Территория оптимизма на плато Путорана

У российского кинорежиссёра и сценариста Александра  Мельника, погибшего  8 сентября 2021 года около семи часов утра на Большом Иркиндинском водопаде (Китабо-Орон), находящемся в западной части Путоранского заповедника, в 120 км от Норильска, на счету два серьёзных художественных фильма, воспевающих суровую арктическую природу.

Первый фильм «Новая Земля» (2008) снимался в Крыму в Лисьей бухте недалеко от Коктебеля, а второй – «Территория» (2014),  снят в основном на плато Путорана.

А если быть точнее, то съёмки велись с 15 мая — по 31 июля 2011 года на плато Путорана, в августе 2011 и 2012 года  в павильонах в Москве, с 30 марта — по  20 апреля 2012 года на плато Путорана, а с  28 ноября — по  20 декабря 2012 года в бухте Провидения на Чукотке.


Территория - это место, где люди проверяются на прочность. Необозримые пространства, где тундра встречается с ледяными торосами Ледовитого океана. Суровый русский север, не только выживать, но и продуктивно работать в таких условиях способны немногие.

Геолог Илья Чинков одержим идеей найти легендарное золото Территории, а потому собирает команду смельчаков, таких людей, которые готовы поставить на карту все, включая собственные жизни.

«Территория» - это название романа Олега Куваева о геологах середины 50-х годов. По этому роману советский режиссёр Александр Сурин снял в 1978 году фильм с участием  Донатаса Баниониса в главной роли. В прокате в ГДР — немецкое название  Goldsucher In Der Arktis, премьера прошла 13 июня 1980 года.

Александр Мельник создал ремейк, то есть   переделку фильма Александра Сурина, но удачно повторил основные эпизоды советского фильма о тяжёлых поисках, разведке и последовавшем открытии месторождений золота на Чукотке в середине 1950-х годов на обширной Территории управления «Северстроя», но у него главным героем становится ещё и суровая природа Арктики, а ещё переделку отличают мелодии многих популярных когда-то песен, которые обычно пелись у костра или в палатках под шум дождя. В годы молодости мы их пели.

У Александра Мельника получился фильм-символ о людях далёкой советской эпохи, о том времени, когда люди жили мечтой, когда часто глядели на звёзды. В прокате фильм провалился — при бюджете в полмиллиарда рублей собрано было в шесть раз меньше. А мне фильм понравился. Я уверен, что возникнет желание посмотреть ещё не один раз.

В фильме звучит музыка композитора Туомаса Кантелинена, протяжная, тягучая, как далёкое эхо, в неё хорошо вписываются мелодии некогда популярных песен, а заканчивается фильм  песней о тревожной молодости («И снег, и ветер, и звёзд ночной полёт...»),   написанной в 1958 году композитором Александрой Пахмутовой и поэтом Львом Ошаниным для кинофильма Фёдора Филиппова «По ту сторону». 

И только одна из мелодий мне показалась незнакомой. Но у неё глубокий смысл.
Не нужен бродягам дом и уют,
Нужны - океан, земля.
Что звёзды Медведицы им поют,
Не знаем ни ты, ни я.

Мальчишки растут, и лодки растут,
И в море идут кораблём.
Большая Медведица тут как тут
Стоит за твоим рулём.

Велик океан, и земля велика,
Надо бы всё пройти,
Большая Медведица издалека
Желает тебе пути.

А где-то с неба скатилась звезда,
Как будто слеза с лица.
И к детям твоим пришла беда,
Большая Медведица!

Наляжем, друг, на вёсла свои.
Волна, пощади пловца!
Большая Медведица, благослови,
Большая Медведица!

Твёрд капитан и матросы тверды,
Покуда стучат сердца,
Большая Медведица, в путь веди!
Большая Медведица.

Оказывается, это песня композитора Станислава Пожлакова «Баллада о детях Большой Медведицы» из кинофильма 1972 года «Идущие за горизонт».



А ещё в фильме звучит успокаивающая песня Юрия Визбора из далёкого 1962 года, а в это время на экране мы видим, как геолог Баклаков с рюкзаком и во всей амуниции переправляется  вброд через явно студёную реку по грудь в воде.
 .
Спокойно, товарищ, спокойно!
У нас еще все впереди.
Пусть шпилем ночной колокольни
Беда ковыряет в груди.
Не путай конец и кончину,
Рассветы, как прежде, трубят.
Кручина твоя - не причина,
А только ступень для тебя.

