Милан. 4, Собор Дуомо
Это всемирно известная четвертая по величине церковь в мире и является символом Милана.
Наконец, мы на площади. Нашему взору представилась панорама абсолютно правильной по форме площади. В центре площади на пьедестале – конная статуя короля Витторио-Эмануэле II- объединителя Италии, именем которого названы галерея, о которой я расскажу ниже, и проспект.
Монумент возведен в 1896 году скульптор Эрколе Роза, и примечателен он не столько пафосными барельефами, изображающими вступление пьемонтцев и французов в освобожденный от австрияков Милан, сколько удивительной чистотой.
Но цель наша –Кафедральнй Собор, который выделяется своей необычностью, своей красотой.
Миланский собор провоцирует на эпитеты в сильно превосходной степени. Грандиозный, ошеломляющий, великолепный. Срок для его строительства потребовался не менее впечатляющий: шесть веков. Первый камень заложил 23 мая 1386 года архиепископ Антонио ди Салуццо.
Строить при этом решили не из красного обожженного кирпича (как было прежде принято в Милане), а из ценнейшего кандолийского мрамора.
Добывался этот мрамор в карьерах у Лаго-Маджоре, на земле владетельного герцога Джан-Галеаццо Висконти, и возили его до стройплощадки по специально прорытым каналам.
На благое дело герцог предоставил мрамор бесплатно, за что отказаться от вознаграждения предложено было и всем строительным рабочим. А на грузах, предназначавшихся для собора, писались буквы "A.U.F."- аббревиатура итальянского выражения, то есть "для строительства", что освобождало ввозимый товар от всех податей. С тех пор в Милане появилось выражение "a ufo", что означает "бесплатно" или "на халяву".
На том месте, где стали возводить Дуомо, в доисторические времена стояло кельтское святилище, при римлянах храм Минервы, потом церковь Санта-Текла, построенная в IV веке и разрушенная в VI, а с VII века - церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать место для собора.
Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал все же итальянец - Симоне де Орсениго.
В течение 100 лет на посту главного архитектора сменяли друг друга немцы и итальянцы, пока в 1470 году собором не занялся Джунифорте Солари. Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо, а те предложили разбавить готику более современными ренессансными элементами, в результате чего появился восьмиугольный в основании купол.
В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 году - после того как его торжественно открыл святой Карл Борромеи (который очень активно участвовал в работах и даже лично выбрал архитектора Пеллегрино Пеллегрини для проектирования пола и хоров Дуомо.
Фасад Дуомо, как то бывало с готическими храмами, был доделан позже всего: затянувшиеся работы начал подгонять только Наполеон, который вбил себе в голову, что регалии короля Италии он должен получить именно в Миланском кафедральном соборе. Хотя и после коронации работы над Дуомо не закончились: еще полтора века шла отделка интерьера, изготавливались по оригинальным рисункам XV века недостающие витражи и отливались бронзовые двери (последнюю дверь навесили в 1965-м).
Как и все прочие готические церкви, Миланский собор украшен многими сотнями (а точнее, даже тысячами) скульптур, как снаружи, так и внутри. Самая примечательная статуя из тех, что украшают интерьер собора, - изображение святого Варфоломея.
Эта статуя стоит в южном поперечном нефе. Статуя Святого Варфоломея (1562) – одна из достопримечательностей Миланского Дуомо. Она изображает христианского мученика, покровителя рыбаков, которого за веру опустили в кипяток, а потом содрали с живого всю кожу.
Итальянский скульптор изваял Варфоломея без кожи: в одной руке он держит кожу со своей кисти, с его левого плеча свисает кожа с его ноги, а позади висит скальп. Находится статуя в южном трансепте храма. Этот образец анатомии человека настолько совершенен, что автор, гордясь самим собой, написал на постаменте: "Не Пракситель создал меня, а Марко д’Аграте".
Еще имеется надгробие благородного кондотьера Джан-Джакомо Медичи (1497-1556), которое долгое время приписывали Микеланджело, но в конце концов было атрибутировано Леоне Леони.
Этот Джан-Джакомо (дальний родственник тех Медичи, что во Флоренции) терроризировал все окрестности озера Комо по собственной инициативе, потом нанялся к Карлу V, а в конце концов дослужился до титула маркиза Меленьянского и был похоронен в кафедральном соборе. Ему, между прочим, очень повезло: в конце XVI века святой Карл Борромеи вычистил из Дуомо большинство захоронений (мотивировав это соображениями гигиены).
Живописны и входные ворота Собора. Центральный портал датируется XVII веком, а роскошные ворота работы скульптора Польяги созданы в 1908 г. Главный портал носит название "Житие Девы Марии".
На дверях приведены картины из жизни Девы Марии.
Вообще очень красиво оформлен интерьер Собора с его скульптурами, изумительным мраморным полом прекрасными красочными витражами, самыми крупными в Италии, двумя органами. состоящими из 13200 труб и 180 регистров.
В мраморном полу XVI века воплотились фантазии Пеллегрино Тибальди. Плиты белого мрамора из Кандольи инкрустированы затейливыми барочными узорами из красного и чёрного мрамора, привезённого из Тессина и Варенны. Строительная мастерская собора регулярно проводит реставрацию, следя за сохранением рисунка узоров.
В Миланском соборе находится один из гвоздей, которыми по преданию прибили к кресту Иисуса Христа. Всего в истории встречалось три гвоздя. Все они были найдены святой Еленой, которая передала их своему сыну, императоруКонстантину.
Первый гвоздь был брошен в море, чтобы усмирить стихию, второй находится в соборе в Монце, третьим крепилась подкова на Константиновой лошади. Последний гвоздь потерялся на некоторое время, а потом его нашел святой Амвросий в одной из кузен, выкупил за небольшую плату и положил в драгоценную дарохранительницу. Для нее специально была оставлена ниша в апсиде при возведении собора. Гвоздь можно увидеть всего два дня в году, в другие дни вместо него на стене виден лишь красный луч.
Чтобы достать сам гвоздь, используется специальное устройство, изобретенное еще Леонардо, при помощи которого миланский епископ взбирается к нише.
За те полтора часа, которые были отведены на осмотр Собора много посмотреть и сфотографировать не удалось. К тому же это был первый день после бессонной ночи в самолете, и не все запомнилось. После осмотра Собора нам был дан небольшой перерыв, после чего мы направились в галерею Виктора Эммануила
Свидетельство о публикации №221092001062