Записки линейного пилота. Пальма

   
Детство короткая пора

    Детство, увы, короткая пора.
Для большинства - это счастливейший, невинный и самый чистый период в жизни.

Это пора развития человека, когда он познаёт окружающий мир, усваивает культуру своего общества.

В детстве закладывается характер, отношение к себе и окружающему миру, формируется личность.
Детское счастье, когда воспитывают в добре и любви.

 Libri amici, libri magistri - Книги друзья, книги учителя, - гласит латинская поговорка

    С юных лет я любил много читать.
По началу читал всё подряд, почти без разбора, но, всё же, отдавал предпочтение книгам о природе и животном мире.

С большим интересом читал историческую, приключенческую, научно-популярную литературу, книги писателей натуралистов, но, книги о лётчиках для меня были всегда в приоритете.

В память об отце, прошедшим всю Великую Отечественную Войну, но, погибшем уже в мирное время в авиакатастрофе на самолёте Ли-2, я тоже стал лётчиком и счастлив этим.

    Наша семья жила недалеко от железной дороги, в просторном частном доме, построенным отцом.

Для меня и моих сверстников, железнодорожная магистраль, рядом с которой мы жили, являлась местом игр, созерцаний, мечтаний, познаний,
местом развлечений, порой и очень опасных.
   
Мы с интересом наблюдали за движением грузовых составов с техникой, в том числе и военной.

По надписям на вагонах пассажирских составов изучали географию нашей обширной страны.


Самовоспитание смелости и храбрости

    Будучи школьником, я со сверстниками часто проводил время у железной дороги,

Мы с риском для жизни ложились между рельсами под поезда, правда, отваживались на это только я и мой друг Вовка.

Конечно, это было из-за детской глупости, а было нам всего-то по  9 - 10 лет.

    Мы проскакивали между колёс вагонов медленно движущегося состава, рискуя быть перерезаннами колёсами.

Забирались на подножки вагонов, ехали до нужного нам места, а затем, когда поезд начинал набирать скорость, спрыгивали с них, рискуя попасть под колёса и сломать себе шею.

    Однажды, мой друг Вовка спас мне жизнь, когда я неудачно спрыгнув с подножки вагона, споткнулся, и сделал кульбит в воздухе.

Моя нога неминуемо угодила бы под колесо, если бы не он, спрыгнувший секундой раньше.
Вовка успел отбросить ногу в сторону от вагона.

    Все эти поступки мы совершали не ради лайков и дешёвой славы, как теперь принято у юных и молодых.
У нас не принято было хвалиться нашими подвигами.

В нас с раннего детства воспитывали скромность.
Таким, как нам тогда казалось верным способом, мы воспитывали в себе смелость, храбрость и мужество - качества характера, необходимые всем лётчикам.


Пальма

    Приближался тяжелогружёный товарный состав, это слышно было по характерному гулу и перестуку колёс.
Мы уже умели это определять.

    Вдруг, перед поездом появилась маленькая молодая и неопытная дворняжка, решившая перебежать линии путей.
Мы замерли, испугавшись за неё.

Собачка попала под тепловоз, но её не сбило из-за маленьких размеров.
Она в страхе заметалась под ним и, в результате, её левая задняя лапка попала под колесо.

    Наконец, длинный состав прошёл и мы кинулись к собачке, а она, бедная, дрожала от перенесённого страха и скулила от боли.

Погладив её, немного успокоили и пожалели, но никто из пацанов не решился взять её домой.


Сострадание

    Я взял.
Принёс домой. Бабушка и мать были против, но, я уговорил их и оставил собачку для выхаживания.

Начал её лечить: каждый день обрабатывал рану и усиленно кормил.
Дал ей кличку Пальма.

Пальма быстро сорвала неумело наложенную мной повязку и стала сама себя лечить, зализывая рану.

    Бабушка посоветовала мне больше не накладывать повязку потому, что собака и сама себя вылечит, зализывая рану.

Так и произошло. Через пару недель Пальма уже потихоньку начала ходить на 3-х лапках.

