078 Гражданская война в Индонезии

Индонезийская революция

В 1950 г., после подписания мирного договора с Голландией, все индонезийские острова воссоединились в одно неделимое государство Республика Индонезия. Президентом его стал Сукарно. Высшим органом власти провозгласили Народный консультативный конгресс.

После обретения независимости в Индонезии была объявлена многопартийность: вышли из подполья старые партии, появились новые. Самой большой оказалась партия Машуми, в которую собрались все мусульманские организации страны. Второй по численности стала Национальная партия Сукарно. Третьей — Коммунистическая партия Индонезии (КПИ). Всего появилось более 30 партий, которые соперничали и враждовали между собою; в их склоки вмешивались общественные организации и армия. Всё это приводило к социальному хаосу.

Через семь лет метаний между партиями зимой 1957 г. Сукарно вынужденно ввёл в стране т.н. «направляемую демократию», призванную примирить все социальные группы Индонезии. Национализировалась собственность голландских капиталистов. Последнее привело к неожиданному результату: появилась огромная государственная собственность, а вместе с нею и слой управлявших ею государственных служащих — карибов. Они преимущественно были коррупционерами и жуликами, которые быстро приобрели огромное влияние в государстве.

В эти годы президент всё более и более сближался с Китаем и попал под влияние коммунистов-маоистов. Когда в 1963 г. официально провозгласили образование из бывших британских колоний Малайи, Сингапура, Сабаха и Саравака одного независимого государства Федерации Малайзии, Сукарно воспринял это как враждебный акт. В ответ он провозгласил лозунг «Сокрушить Малайзию!». Его поддержал маоистский Китай.

Индонезийские генералы выступили против войны с Малайзией, но вынуждены были готовиться к ней. Коммунисты-маоисты, наоборот, всячески поддерживали Сукарно. Они добились учреждения в Индонезии параллельного с армией народного ополчения и введения в армии института комиссаров, которые должны были политически контролировать офицеров.

С начала 1965 г. по стране стали распространяться слухи о готовящемся военном перевороте. Говорили о неком тайном Совете генералов. Обстановка накалялась.

В конце сентября 1965 г. Сукарно отбыл в Пекин, где оказался в кардиологическом отделении госпиталя. В ночь на 1 октября 1965 г. группа молодых младших офицеров напала на авиационную базу Халим. Там они застигли шестерых высших генералов, включая министра обороны. Один генерал был с пятилетней дочкой. Всех генералов обвинили в заговоре и расстреляли, девочку смертельно ранили.

На следующий день повстанцы захватили Джакарту и объявили по радио, что предупредили заговор Совета генералов. Оставшиеся на свободе генералы среагировали мгновенно. Командование верными войсками принял на себя генерал-майор Хаджи Мухаммед Сухарто. Уже 2 октября заговор был подавлен, а мятежники либо перебиты, либо оказались под арестом.

Но то, что случилось далее, оказалось месяцами кровавой вакханалии. Это даже не гражданская война была, не геноцид, а именно резня: одна часть населения страны тупо истребляла другую. Хотя коммунисты немедленно отмежевались от мятежной молодёжи, в организации заговора огульно обвинили КПИ. Начались массовые аресты и казни. Но не это оказалось самым ужасным.

В дело на стороне армии вмешалась партия Машуми. По всей стране были организованы Исламские комитеты бдительности. Благочестивых мусульман призвали «очистить Индонезию от атеистов»! И началась дикая резня, благо армия уже разоружила коммунистов и «левых». Группы убийц, вооружённых парангами — ножами с острыми длинными лезвиями — по заранее составленным спискам врывались в дома «красных» и вырезали всех семьями — от мала до велика. Трупы стаскивали к дорогам, отрезанные головы на шестах выставляли для всеобщего обозрения… Не отставали от мусульман индусы и буддисты.

Тогда же многими историками было признано, что резня в Индонезии 1965 — 1966 гг. на то время стала самым кровавым событием в истории человечества. Погибли от 800 тыс. до 1 млн человек. Помимо индонезийцев вырезали всю китайскую диаспору. Свыше 2 млн человек оказались в тюрьмах и концентрационных лагерях. Рекорд продержался почти 10 лет, когда грянуло кровавое отделение Бангладеш от Пакистана. Но тогда уже бесчинствовали не фанатики веры, а пакистанские фанатики националисты, желавшие, чтобы вся страна говорила и писала на языке урду.

Сукарно три года оставался президентом без власти, а с 1968 г. оказался под домашним арестом, где и пребывал до своей смерти в 1970 г. Новым президентом Индонезии стал генерал Сухарто. Он благополучно пребывал на этом посту до мая 1998 г.


Рецензии
Спасибо, Виктор! Об ужасах гражданских войн надо вспоминать!!!

Игорь Тычинин   24.09.2021 22:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.