Размышление о сверхчеловеке

Размышление о сверхчеловеке.

   Моё обычное утреннее размышление, привычный процесс в сознании, разве что тема выскочила немного необычная – идея о сверхчеловеке. И она меня зацепила. Вот и порассуждаю, особо не утруждая себя поисками информации по этому вопросу, довольствуясь уже тем содержимым моего ума, которое в нём осело, и не претендуя на высокий уровень философских познаний или писательских способностей. Пишу ведь не диссертацию, не реферат, и не статью в какое-либо издание, а сетевой пост. Просто захотелось, по указке импульса, а как уж получится, увидим на выходе.
   Мне кажется, что идея сверхчеловека бродила в умах людей всегда, возможно даже с времён доисторических, только известий о тех временах к нам не дошло. А вот с первых известий, или артефактов, следов существования и начинается история человечества. Уже в мифах мы встречаем первые упоминания о такой идее в образах героев, титанов, сверхлюдей, обладающих сверхъестественной силой и способностями, совершающих вещи невозможные для большинства смертных. Как появились первые люди мне доподлинно неизвестно, хотя кое-что читал, версии существуют разные. Я же выскажу свою гипотезу, не научную, а чистейшую отсебятину. На мой взгляд мистика и эзотерика, коим себя считаю, люди возникли тогда, когда приручили, освоили огонь. Как им это удалось покрыто тайной, но древние мифы об этом повествуют. Я воспользовался мифом о Прометее из школьного учебника (видимо на большее мне не хватило способностей). Итак, никаких людей на Земле не было, но жили разнообразные виды животных, и уже тогда существовали приматы. Допустим, что однажды эту часть космоса, именуемой нами нынче Солнечной системой, пересекала некая внеземная цивилизация. О технических средствах, на которых осуществлялось их «путешествие в иные измерения» гадать не буду, ибо это мог быть и весь их внеземной мир, параллельный нам, но испустивший в сторону Земли перпендикулярный Луч, а могла быть только часть их цивилизации, представленная, как любят изображать фантасты, инопланетным кораблём, из которого тоже светили Лучом. Мне ещё кажется (видите, я не скрываю своё ненаучное восприятие), что Пришествие осуществлялось не единожды и не случайно. Первый Луч зародил в первичном океане на Земле жизнь, когда из бульона физики, химии и механики вдруг возникла биология. Потом «Они» или «Оно» ещё посвечивало Лучом, чтобы вызвать в текущих процессах скачки. Да, так вот, жили-были на суше различные приматы, когда землю снова осветил Луч, но уже светимость Его была в другом диапазоне – Он был не животворящим, как в первый раз, а разумным. И надо же так случиться, что выбор пал в основном на обезьян! Хотя и другие существа уловили и впитали Его, попали под Его влияние. Так на Землю снизошло Сознание. Ага, значит отдельные виды существ были озарены зачатками разумности и в дальнейшем превратились в Хомо Сапиенс. То и был Прометей, сошедший с Неба, а в животных возникла искра божья – искра небесного пламени. Потому люди и смогли освоить физический огонь, поставив его себе на службу, что внутри них вспыхнул огонь разумности. Так что Прометей принёс и буквально огонь существам, подарив способность добывать и сохранять огонь, и символически, ибо прежде вдул в них огнь сознания, сделав их людьми. Ну а дальше дело времени и техники, возникшее сознание превратилось в самосознание и начался прогресс человечества, заменивший эволюцию.
   А теперь вернусь к идее сверхчеловека. Но не с азов древности, а с её нового глашатая современности – с Ницше. Ведь именно он наполнил эту идею новым содержанием, в том смысле, что своим субъективным восприятием и изображением. Но отдадим ему должное – он добавил масла в огонь, усилив горение, яркость. Поддал жару! И у многих других идей запахло жареным.