    Мать всё сильнее стала ворчать на меня, требуя, чтобы я выгнал вылеченную собаку, я не соглашался.

Пальма всё слышала и по её глазам было видно, что всё понимала.
 
Она виновато и жалобно опускала глаза.
Умная собачка очень привязалась ко мне, а я к ней.

    Наступило 1-е сентября и я вновь пошёл в школу.
Теперь из-за учёбы, я был вынужден меньше уделять ей времени и внимания.

Пальма терпеливо ждала меня из школы, чуяла моё приближение издалека и радостно повизгивая, ковыляла ко мне, лизала мне и лицо, и руки.
Она ещё не привыкла обходиться без одной лапы.

Поскольку я много читал различной литературы, в том числе и медицинской, то знал, что собакам, как и людям делают протезы и уже начал обдумывать как его сделать самостоятельно.


Бессердечие

    Но, вот, однажды, придя из школы домой, я не застал Пальмы.
Спрашивал и у бабушки, и у матери, - где Пальма? 
Они дружно отвечали, что ушла, дескать, сама к прежним хозяевам.

Я не поверил, зная негативное отношение матери к собаке.

    Выгнала она её, подумал я, а умная собака не стала возвращаться.

Вот, так я впервые столкнулсяся бессердечием.

Моя мать была очень эгоистичным, жёстким, а, порой и жестоким человеком.

А, когда у неё бывало плохое настроение, то она часто наказывала меня за любую провинность: испачканную в играх на улице одежду, мокрые сапоги, которыми мы с мальчишками нечаянно черпали воду, измеряя весной глубину луж - за любую мелочь.

    Наказывая, она даже заставляла меня вставать коленями на горох в угол лестничной площадки между этажами.

Попробуйте в качестве эксперимента постоять голыми коленями на сухом горохе, хотя бы секунд 20 и, тогда поймёте, что это за "удовольствие", а я выстаивал минут по 10.

    Причём, делала она это специально, чтобы видели соседи. Ей, видимо, доставляло удовольствие истязать не только физически, но и морально.

Соседи, жалея меня, уговаривали мать прекратить истязание, но, она отвечала: "Не ваше дело. Мой сын, что хочу с ним, то и делаю".

Но, под напором соседей, всё же сдавалась и удовлетворённая, прекращала наказание.

   Безусловно, методы воспитания у моей матери были жестокими, но, всё же, она приучила меня: к дисциплине, порядку, пунктуальности, ответственности,  исполнительности и обязательности, что в последствии, пригодилось мне в лётной работе.   

    Отец, здоровый и сильный мужик, спокойно вращавший в вертикальной плоскости вёдра, всклень наполненные водой, при этом, не проливая ни капли, боялся её как огня.

Как мне рассказывала моя любимая тётушка Зоя, родная сестра отца, мать, когда входила в состояние амока, могла ударить чем угодно, даже топором.

    Я очень долго и сильно переживал за искалеченную собаку, выгнанную на улицу бессердечной и бездушной матерью.
 

Вместо эпилога

    Став взрослым мужиком, пилотом, облетавшим полмира, несмотря на все коллизии и перипетии встречавшиеся в моёй жизни и опасности, связанные с лётной работой, я, тем не менее, не очерствел сердцем, не обнищал душой, не ожесточился, лишь, закалил свой характер.

    И, это всё:  благодаря воспитательному значению множества прочитанных мною произведений классиков родной и мировой литературы.

Благодаря воспитанию в Советской школе.

Благодаря замечательным, человечным и добрым книгам о природе, о животных, об истории, археологии, науке и не только.

Благодаря, конечно, и добрым, и честным, и благородным людям, встречавшимся на моём жизненном пути.

Да и с генами, полученными мной от предков, я, вероятно, тоже получил, а затем и развил в себе все положительные качества характера.

Я состоялся как Человек!   

20.09.21.


