Смекайло в Лотарингии. Анонс
...И вот подошло время прощаться... Друзья решили проводить возвращающегося на Русь богатыря Смекайлу до германской границы.
А на польской границе у него была назначена в корчме встреча с двойным агентом Долгоносиком Олевичем, который должен был переправить его дальше беспроблемно. А заодно передать какой-то непарный лист какой-то Радзивиловской летописи...
И вот скачут... вернее, медленно едут Смекайло, Панург и Трибуле по Лотарингии.
И опять зашел разговор о том, что пьют на святой Руси. И к каким именно напиткам возвращается Смекайло, получивший образование в Парижском университете...
- Наша земля, - сказал Смекайло, - славится, напомню, следующими напитками: живая вода, сыта, березовица, вино, мед, квас, сикера и ол. Грань между алкогольными и безалкогольными напитками весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сыта - смесь воды и меда, да и последняя может забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица - березовый сок - может быть простой и пьяной. То же самое относится и к квасу...
- А вино? - забеспокоился Панург как истинный француз.
- На радость нам дано, - буркнул Трибуле.
- Вино стало известно на Руси с IX века, а после принятия христианства, в конце X века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Нужно сказать, что ввозимое из-за границы красное ритуальное вино градусов восемь - двенадцать ещё разбавлялось перед употреблением водой в два раза согласно греческой традиции.
- Да что это за водичка... - Панург осмотрел Смекайлу. - Хорошо, что у тебя на поясе фляга с нашим коньяком...
- А вот мед как алкогольный напиток более всего распространен у нас в лесистой части. Расцвет медоварения связан с сокращением привоза греческого красного церковного вина типа вашего кагора вследствие начала вторжения Великих Тартар, а затем упадка и крушения Византийской империи. Торговая стоимость одного литра ставленного меда доходит до 4 рублей. Кстати, крепость меда довольно высока, что-то около пятнадцати - семнадцати градусов, и опьяняющее воздействие - сильное. Однако пили на Святой Руси, по свидетельству князя Владимира Мономаха, не для того, чтобы напиться до положения риз, а лишь для повышения настроения и общего увеселения...
- А сейчас как пьют?
- Сикера и ол были хмельными напитками, приготовляемыми по технологии, близкой к медо- и пивоварению. Интересно, что в названии опьяняющего напитка сикеры присутствует одна и та же смысловая нагрузка, что и в названии боевого топора - секиры: "то, что способно отсечь голову от тулова".
- А вот купец Индюк говорил про какой-то "жидкий хлеб"...
- Так у нас называют брагу, пиво и их разновидности: пивной квас, жидкое пиво, твореное пиво, суслану, полпивцо с хмелем или солодом, бравнду, ол и тому подобное...
Разговаривая таким образом, друзья увлеклись и в основном доверили дорогу лошадям...
Между тем день клонился к ночи, дорога почти исчезла, а потом... всадники вообще потеряли тропу, оказавшись в лесу. И, наконец, окончательно заблудились...
Время было осеннее. Лес, состоящий исключительно почти из высоких мрачных сосен, казался диким, непроходимым.
Пока светил месяц, то кое-как ещё можно было ехать, но когда он зашел за тучу, то продолжать путь оказалось почти невозможным...
Свидетельство о публикации №221091900896