   Не мне тягаться с Ницше, тем более, что знаком я с его философией поверхностно и выборочно, но поскольку он уже мёртвый лев, то и мне возможно лаять в его сторону и даже покусывать созданные им художественные образы. Не побоюсь сказать, что Сверхчеловек Ницше – Заратустра – это художественный образ, идея в чистом виде, но, увы, с примесями самого Ницше, вполне земного существа и человеческого, как бы он ни старался отстраниться от «массы», поднявшись над ней. В самом Ницше было всё ещё слишком много «человеческого», чтобы он смог перенестись в область сверхчеловеческого. Грехи не пускали. И всё-таки, это одна из центральных идей его философии и творчества, связанная с идеей «воли к власти». Власть – краеугольный камень ницшеанства, но это же и камень преткновения, споткнувшись о который многие полетели в бездну саморазрушения и уничтожения. Каким бы ни было наше отношение к великому философу (а он несомненно великий и гениальный), но он являлся светочем тьмы, тем светильником в ночи, на который летят насекомые, чтобы погибнуть. Он был не только антихристом, но и антипрометеем, подменив огонь познания огнём безумия. Ибо, возомнив себя сверхчеловеком не будучи им, он противопоставил себя Богу, за что и был наказан, чем и повторил мифологическую судьбу Прометея. Одному вечно орёл клевал печень, а другому вечно будет клевать мозг. Конечно, не всё так просто и однозначно, скорее наоборот, но я не буду здесь усложнять, сам же внося противоречия.

   Сверхчеловек – это нечто совершенно новое, отличающееся от человека, как человек отличается от обезьяны, или это лишь модификация человека, продолжение существующего вида? Я хочу для себя определиться с понятием сверхчеловека, мне это интересно – что такое сверхчеловек? Что думал об этом и говорил сам Ницше или другие мыслители можно прочитать в их текстах, а я сочиняю свой текст.
   Это известный нам человек, но обладающий сверхспособностями? Тогда, какими? Читать мысли, ходить по воде, проходить сквозь стены, летать, обладать сверхчеловеческой физической, ментальной и психической силой? В какой области человеческих способностей должны произойти изменения? В сознании, психике, с телом человека? И насколько кардинальными должны быть изменения? Если у Ницше изображён Заратустра, то в последующем возникли образы Франкенштейна, головы профессора Доуэля, Фантомаса, инженера Гарина, Терминатора, Бэтмана, Человека-паука и прочих персонажей, стремящихся к власти над миром или спасающих мир при помощи сверхспособностей. Ведь важно, в каком направлении будут использованы технические и человеческие способности, чему будут служить. Но в том-то и дело, что по Ницше, сверхчеловеком нарекается тот, кто выходит за рамки представлений о добре и зле, ставит себя выше морали. Возможно, что есть критерии отличные от ницшеанских. Иначе может оказаться, что доктор Менгель или Ганнибал Лектер тоже попадут в разряд сверхлюдей.
   Это важно для себя определить, каковы новые качества должны возникнуть и по каким критериям отличать? И новые качества должны быть не сиюминутными, а постоянными, стабильными. Между различными ветвями приматов было много общего, но выделились, начали развиваться и преобладать именно те особи, которые были облучены Лучом разумности, ставшие впоследствии видом Хомо Сапиенс. Значит, сверхчеловек, всё же, остаётся представителем человеческого вида, а не является инопланетянином или магической сущностью иных миров, он житель Земли и дитя физической природы.
   Сверхчеловек – такая специфическая редкая особь, можно сказать исключительная, которая рождается из общей массы посредственных людей, вполне себе обычных, он же не со звезды нисходит, как «маленький принц», не от «духа святого» рождается, как приписывается Христу и не из пламени является, а вырастает из семени человеческого и должен быть воспитан в племени человеческом. Можно ли сразу стать сверхчеловеком минуя стадию «человеческого»?
   Допустим, и это не кажется таким уже невероятным, что таков человек, способный выходить за социальные рамки и предписания, а в некоторых случаях и за пределы физического мира: не тонуть в воде, не гореть в огне, не испытывать боли и страданий, совершать титанические усилия. Опять же, быть вне морали, «по ту сторону добра и зла», может любой бессовестный человек, но не будем же мы каждого негодяя считать сверхчеловеком. Скорее уж недочеловеком, нелюдью. Наверное, потому, что превзойдя мораль нужно бы ещё превзойти и прочие человеческие свойства, в том числе и те, которые относятся к несовершенствам человеческой природы и породы, к человеческим слабостям, порокам, грехам. Ну что же это за сверхчеловек, если он подвержен гордыне, амбициям, жадности, зависти, тщеславию, страху, подлости? И в то же время, что это за сверхчеловек, если в нём нет непомерной гордыни и упоения от собственного величия, превосходства над другими и стремления властвовать? Ведь как посмотреть на это явление и что в него вкладывать.