Рецензии
Добрый день, Сергей. Даже не знаю что и сказать: с одной стороны милосердие, а с другой нелюбовь. Детство - самое светлое и незабываемое время почти у всех. И это непременно связано с воспоминаниями о родителях и бабушках с дедами. А у Вас я этого не почувствовала, скорее наоборот. А, узнав о ваших проделках с поездом, ремень был необходим.) Я бы отлупила, хотя ни разу сына не наказывала ремнём. Очень опасные Ваши состязания в детстве. Спасибо, Сергей, за рассказ, не могла подумать, что мальчишки воспитывают в себе мужество и храбрость таким опасным способом. Сердце сжимается от страха за них. По Вашему резюме вижу, что всё было не зря. С добром и уважением,

Людмила Алексеева 3   15.01.2023 13:19     Заявить о нарушении
День добрый,Людмила.

Спасибо за прочтение.

Мой рассказ, всё же, литературное произведение, а не автобиография, хотя он и автобиографичен.

А, по сему, мне хотелось бы получить отзыв о его литературных достоинствах и недостатках.

Захватывает ли его сюжет?

Трудно или легко рассказ читается, интересен ли он ?

Удалось ли мне отразить динамику событий, переживания ребёнка, жестокость, бессердечие и равнодушие врослых?

Ктати, Вам повезло, что у Вас была таки добрая мама.
Но, не всем так везёт.

У меня есть знакомая, которая испытала в детстве аналогичную жестокость и бессердечие матери.

Мать тоже ставила её коленями на сухой горох и била.

Жестокость, равнодушие и бессердечие в нашем обществе сечас, увы, растут и культивируются сознательно!

И отличаются в этом прежде всего женщины-матери, которые сажают своих детей на цепь словно собак.

В результате вырастают дети Маугли, которые уже никогда не станут
полноценными людьми.

Так называемые "Мамочки" бросают новорождённых в мусорные контейнеры или выбрасывают из окон моногоэтажек.

Эти случаи уже не единичны и я думаю, что они Вам известны.

Примером женской жестокости и садизма может служить Да́рья Никола́евна Салтыко́ва по прозвищу Салтычи́ха и «Людое́дка» — русская богатая помещица, позже вошедшая в историю как изощрённая садистка и серийная убийца, в отношении которой было доказано убийство 38 подвластных ей крепостных крестьян.

Но, это уже и социальное, и психотерапевтическое явление...

Людмила, чтобы у Вас сложилось более полное представление о бо мне, рекомендую прочесть и другие мои рассказы.

Они, в большинстве своём написаны с лёгким юмором и не все автобиографичны.

Кстати, Ваши миниатюры мне понравились.

Желаю здоровья,оптимизма и успехов в творчестве.

Приглашаю Вас на портал Стихи.ру Сергей Разживин 3, где я публикую свои стихи.

С уважением и вниманием Сергей.

Сергей Разживин   27.01.2023 13:55   Заявить о нарушении
Сергей, добрый день. Однозначно - произведение сильно написано, душа отозвалась где несогласием, где жалостью и сочувствием. Я не пишу рецензии, а высказываю свои читательские впечатления. К Вам обязательно зайду. А вы щедры на рецензии?)) С добром и уважением

Людмила Алексеева 3   27.01.2023 15:18   Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила.
С уважением и добром...

Сергей Разживин   14.04.2023 23:24   Заявить о нарушении
Спасибо Людмила за Ваши рассказы.

Прочитанные мной рассказы просты жизненны, но полны философского смысла, добра и любви к братьям нашим меньшим.
В них и печаль, и альтруизм.

На рецензии я, увы, не очень щедр.
Меня надо сильно"задеть за живое живое", сюжетом, вот тогда расщедрюсь по полной.

Подскажите мне что прочесть.
Уверен, что такие произведения у Вас есть.

А пока рекомендую прочесть свой рассказ под названием "Собаки".
Он натуралистичен и реалистичен.

В нём затронуты проблемы отношения человека и животных, попутно узнаете когда, как и где погиб Антуан Де Сент Экзюпери - легендарный французский лётчик, философ, писатель и эссеист.

В других рассказах.
узнаете много нового о лётчиках и авиации, и критических ситуациях в воздухе.

С уважением и симпатией.

Сергей Разживин   03.07.2023 00:17   Заявить о нарушении