По этим истёртым ступеням,
По горю, разлукам, слезам,
Идём, схоронив нетерпенье
В промытых ветрами глазах.
Виденья видали ночные
У паперти северных гор,
Качали мы звёзды лесные
На чёрных глазищах озёр.

Скрипят под ногами ступени:
Мол, прожил - и все стороной.
Скрипят под ногами ступени,
И годы висят за спиной.
И куришь ты все беспокойно,
И тень под ногами лежит,
И зябнет походная койка,
И черная птица кружит.

Спокойно, дружище, спокойно!
И пить нам, и весело петь,
Еще в предстоящие войны
Тебе предстоит уцелеть.
Уже и рассветы проснулись,
Что к жизни тебя возвратят,
Уже изготовлены пули,
Что мимо тебя просвистят.


Фильм «Территория», как и книга, основан на реальных событиях и повествует об открытии грандиозного месторождения золота на Крайнем Северо-Востоке СССР. Режиссёр Александр Мельник отозвался о книге:
«Куваев написал книгу о страсти человека к своему делу, одержимости, связанной с трудом, долгом, честью, достоинством. И о людях, которые ставят работу превыше всего. В хорошем смысле слова — настоящую, большую работу.»


Пересказываю коротко сюжет фильма, используя при этом сведения из Википедии.

1960 год. Крайний Северо-Восток СССР. Географическая привязка -  город  Магадан, посёлок  Певек. После войны стране необходимо золото, но Территория продолжает давать только олово. Управление Территории закрывают. Главный инженер, легендарный Илья Чинков по прозвищу Будда  убеждён, что золото на Территории есть. Он бросает вызов судьбе и за один полевой сезон берётся его найти. Пользуясь абсолютным авторитетом, Чинков организует поиски золота на Территории, несмотря на отсутствие на то прямых указаний руководства и печальную судьбу своего предшественника,  карьеру которого уничтожили из-за того, что золота на Территории найдено не было.

Летом Чинков прибывает на один из участков, где разговаривает с Монголовым о перспективах золотоносности его участка и знакомится с молодым геологом Сергеем Баклаковым, который с энтузиазмом соглашается отправиться в одиночный трёхсоткилометровый маршрут для обследования долины реки Эльгай. Отправившись с минимальным снаряжением, Баклаков после переправы вброд через реку по грудь в воде, заболевает и несколько дней лежит в палатке. Его находит и лечит чукча пастух Кьяе с внучкой Тамарой.

Кстати, Кьяе чует людей по запаху, уважает тех, от кого пахнет потом, и жалеет тех, от кого пахнет деньгами.

На другую реку Чинков ставит своего лучшего промывальщика Куценко, который в одиночку собирает необходимые пробы.

Третья группа участвует в выяснении обстоятельств гибели на реке Лосиной одной из прошлых разведгрупп, а  заодно собирает остатки результатов их изысканий. В ней Жора Апрятин, потомственный геолог с неподходяще интеллигентной для этой местности внешностью,  и Андрей Гурин,  высоко ценящий себя «единичный философ и предпоследний авантюрист», готовый в любой момент покинуть Территорию ради более денежных предложений, любящий всё модное и иностранное и не отказывающий себе во всём этом даже здесь.

Владимир Монголов, первоначально не веривший в золотоносность Территории, смущённый находками своих рабочих, самостоятельно отправляется в маршрут и открывает крупное месторождение киновари, самый распространённый минерал,  содержащий ртуть и имеющий алую окраску, на свежем сколе он напоминает пятна крови..

Осенью Чинков отправляется в Москву, чтобы предъявить в министерстве добытые образцы.

Партия Апрятина едва не гибнет во время сплава к бухте Китобоев по заледенелой реке.

Баклаков получает телеграмму о предсмертном состоянии отца и летит домой, а вернувшись после похорон, пишет отчёт, среди прочего, пытаясь предсказать выходы золотоносных жил на поверхность.

Зиму геологи живут в посёлке, проводят время за написанием отчётов, где с ними, не без желания закрутить роман, общается журналистка из Ленинграда Сергушова.

Ближе к весне геологи отправляются в очередные изыскания. Работа опасная, а жизнь суровая. Единственный исправный самолёт, на котором Баклаков разбрасывал припасы для своей партии, в условиях недостаточной видимости совершает аварийную посадку и не успевает доставить припасы старателям Салахову и Богу Огня, которых Апрятин отправил на поиски, пообещав доставить провизию следующим рейсом. Но самолёт сломался, потом испортилась погода, и они больше недели просидели, голодая, спрятавшись под палаткой на морозе и ветру. Апрятину пришлось просить помощи у Чинкова, и неизбежно получить выговор за нарушение правил заброски старателей.