   Вроде как сверхчеловек предпочитает одиночество нахождению среди людей, избегает толпы и суеты, даже презирает людей. Ведь есть и такой взгляд на сверхчеловека. Он герой и должен совершать героические поступки. Но много ли поступков успеет совершить герой, если все они требуют сверхусилий? Вон Геракл совершил 12 подвигов. А Прометею Зевс не простил и одного поступка, посчитав его действие проступком. Да и мир не позволит таким героям долго оставаться в живых. Пусть гибнут нахрен! Мир использует героев по назначению, в своих интересах, пуская в расход ради достижения целей. Часто героями пользуются манипуляторы, любящие власть и богатство, но не имеющие сверхспособностей. Можно ли любого Рокфеллера, Сороса и Березовского с Чубайсом считать сверхлюдьми? А они себя таковыми считают, а на людей им насрать. Потому что высоко забрались по социальной пирамиде и там сидят, но ничего геройского не совершили, а из способностей у них только хитрость, подлость, жадность и амбиции при отсутствии совести.
   Но настоящие герои – это те, кто совершает героические поступки, превозмогая собственные слабости или внешние препятствия. Право же, не можем ведь мы представить сверхчеловека, сидящего 12 часов за кассой супермаркета или стоящего возле конвейера! Ему там не место! Это наглое враньё, если кто-то изображает супермена, днём работающего в офисе, а по ночам, спасающим мир. Сверхчеловек должен быть свободным! И прежде всего от всех обязанностей и обязательств, как внешних, так и внутренних. Ну не может он по определению быть семьянином, гражданином, работником. И не будет платить налоги, подчиняться нормам общежития обывателей и законам чинуш. На каком поприще он сможет служить обществу мне трудно представить, и Ницше не мог себе такого представить, потому и отправил Заратустру в горы. Такой человек практически не находит себе места в мире, и должен либо уединяться, либо погибнуть. Допустим, что это свободный художник, странствующий бродяга, зовущий свою душу, философ типа Диогена живущий в бочке, проповедник, нечто летучее как ветер и текучее как вода. Не усидит он на одном месте. А если уж сядет, то будет сидеть как каменный, как Бодхидхарма, по легенде севший в пещере и просидевший в ней 9 лет, вглядываясь в стену пока не достиг просветления. Но идея о сверхчеловеке – это идея о воле и власти, прежде всего над людьми и миром. У Бодхидхармы воля была, а стремления к власти не было, и в таком виде он уже относится к другому разряду человеков – к человеку духовному.
   А в свете текущих событий, как же вакцинация, изоляция, ограничение всех гражданских свобод во время всемирного карантина и локдауна в отношении сверхчеловека?! А никак! Он пошлёт всё и всех нах! Сверхчеловек не управляем социумом, он направляем только личной волей, а потому он опасен для любого государства и общества, как и любой бунтарь, идейный анархист. Если таковой бы появился (а такие иногда появляются), то им бы воспользовались как Гераклом, а потом отправили на покой, почивать на лаврах, а если бы он не успокоился, то отправили бы в психушку или уничтожили, сделав после смерти памятником. Ведь мы знаем массу подобных примеров с героями и бунтарями, которые не были сверхлюдьми.

   Но важно уточнить ещё один момент, даже нюанс. Люди – это люди, а человек… это немного другое, хотя и относится к людям. Люди – это вид биологически-социальных существ с присущими им качествами и поведением, животные, наделённые разумностью – искрой самосознания. Человек – не только единичная особь из массы людей, арифметическая единица, штучный экземпляр, вещь. Мол, каждый человек, взятый сам по себе – это человек, а если взять несколько человек, то это уже люди. Так тоже. Но не только в количестве разница и не ради счёта и фигуры речи существует различие. Что есть отдельный человек? Это наличие в нём «эго» или «самости». То есть, человек настолько и постольку человек, насколько имеется в нём личной силы, воли, желания, насколько он отделён от остальных людей силой «эго». Люди – это масса, а человек – это индивидуальность и личность. Чтобы стать человеком нужно изъять себя из общей массы, из толпы себе подобных, из среднеарифметического и среднестатистического, выделиться, быть обособленным, и в такой способ почувствовать себя особенным. Вначале отделиться, разотождествиться с «МЫ» и стать «Ты не такой как все». Да, это эгоизм. Но именно эгоизм и превращает животных в людей и в человека. Правда, существуют различные стадии, градации в проявлениях эгоизма: пещерный или животный эгоизм, детский, эгоизм собственника и альтруистический, культурный или контролируемый эгоизм, здравомыслящий, здоровый эгоизм и даже некоторые формы «духовного» эгоизма. Человек – это «эго». Так что нечего стесняться, стыдиться, прятаться, а честно себе в этом признаемся. Потому что это факт. И вся человеческая история является тому подтверждением.
