Россия в Семилетней войне. Часть 21

Глава XII.
Память

Отдельного памятника победителю Фридриха II Петру Семёновичу Салтыкову нет. Но он, вместе со своим главным помощником в битве при Кунерсдорфе – Петром Александровичем Румянцевым – изображён на нижнем ярусе знаменитого монумента «Памятник Тысячелетию России», созданного Михаилом Осиповичем Микешиным (1835–1896) в 1862 году.
Зато в Санкт-Петербурге – столице Российской империи, в том числе и в эпоху Семилетней войны – есть два памятника Румянцеву.
В 1799 году на Марсовом поле был открыт Румянцевский обелиск, созданный итальянским архитектором Винченцо Бренна (1747–1820). Вначале он был на том месте, где сейчас стоит памятник Александру Васильевичу Суворову, в 1801 году его перенесли поближе к Мраморному дворцу. С 1818 года Румянцевский обелиск находится на Васильевском острове, между Академией Художеств и Меншиковским дворцом. В 1866–1867 гг. обелиск был окружён Румянцевским садом.
Фигура Петра Александровича Румянцева есть среди тех, кто изображён вокруг пьедестала памятника Екатерине II на площади Островского, созданного также М. О. Микешиным в 1873 году.
И наконец в Санкт-Петербурге есть ещё один необычный памятник победителям при Кунерсдорфе. Имя ему – шедевры высокого барокко, в первую очередь – дворцы великого Франческого Бартоломео Растрелли (1700–1771).
Блистательный Санкт-Петербург – один из прекраснейших городов мира – был создан, во многом, четырьмя великими итальянскими архитекторами, каждый из которых был не только ярким представителем того или иного художественного стиля, но и современником очень важных событий русской истории.
Наш город родился при Петре I в результате победы над шведским королём Карлом XII, первым его стилем было суровое петровское барокко, а самым ярким представителем этого стиля – Доменико Трезини (1670–1734).
Он стал блистательным Санкт-Петербургом, подлинной столицей новой России в царствование дочери Петра I Елизаветы Петровны, при которой и была одержана победа над Фридрихом II. Cтилем этого нового блистательного города стало высокое барокко, в первую очередь творения Франческо Бартоломео Растрелли.
Город на Неве приобрёл воспетый Пушкиным «строгий, стройный вид» при Екатерине II, когда кунерсдорфские победители сокрушили Османскую империю и Речь Посполитую. Этой эпохе соответствует новый стиль – классицизм, особенно – работы Джакомо Кваренги (1744–1817).
И наконец центр нашего города обрёл, за некоторыми исключениями, современный нам облик после победы над Наполеоном в 1814 году. То была эпоха стиля ампир и Карло Росси (1775–1849).
Итак, четыре эпохи в истории России в целом и Санкт-Петербурга в частности, четыре архитектурных стиля, четыре великих итальянских архитектора. Высокое барокко и шедевры Растрелли – современники победы над Фридрихом II. Их вполне можно считать памятником кунерсдорфским победителям, «тем, кто в штыки поднимался как один, тем, кто брал Берлин».

Литература:

1. Архенгольц Иоганн Вильгельм фон. История Семилетней войны. – М.: АСТ, 2001.
2. Валишевский Казимир. Елизавета Петровна. Дочь Петра Великого. – М: АСТ, 2019.
3. Кагарлицкий Борис Юльевич. От империй к империализму. Государство и возникновение буржуазной цивилизации. – М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010.
4. Керсновский Антон Антононович. История русской армии. 1700–1881. – Смоленск: Русич, 2004.
5. Махов Сергей. Славной битве даже шторм не помеха. 3 мая 2020 года. warsport.ru
6. Ненахов Юрий Юрьевич. Войны и кампании Фридриха Великого. – Минск: Харвест, 2002.
7. Рамбо Альфред. Русские и пруссаки: История Семилетней войны. – М.: Воениздат, 2004.
8. Фрейзер Дэвид. Фридрих Великий. – М.: АСТ, 2003.

Уважаемые читатели! Если вам понравилось, вы можете поддержать автора, переслав любую денежную сумму на карту 4276 5501 0691 5856 (Сбербанк) или  2200 2407 8217 0274 (ВТБ). Автор очень надеется на вашу поддержку.


Рецензии