Сыгравший свадьбу Монголов привёз жену познакомиться с товарищами, назад она поехала на тракторе с трактористом дядей Костей. В пути трактор сломался, а у дяди Кости вследствие давнего фронтового ранения в сердце случился сердечный приступ, и он умер. Женщина осталась одна в ледяной пустыне. Её нашли живой, но это было большим ударом для всего управления, после чего была переписана инструкция для вездеходчиков.

На одной из гор Гурин решает опробовать свои горные лыжи и ломает обе ноги. Баклакову приходится прервать работу и организовать эвакуацию, а для этого нужно преодолеть около 200 километров пешком по снегу, чтобы вызвать вертолёт. С большой удачей уже отчаявшиеся товарищи встречают Кьяе, который помогает доставить Гурина до населённого места, откуда его мог бы забрать вертолёт, правда при этом он насмерть загоняет оленей.

Баклаков вместе с рабочим Седым следуют к месту предполагаемого выхода золота на поверхность. Оставив Седого в палатке, Баклаков идёт к горе один, это занимает у него два дня. Найдя искомую гору, собрав образцы золота из золотоносной жилы и станцевав от радости на льду бухты, он возвращается назад, но Седой крадёт образцы, ранит его из пистолета и убегает в снега. Баклакова находит шедший ему навстречу Апрятин. Где на руках, а где и волоком, Апрятин дотаскивает раненого Баклакова до места, откуда свои могут их заметить и выпускает сигнальную ракету.

Завершается история 12 апреля 1961 года — герои узнаю;т о первом полёте человека в космос.

В Википедии указаны некоторые яркие особенности при съёмках фильма.
Во время зимней и летней экспедиций на плато Путорана вся съёмочная группа не имела возможности пользоваться сотовой связью и Интернетом. В наличии было всего 3 спутниковых телефона.

Условия проживания во время экспедиций были на высоком уровне: тёплые палатки, кухня, бани, стиральные машины и современный туалет.

Во время летней экспедиции на плато Путорана в июне—июле 2011, где группа больше месяца провела в палаточном лагере на 150 человек, она налетала 220 часов вертолётного времени. Вот почему природа Крайнего Севера стала героем фильма «Территория».

В бухту Провидения контейнеровозом из Владивостока было доставлено 115 тонн дерева для строительства декорации «Посёлок геологов».

На плато Путорана находится Путоранский государственный природный заповедник. Территория лагеря патрулировалась вооружённой охраной.

Во время зимней экспедиции (апрель 2012) на плато Путорана группа размещалась по 12 человек в одном палаточном модуле.

В течение 9 дней из-за плохой погоды на съёмочную площадку на плато Путорана не могли долететь даже вертолёты МЧС.

До съёмочной площадки в бухте Провидения (Чукотка) нескольким актёрам пришлось добираться через город Ном (Аляска). Кругосветное путешествие заняло несколько дней.

Производство титров фильма проходило с мая по октябрь 2014 года. Видеоряд построен на материалах, предоставленных Отделом истории геологии ГГМ РАН.

В прокат фильм вышел 16 апреля 2015 года.

Очень органично в текст повествования вошли некоторые пушкинские строки, обращаю на них особое внимание.

Пушкин Александр

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.


Завершить эти записки хочу текстом  «Песни о тревожной молодости». А заодно напомнить, что Песня эта стала неофициальным гимном МЧС России после того, как ведомство в 1994 году возглавил Сергей Шойгу. Слова Льва Ошанина, музыка Александры Пахмутовой.

Забота у нас простая, забота наша такая,
Жила бы страна родная, и нету других забот.
И снег, и ветер, и звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.

 
Пускай нам с тобой обоим беда грозит за бедою,
Но дружбу мою с тобою одна только смерть возьмет.
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.

 
Пока я ходить умею, пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,  я буду идти вперед.
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.

 
Не надобно нам покоя, судьбою счастлив такою.
Ты пламя берешь рукою, дыханьем ломаешь лёд.
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.

 
И так же, как в жизни каждый, любовь ты встретишь однажды,
С тобою, как ты, отважно сквозь бури она пройдет,
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.

 
Не думай, что все пропели, что бури все отгремели,
Готовься к великой цели, а слава тебя найдет.
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.
 


Рецензии
Правильная тема
Это территория бывшей Бьярмии
Я изучаю ее ментальное тело черкз тунгусские,остяцкие,дальневосточные языки

Геннадий Палеолог   21.09.2021 06:33     Заявить о нарушении