   Тогда ещё раз – кто такой сверхчеловек? Это тот, кто освободился от «эго» или тот, кто развил в себе «супер-эго»?
   Я отвечу так: «сверхчеловек – это супер- эго», а человек, освободившийся от «эго» - это всё ещё человек, но уже духовный, божий человек, проще – святой.
   Так кого же имел в виду Ницше, рисуя в своём воображении образ сверхчеловека? Некоего нового героя, титана, бунтаря, бросающего вызов людской толпе и богам? Да. Но тогда это одно. Тогда – это идеал бунтаря, разрушителя, который попирая и разрушая любые рамки и условности, все связи с людьми покидает мир, становясь отшельником в горах или пустыне. И какие же подвиги совершает в своём одиночестве герой никому неизвестно. Наверное, аскезы и подвиги духа. Мы можем только догадываться. Ему ведь никто не нужен, но и он никому не нужен. И если бы сам Ницше не прокричал с горной вершины свою боль и свой ужас, то никто бы и не узнал о его муке. Но он чертовски талантливо преподнёс свой крик, превратив в песнь о Заратустре! И песнь получилась прекрасной, вдохновенной и глубокой, несмотря на то, что исходила из глубин отчаяния. Песнь Заратустры была криком Ницше, его зовом к человечеству и вызовом человечеству. Впрочем, как были криками тёмной души, взывающей о свете, и остальные его тексты.
   Но таких сверхлюдей, действительно, единицы. Не многие из бунтарей успевают дойти до сверкающей цели и уйти от карающей руки государства, мстительных сородичей и от Кармы, большинство из их меньшинства погибают в процессе борьбы, в расцвете сил, молодыми. Но тех, кто не погиб в борьбе с социумом сразу же, настигают беды и болезни, и тогда они сгорают на своём пути к «сверхчеловеку», как и вполне обычные люди. Сам Ницше ярчайший тому пример. Был ли он сверхчеловеком или только хотел бы им стать, смочь, вопрос дискуссионный, но он точно прослыл и был певцом идеала. Вполне смахивающим на идола.
   Ведь даже сверхспособности, какими бы необычными, чудесными не казались людям, это проявление человеческих возможностей, всё то же раскрытие человеческого потенциала, возможно, бесконечного. Но всё буде зависеть от Луча – Воли Бога. И как бы не был огромен человеческий диапазон возможностей, но всё равно это «человеческое, слишком человеческое».
   Да и духовного человека мы не перестаём считать человеком пока он в человеческой форме и не потерял способность находиться в человеческом сознании и общаться человеческим языком, даже пусть в нём «эго» заменено на «дар божий» или «дух божий», не так ли? Ведь Богочеловек - это же не то же самое, что и сверхчеловек?
   Ну даже сможет кто-то не дышать, не принимать пищу, питаясь более тонкими энергиями, действовать при помощи мысли, укротить страсти, но человеческая форма и структура ведь сохранятся. Снова и снова, несмотря на все происходящие трансформации, ты будешь возвращаться в тело, в сознание, в мир людей и обретать «эго». Если же вдруг произойдёт эволюционный скачок вместо равномерно поступательного движения по спирали, то тогда речь будет идти уже не о человеческом виде, и вестись она будет не нами.
   А пока мы всё ещё люди и человеки, и ничто человеческое нам не чуждо, то мы вынуждены вращаться в человеческой сфере и вмещаться в человеческий шаблон. Правда, периодически некоторая масса людей, носители пещерного эгоизма, вместо скачка на другой уровень скачут на одном месте, чтобы казаться в своих глазах «сверхлюдьми» и убедить других в этом, скандируя речёвки, типа «хто не скаче, той москаль». Например, недочеловеки и недоросли на Украине, в надежде, что их причислят к арийцам. Но выше чем полицаями-карателями им не стать. А ведь это толпа недоумков, они не доросли даже до человеческого уровня. Так что неизвестно, кого и куда заведёт путь к сверхчеловеку, погоня за званием «крутой перец» или стремление к идеалу. Вот Ницше пришёл к сумасшествию.


Рецензии