
— Можно лакомку?
— Конечно, можно.
Катя с Артемом шли и молча ели мороженое. На улице встретили лоток с фруктами.
— Что это? — спросила Катя, увидев плоды, похожие по форме на помидор.
— Хурма. Ты что никогда не ела?
— Неа.
— Тогда сейчас купим.
Артем обратился к продавцу:
— А у Вас хурма вяжет?
Темноволосый парень покосился на Катю и сказал:
— Для такой красивый девушка сейчас самый сладкий выберу, — и показал Кате оранжевый плод.
— Сколько с нас? — спросил Артем.
— Для такой красавицы всего пятьдесят копеек. Могу на рубль три штуки дать.
Артем протянул продавцу рубль, тот положил в пакет три хурмы и протянул Кате:
— Держи, красавица.
Артем и Катя шли по городу, и вдруг Артем спросил:
— А что ты купила, экономя на обедах?
— Заколки, помаду, гребешки, а ты?
Артем признался, что купил спортивный костюм и брелок с эмблемой ЦСКА.
***
Они подходили к стадиону и встретили Лику с Галей.
— Кать, где ты ходишь? Нам надо в дорогу собираться. Аделина Кузьминична сказала, что купит яиц и сварит их, а нам дала задание купить хлеба и по банке консервов — одну в томате, одну — в собственном соку или в масле.
После сборов в дорогу, Лика купила за пятьдесят копеек стаканчик очищенных семечек, дала Кате и Гале попробовать по пять штучек. Кате стало стыдно, она достала из кармана по карамельке и угостила девчонок.
— Кать, подожди!
Около входа в комнату стоял Артем.
— Давай отойдем.
Катя покосилась на девчонок и сказала:
— Я скоро приду.
— Держи, это тебе. Только пообещай, что посмотришь в поезде.
— А что там?
— Не спрашивай. Просто пообещай.
— Обещаю.
Катя вошла в комнату и убрала сверток в сумку. Лика хотела задать ей вопрос, но в это время позвала Галя, потом стали спешно собирать вещи, любуюсь заколками и гребешками.
Девочки сели в поезд. В вагоне звучала грустная траурная музыка. Галя с Ликой забрались на верхние полки-боковушки. Катя уселась за столик, аккуратно достала из сумки сверток, развернула и ахнула…
***
Катя приехала домой, поставила на входе чемодан, обнялась со всеми. Мама позвала ужинать. После того, как поели и помыли посуду, Катя раскрыла чемодан и достала из него подарки: заколки, гребешки, помаду. Перед сном достала из сумки и аккуратно развернула сверток. Внутри оказался фосфорный орел — символ Пятигорска. Катя поставила его на стол и залюбовалась. Выключила свет.
— Мил, смотри.
— Ух ты, а почему он светится?
— Он фосфорный.
— Дорогой?
— Очень. Шесть рублей стоит.
— Да ты что.
— Я бы купила. Мне один парень подарил.
— Что за парень?
— Ты не знаешь. Он большой, уже в девятом классе учится.
— Как зовут?
— Артем.
— А он сейчас где?
— Не знаю. Может быть еще в Пятигорске, а может быть на другом поезде домой поехал. Или в другой день.
***
После каникул возобновились тренировки. Разноцветные гребешки, красивые как леденцы, совсем не держались в Катиных волосах. Катя думала, что встретит Артема в Манеже и поблагодарит за подарок. Прошло две недели, но Артема не было.
“Может быть, заболел”, — подумала Катя.
Вечером после тренировки обычно возвращались вместе с мальчишками. Вместе шли по асфальтированной дорожке через березовую рощу. Валя с подругой сворачивали налево — в микрорайон. Катя, Лика и мальчишки шли пешком до кинотеатра “Родина”, ждали автобус и доезжали до конечной. Потом мальчишки пересаживались на другой автобус, а Катя с Ликой шли пешком до дома. — Катя очутилась рядом с Вовкой, набралась смелости и спросила как можно безразличнее:
— А где Артем?
— Уехал в другой город.
— В какой?
— Не знаю. Слышал краем уха, что его отца перевели куда-то.
— А кто у него отец?
— Без понятия.
Вовка не стал задавать лишних вопросов. Катя понимала, что хочет у него кое что спросить, но толи не смогла точно сформулировать свой вопрос, то ли постеснялась.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №221091900470